Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Эволюция человека. Необходимые расширения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Столь знакомая нам, людям Нового Времени, освобождающая и просвещающая теория Эволюции, с некоторых пор вдруг перестала удовлетворять нас: блеск её логики потускнел, и её объясняющая сила ослабела. Говоря её же (Эволюции) языком, на последней ступеньке лестницы нашего Развития она вполне поместилась, но... и осталось свободное место. Вопрос: для чего?


0x01 graphic

  
  
   Первым членом эволюционного ряда вида Homo - как говорит о том эволюционная биология - является Человекообразная обезьяна (Anthropoid).
   Она же есть Человек животный, или живой (Homo Animal), который станет биогенной сердцевиной последующих членов данного эволюционного ряда, таки как: Человек умелый (Homo habilis), Человек прямоходящий (Homo erectus) и, наконец, Человек разумный (Homo sapiens).
   Большинство ученых антропологов считают вид Homo sapiens последним членом данного эволюционного ряда, а эволюцию человека на нём законченной.
   Пусть будет так, с точки зрения науки. Но..., это ведь о нас с вами говорит сия наука. Следовательно, мы с вами суть те самые "разумные человеки", стоящие на высшей ступени эволюционной лестницы, являющие собой Совершенное существо - вершину восходящего развития.
   Приятно. Но, отчего-то многие люди не могут отождествить себя полностью с Homo sapiens-ом: не могут самоидентифицироваться как человеки разумные.
   Чего-то им в этом человеке не хватает.... Вопрос: чего?
   Ответ кажется вполне доступным. Представленная нам картина эволюции ограничена индивидуализмом, имеющим идеологические корни в ментальности Просвещения. Она рисует нам последовательные прогрессивные изменения ОСОБИ, или индивида данного вида, и совершенно упускает из поля зрения то, что человек изначально есть животное ОБЩЕСТВЕННОЕ. И потому кроме антропоида, поднявшегося на задние ноги, научившегося делать орудия, и затем развившегося, в процессах усложняющейся орудийной деятельности, в Человека разумного, мы должны видеть также развитие стадного животного в Человека общительного и Человека общественного: Homo communionis e Homo publicae.
  

0x01 graphic

  
   Эти человеки в эволюционном ряду почему-то не представлены. Между тем, концепция человека разумного не может корректно состояться без вовлечения в неё общественности того же человека.
   Ибо разумность его необходимо сопряжена с кибер-творчеством, или созданием управляющих движениями животного тела программ - логических знаковых конструкций.
   Однако, создание этих программ протекает в поле коммуникаций, обеспечивающих коллективное созидание искусственной среды обитания. Так что знаки (символы) логических кибер-конструкций суть знаки общения, и фразы (команды) программ суть ФРАЗЫ РЕЧИ. Не случайно корень слова "логические" есть "ЛОГОС", то есть РЕЧЬ.
   Значит, Человек разумный (Homo sapiens) необходимо есть также Человек промышленный (Homo industrialis) и Человек городской (Homo civitatis), - поскольку иначе ум его не будет располагать инструментом составления кибер-программ, то есть, ЯЗЫКОМ.
   И, если даже предоставить ему альтернативный инструмент - какой-нибудь чисто математический язык программирования; то субъект этого ума будет умным, но не будет РАЗУМНЫМ, поскольку разумность - это умение ориентироваться и устраиваться в ОБЩЕСТВЕ: в поле связей, общений и отношений.
   Без учета сказанного, такой термин, как, например, БЛАГОРАЗУМИЕ, в котором корень "благо" расшифровывается только с привлечением общественных смыслов, просто невозможен.
  
   Таким образом, Человек разумный одновременно (и обязательно!) есть также Человек ОБЩЕСТВЕННЫЙ, или Homo COMMUNIONIS, - что значит (в переводе с латинского) общительный, подельчивый, единящийся, причастный.
   К слову, ПРИЧАСТИЕ (COMMUNIO), совершаемое нами в алтаре христианского храма, имеет как раз этот общественный смысл: мы причащаемся Царству Божию, или становимся причастниками Жизни Святых; не формальными только, но настоящими подданными Царства Небесного.
  
   В этом акте мы преображаемся в новых живых: получаем новое жизненное дыхание. Это небесное Дыхание - чтобы отличить его от Души животной (Anima) - получает имя Духа (Spiritus). И, таким образом рождается Человек Духовный (Homo spiritualis), который не отрицает Человека животного (Homo Animal) и не управляет им, как Человек разумный, но "парит" над ним, как Облако, проливающееся плодоносным дождем. На этом соотношении Homo Animal и Homo spiritualis зиждется применимость эпитета "небесный".
  
   Большинство новых философов, выступающих политически против Церкви Христа Иисуса, связывают духовность человека с его рациональностью (sic!) или просто отождествляют духовность и рациональность.
   Говорят, что "традиция эта, опирающаяся на идеи европейского Просвещения, исходит из того, что человек, понятый как самодовлеющий индивидуум, достигает подлинного самоосвобождения путем разрыва с властью авторитетов и посредством опоры на собственное критическое суждение, на рациональное знание, на науку, etc.".
   Потому, церковная традиция, чтобы отличить Духовность Царства Небесного от "духовности как высшего уровня развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности", говорит уже не о Человеке, но о Муже духовном (Homo spiritualis).
  
   Различие двух подходов очевидно: Муж имеет Лицо, или Лик, говоря церковным языком; в то время как "саморегулирующаяся личность" есть артефакт, и, соответственно, лица не имеет. Но, имеет личину, и потому может являть собой робота, или образ и подобие истинного Человека.
   В итоге, мы должны - если желаем оставаться приверженными теории эволюции человека, - к приведенному выше эволюционному ряду вида Homo прибавить Человека Общительного (Homo communionis) и завершить этот ряд уже не Человеком разумным, но - Мужем Духовным (Vir spiritualis).
  
   Однако, теория Эволюции не подчиняется нашим желаниям, и не содержит соответствующей логической возможности. Её ряд завершён. И уже "человек исторический" отделён небытием от человека биологического. Можно трактовать этот разрыв как "латентность" или "квантовый скачок" - суть не меняется.
   Узнать что-либо о происхождении Мужа Духовного из дарвинизма, таким образом, нельзя. И приходится обратиться к другому Источнику - к библейской Книге Бытия. В ней та же история происхождения Жизни и Человека описана изнутри духовной сферы, окружающей сферу плотскую. (В последнем предложении нет логического противоречия в геометрии "3-сфер").
   Соответственно, в Библии мы находим не саморазвитие (эволюцию), а Творчество Бога-Духа:
   "И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так".
   "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
   Здесь важно заметить, что Бог - Существо Парное, коль скоро подобием Его является пара: "мужчина и женщина". В следующей Главе мы увидим, насколько это существенно.
   "И благословил их Бог, и сказал им: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю..." - сказано в Библии о человеке лесном, живущим между зверями, и всяким скотом, и всяким животным, пресмыкающимся по земле; человеке, живущем едою - которому дано Творцом в пищу "всякая трава, сеющая семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя...".
   Сотворением этого человека завершилось Творчество Бога и с Ним творчество Природы, описываемое теорией Эволюции, и Первая Глава книги Бытия.
   Легко заметить, что лесной человек отличается от нас с вами - у него нет души.
   О нас говорит Вторая Глава:
   "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою".
И живёт этот ЧЕЛОВЕК не в лесу, но - в Саду Божьем: Раю, или Эдеме, отгороженном от поля и леса; пребывание Человека в котором целиком зависит от отношений с Богом Отцом, породившим его Своим Духом; или "Дыханием", оживившим наше сотворённое Богоподобие, изначально отличившее нас от всех прочих тварей.
   Лесной человек дышит атмосферным воздухом, как и другие животные. И Богоподобие его мертво, или спит, поскольку живо лишь Вдохновением Божьим.
   Во плоти Дыхание это также связано со ртом - не как с отверстием для атмосферного воздуха, а - как с органом Речи! Ибо Дуновение Божье сопряжено со словом, почему и говорится, что Бог есть Слово, и что Слово - у Бога.
   В Раю Адам дышит словом: и он сам подобно древу, рождающему кислород, творит речевую атмосферу Эдема. Господь Бог ему помогает в этом, приводя к нему из Леса в его отгороженный Сад всякую тварь земную, которую Адам нарекает, соединяя с ней слово:
   "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей" - сказано во Второй Главе ст.19.
   Таким образом наполняется Эдем. И наполняется он ВЕЩАМИ (!) Ибо вещь - это названное, носящее имя, сущее в речи; от слова "вещать", сиречь, говорить.
   И эти вещи суть реальность богоподобного человека. В отличие от животных, чья реальность состоит из ощущений и восприятий, наша реальность состоит из "вещей", то есть имён, или слов речи - символических кодировок настоящих ощущений.
   Не странно ли? Какой смысл бежать от сладостей, чтобы вместо пряников потреблять их рисунки или шифрограммы?
   Оказывается, это нужно для образования духовной пары, связанной передачей друг другу "вещей", или информационных сообщений.
   Получилось так, что "нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым, но для человека не нашлось помощника, подобного ему". То есть, человеку не хватает кого- то, с кем он мог бы обмениваться вещами, или словами. И значит Богоподобие человека не полно - оно должно быть парным.
   "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему".
   "И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку".
   "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа".
   "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть".
  
   Невозможно не заметить бытийного разрыва между этой Эдемской парой и простым гендерным различием особей лесного человека. Того сотворил Бог из праха земного в двух разнополых особях - "мужчину и женщину сотворил их". Так же как других зверей земных. Они встречаются, плодятся и размножаются. Но не образуют неделимой пары как единой сущности.
   Эдемская Пара состоит уже не из "мужчины" (сиречь, самца) и "женщины" (сиречь, самки), но - из Мужа и Жены.
   И уже не Земля их изводит по Слову Господню, но Муж создаётся употреблением речи, а Жена берётся от Мужа, которую он именует, полагая начало вербальному общению, обнимающему плоть едину - разделённую физически, но соединённую символически: в обращении с "вещами", или именованными сущностями.
  
   Бытийный разрыв, или латентность существования между одиноким человеком и Богоподобной Парой знаменуется в Писании "глубоким сном", эквивалентом смерти:
   "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию".
  
   Казалось бы, - ну зачем это Богу? Разве плохи были земные люди?
   Достаточным ли объяснением является задача возделывания и хранения Сада Эдемского? И почему нужна именно супружеская пара, если дело только в помощнике Адаму?
   Ответ на вопрос даёт Евангелие, в котором открывается полнота Промысла Божьего в человеках. Оказывается, первые супруги Адам и Ева назначены к тому, чтобы стать Иосифом и Марией, родителями Сына Богу.
   Таково предназначение людей в духовной перспективе - в них должны рождаться Дети Божьи.
  
   Можем, таким образом, сказать в завершение, что "стрела Эволюции", чьё острие терялось в тумане грядущего, направлена именно в эту точку; и всё развитие жизни на Земле подчинено Рождеству как Завершению.
   В Книге Бытия это направление указано прежде в словах Творца, обращённых к первой паре:
   "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле".
  
   Таким образом всё органическое становление телеологически подчинено супружеской паре, у которой должен родиться Сын Бога, и существует не самого себя ради, а ради События такого Рождения. Им завершается Священная История, начатая сотворением Неба и Земли.
   Сын Бога есть истинный Человек, в котором соединены две Природы: Духовная и Плотская; или Божеская и Человеческая. Соединены, но не слиты в одну субстанцию (!).
   Оттого, и зачатие и рождение Сына Отцу Небесному в человеках разнесены в событийном пространстве-времени. Как мы знаем из Откровения, Мария уже "имела во чреве" от Духа Свята, прежде чем принял её Иосиф как наречённую супругу свою. Так же рождение плотского младенца Иисуса в семье архитектора Иосифа - чьё мирское занятие является здесь говорящим и соотносится с Демиургом, или Творцом, Архитектоном Вселенной, - ещё не стало Рождеством, хотя и отмечается как таковое. Подлинным рождением Сына Божьего стало Крещение Иисуса, принятое им от Иоанна Крестителя.
  
   От Крещения и до Воскресения ходившие вместе со Христом Иисусом стали свидетелями явления Жизни Вечной.
   Донеся до нас Благую Весть об этом Явлении, апостолы открыли наши вежды, избавив нас от невежества. Так что теперь мы, человеки, знаем себя и своё Предназначение. И это Разумение должно отныне стать ведущим во всяком умозрении "человека разумного". В том числе и в нашем воззрении на биологическую Эволюцию.
   FIN.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"