Незванов Андрей Семенович : другие произведения.

Свобода это сиротство!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бессмертная философская притча Карло Коллоди "Приключения Пиноккио", сочинённая им в середине 19-го столетия, остаётся по-прежнему злободневной, и сохраняет свои бесценные дидактические достоинства.


0x01 graphic

Карло Коллоди

  
   Человек не рождается готовым. Из чрева матери выходит обезьянка, из которой и вырастет непонятное беспомощное животное, если его не воспитывать, не обучать, не предоставить возможности социализации.
   Итак, человеком не рождаются: человеком становятся. И это - задача всей жизни имярека; сиречь младенца, получившего имя, и так начавшего процесс социализации и (с ним) становления человеком. Весь отпущенный природой нашему животному телу срок мы, в числе прочего, учимся быть людьми. За этими словами стоит наше активное участие в названном процессе "очеловечения", который - взятый со стороны социума как производящего сообщества, - часто называют сотворением, созиданием или, напрямую, изготовлением человека.
   В культуре Модерна присутствует осознание сказанного выше. Самым популярным свидетельством и, одновременно, литературной формой этого сознания может служить всемирно известная новелла Карло Коллоди "Пиноккио", переложенная Алексеем Толстым на русский язык в виде сказки для детей под названием "Приключения Буратино".
  
   Разумеется, в итальянском оригинале это никакая не сказка, а серьёзное пропедевтическое философское произведение, сюжетом которого как раз и служит персональный онтогенез, или становление новорождённого имярека человеком, изложенное аллегорически и притчеобразно для максимально широкого круга читателей.
   Вкратце можно напомнить, что приёмный отец новорождённого, Джепетто был очень бедным и мечтал, в лице сына, выбраться наконец из хронической нищеты. Залогом успеха должен был, по его понятиям, быть выбор счастливого имени для сына. И потому он дал ему имя Пиноккио, в память известного семейства Пино, все члены которого были экономически весьма успешны. Однако, - как неслучайно отмечает Коллоди, - самыми успешными из них были сборщики милостыни.
   Сына папе Джепетто подарил его друг столяр Антонио, - что аллегорически намекает на адюльтер. Джепетто, после закономерного скандала, принял бессловесного слепого неразумного младенца (представленного в сюжете поленом неотёсанным) как своего, и дал ему любовное первичное воспитание.
   В ходе которого, к вящему изумлению отца, лишь только у младенца открылись глаза и прорезался голос, тот сразу обнаружил склонность к соблазну и дерзости, как если бы в нём изначально был заложен порок; и вскоре разрушил мечты Джепетто. Тот, грешным делом, хотел сделать из него домашнюю куклу для своего утешения в старости, но обманулся: Пиноккио сбежал из дома в мир, как только научился ходить.
  
   Мы не можем здесь излагать всю новеллу Коллоди, укажем лишь на отображённые в ней этапы становления полена - человеком. Сначала, Пиноккио стал марионеткой мира-театра, потом стал жертвой мошенников, затем преобразился в осла, и, наконец, с помощью небесной (с голубыми волосами) Феи, превратился из деревянного подобия в настоящего живого мальчика; вернулся к отцу, взял в руки букварь и пошёл в школу.
  
   В контексте нашего заголовка, в этой персональной истории Пиноккио - символизирующего собой становящегося человека - нас особенно интересует момент соблазнения миром, непослушания отца и бегства из под властной руки его в самовольную жизнь.
   Итак, любопытный от природы Пиноккио, высунувший за дверь свой длинный нос, соблазнился внешней жизнью и сбежал. Отец Джепетто, не понаслышке знавший об опасностях города, попытался вернуть мальчишку домой, - тот сопротивлялся.... И тогда на сцене явилась общественная корпорация, именующая себя Республикой и стоящая на страже личной свободы юных граждан, охраняя их персональное волеизъявление от тирании деспотичных отцов.
   В лице жандармов Республика арестовала негодного отца, совершающего насилие над ребёнком, и поместила его в темницу. Так, в одночасье, Пиноккио обрёл свободу от родителя, то есть стал сиротой. И тем обрек себя на голодное существование, так как не умел ещё прокормить себя.
   Республика, между тем, сделала своё дело, и далее не интересовалась судьбой Пиноккио, - ведь он как свободный гражданин отныне сам отвечал за себя..., получивши из рук Республики величайший и драгоценнейший дар "Свободы"!
  
   Из дальнейшего развития сюжета становится ясно, в чьих интересах действовала помянутая общественная корпорация.
   Вернувшийся из заключения папа Джепетто спас Пиноккио от голодной смерти, - сверчок которой из пустого желудка верещал мальчишке об ошибке непослушания отца. Вновь сытый и обласканный Пиноккио проникся естественной любовью к отцу, но пока ещё не вошёл в разум.
   И папа Джепетто, сознававший необходимость образования для сына, продал всё, что имел, - оставшись буквально "гол как сокол", - чтобы отправить сына в школу.
   С полученными от отца деньгами Пиноккио отправился в мир за образованием. Тут-то его и встретили мошенники, якобы принявшие горячее участие в его судьбе, а на деле хотевшие завладеть его деньгами. Но не грубо ограбить, нет! Недоделанный свободный гражданин Пиноккио Джепетович сам, по доброй воле, без сожалений и сопротивления, должен был отдать им свои деньги. И они, предложили ему как бы рационально свободно вложиться в их предприятие, якобы приносящее тысячу золотых на один вложенный в дело.
   Ясно, однако, что разум не может верить в возможности таких баснословных прибылей. Потому мошенники прибегли к психологической манипуляции, сыграв на чувстве любви к отцу и совести Пиноккио, напоминавшей ему о его вине в отношении отца: вине, которую он хотел бы искупить. Такую возможность и предложили ему мошенники.
   - Ведь ты хочешь, чтобы твой папа выбрался из подвальной каморки и зажил во дворце с фонтанами в саду? - сказали они.
   Спрашивается, - как неразумный мальчик, ведомый пока что, в основном, эмоциями, мог устоять перед таким предложением!?
   В итоге, мошенники завладели деньгами, предназначенными на получение образования, и тем прервали становления Пиноккио из персонажа балаганного театра человеком. Он остался деревянной марионеткой, манипулируемой Кукловодом.
   Откуда становится ясно, на кого работала жандармерия; и почему разбойники попросту не ограбили Пиноккио, но предпочли обманом соблазнить его.
   Кукловоду, на которого работает республика, нужны свободные от всякой власти марионетки, сиречь манипулируемые сироты, и разбойники вынуждены считаться с Кукловодом и играть по его правилам - ведь иначе он может натравить на них своих псов, жандармов! Поэтому они встраивают свои лживые декорации в его театральные сцены...
   Из понимания такого мироустройства, вполне раскрытого Карлом Коллоди, исходит заглавие нашего очерка: "Свобода - это сиротство"; культивируемое с целью не допустить нашего становления человеками, а оставить нас на стадии кукол уличного театра. Это - промысел Дьявола, извечного Врага Бога и убийцы человека.
   Потому о либеральном мире давно известно, и не нами сказано, что "Сатана там правит бал".
  
   Возвращаясь к теме становления человека, как его представил Коллоди в образе Пиноккио, можем отметить, что когда Пиноккио, поняв, что обманут, захотел вернуть себе свои "три золотых", мошенники раскрыли свою разбойничью сущность, и уже грубой силой изъяли у него деньги, оставив умирать повешенным на суку, обличая тем самым его деревянную природу.
   Здесь его нашла добрая Фея и принялась выхаживать его, а именно - лечить от соблазна горьким лекарством правды, которое буратино не хотел принимать без сладкого сахара лжи.
   - Нет! Сначала сахар! - говорил он. То есть: обмани меня; правда слишком горька!
   Так, вылечившись от соблазна быстрого осуществления мечты путём спекулятивного обогащения, Пиноккио, наконец, купил Букварь и отправился в школу; ставши, благодаря небесной Фее, живым мальчиком, оставив деревянную марионетку в своём прошлом.
   В добрый путь, Пиноккио! И помни заветы Отца, чтобы не стать вновь жалким беспомощным сиротой: то есть, свободным.
  
   В заключение можно отметить, что имя отца Пиноккио, Джепетто, или Иафет, может рассматриваться как обозначение европейца. Таким образом обозначена целевая аудитория повествования.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"