Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Понтия Пилата - к лику святых!

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человек и животное различаются как душой, так и телом. Кроме воздушной или телесной души, которой дышит животное, человек имеет духа, которым дышит разум, и тело которого есть логос. Блаженный Августин в 12-й книге "О Троице" говорит, что к высшей части человеческой души не относится то, что является общим для людей и животных.


Ecce Homo!

  

0x01 graphic

  
   Ecce homo! В переводе с латыни это означает "Се, человек!" или "Вот, человек!". Слова эти взяты нами из Евангелия от Иоанна. И произнёс их прокуратор Иудеи Понтий Пилат. 
"И сказал им Пилат: Се, человек". (Ин.19, 4 -5.)
   "Евангелие" по-русски означает Благую Весть. Ее принесли нам свидетели величайшего события в истории. Апостолы евангелисты суть подлинные Ангелы, Посланцы Неба, ибо посланы Богом нести в люди свидетельство о Сыне Его. Для того мы и не переводим никогда слово Евангелие, чтобы сохранить звучащее в нем именование их ангелами.
   Ясно, что в Благой Вести нет случайных слов. И нам теперь предстоит понять, что означали слова сии: Ecce Homo, -- в устах прокуратора провинции римской Иудеи.
   Если бы Пилат произнес имя человека, тогда было бы ясно, что он представляет его, собравшейся толпе, и хочет говорить о нем. Однако, он ограничился родовым именем нас всех, сказав просто: Се человек.
   Поэтому, чтобы понять досконально, что сказал тогда Пилат, мы начнем с этого родового имени, и посмотрим, какое содержание мы вкладываем в него.
   Прежде всего, человек - насельник Земли. Прежде сотворения человека Господь сотворил множество живых существ, таких же насельников земли. И хотя человек был последним в ряду их, всё же находился в их ряду.
   Так что же отличает человека от других живых существ? Разумеется не то, что он был последним. Тогда что же?
   Если мы последуем за метафизиками и начнем выяснять, какими специфическими чертами обладает живое существо под названием человек: искать и находить качественные отличия человека от животного; то едва ли достигнем успеха. Ученые естественники давно выступают против тезиса об исключительности человека и отказываются выделять его из сонма живущих на земле.
 Кроме того, сам метафизический дискурс демонстрирует свою ущербность. Ведь, качество - философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество -- характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.

Но человек - не объект. Мартин Хайдеггер ясно показал, что категории неприменимы к человеку, поскольку он есть  "экзистенция", а не "эссенция". И поэтому он характеризуется экзистенциалом, а не категорией. Кроме того, существительное "экзистенция" имеет имманентную персональную модальность. Экзистенция может быть только персональной, как личное существование. Но персональной необходимо значит общественной, ибо человек живет миром; то есть, существует в обществе и обществом. И только в обществе он определяется и осуществляется как лицо. Конечно. человек это не только лицо, но быть лицом - это головной бытийный модус  человека.
   В конце концов, человек которого вывели к Пилату, был лицом. То есть, имел имя, отчество, происхождение, веру, родителей, друзей, учеников; был гражданином Рима, подданным иудейского царя Ирода; и, конечно, любил, и был любимым.
   Есть лицо любимое, знакомое, близкое, узнаваемое; и есть лицо публичное, формальное. Знакомое лицо осуществляется в семье, дружбе и любви. Публичное лицо осуществляется в праве.

Когда прокуратор Пилат, чиновник, наделённый судейскими полномочиями, вывел к собранию иудеев Иисуса, и сказал: Се человек, - он сказал этим: он - лицо, и потому имеет право на справедливый суд. Ведь дело происходит не в цирке и не в зоопарке, где служитель выводит экземпляр животного и говорит: это верблюд, или - это "гомо сапиенс". Дело происходит в суде. И речь здесь идет о законе и его нарушении.
   Когда Понтий Пилат, указывая на Иисуса, произносит: "Се человек"; он представляет его собранию граждан, пришедших на публичный суд. Представляет, как подсудимого, в отношении которого он, прокуратор Иудеи, проводит судебное следствие. И далее излагает результаты расследования, говоря: "Не нахожу в нем никакой вины".
   "В нем" значит "в лице". Только лицо обладает правами и является правоспособным. Поэтому невозможно рассматривать правообладание и правоспособность как отличительный признак человека в ряду других существ. Если только не предполагать в животных справедливость.
   "Надлежит вам исполнить всякую правду!". Эти слова Бога обращены не к животным, а к людям. То есть, в людях предполагается добродетель справедливости. И уже этим они отличаются от животных.
   Возвратившись к Началу, видим, что Адам отличен Творцом от всех прочих тварей. Адам нарекает их именами, или дает сотворенным сущим имена. Это означает, что он наделен логосом. И, значит - разумом. Ведь именно к разуму Адама обращается Творец, когда увещевает его не вкушать плодов Древа Познания. Он обращается к БЛАГОРАЗУМИЮ его. То есть, в человеке предполагается добродетель благоразумия, - каковой мы никогда не ожидаем встретить у животных.
   Но, самое главное отличие человека от прочих живых заключается в том, что по сотворении Господь вдохнул в Адама Дыхание Свое, - чего не было при сотворении других животных. Отсюда, хотя человек и сотворен, но, вместе с тем, он нетварен, ибо нетварно Дыхание Божие в нем.

В новозаветной традиции, когда употребляем слово "тварь", обычно имеем в виду отличие сотворённого от рождённого. Адама Бог сотворил, но Иисуса - родил. Хотя и там и тут присутствовал Дух Божий.
   Поэтому, невзирая на указанное различие, Иисус есть новый Адам, родоначальник нового человечества. Тем самым сказано, что истинный человек не тварь, но сын божий. Отсюда, тварное бытие человека неистинное, несобственное, или инобытие. Таким образом, употребление слов тварь и тварное  уместно, когда речь идёт об отличии бога от человека, или человека рождённого свыше от нерождённого свыше, но не тогда, когда мы хотим провести различие человека и животного, ибо в тварности они равны, - но неравны в присутствии Духа. Дух же нетварен, но есть дыхание Божье. И, как мы только что вспомнили, сотворение человека состояло не только в том, что Бог слепил его из праха земного, но, - главное! - в том, что Бог вдохнул в него Дыхание Свое. Точно так же зачат был и второй Адам Иисус: в тело земное Марии Девы вошел Дух Божий, сошедший с Небес.
   Дух обнаруживает Себя в человеке. Этого нельзя не заметить. Поэтому, отличая человека от животного, мудрецы говорили, что у человека - душа, у животного же нет души. Или, по Аристотелю, форма животной души есть тело, а форма человеческой души - Логос.
   Рауль Глабер, монах из Клюни, говорит об этом так, что дыхание разума есть Дух, а дыхание тела - воздух. Отсюда, логос как обнаружение разума часто зовется телом духа.
   Мы говорим о "теле" духа, логосе, по аналогии с биологическим душевным телом. Разумеется, логос сам невидим и неслышим, но логос управляет душевным телом человека и обнаруживается в движениях этого тела; как то: жесты и символы в поле зрения; речь и музыка в поле слуха.
  
   Таким образом, человек и животное различаются как душой, так и телом. Кроме воздушной или телесной души, которой дышит животное, человек имеет духа, которым дышит разум, и тело которого есть логос.
   Блаженный Августин в 12-й книге "О Троице" говорит, что к высшей части человеческой души не относится то, что является общим для людей и животных.
   Здесь эта "высшая часть" определяется им чисто отрицательно: то есть, дух это не душа, и всё. Случайно ли это?
   Судя по логосу, как телу духа, дух может быть разным. Ведь мы слышим как добрые, так и злые речи. Различаются и дыхания разума: нам известны как добрые, так и злые мысли. Не зря в ряду кардинальных добродетелей на первом месте стоит Благоразумие. То есть, муж, - насколько это в его воле, - должен разуметь благо. Или, дыхание его разума должно быть благим.
   Благоразумие - известная античности гражданская добродетель, наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью. На них опирал Платон свое идеальное Государство. Этими добродетелями обнаруживалось присутствие гражданского духа в древнем муже.
   Несомненно, многие граждане Афин и Рима дышали гражданским духом, то есть имели в себе высшую часть души. Отличающую человека от животных. Несомненно, обладал гражданскими доблестями и гражданским дыханием также Понтий Пилат, прокуратор Иудеи римской.
   Так почему же он, когда вывели к нему на помост Христа Иисуса, произнес, указывая на него, "Ecce Homo!"; Се Человек!...? Как будто больше не было в присутствии людей. Значит, он увидел в нем что-то еще! Что-то превышающее гражданские доблести, которыми Иисус Назарянин, конечно же, был отмечен - иначе не был бы царем Израильским.
  
   Возвращаясь отсюда к "высшей части" человеческой души, о которой говорил Блаж. Августин, спрашиваем себя: что еще, кроме четырех кардинальных добродетелей, дышащих духом, возвышает душу человека?
   И тогда на память приходят три богословские добродетели, которыми св. апостол Павел дополнил четыре кардинальных добродетели римлян. Это ВЕРА, НАДЕЖДА и главная из них ЛЮБОВЬ! Эти качества невозможно отнести ни к мужеству, ни к благоразумию, ни к справедливости. И хотя по традиции числятся они в добродетелях, где корень слова - дело; сказываются они не в делах, а в отношении к ближним, в общении с ними.
   Можно быть разумным, храбрым и справедливым в себе, но любить можно только друга. Почему и сказал Учитель - Любите друг друга!
   Различается и логос, отвечающий трем богословским добродетелям, от логоса четырех кардинальных. Если логос последних есть логос деятельный, технический, то логос первых есть логос общения. Разнице в "телах" отвечает и различие в дыханиях. Деятельный дух строителей башни Вавилонской подвигнул их взбираться на небо, а Дух Любви учеников Христовых пребывает на Небе.
  
   Предание говорит нам также о Духе Святом, что слетел на Иисуса с небес, при крещении Его в водах Иорданских. Этим духом дышал Христос Иисус во время странствия своего по земле Римской. Мы можем знать, что это был за Дух, обратившись к Телу его, или Логосу Иисуса Христа.
   Это был Логос общения с Отцом Небесным. Что бы ни говорил, и что бы ни делал Иисус, Он прежде обращался к Отцу, испрашивая у Него совета и благословления. Потому мы и называем Его вторым Адамом, что он располагал его логосом: логосом общения с Богом Отцом. В Нем было восстановлено общение людей с Творцом, прекратившееся вместе с изгнанием первого Адама из Эдема.
   Вместе с этим событием пресеклось Дыхание Божие в человеках. И остался человеку лишь дух разумения, живущий в ветвях Древа Познания. Форма этого духа - Змей, струящийся по ветвям Древа Познания. И логос его представлен не словами любви, не молитвами и славословиями, но - ИДЕЯМИ.
   Вечные Идеи - вот высший логос грешного человечества. Отсюда, наивысшее дыхание, которое мог заметить Понтий Пилат на лицах сограждан - это дух Платона.
   И вдруг! Вдруг он видит Свет, затмевающий свет идеального града! Свет лица Иисусова. Он мгновенно восхищен на самое Небо, и у него невольно вырывается: Ecce Homo! Се Человек!
   Сам Понтий Пилат, скорее всего, не был так возвышен умом, как мы описали, и свет Лица Исусова, возможно пробуждал другие ассоциации. Ведь свет как таковой выделяется только на фоне тьмы - когда пребываем в свете, не замечаем его. По-гречески, тьма - это "скот"; и темный - это "скотский" (? ?????????). Отсюда, пастух выделяется светом на фоне пасомого им скота.
   Пилат, как Прокуратор, сам был пастырем, и воспринимал врученных ему императором людей, как пасомых, или как скот. И вот, на фоне этого скота, или тьмы, он видит свет, и невольно восклицает: Се человек! То есть, не скотина!
   Со своей стороны, привлекая учение апостола Павла, мы можем объяснить этот Свет как сияние Духа Божия видимое из окон Храма, которым становится тело человеческое земное, когда в нем поселяется Дух Свят.
   А может быть и так, что прокуратор Понтий узрел сияние Небесного Иерусалима в лице Царя его, Иисуса.... Ведь, как сказал Адальберон, епископ Лаона, в обращении к королю Роберу:
   "не из металла двери небесного Иерусалима, и не из камня стены его - они из живых камней, и живым золотом вымощены улицы, и сияние его превосходит блеск самого тонкого золота!".
   И Понтий Пилат узрел этот блеск и выделил Иисуса Царя из всех присутствующих.
   Между тем, стражники, посланные схватить Иисуса в Гефсиманском Саду, не могли узреть блеска небесного Иерусалима, которым осиян был Христос Царь. Они не могли выделить Его из толпы учеников и почитателей, чтобы задержать. Им потребовался предательский поцелуй Иуды, как знак, указующий на того, кто им был нужен. Именно, на Христа Царя Израиля.
   И если Прокуратор Пилат видел то, что другие не видели; и узнавал того, кого другие не узнавали; значит он и сам отличался от множества тех, кто был рядом с ним.
  
   P.S.
   Из всех людей земли, не считая апостолов, Понтий Пилат первым узрел в Иисусе Сына Божия, подлинного Человека. Так не должны ли мы причислить Понтия к лику христианских святых или блаженных?
   P.S.S.
   Оказывается, Понтий Пилат уже канонизирован в Коптской и Египетской церквах, старейших церквах христианского мира.
  

0x01 graphic


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"