|
|
||
Сравнительный анализ творчества Говарда Лавкрафта и Роберта Говарда: философия ужаса и героики
Хотя Говард Лавкрафт и Роберт И. Говард были современниками и публиковались в одних журналах (например, Weird Tales), их творчество отражает два противоположных взгляда на мир: космический пессимизм против варварского героизма.
Лавкрафт: космический индифферентизм
- Мир без Бога: Вселенная равнодушна к человеку, а древние боги (Ктулху, Йог-Сотот) лишь слепые силы природы.
Самая милосердная вещь в мире это неспособность человеческого разума связать воедино всё, что в нём есть (Зов Ктулху).
- Наука = ужас: чем глубже познание, тем страшнее реальность (рассказы Тень над Иннсмутом, Цвет из иных миров).
- Источники:
- Joshi S.T. H.P. Lovecraft: The Decline of the West (1990) о пессимизме Лавкрафта.
- Lovecraft H.P. Supernatural Horror in Literature (1927) его взгляд на жанр.
Говард: героический фатализм
- Воля против хаоса: Герои (Конан, Соломон Кейн) борются с тёмными силами, даже если обречены.
Знайте, о принц, что между годами, когда океаны поглотили Атлантиду жил Конан, король-варвар (Феникс на мече).
- Циклы цивилизаций: Варварство сильнее декадентских городов (эссе The Hyborian Age).
- Источники:
- Finn M. Blood and Thunder: The Life and Art of Robert E. Howard (2006).
- Howard R.E. The Tower of the Elephant идея варвар vs. древнее зло.
Тема | Лавкрафт | Говард |
Древние цивилизации | Непостижимые и враждебные (Рльех) | Великие, но павшие (Аквалония) |
Героизм | Бессмыслен (На горах безумия) | Единственный ответ хаосу (Конан-завоеватель) |
Магия | Наука будущего (Ужас Данвича) | Тёмное колдовство (Чёрный камень) |
Смерть | Финал ужаса (Тень из безвременья) | Достойный конец (Короли ночи) |
- Лавкрафт создал миф Ктулху, где человек ничтожная пыль. Его идеи повлияли на:
- Философию (Юджин Такер о космическом ужасе).
- Игры (Bloodborne, Call of Cthulhu).
- Говард определил жанр меча и колдовства. Его тропы живут в:
- Властелине Колец (Толкин читал Говарда).
- Комиксах (Conan the Barbarian).
Лавкрафт:
Мы живём на тихом островке невежества посреди тёмного моря бесконечности, и это не значит, что нам надо плыть далеко (Зов Ктулху).
Говард:
Лучше умереть среди мечей, чем жить на коленях (Королева Чёрного Побережья).
- Лавкрафт:
- Полное собрание в The Complete Fiction (Barnes & Noble, 2011).
- Русские переводы: [Лавкрафт. Полное собрание] www.labirint.ru.
- Говард:
- The Coming of Conan the Cimmerian (Del Rey, 2003).
- Русские издания: [Конан] на Fantlab.
Вывод: Лавкрафт и Говард два полюса фантастики 1930-х. Один показал бессилие человека, другой ярость сопротивления. Оба подходят к теме человек vs. древний ужас, но дают противоположные ответы.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"