Нестеров Андрей Николаевич
Философия творчества Гоголя и Эдгара По

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

Философия творчества Гоголя и Эдгара По: между мистикой, абсурдом и поиском истины

Хотя Гоголь и Эдгар Аллан По жили в разных странах и культурных контекстах, их творчество объединяет глубокая философская основа. Оба писателя исследовали темные стороны человеческой души, границы реальности и роль искусства в познании мира.  

  1. Гоголь: трагикомедия бытия и метафизика зла

  

Ключевые идеи:

  

- Абсурд как основа реальности  

  Гоголь видел мир как хаотичное, часто бессмысленное пространство, где чиновничий бюрократизм ("Ревизор") и мелкие страсти ("Мёртвые души") скрывают пустоту. Это предвосхитило экзистенциализм XX века.  

- Религиозный кризис и покаяние  

  В поздний период ("Выбранные места из переписки с друзьями") Гоголь пытался найти спасение через веру, но его философия осталась трагичной: человек балансирует между грехом и святостью.  

- Мистика и потустороннее  

  В "Вие" и "Портрете" зло не просто суеверие, а метафизическая сила, проникающая в реальность.  

Цитата: 

Скучно жить на этом свете, господа! ("Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем")  

  1. Эдгар По: рациональный мистик и поэт ужаса

  

Ключевые идеи: 

 

- Готический рационализм  

  По сочетал логику детектива ("Убийство на улице Морг") и иррациональный ужас ("Падение дома Ашеров"). Его герои (как Дюпен) пытаются разумом объяснить безумие, но мир часто оказывается страшнее любых теорий.  

- Эстетика смерти и красоты 

  В "Лигейе" и "Вороне" смерть не конец, а переход в иную реальность. По верил, что истинная поэзия рождается на грани ужаса и откровения.  

- Теория единства впечатления  

  В эссе "Философия творчества" По утверждал, что произведение должно создавать одно сильное эмоциональное воздействие (отсюда его короткие, насыщенные рассказы).  

Цитата:  

Смерть прекрасной женщины вне всяких сомнений, самый поэтичный сюжет в мире. (Из эссе "Философия творчества")  

3. Сходства и различия

Критерий

Гоголь

Эдгар По

Отношение к мистике

Зло реально и вторгается в жизнь ("Вий")

Ужас часть человеческой психики ("Сердце-обличитель")

Юмор

Гротескный, почти абсурдный ("Нос")

Мрачная ирония ("Чёрт в ратуше")

Философская основа

Православный экзистенциализм

Рациональный романтизм + готика

Влияние

Достоевский, Кафка

| Бодлер, Лавкрафт

 

4. Вывод: зачем их философия творчества современному человеку?

- Гоголь учит видеть абсурд в повседневности и искать духовный смысл за фасадом обыденности.  

- По показывает, что страх и красота часть познания мира, а логика не всегда спасает от хаоса.  

Если хотите глубже: 

- Гоголь "Шинель" (о маленьком человеке и потере смысла).  

- По "Маска Красной смерти" (о неизбежности рока).  

Оба автора доказывают: искусство не развлечение, а способ понять самые тёмные уголки реальности.

Вот академические и авторитетные источники о философии творчества Гоголя и Эдгара По, которые можно использовать для углублённого изучения темы:

О философии творчества Н.В. Гоголя

  

Книги и монографии:

 

1. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя (М.: Художественная литература, 1988).  

    Анализ гоголевского абсурда, мистики и связи с религиозной философией.  

[Электронная версия в РГБ](https://search.rsl.ru/)  

2. Золотусский И.П. Гоголь (серия ЖЗЛ, 2007).  

    Глава Духовный кризис и Выбранные места о поздней философии Гоголя.  

3. Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст (М.: РГГУ, 2002).  

    О связи творчества Гоголя с европейской философией.  

Статьи: 

 

1. Лотман Ю.М. О Хлестакове (из сборника В школе поэтического слова).  

    О гоголевском гротеске как философском приёме.  

Доступно в [CyberLeninka](https://cyberleninka.ru/)  

2. Есаулов И.А. Апокалипсис Гоголя (журнал Вопросы литературы, 1994, 3).  

    О религиозно-философских мотивах.  

О философии творчества Эдгара По

 

Книги и монографии:

  

1. Baudelaire Ch. Edgar Allan Poe: His Life and Works (1856).  

    Классический анализ По как философа ужаса (Бодлер переводил По на французский).  

[Английский перевод на Archive.org](https://archive.org/)  

2. Lovecraft H.P. Supernatural Horror in Literature (1927).  

    Глава о По как основоположнике психологического хоррора.  

[Текст на The H.P. Lovecraft Archive](https://www.hplovecraft.com/)  

3. Peeples S. The Afterlife of Edgar Allan Poe (2004).  

    О влиянии философии По на позднюю литературу.  

Статьи:

 

1. Fisher B.F. Poe and the Gothic Tradition (в The Cambridge Companion to Edgar Allan Poe, 2002).  

    О связи По с европейской романтической философией.  

[Cambridge Core](https://www.cambridge.org/core/)  

2. Poe E.A. The Philosophy of Composition (1846).  

    Само эссе По о творчестве (его теория единства впечатления).  

 [Текст на Poetry Foundation](https://www.poetryfoundation.org/)  

Сравнительные исследования 

 

1. Fusso S. Designing Dead Souls: An Anatomy of Disorder in Gogol (1993).  

    Параллели между гоголевским и поевским абсурдом.  

2. Кормин Н.А Гоголь и Эдгар По: поэтика мистификации (Филологические науки, 2010, 4).  

    Сравнение приёмов создания ужаса.  

Доступно в [eLibrary.ru](https://elibrary.ru/) (требуется регистрация).  

Где искать?

  

- Бесплатно:  

- CyberLeninka (для русскоязычных статей).  

- Archive.org (старые книги).  

- Платно/университетский доступ:  

- JSTOR, Cambridge Core для англоязычных статей.  

- eLibrary.ru российские академические работы.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"