Никитин-Старший Фёдор Александрович
Психодрама ( вступление - 2 )

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первое правило психологической защиты - расслабить мышцы своего лица.

  
   Психодрама
  
  
  
  Вступление - 2
  
  
  
  Заочно заниматься психодрамой трудно. Но ничего не возможного нет.
  
  Почему главный врач клиники неврозов взяла именно меня преподавать психодраму? У руководителей клиники не было в планах вводить в клинике учебный процесс психодрамы. И только после моего предложения, убеждения, подробной расшифровке - чем я буду заниматься, глав врач приняла решение открыть в своем штатном расписании психодраму. Огромное значение имел тот факт, что она знала, что по профессии я: актер и режиссер. К тому времени я уже поставил на сцене культурного центра краснопресненского района
  
  " Красный цветок" Гаршина и продолжал играть в театре
  
  " У Никитских ворот" Ивана Шатова в Бесах Достоевского.
  
  Глав врач клиники ( назову ее Светланой Ивановной, настоящее имя забыл, так работает мое полушарие мозга - на имена, названия, даты и прочее) посмотрела моего Шатова и Красный цветок - где я был в качестве: и актера ( сыграл главную роль сумасшедшего) и режиссера спектакля. Светлана Ивановна уже была знакома с принципами психодрамы и она понимала что этим предметом в клиники конечно должен заниматься: режиссер театра и актер театра одновременно.
  
  Потому что разбор спектакля за столом очень похож на разбор жизненных ситуаций в психодраме. Но ведь в репетиционной аудитории не только разбирают теоретически сцены из будущего спектакля но и ре петируют "на ногах" пьесу. Другими словами - уже играют диалоги, монологи, сцены, но еще не на зрителе, а в репетиционной комнате. Когда мы начнем уроки психодрамы, вы увидите, как работает психодрама. Короче говоря - психодрама разыгрывает ситуации породившие неврозы у больных с целью излечения этих неврозов. Если бы я не занимался актерством в профессиональных театрах с хорошими режиссерами и партнерами, я бы скептически отнесся к науке психодрамы. А психодрама такая же сложнейшая наука, как и актерское мастерство.В репетиционном малом зале, в комнате, где происходят занятия психодрамы, (пациенты - так скажем) разыгрывают ситуации близкие к ситуациям породившим их духовные болезни. И обязательно под руководством режиссера
  
  ( преподавателя по психодраме) Теперь всем должно быть понятно, что психодрама - это практические занятия в аудитории. Но поскольку мы с вами живем в различных мирах - ( комнатах, городах, странах) то возможно построить заочное обучение. Конечно это будет теоретическое обучение, но будем считать мои лекции -
  
  " руководством к действию"
  
  Уверен, что мы в состоянии понять друг друга и на расстоянии. Необходимо во вступлении сказать следующее. Мы должны усвоить первейшее правило и самое главное в наших упражнениях. По сути, нашу психодраму надо назвать
  
  " психологической защитой" Согласитесь, что принцип психодрамы, сущность психодрамы, должно помочь каждому человеку овладеть психологической защитой! Эта формула объединяет множество формул: избавиться от фобий, от маний, от навязчивых идей, от неврозов. Другая очень точная формула будет такая
  
  " невроз - это драма отношений"
  
  Как вы понимаете о каких отношениях я говорю. "Невроз - это драма человеческих отношений"
  
  Мы должны знать, что других причин невроза не бывает. Я давно живу за границей в разных странах. Демократических странах. В этих странах я жил по долгу, по несколько лет. Это очень важно, ибо туристу, который находится в той, или иной стране, в качестве туриста
  
  ( проездом) и пребывает там самое большее две недели, понять законы человеческого общежития в этих странах невозможно. Как в том анекдоте, в котором туристу покажется ( проездом) АД приличным и интересным местом. Так вот, в этих странах в которых я жил по несколько лет: в Израиле, в Йоханнесбурге, в Кейптауне, короче в ЮАР, в Англии, в Америке и теперь в Канаде, очень распространен так называемый " светский язык - мое определение" Это тот язык на котором говорят собеседники - долго и много, и самое главное - ни о чем! В таких беседах главные темы разговоров бывают: погода, безобидные сплетни, - кстати к слову - чем отличается сплетня от склоки? Сплетня не причиняет ни кому зла, склока причиняет тому о ком идет речь, за его глаза - зло.
  
  Такие светские беседы; ни о чем, не могут привести к неврозам, к драмам отношений. Однажды я смотрел встречу актера Ивана Охлобыстина со студентами института международных отношений. Ему задавали вопросы и он на них отвечал. Слушал я его ответы часа полтора, и потом уже понял, что Охлобыстин за эти полтора часа не сказал ничего! Он говорил полтора часа много и складно, но ни о чем. Охлобыстин в совершенстве владеет светским языком. Видимо люди, пригласившие Охлобыстина на эту встречу со студентами, будущими дипломатами, знали о его таланте и умении владеть светским языком и пригласили его на встречу как наглядное пособие для будущих дипломатов. Это было потрясающе: Охлобыстин с умным видом на лице и с подвешенным языком, демонстрировал умение обходить все опасные углы в разговорах с людьми. Охлобыстин никогда не заболеет неврозом из-за драмы отношений. У него просто нет этих отношений. Это искусство. И надо овладеть этим светским языком, умением говорить много и ни о чем.
  
  И так мы уяснили что неврозы - это драма отношений. Как говорят - " лучшие отношения - это не иметь ни каких отношений!"
  
  Насколько психодрама связана с драмой ( а литературные романы - это тоже драма) что даже прочтя, я повторяю - только прочтя
  
  " Преступление и наказание" уже тогда у многих возникает страх в душе от самой мысли убить другого человека. История Раскольникова воздействует на психику некоторых людей. Я давно слышал очень хорошую фразу " Если в душе человека нет музыки, он никогда не поймет прелести музыки" Так и с убийством. Если в душе человеке отсутствует понятие совести, то прочтя историю преступления Раскольникова, у него не возникнет страх совершить преступление. Ведь сам Раскольников говорит что Наполеон поубивал миллионы людей: и французов, и других солдат враждебных армий и " на челе его высоком не отразилось ничего" а конкретный текст такой -
  
  " Наполеон поубивал сотни тысячи солдат и только отделался каламбуром -
  
  " Ну что ж, от великого до смешного один шаг"
  
  Этот каламбур он выдал тогда, когда его арестовали в первый раз и отправили в ссылку. Таким как Наполеон, или Сталин, или Гитлер - психодрама не нужна. Они не страдают неврозами. Большинство людей страдают уже только по тому, что совершили плохой и безнравственный поступок по отношению к другим людям. Психодрама рассчитана на совестливых людей. Но больных людей комплексами вины иногда называют
  
  " людьми с обостренной совестью, закомплексованными, в частности с комплексом, как я уже сказал - вины. " И если уж кто либо согласен заниматься психодрамой, то в первую очередь он должен понять, что занятия приведут его к высотам равнодушия. Но речь не идет о том, что человек превратится в равнодушного подонка. Он научится не реагировать на каждую негативную информацию. Есть главное и есть второстепенное. И второстепенного больше чем главного. В течении дня человек встречает сотни негативных информацией,
  
  но только на одну, или две, или в крайнем случает на три из них надо реагировать. Если вообще перестать игнорировать, любую информацию, то это может привести к потере инстинкта самосохранения.
  
  На первый взгляд все о чем я говорю выглядит комично, но это по началу. И чем больше мы будем погружаться в психодраму, даже теоретически, тем больше мы будем осознавать, что актерство и психодрама тождественные понятия.
  
  Актерство - это наука. Наука драматического действия. Любую науку можно опошлить, принизить, дискредитировать. Психодрама предполагает актерскую профессию в чистом виде. Здесь не обязательно политизировать актерскую профессию, как это сделано уже во всех странах. Психодрама похожа на занятия со студентами в книге Станиславского " Работа актера над собой, в творческом процессе переживания и воплощения"
  
  В психодраме все тоже самое, только посвящено лечебному процессу. Лечить себя профессией актера. Но у многих возникнет вопрос: а как это лечить? Ну надо в первую очередь и на первом занятии выяснить, при каких отношениях, вновь прибывший в группу больной, получил невроз? При каких отношениях, с кем в отношениях, как, почему, зачем и дальше? Больной должен точно знать и объяснить группе, занимающейся психодрамой и главному психологу-тренеру, в чем его психологическая проблема. В психодраме не лечат физику, здесь лечат дух. Недаром Станиславский называл актеров " инженерами человеческих душ" И это правильно. Конечно в том случае правильно, если актер на сцене занимается профессией, а не использует профессию актера в политических целях. При любом раскладе актер должен заниматься в спектакле драмой отношений между людьми. Это задача драматурга или режиссера направить этот разбор отношений на лечебный процесс а не в политическое русло, в помощь государственного режима. В психодраме политики быть не должно. В группе рассматривают не отношения персонажей в пьесе, а отношения людей в реальной жизни. Разбирается конфликт отношений. Например. Почему в пьесе
  
  " Гамлет" Офелия сошла с ума? Но это крайность. В психодраме разбирается ситуация при которой больной психологически ( ну не сошел с ума, тогда будет уже поздно его лечить) получил невроз в крайней степени. Вполне возможно, что начать занятия психодрамой с новичком, надо с разбора ситуации в которой оказалась Офелия. Это не помешает. Но больной пришел в группу не Офелией, а самими собой. Поэтому сразу же после разбора ситуации Офелии надо сразу же перейти к ситуации в которой оказался больной. И конечно в занятиях психодрамой необходимо обострять ситуацию. В интернете советуют проводить занятия психодрамой в безопасных условиях. Что здесь имеется ввиду? Проводить занятия в замкнутой комнате, в теплице, другими словами. Это как большинство верующих советуют молиться в тишине, в очищенном месте, в одиночестве, хорошо бы в лесу. Молиться там, где тебе никто не сможет помешать. Когда я превратился в язычника
  
  ( природная вера) я понял, что молиться богам надо везде, в любых обстоятельствах. Грубо говоря молиться можно тогда, когда вокруг тебя громыхают пушки. Вспомните " Сон Наполеона в пятнадцать минут) Он спал во время сражения. Молиться надо везде и всегда. Когда дух подскажет " вот сейчас молись" Молиться: в комнате, во дворе, на у лице, в магазине, за рулем автомобиля, когда подметаешь в квартире, когда рубишь дрова во дворе и тд. Так же надо заниматься и психодрамой. Конечно в комнате, в аудитории, но так заниматься, в расчете на то, чтобы потом применять свои рефлексы психологической обороны, приобретенные в замкнутой аудитории, - на улице! Во враждебном тебе мире. На первом этапе обучения так надо себе и говорить -
  
  " Там за окном, или за дверью, на улице - живет враждебный мне мир"
  
  И больной, используя психодраму учится жить именно на улице, во враждебном ему мире. То что мир прекрасен и люди в нем прекрасны, надо больному вышвырнуть из своего духа и тела эту идею. Начинать заниматься психодрамой надо с сознанием, что уличный мир тебе враждебен и смертельно опасен. Потом, когда психодрама тебя вылечит: ты можешь превратиться в Охлобыстина. Нет-нет, не в человека который примет этот мир и полюбит его, а в человека равнодушного ко всем окружающим его человеческим отношениям. Но чтобы к этому прийти, надо пройти длинный путь обучения в психодраме.
  
  Мы еще не начали занятия, но я вам дам уже сейчас одну инструкцию. Работая в казанским театре, я играл в польском спектакле Петрика
  
  ( главная роль) Моя роль простая по понимаю. Петрик поляк убил одного немца на войне и по приходу, по возвращению домой, в свою деревню, он стал вспоминать этого немца и стал сходить постепенно с ума. Вот такой поляк: убил одно немца и потом всю жизнь мучается. В моей роли я доходил до галлюцинаций. Короче говоря играя свою роль я сам в жизни, получил дикий невроз. Я пошел к психиатру. И рассказал ему о своей роли и о своем состоянии. И вот что мне сказал молодой психиатр - " Актеры живут в другом мире, в отличном мире от мира нормальных людей в реальной жизни. И что является болезнью для нормальных людей ( не актеров) психическая болезнь, - то для актеров это не болезнь - это нормальное психическое состояние. И в конце нашего разговора, он подсказал мне одно упражнение, и это уже походило на психодраму. Он мне сказал, что я, тогда когда живу на улице или в любом месте, где плотно общаюсь с людьми, я должен расслабить мышцы на лице. Для того чтобы не обнаружить свои внутренние эмоции и чтобы никто не сыграл на твоем болезненном психическом состоянии. Надо спрятать свое истинное нервное лицо за маску - под маской. А расслабление мышц лица и создаст ту маску, через которую не будет видно твоего истинного лица и твоих истинных эмоций. И не обязательно надо будет покупать в магазине маску и напяливать ее на свое лицо. Достаточно расслабить мышцы своего лица и ты уже спрятался. И это уже и будет началом психологической защиты.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"