Нестеров Андрей Николаевич
Неореализм советского кино

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

Неореализм советского кино

Хотя советский кинематограф никогда не называл себя неореализмом официально, но в 195060-е годы (особенно в эпоху оттепели) возникло направление, близкое итальянскому неореализму по духу. Это кино, где правда жизни важнее пропаганды, а героями становятся обычные люди с их проблемами. Разберём его философию на примерах.  

1. Философские основы советского неореализма

А. Правда вместо мифа  

- Отказ от лакировки реальности. Вместо счастливых колхозников показ бедности, одиночества, послевоенной разрухи.  

- Пример: Баллада о солдате (1959) солдат едет домой не как герой, а как простой отзывчивый парень.  

Б. Герой не строитель коммунизма, а маленький человек  

- Акцент на личной драме, а не на подвигах для Родины.  

- Пример: Человек идёт за солнцем (1961) ребёнок, который просто гуляет по городу, но его глазами показана вся жизнь.  

В. Случайность и фатальность  

- Жизнь не подчиняется сценарию добро побеждает.  

- Пример: Летят журавли (1957) смерть героя без пафоса, а любовь не спасает.  

2. Стилистика: как это выглядело

  

- Натурные съёмки улицы, подворотни, коммуналки вместо павильонов.  

- Непрофессиональные актёры например, в Ивановом детстве (1962) Тарковский снял реальных детей-сирот.  

- Длинные планы как в Заставе Ильича (1964), где камера следует за героями по Москве.  

3. Фильмы-манифесты

  

  Фильм

Режиссер

Суть

Неореалистические приемы

Когда деревья были большими (1961)

Лев Кулиджанов

Бездомный врун ищет семью

Съёмки в реальных деревнях, импровизация

Девять дней одного года (1962)

Михал Ромм

Физики, обученные радиацией

Документальность, диалоги без пафоса

Я шагаю по Москве (1963)

Георгий Данелия

24 часа из жизни юноши

Город как живой персонаж, лёгкость без морализаторства

Живёт такой парень (1964)

Василий Шукшин

Шофер с Алтая

Язык, жесты, юмор из народа     

4. Почему это не чистый неореализм?

- Давление цензуры даже в правдивых фильмах требовали оптимистичного финала.  

- Нет безысходности в итальянском неореализме герои часто гибнут (как в Похитителях велосипедов), а в советском варианте остаётся намёк на надежду.  

- Лиризм даже в грусти есть поэзия (Я шагаю по Москве это всё же романтика, а не социальный протест).  

5. Что убило советский неореализм?

- Застой 1970-х власть снова потребовала парадного кино.  

- Уход режиссёров в метафору Тарковский, например, перешёл к философской притче (Андрей Рублёв).  

Вывод: в чём уникальность?

Это был реализм с человеческим лицом попытка сказать правду в условиях, где правда была опасна. Итальянцы снимали о нищете, французы об абсурде, а советские режиссёры о людях, которые верят, несмотря ни на что.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"