|
|
||
Неореализм советского кино
Хотя советский кинематограф никогда не называл себя неореализмом официально, но в 195060-е годы (особенно в эпоху оттепели) возникло направление, близкое итальянскому неореализму по духу. Это кино, где правда жизни важнее пропаганды, а героями становятся обычные люди с их проблемами. Разберём его философию на примерах.
1. Философские основы советского неореализма
А. Правда вместо мифа
- Отказ от лакировки реальности. Вместо счастливых колхозников показ бедности, одиночества, послевоенной разрухи.
- Пример: Баллада о солдате (1959) солдат едет домой не как герой, а как простой отзывчивый парень.
Б. Герой не строитель коммунизма, а маленький человек
- Акцент на личной драме, а не на подвигах для Родины.
- Пример: Человек идёт за солнцем (1961) ребёнок, который просто гуляет по городу, но его глазами показана вся жизнь.
В. Случайность и фатальность
- Жизнь не подчиняется сценарию добро побеждает.
- Пример: Летят журавли (1957) смерть героя без пафоса, а любовь не спасает.
2. Стилистика: как это выглядело
- Натурные съёмки улицы, подворотни, коммуналки вместо павильонов.
- Непрофессиональные актёры например, в Ивановом детстве (1962) Тарковский снял реальных детей-сирот.
- Длинные планы как в Заставе Ильича (1964), где камера следует за героями по Москве.
3. Фильмы-манифесты
Фильм | Режиссер | Суть | Неореалистические приемы |
Когда деревья были большими (1961) | Лев Кулиджанов | Бездомный врун ищет семью | Съёмки в реальных деревнях, импровизация |
Девять дней одного года (1962) | Михал Ромм | Физики, обученные радиацией | Документальность, диалоги без пафоса |
Я шагаю по Москве (1963) | Георгий Данелия | 24 часа из жизни юноши | Город как живой персонаж, лёгкость без морализаторства |
Живёт такой парень (1964) | Василий Шукшин | Шофер с Алтая | Язык, жесты, юмор из народа |
4. Почему это не чистый неореализм?
- Давление цензуры даже в правдивых фильмах требовали оптимистичного финала.
- Нет безысходности в итальянском неореализме герои часто гибнут (как в Похитителях велосипедов), а в советском варианте остаётся намёк на надежду.
- Лиризм даже в грусти есть поэзия (Я шагаю по Москве это всё же романтика, а не социальный протест).
5. Что убило советский неореализм?
- Застой 1970-х власть снова потребовала парадного кино.
- Уход режиссёров в метафору Тарковский, например, перешёл к философской притче (Андрей Рублёв).
Вывод: в чём уникальность?
Это был реализм с человеческим лицом попытка сказать правду в условиях, где правда была опасна. Итальянцы снимали о нищете, французы об абсурде, а советские режиссёры о людях, которые верят, несмотря ни на что.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"