Нестеров Андрей Николаевич
Онегин и поколение лишних людей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Онегин и поколение лишних людей
  
  Философия Евгения Онегина, главного героя романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин", отражает мировоззрение "лишнего человека" - типичного представителя русской дворянской интеллигенции 1820-1830-х годов. Его взгляды - это смесь разочарования, скепсиса, эгоизма и поиска смысла в жизни, который так и не находится.
  
  Основные черты философии Онегина
  
  1. Разочарование и "русская хандра"
  - Онегин - скептик и циник, пресыщенный светской жизнью.
  - Его охватывает тоска (сплин), несмотря на молодость и богатство.
  - "Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана" - он осознает бессмысленность своего существования.
  
  2. Эгоизм и боязнь ответственности
  - Он отвергает любовь Татьяны, потому что не верит в чувства и боится потерять свободу.
  - Убивает Ленского на дуэли из-за страха перед общественным мнением, а не из-за истинной вражды.
  - "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей" - его циничное отношение к любви.
  
  3. Влияние западного мировоззрения (байронизм)
  - Онегин - русский вариант "байронического героя": разочарованный, одинокий, гордый.
  - Он умён, но его знания поверхностны ("учёный малый, но педант").
  - Читает Адама Смита и Руссо, но эти идеи не делают его счастливым.
  
  4. Неспособность к действию
  - Он мог бы изменить свою жизнь (любовь Татьяны, дружба Ленского, реформы в деревне), но пассивен.
  - В конце романа он понимает, что упустил шанс на счастье, но уже слишком поздно.
  
  Почему Онегин - "лишний человек"?
  - Он умнее и глубже окружающего общества, но не находит применения своим силам.
  - Его парализует рефлексия - он всё анализирует, но ничего не решается изменить.
  - Он жертва своего времени - эпохи после наполеоновских войн, когда многие дворяне чувствовали бесцельность жизни.
  
  Вывод
  Философия Онегина - это кризис личности в эпоху социального застоя. Он не злодей, но и не герой - просто человек, который так и не смог преодолеть свою внутреннюю пустоту. Пушкин показывает, что даже ум и образование не спасают от экзистенциальной тоски, если нет настоящей цели и искренних чувств.
  
  "И мыслит, грустью отуманен:
  Зачем я пулей в грудь не ранен?
  Зачем не хилый я старик?"
  
  Из поколения "онегиных" - разочарованных, рефлексирующих, но безвольных интеллигентов - может выйти разное будущее, в зависимости от того, как они преодолеют (или не преодолеют) свою апатию.
  
  1. Пессимистичный сценарий: "Вечные лишние"
  - Деградация в цинизм - общество заполняют умные, но бесполезные люди, которые лишь критикуют, но ничего не создают.
  - "Бегство от реальности" - одни спиваются, другие погружаются в пустые философствования, третьи становятся вечными "тургеневскими героями" - красиво говорящими, но бездействующими.
  - Культура тотального скепсиса - новое поколение отвергает не только старые идеалы, но и саму возможность идеалов, что ведёт к духовному вакууму.
  
  2. Реалистичный сценарий: Бунт и перерождение
  - Часть "онегиных" пройдёт через кризис и найдёт дело (как Пьер Безухов или даже сам Пушкин).
  - Социальный протест - если таких людей много, их недовольство может вылиться в революционные настроения (как декабристы или народники).
  - Переход от рефлексии к действию - кто-то станет писателем, учёным, реформатором, превратив свою тоску в движущую силу.
  
  3. Оптимистичный сценарий: "Новые романтики"
  - Преодоление эгоизма - как Татьяна Ларина, которая, в отличие от Онегина, находит силу в нравственности.
  - Создание новой культуры - поколение, уставшее от пустоты, рождает искусство, философию или религию, дающую смысл.
  - Отказ от "байронизма" в пользу созидания - вместо вечных жалоб - поиск настоящих ценностей.
  
  Исторические аналогии
  - "Потерянное поколение" (после Первой мировой) - сначала отчаяние (как у Хемингуэя), потом мощная литература и переосмысление жизни.
  - Шестидесятники в СССР - от "стиляг" до диссидентов и реформаторов.
  - Современные "миллениалы" - кризис смысла, но и рост осознанности, экологичного мышления, цифрового творчества.
  
  Что в итоге?
  Поколение Онегиных - это не приговор. Всё зависит от того, сумеет ли оно:
  - превратить рефлексию в действие,
  - найти не личное, а общее дело,
  - не застрять в вечном "а что, если...", а рискнуть и измениться.
  
  Как писал Пушкин:
  "Но грустно думать, что напрасно
  Была нам молодость дана..." Выход - в преодолении этой грусти.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"