Нестеров Андрей Николаевич : другие произведения.

Этот странный Святогор

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Modern Russian poetry and prose. Nesteroff Andry.

Этот странный Святогор

Святогор [А, Рябушкин]
  
   Несомненно, Святогор один из самых загадочных персонажей древнерусского эпоса. Народное русское творчество практически не сохранило о нём сказаний. Не оттого ли слишком много кривотолков в его описании. Например, некоторые исследователи, по большей части филологи, зачислили его в разряд иноземных богатырей неславянского происхождения. Крайне сомнительное заключение.
   По мнению А. Асова, Святогор - полубог (придерживаясь древнегреческой традиции титан), поддерживавший равновесие между Навью и Явью.
   По верованиям славян, Вселенная разделялась на три мира: Правь - царство светлых богов; Навь - царство тёмных богов; Явь - мир людей.
   Следовательно, Святогор был одним из главных персонажей славянской мифологии. Поэтому христианская религия, неуклонно боровшаяся со своей предшественницей, не могла пройти мимо Святогора. Почитание и вообще всякое упоминание о данной персоналии стало считаться ересью. И даже имя его было искажено.
   Откуда же ведёт своё начало Светогор (!), судя по "Звёздной книге Коляды" отец Светогора был верховный бог Род, один из иерархов Прави. По месту рождения в Горах Света он получил своё имя. Имеются ввиду, вероятно, Уральские горы, недаром, недалёко находилась и столица праславян - Аркаим.
   Мощь титана Светогора была настолько велика, что Мать-Сыра-Земля не могла выдержать его. Этот факт подчёркивает сказание о "тяге земной", где сила Светогора, словно ток уходит в землю. По логике вещей, пути передвижения для этого героя оставались только водная и воздушная стихии. Из этого выходит, что Светогор мог быть покровителем мореходов, а если допустить возможность существования архаичных планеров и тепловых шаров, то и древних аэронавтов. Как тут не вспомнить миф об Икаре. А, значит, людей обладавших научными знаниями.
   Если размышлять далее, то Светогор мог быть богом цивилизаций обладавших глубокими научно-техническими познаниями. Например, цивилизация легендарной Атлантиды. То есть Светогор был носителем инновационных технологий. С приходом на Русь православия (не кроется ли в этом - Слава Прави?) всё существовавшее до неё сокровенное знание было объявлено ересью и колдовством. Связь времён и тайного знания прерывается и предаётся забвению. Этот факт отразился и в былинах, христианский богатырь Илья Муромец в прямом и переносном смысле хоронит Светогора.
   Сокровища глубинных знаний человечества, накопленных за тысячелетия, становятся вредными, аполитичными и никому не нужными. Редкие правдоискатели объявляются врагами веры и государства и подлежат тотальному уничтожению.
   Светогор уже Святогор становится просто древним богатырём с неясным происхождением. Второплановым персонажем древнерусской мифологии и всё, что весьма и весьма незаслуженно. Хотя существование этого богатыря косвенно подверждается археологическими исследованиями. Вот что пишет по этому поводу Рыбаков Б. А.: "Ко времени первых столкновений с печенегами относится черниговский боярский курган "Гульбище", в котором нет таких княжеских регалий, как турьи рога, но где с большим почетом похоронен какой-то знатный богатырь. Его вещи огромны, они в полтора раза превышают размеры обычных вещей: меч длиною 126 см (при 96 см однотипного меча); стремена в полтора раза шире стандарта; деревянное ведро для меда с железными обручами достигало 40 см в диаметре (при норме в 25-30 см). Это заставляет вспомнить былинную "чару зелена вина в полтора ведра".
Во славном во городи во Чернигове,
Да у ласкова-ле у князя-ле у Олеговича
Собиралися все его богатыри
И славный богатырь Светогор его...
Былина сложилась, очевидно, в черниговском окружении Олега Святославича, но могла отражать и какие-то более ранние эпические сказания начала X в. Кстати, богатырский курган Гульбище находился на Болдиных горах, рядом со Святой рощей и храмом Ильи, т. е. на древнем языческом ритуальном месте, от чего могло появиться и эпическое имя Святогора."
  
   Данное повествование не претендует на научность и является общими рассуждениями на религиозно-мифологическую тему.
  
   31.05.2006.
  
  
  
  
   При копировании текста ссылка на автора обязательна!
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"