Ничволодов Александр Константинович : другие произведения.

Проповедник

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка рассуждений на тему религии

  Проповедник
  
  
  Читателю!
  Автор сознает, что некоторым этот рассказ может показаться несколько циничным и аморальным. Однако он призывает спокойно отнестись к идеям, изложенным ниже. Приятного чтения!
  
  ***
  
  
  Он появился в нашем городе в начале лета. Абелардо Эрнандес - так его звали. Этот средних лет мужчина с простым открытым лицом сразу же вошел в сознание большинства жителей.
  Мое же с ним знакомство состоялось несколько позже. Дело в том, что я некоторое время отсутствовал в городе - ездил погостить к давнему другу в один из провинциальных приходов*. И это вполне заурядное событие лишило меня возможности воочию лицезреть появление сего смутьяна.
  Но не будем вдаваться в подробности и перейдем к самой сути. Так вот, сразу же по моему возвращению, глава нашей епархии** епископ Бернадет пригласил меня к себе и рассказал о странном человеке, появившемся в городе и нарушившем покой его обывателей.
  - Он, несомненно, очень смышлен и получил христианское образование, - признался епископ, - но речи его я не осмелюсь назвать праведными. Они необычны, я бы даже сказал провокационны.
  - Может быть, стоит обратиться к городским властям? - Поинтересовался я.
  - Нет. Нет. Просто взгляните на него пока. Мне интересно ваше мнение.
  Так для меня началась история, о которой я решил вам рассказать.
  Наша первая встреча состоялась спустя несколько дней на одной из грязных улочек в районе для бедноты. Абелардо стоял, окруженный слушателями. Его чистая одежда и ухоженное лицо с короткой бородой отчетливо выделялось среди толпы грязной и ободранной черни.
  - Вдумайтесь! - Говорил он. - Вдумайтесь, вы, чей разум увяз в заблуждениях! Церковь призывает вас: "Не ожидайте воздаяния! Не давайте любовь только взамен любви и доброту только взамен доброты! Лишь только бескорыстный обретет вечное блаженство на небесах!"
  Он говорил уверенно и вдохновенно, посему я сделал вывод об искренности этих слов. И что самое странное, толпа - несколько десятков грязных оборванных людей, обычно не помышляющих ни о чем, кроме куска хлеба - внимала ему, силясь не пропустить ни звука.
  - Но подумайте! - Продолжал Абелардо. - В этих посылах скрыта та самая корысть, от которой вас отучают. "Отдавайте бескорыстно" - говорят вам - "и тогда обретете истинную благодать". И вы знаете, что это? Это логика торгаша! Откажитесь от сиюминутной выгоды, чтобы в будущем получить солидные барыши! Неужто Бог хочет, чтобы мы были торгашами?
  Признаться, подобные изречения повергли меня в замешательство, и я через некоторое время потерял нить рассуждений. Но Абелардо говорил недолго, и вскоре толпа начала расходиться. Только тут я заметил, что оборванцы сжимают в руках увесистые булки хлеба.
  - Абелардо! Абелардо Эрнандес! - Мне неудержимо хотелось побеседовать с этим человеком, поэтому окликнуть его было моим первейшим желанием.
  Человек остановился и подождал, пока я протиснусь к нему. Что-то было в его виде такое... Нет, не могу объяснить. Эта внешность притягивала, внушала уважение. И это после тех буквально еретических речей, кои мне довелось услышать!
  - Мы должны поговорить. - Сходу начал я. - Церковь обеспокоена вашим поведением. И сейчас у меня была возможность убедиться, что для беспокойства есть основания.
  - В самом деле? - Вскинул брови Абелардо. - И вы считаете, это должно волновать меня?
  - Я бы не стал на вашем месте шутить с Церковью. Это может иметь плохие последствия.
  - Простите, милейший, но должен вас разочаровать. Церковь не имеет на меня влияния. Видите ли, туго набитый кошелек и некоторые друзья легко могут оградить от этой проблемы. А теперь, - Абелардо приложил руку к груди, - позвольте откланяться.
  Он развернулся и быстрым шагом двинулся прочь. Каблуки его туфель, сшитых по последней моде, утопали в грязи и лужах. Странный человек в странном месте.
  - Но позвольте последний вопрос! - В тот день моя решимость была достойна всевозможных похвал. - Зачем? Зачем вы обманываете этих людей?
  - Обманываю? - Искренне удивился мой оппонент. - Позвольте, милейший, в чем же я их обманываю?
  - Вы осуждаете бескорыстие и раздаете нищим хлеб. Что это, если не лицемерие?
  - Ну что вы, я осуждаю вовсе не бескорыстие. Я осуждаю Церковь, которая пытается манипулировать этим, несомненно, благим начинанием. К тому же, с чего вы взяли, что я бескорыстен? Я плачу этим людям за то, что они слушают меня. Вот и все. Ведь, согласитесь, просто так никто не стал бы внимать моим философствованиям.
  Он улыбнулся и пошел прочь
  
  \\\\\\\
  *Приход - церковный округ в христианской церкви, имеющий свой храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан.
  **Епа́рхия (от греч. ἐπαρχία) в Церкви - административно-территориальная единица во главе с архиереем (епископом).
  
  ***
  
  
  Лето шло своим чередом. В основном было жарко и сухо, но иногда небо дарило нам дождь. В такие дни ручейки и придорожные канавы превращались в бурные потоки, а люди закрывали двери в домах, дабы сохранить остатки уюта.
  Все это время я продолжал наблюдать за Абелардо Эрнандесом. У него, как выяснилось, действительно были настолько влиятельные покровители, что даже Церковь не могла повлиять на этого смутьяна. А он все продолжал свою деятельность. Проповедник - так его называли в городе.
  Прилежно выполняя поручение епископа, я часто бывал на сборах, устраиваемых Абелардо. Посему у меня была возможность наблюдать за изменениями в отношении к нему. Постепенно простонародье полюбило его - это читалось в глазах людей, собиравшихся на "проповеди". И что самое удивительное, я тоже начал чувствовать, что проникся симпатией к этому неординарному человеку. Абелардо, без сомнения, замечал все, и, казалось, ему нравилось быть центром всеобщего внимания и темой для пересудов.
  Событие, о котором я вам сейчас поведаю, произошло в средине июля. После одного из собраний Проповедник подошел ко мне.
  - Я вижу, вас заинтересовали мои выступления. - Сказал он. - Признаться, мне тоже было бы интересно поговорить с представителем Церкви. Не порадуете ли вы меня своим визитом?
  -Ох, конечно! - Воскликнул я, удивленный и обрадованный столь неожиданным предложением.
  - Ну, тогда вечером я жду вас на ужин. - Улыбнулся Абелардо.
  Весь день для меня прошел в томительном ожидании. Такое чувство обычно возникает в преддверии какого-то праздника. Приподнятое настроение периодически сменяется нетерпением и взволнованным предвкушением.
  Но вот настал вечер, и я уже стоял у огромного дома Абелардо. Дверь открыла молоденькая девушка, чье миловидное личико тот час же натолкнуло меня на не совсем праведные мысли. Но я быстро взял себя в руки, перекрестился и шепотом прочитал молитву.
  Внутреннее убранство дома было воистину роскошным. Великолепная мебель соседствовала с пушистыми коврами, звериными шкурами и старинными гобеленами.
  Хозяин встретил меня в комнате, которая, по всей видимости, служила ему кабинетом. Пораженный богатым убранством дома, я слегка опешил от аскетичности этого помещения. Оно было почти пустым, лишь возле окна стоял массивный деревянный стол да несколько стульев.
  Увидев меня, Абелардо улыбнулся и жестом пригласил сесть.
  - О, вот и вы, друг мой! - Дружелюбно пробасил он. - Я с нетерпением ждал этой встречи.
  - Право же, мне тоже очень хочется поговорить с вами. - Вполне искренне признался я.
  -Думаю, это сущая правда. - Рассмеялся хозяин. - Видите ли, скромность уже давно не является моим достоинством. Да что там говорить, мне нравится пребывать в центре внимания. Но не будем об этом. Мы собрались здесь, чтобы удовлетворить любопытство. И я, как гостеприимный хозяин, позволю вам первым сделать это.
  Такая прямота слов несколько удивила меня. Признаться, я надеялся на более традиционную беседу. Хотя, сделав подобный ход, хозяин избавил меня от необходимости искать удобного случая для определенных вопросов.
  - Давайте поговорим о вас, Абелардо. - Начал я.
  - Обо мне? - Рассмеялся проповедник. - Ну что ж, это будет весьма увлекательная беседа.
  - Скажу прямо, я не понимаю вас. Вы появляетесь в городе и начинаете вести антирелигиозную деятельность. Ваши слова попахивают ересью, но, тем не менее, не лишены определенного смысла. И мой вопрос вполне логичен: зачем все это? Если бы я не был знаком с вами, то мог подумать, что вы хотите получить определенный статус, влияние. Но почему-то мне кажется, что это не так.
  - Да, вы правы. - Ответил Абелардо. Его лицо неожиданно стало серьезным. - Я не нуждаюсь ни в статусе, ни в деньгах, ни в положении. Вы уже могли убедиться, что все это у меня есть. Видите ли, мне несказанно повезло в жизни, и я лишен подобных забот и потребностей. Единственное, чего мне по-настоящему хочется, это научить людей всего одному вопросу - "почему?"
  - Мне не совсем понятно. - Признался я.
  - Я объясню. Видите ли, почти все люди не задумываются об обычаях своих народов. Поверьте мне, это сущая правда. Я много путешествовал. Примером, далеко на Востоке родители, спустя три дня после рождения ребенка, жертвуют петуха духам предков*. Почему? - спросите вы. Однако же у них не возникает подобных вопросов. Это традиция. Подобным же образом дело обстоит и с религией. Кто-то отдает изысканную пищу каменным статуям, кто-то целует колени немощным старикам. Эти обычаи просто есть и они не вызывают вопросов, ведь каждый считает себя абсолютным мерилом всего. И я тоже был таким когда-то. Однако судьба дала мне шанс понять, что это неправильная позиция. И теперь я считаю своим долгом донести это до людей.
  Абелардо говорил страстно, с пылом. В это мгновение он почему-то напомнил мне епископа Бернадета, рассуждающего о Боге. Я пригляделся к нему, и мне открылось нечто новое в этом человеке. Он, несомненно, был ранен. За волевой решительной внешностью в карих глазах Проповедника скрывалась едва уловимая грусть. И я осознал, что именно эта деталь все время привлекала меня к нему.
  - Что с вами случилось, Абелардо?
  - О, право же моя история банальна и неинтересна. - Сказал он со своей обезоруживающей улыбкой. - Я не думаю, что она стоит вашего внимания.
  - Ну, что вы. - Рассмеялся я в ответ. - Видите ли, мне с каждой минутой все больше кажется, что все, связанное с вами, не может быть неинтересным.
  - Ну что же, тогда слушайте. - Несмотря на все сказанное, было видно, что Абелардо хочет поделиться своими переживаниями. - Я родился в небольшом селении. Детство же мое прошло в монастыре Поблет**. Признаться, я не могу сказать, что там было плохо. Душа и сердце мои находились в твердой уверенности в том, что служение Господу есть величайшая честь. Я получил христианское образование и намеревался посвятить свою жизнь Богу. Так было до того, как я впервые увидел Пэкуиту***. Ее семья переехала в наши края и поселилась недалеко от монастыря. И иногда мне доводилось наблюдать, как она грациозно шествует по утоптанной тропинке, устремив взгляд в пространство и мысленно витая в невообразимых далях. Сказать, что она была красива, значит не сказать ничего. Длинные каштановые волосы обрамляли ее миловидное личико, которому маленький носик со слегка вздернутым кончиком придавал игривое и веселое выражение.
  Но, думаю, не стоит вам объяснять, что мои обеты не оставляли абсолютно никаких шансов на развитие каких-либо отношений. Так продолжалось больше года, пока Пэкуита не познакомилась с сыном местного чиновника. Я не знаю, какие чувства ею двигали, но вскоре они сыграли свадьбу.
  Этот момент стал поворотным в моей жизни.
  Почему, - подумал я, - Бог, которому я отдал всю свою жизнь, так наказывает меня? Неужели сын чиновника более достоин, более предан ему? И почему мы должны ограничивать себя во имя Его? Ведь Господь создал нас и, несомненно, желает нам добра.
  Я ушел из монастыря и нанялся на один из торговых кораблей. С тех пор прошло много времени. Мне несказанно повезло, и вот я здесь. Я богат и у меня много влиятельных друзей. Но главное не это. Главное то, что я не отказываю сейчас себе ни в чем. Вы видели Алиту, мои служанку? Красива, не правда ли? Мы живем, предаваясь с ней всевозможным наслаждениям. И я не считаю это грехом. Ведь Бог любит нас и должен радоваться нашему удовольствию.
  Абелардо закончил свой рассказ и перевел дух. Я понимал его переживания, однако никак не мог подобрать нужных слов утешения. Несколько минут прошли в неловком молчании.
  - Послушайте одну притчу. - Наконец проговорил я. - Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: "Можно я выберу себе иной крест?" Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: "Выбирай". Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: "Каких только здесь нет крестов - и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие". Долго ходил человек, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгенький-лёгенький, подошёл к Богу и говорит: "Боже, можно мне взять этот?" "Можно, - ответил Бог. - Это твой собственный и есть"****. Мне кажется, Абелардо, что эта притча о вас. Вы в обиде на Бога, вам кажется, что Он отнял у вас что-то. Однако же оглядитесь вокруг. У многих нет и того, чем вы обладаете, однако же они живут и не теряют веру. Легкий путь не всегда самый верный.
  Проповедник неожиданно рассмеялся.
  - Знаете, я всегда удивлялся красноречию людей Церкви. - Сказал он успокоившись. - Вы можете повернуть все так, как будто я не прав, хотя сами, возможно, в этом сомневаетесь. Помниться, несколько лет назад я спорил с одним священником. Так вот, он вывел меня из себя. И я решился на не совсем честный шаг. Я спросил у него: "А может ли Бог создать камень, который сам будет не в силах поднять?". Вы же понимаете, что ответить на этот вопрос, не затронув один из основных догматов невозможно. Но мой собеседник выкрутился. Он ответил: "Бог уже создал его. Этот камень - люди." Поверьте, это ваше качество внушает мне уважение.
  - Давайте вернемся к вам, Абелардо. - Мне не хотелось спорить. - Что вы планируете сделать? Я не верю, что вы ограничитесь только выступлениями перед беднотой.
  - О, друг мой, - заговорщицки подмигнул Проповедник, - поверьте, у меня есть весьма детальный план. Вы узнаете обо всем. В свое время.
  
  \\\\\\\
  * Это китайский обычай
  **Монастырь Поблет (кат. Reial Monestir de Santa Maria de Poblet) - цистерцианский монастырь, основанный в 1151 году. Один из крупнейших монастырей в Испании расположен в комарке Конка-де-Барбера в Каталония. Основан в долине реки Франколи Рамоном Беренгером IV, освободившим Каталонию от господства мавров.
  *** Имя Пэкуита в переводе означает "Свободная".
  **** В тексте приведена христианская притча "Твой крест".
  
  ***
  
  
  Время летело быстро. Как всегда летом. Ничто не предвещало беды, но она все же пришла. Когда август только вступал в свои права, в городе вспыхнула эпидемия. Люди, совсем недавно еще здоровые, падали с жаром и тошнотой. Они мучились с желудками, страдая от кровавой рвоты и поноса. Самые слабые умирали.
  Ученые мужи разводили руками, признавая свое бессилие - болезнь была им неизвестна.
  Я сейчас не буду со всем тщанием описывать ситуацию, сложившуюся в городе, дабы не нарушать вашего душевного равновесия. Скажу лишь, что эпидемия в какой-то мере затронула всех - если не физически, то морально. Вскоре после ее начала я имел беседу с епископом Бернадетом. Должен заверить вас, что он был потрясен до глубины души. Будучи, вероятно, самым светлым и преданным Господу человеком нашего города, епископ хотел помочь, но это было не по силам даже ему.
  Впрочем, не все опустили руки от отчаяния. Вы, наверное, уже догадались, что я говорю об Абелардо. Он продолжал свою деятельность. Более того, в народе начали шириться слухи о том, что Проповедник знает способ борьбы с эпидемией. Вскоре они доползли и до Церкви.
  А тем временем болезнь распространялась по городу. Если сначала она поражала в основном бедноту, то теперь даже зажиточные граждане становились ее жертвами. В воздухе витали страх и безысходность.
  И когда начало казаться, что город так и будет постепенно умирать, события понеслись вскачь. Семнадцатого августа на воскресной службе епископ Бернадет, доведенный до отчаяния, произнес следующую речь:
  - Сказал Господь: "И превратится вода в кровь, и будет кровь по всей земле. И воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои. И сделается персмь мошками по всей земле. И наполнятся домы песьими мухами. Рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая. И падет град на всю землю, на людей, на скот и на всю траву полевую...*"
  Так наказал Бог народ египетский за их грехи. Оглядитесь же, люди, вокруг сейчас! Что вы видите? Господь гневается на нас! И я зрю тут начало новых десяти бедствий!
  - За что же наш Отец Всевышний карает нас? - Спросите вы.
  И у меня есть ответ! Вы пригрели у своего сердца нового искусителя. Иуду! Да, я говорю о вашем Проповеднике - Абелардо Эрнандесе. Он опутал сердца ложью. Он совращает души грехом! И я призываю вас: отрекитесь от него, не слушайте речи его, не принимайте помощь его. Ибо помочь нам может только Бог!
  
  Я не знаю, насколько призывы епископа возымели действие. Это просто не удалось проверить. Дело в том, что на следующий же день Абелардо прекратил свои проповеди. Он не появлялся на улицах, не раздавал нищим хлеб, не делился своими мыслями. В общем, не делал ничего из того, к чему жители нашего города уже успели привыкнуть.
  А болезнь, как будто только и ждала этого, стала распространяться с удвоенной скоростью. Через несколько дней заболел и я. Наверное, это было худшее, что когда-либо случалось со мной. Все кости в теле болели, желудок бунтовал, а сердце, казалось, потеряло чувство ритма. Я лежал, стараясь не шевелиться - движения причиняли боль - когда в дверь постучали.
  - Входите. - Прохрипел я.
  Деревянная перегородка отварилась, и в комнату вошел Абелардо. Он был облачен в дорожную одежду, и даже она сидела на нем изящно. Я заметил несколько внушительного размера сумок, которые остались за дверью. По всей видимости, Проповедник готовился к отъезду.
  Абелардо подошел и сел на стул возле кровати.
  -Вот, выпейте это. - Сказал он, протягивая мне пузырек, наполненный прозрачной жидкостью.
  - Что это?
  - Как что? - Делано удивился мой собеседник. - Противоядие. Вы же хотите поправиться.
  Я недоверчиво посмотрел на Проповедника. Все-таки мне не верилось, что слухи оказались правдой.
  - Ну что вы, друг мой? - Улыбнулся Абелардо. - Уверяю, это поможет вам.
  Как раз в этот момент новый спазм скрутил мой желудок. Решив, что хуже быть уже не может, я опустошил пузырек.
  - Вот видите, как все просто. Один глоток, и вы поправляетесь. Каждый день я спасал таким образом десятки жизней. Но мне помешали. - Проповедник развел руками. - Я думаю, не стоит объяснять, кто сделал это.
  -Что вы хотите сказать? - Мне трудно было сосредоточиться.
  - Помните, вы спросили меня о том, имею ли я какой-то план. Так вот, нам с вами выпала честь пребывать в его завершающей стадии. - С видом играющего на сцене актера провозгласил Абелардо. - Давайте сейчас поговорим о пороках. Их много - как листьев на дереве. Я со всем тщанием старался познакомить вас с ними. Вспомните: несдержанность в желаниях, себялюбие, похоть, тщеславие. Это то, что принято считать грехами. Но ответьте мне, милейший, кому они причинили зло за период нашего знакомства? Никому. Пороки действительно похожи на листья - их хорошо видно, но стоит подуть ветру, и они падают на землю. А теперь давайте взглянем на вас - на Церковь. Скольких вы убили за этот месяц?
  - Что за бред вы несете? - Я собрался с силами и поднялся на локтях.
  - О, друг мой, уверяю вас, это не бред. Вы уже убедились, что я обладаю лекарством. Ваш же епископ, провозгласив свою пафосную речь, лишил меня возможности оказывать помощь. Выйди я сейчас на улицу, тут мигом соберется толпа тех, чьи близкие умерли по вине "нового искусителя". - Тон Проповедника сделался язвительным. - А я, видите ли, еще хочу пожить. Так что за эти несколько дней Церковь погубила сотни ни в чем не повинных людей.
  - Вы с самого начала знали, что так и будет. - Внезапно понял я.
  - Давайте вернемся к разговору о пороках. - Собеседник пропустил мимо внимания мою фразу. - Я очень долго размышлял о них и вот к чему пришел: то, что лежит на поверхности не существенно. Важно то, что кроется в глубине - в корне дерева. И в нашем с вами случае корнем древа пороков является религия. Слепая вера, фанатизм. Она прикрывается листьями, чтобы отвлечь внимание от себя. Всегда. Испокон веков. И не важно, есть ли на самом деле Бог, или его нет. Я не знаю этого, как не знает никто другой. Важно то, что слепо верить во что-либо, даже в такую всеобъемлюще положительную сущность, как Господь, нельзя! Жаль, но понять это можно только пройдя через потрясение. Поэтому у меня не было выбора.
  - Откуда у вас лекарство, Абелардо?
  - О, я думаю, вы хотели задать вовсе не этот вопрос. - Проговорил Проповедник с грустной улыбкой. - Нам за все приходиться платить, друг мой. И это цена, которую я отдал за то, чтобы открыть вам глаза.
  Он поднялся и направился к двери.
  - Я уезжаю. В сумке за дверью противоядие. Отнесите его куда полагается. Если вы все сделаете правильно, через неделю эпидемия утихнет. Прощайте.
  - Откуда пришла болезнь? - Спросил я, все еще не желая верить.
  Абелардо не ответил.
  - Я сдам вас властям! - Мне хотелось, чтобы он остановился и сказал вслух то, что уже и так нам было известно.
  Дверь закрылась за ним, и Проповедник навсегда исчез из моей жизни.
  С тех пор прошло много времени. Через год я ушел из Церкви. Сейчас веду хозяйство недалеко от города. И знаете, моя жизнь стала как-то спокойней.
  - Почему? - Спросите вы.
  Ну что ж, значит мой рассказ был не напрасным.
  
  \\\\\\\ *Епископ Бернадет говорит о некоторых из Десяти бедствий - наказаний, которые Бог посылал египетскому фараону за притеснения израильтян. Подробнее см. Ветхий завет, Вторая книга Моисеева: Исход.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"