Теория и практика дзен-марксизма: между материализмом и мистикой
Введение: парадокс крайнего материализма
Дзен-марксизм - любопытный феномен современной левой мысли, где радикальный материализм неожиданно трансформируется в свою противоположность. Это мировоззрение, возникшее как гипертрофированная версия исторического материализма, на практике демонстрирует все признаки мистического фатализма. В статье исследуются теоретические основания и практические следствия этого явления.
1. Генезис концепции: от Маркса к "материальному богу"
Классический марксизм утверждает первичность материального над идеальным, рассматривая сознание как продукт материальных условий. Однако дзен-марксизм делает следующий шаг:
- Отрицает обратное влияние сознания на материальную реальность
- Абсолютизирует "объективные законы истории"
- Наделяет общественные процессы свойствами мистической предопределенности
Как отмечал философ Славой Жижек, "такой материализм становится своей собственной карикатурой - он начинает напоминать провиденциалистскую теологию, где место Бога занимают 'исторические законы'".
2. Основные принципы дзен-марксизма
1. Абсолютизация объективных процессов:
Общественное развитие понимается как автоматический процесс, где человеческая деятельность не играет существенной роли.
2. Отрицание субъективного фактора:
Роль личности и сознательных действий сводится к нулю. Как иронизировал историк Э.Хобсбаум: "Для дзен-марксиста Ленин был столь же не нужен Октябрьской революции, как конкретный электрон - процессу электролиза".
3. Фетишизация "исторической неизбежности":
Коммунизм понимается не как цель, требующая действий, а как автоматический результат "развития производительных сил".
3. Практические следствия: политика без политики
Дзен-марксизм порождает специфическую практику:
- Пассивное ожидание революции как "естественного процесса"
- Отрицание необходимости организации и агитации
- Критика активизма как "волюнтаризма" и "субъективизма"
Политолог А.Тарасов отмечает: "Это своеобразный 'марксизм для ленивых' - революция произойдет сама, когда 'созреют условия', а до тех пор можно спокойно сидеть на диване".
4. Критика с позиций классического марксизма
1. Игнорирование диалектики объективного и субъективного:
Энгельс писал: "История делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных воль".
Как отмечает социолог И.Валлерстайн: "Когда революция кажется невозможной, люди начинают верить в ее неизбежность".
Заключение: между фатализмом и волюнтаризмом
Дзен-марксизм представляет собой любопытный пример идеологической трансформации, где радикальный материализм через свою крайнюю форму возвращается к мистическому фатализму. Преодоление этого тупика требует возвращения к диалектическому пониманию истории, где объективные процессы взаимодействуют с субъективной деятельностью, а "историческая необходимость" реализуется через сознательные действия людей.
Как писал Антонио Грамши: "Пессимизм разума, оптимизм воли" - возможно, эта формула лучше всего противостоит соблазну дзен-марксистского фатализма.
Литература:
1. Маркс К. "Тезисы о Фейербахе"
2. Энгельс Ф. Письмо к Й. Блоху (21 сентября 1890 г.)
3. Ленин В.И. "Что делать?"
4. Жижек С. "Возвышенный объект идеологии"
5. Валлерстайн И. "После либерализма"
6. Тарасов А. "Революция не всерьёз"
7. Грамши А. "Тюремные тетради"и