Аннотация: Некоторые несвоевременные размышления о религиях и о путях к Божественному.
"Хоть нет у нас той силы, что играла
В былые дни и небом и землею,
Собой остались мы; сердца героев
Изношены годами и судьбой,
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться."
Из стихотворения "Улисс" английского поэта Альфреда Лорда Теннисона.
(перевод Ильи Манделя)
Религия (лат. religio - 'святыня', 'благочестие'; лат. religare - 'связывать, соединять') - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община. (из Википедии)
Есть немало высказываний разной степени глупости о религии. От удобного квази-смиренного агностицизма некоторой части либеральной интеллигенции, дескать они не отрицают, но и не настаивают на возможности присутствия в этом мире Божественной Воли. Ведь путь приближения к Богу тернист и непредсказуем, а они превыше всего ценят удобство, сытость и комфорт. Поэтому они намертво убеждены, чем страна "комфортнее", тем она, якобы "цивилизованнее".
Решительно сопротивляются всему божественному левые атеисты, якобы она "опиум для народа" и с ее помощью властьпредержащие дурят темный народ, чтобы легче было его эксплуатировать и держать в узде. Ярые адепты современного капитализма, в отличии от своих протестантских предшественников все божественное без лишних разглагольствований попросту отодвигают от себя. Какими бы личинами они не прикрывались, они искренне поклоняются и любят только одного божка - пузатого ненасытного Маммону.
Действительно, подобно всякому социальному инструменту, религию возможно использовать для самых низменных и подлых целей. В том числе и для превращения себе подобных в смиренный "человеческий скот".
Подобно тому, как кухонным ножом удобно нарезать хлеб, помидоры, колбасу и сыр. Но сколько народу полегло в бытовых стычках именно от ранений кухонными ножами! А нож то, он тот же самый! Однако, назначение кухонного ножа нарезать продукты питания, а все остальное - использование его не по назначению, то есть использование во зло. Так и с религиями.
Впрочем, одним из определений современных "цивилизованных" людей могло бы быть и такое: "Разной степени разумности гоминидные существа, стремящиеся всякий доступный им инструмент (зло)употребить как оружие для истребления и порабощения себе подобных." Впрочем, этим люди мало отличаются от животных, которые зубами, клыками, когтями, бивнями и копытами добывают себе пропитание и защищаются от врагов.
Очевидно, что с помощью искажений и двусмысленных комментариев к священными книгам возможно манипулировать простаками, какими вообщем-то все мы так или иначе являемся, ну может быть за редкими исключениями.
Способен ли отдельный человек самостоятельно создать действующую, то есть очевидно позитивно влияющую на его бытие религию (то есть соединяющую с высшими смыслами и божественным) для себя и своих ближних? Я полагаю, что это трудный путь, но это возможно. Для того, чтобы воссоединиться с Богом нужно настойчиво искать этой встречи. И поиски эти проходят как в душе (внутренних пространствах) человека, так и в реальном мире.
Для этого не нужно ничего, кроме бесстрашия и "длинной" воли. Со временем, после многих ошибок и промахов, ищущий Бога без наставника, получает способность быстро распознавать духовные подделки, психо-социальные "капканы" и "петли", которыми ловят людей манипулятивные лидеры разного рода (деструктивных) сект.
Но какие критерии того, что ищущий находится на верном пути? Только некоторые известные мне признаки.
Вокруг такого человека реальность успокаивается, проясняется, сглаживаются и смягчаются бытийные углы, его близкие, животные (и даже растения) хорошо себя чувствуют и не болеют. К такому человеку не вяжутся гопники, и на него не бросаются "злые" собаки. Такие люди особенно тонко любят и понимают красоту и гармонию Природы. И стремяться жить к ней как можно ближе. Встретить случайно такого человека намного более вероятно в глухой деревне, чем в сутолоке и толчее мегаполиса.
Соседи таких индивидов чаще всего не замечают, а порой относятся к ним с полным равнодушием и непониманием, для них они "неинтересны". Современным молодым женщинам детородного возраста такие люди чаще всего кажутся скучными "лохами" и "нищебродами", даже если у них есть все более-менее необходимое для обычной жизни. Даже если такие люди интегрированы в общество, имеют профессию и семью, современное общество не особенно расположено к ним, ведь они для общества странные "уроды", не стремящиеся к стяжанию жизненных благ, власти и денег.
Человек, которому не известны "ландшафты" собственной души - довольно жалкое существо. Эта "ничтожность" проступает на лицах некоторых людей уже после достижения ими сорока и более лет, превращая их позже, к старости в застывшие "маски", на которых запечетлена вся прожитая ими жизнь, со всеми сопутствовавшими ей страстями и жалкими преступлениями. Алчностью, глупостью, похотью и страхом смерти.
Духовное учение, даже самое возвышенное и истинное, но которое становится официальной "собственностью" большинства, неизменно выхолащивается, уплощается и подгоняется под нужды и способности посредственных толкователей, последователей и адептов. А после уже появляются профессиональные посредники между Божественным и человеческим - священники и жрецы. Они же, когда-то обнаруживают, что то, что прежде творило чудеса больше "не работает". И тогда они облекают все в поучительные истории и красивые многозначительные обряды, чтобы подороже "загнать" жаждущей чуда избавления толпе.
Найти сегодня в бесплодных пустынях официальных религий живой, не тронутый порчей оазис, настолько же вероятно, насколько вероятно выиграть несколько миллионов в лотерею. Поэтому, самостоятельный поиск не всегда очевидных путей к Богу и к себе, сегодня открыт каждому из тех, кому это необходимо.
Я полагаю, что не нужно отвергать проверенные веками духовные системы и способы (йога, цигун, суфийские техники) если они помогают и "работают", но и всецело на них полагаться также не надо. Ведь они были созданы совсем для других людей, живших в других социальных, экономических и экологических условиях.
Я уверен, что в будущем "тертонами" нашего времени (тертоны (от тиб. gter - 'клад, сокровище') - в тибетском буддизме: люди, которые находят тайные 'клады' буддийского учения) будут найдены доселе еще неизвестные мощные духовные психотехники, которые будут актуальны для людей 21 века. Их найдут именно те, кто шел своей узкой каменистой тропой над пропастями тоски и отчаяния. Все просто. Чтобы найти, нужно упорно искать.