Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Благородство. Это...?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Через сотню лет после уничтожения сословия "благородных" это понятие вновь актуально, и должно пониматься поистине.


0x01 graphic

Хариты

  
  
   Революционная идеология Нового Времени приучила нас под именем "благородные" понимать кучку зажравшихся, высокомерных, внешне важных бездельников, паразитов, эксплуататоров честной верующей трудовой буржуазии, захвативших власть в городе не по заслугам и личным качествам, а по наследственному праву.
   Отсюда, слово "благородный" зачастую является для нас синонимом слов "родовитый" или "знатный". Мы можем представлять их себе живущими во дворцах, танцующими на балах, служащими в гвардии, etc. Вместе с тем, мы точно уверены, что это не "жиды" и не "жлобы".
  
   Но применимо ли, и справедливо ли это толкование по отношению к истинному Благородству; или оно выражает лишь наше отношение к искажённому изображению такового во плоти мира?
   Ведь, эпитет этот относится, прежде всего, к лицу, и в буквальном прочтении Благородный значит Рождённый от Блага. При этом ясно, что речь идёт не о биологическом рождении, но - о рождении лица, личности. Соответственно, мы не наблюдаем факта или процесса рождения, но УЗНАЁМ Благородного, встречаясь с ним лицом к лицу, благодаря своему Добру, создающему очи почитания Блага.
   В таком понимании, "благородный", необязательно (!), но противопоставляется другому лицу, только "дурнорождённому" или "злорождённому".
   И этим всё сказано, в части постижимого умом, - поскольку данное определение ведёт к вопросу: "что есть Благо?". А на этот вопрос нет разумного ответа, ибо, произнося "Благо-родный", мы под "благом" разумеем не приобретения и удовольствия "мира сего" (?!). В противном случае "рождённый от блага" могло бы прочитываться как "рождённый из компьютерной игры", например.
   Вольно или невольно, но, говоря о Благородстве и Благородных, мы интуитивно или прямо разумеем Благо, присутствующее в слове "Благодать", употребимом в церковной жизни. То самое заповедное Благо, которое запрещено познавать умом, и которое получается только Свыше, или от Бога.
   В Православии для обозначения Благодати использовано древнегреческое слово "Харис", которым обозначалось всё Прекрасное, и от которого получили своё имя богини Хариты, или Грации, на латыни.
   Последнее даёт нам сведение о феномене благородства. Благородный прекрасен в очах наших.
   "В документах раннего христианства, известных как произведения "Мужей Апостольских", благодать упоминается как дар, который Бог через Христа даёт человеку и представляется как сила ("dynamis")".
   Это сила Власти Божией. Ею выделялся Христос Иисус, который будучи простолюдином, сыном плотника, говорил как Власть Имеющий!
   Именно благодаря этой Силе Власти Божией благородные способны занимать начальственные посты в Городе. Эта истинная Благодать Благородных получила своё изображение в миру, в качестве закрепления общественного управления за сословием так наз. "благородных".
  
   Позднее, эта сила власти получила толкование как способность, "благодаря которой человек может стремиться к праведности и идти по пути послушания". "В этом философическом понимании благодать даёт нравственные силы, посредством которых человек может обрести праведность и достичь спасения".
   В перспективе такого стремления получают смысл также аттитюды и поведения, обнимающиеся словами "удостоиться Благодати!". Именно такое поведение мы называем "достойным" по истине, а не по ценностям и отношениям стяжания.
  
   В применении к кающимся грешникам, Благодать стала толковаться как Милость Бога к кающемуся, выражающаяся в Прощении, которое сопровождается даром Жизни, или восстановление в человеке Дыхания Божия, утраченного Адамом в Раю. И это ощущение Жизни в себе, Дыхания и Вдохновения, тоже зовётся Благодатью. Она же - знак присутствия Души, или Дыхания Божия. Отсюда, благородный муж на склоне прожитого дня испытывает довольство от того, что ему удалось сберечь Душу, миновав соблазны злобы дня. В отличие от Него, человек неблагородный радуется успеху, приобретению, плотским утехам, etc.
   Это рефлективное довольство, проецирующее благородную волю на шкалу целей и ценностей, и позволяющее сформулировать "умозрительное различие "благородного" от "неблагородного". Но было бы ошибкой представлять себе саму благородную волю как ориентированную на цели и ценности: например, спасти душу, обрести благо, etc.
   Названные вещи суть ПЛОДЫ Древа Жизни. Но их нельзя добыть желанием имения.
   Чтобы вкушать плоды указанного Древа, нужно жить в центре Рая, у его корней. Но мы изгнаны из Рая! Чтобы вернуться в Рай, нужно избыть первородный грех. То есть, прекратить нарушать Первую Заповедь, обратиться лицом к Отцу, возобновить почтение и послушание Ему.
   Откуда, содержанием воли Благородного является не ценность "блага", но - ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ. Соответственно, воля Его - не добывающая или производящая, но - общительная; сущая в личных отношениях.
   В миру она не может миновать личные отношения с ближними, через которые только (!) осуществляются личные отношения Верности, Служения и Почтения с Отцом Небесным.
   Потому и рефлексивное довольство прожитым днём у Благородного не остаётся таковым, но непременно "осциллирует" с Благодарностью Отцу и изъявлениями Почтения Ему.
  
   Таким образом, можем сказать, что Благородный это, всегда, Лицо - не в смысле физиономии, а в смысле Облика, являемого в живом общении с Ним. Облик этот Прекрасен: являет Власть, Заботу и несёт Вдохновение. Общение с Ним возвышает, просветляет, даёт надежду, - в том смысле, что каждый, кто узнаёт Его, уверяется: "Бог есть!".
   Желаю вам встретить такого Благородного на ваших путях!
  
   АМИНЬ!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"