Никита Булошник : другие произведения.

Лион Фейхтвангер и его роман "иудейская война"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   ЛИОН ФЕЙХТВАНГЕР И ЕГО РОМАН "ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА"

  ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион (1884-1958), нем. писатель. После 1933 в эмиграции. В ист. романах ("Безобразная герцогиня", 1923; "Еврей Зюсс", 1925; "Иудейская война", 1932; "Лисы в винограднике", 1947, "Гойя", 1952, "Мудрость чудака", 1952 - о Ж. Ж. Руссо) разум, осознаваемый Ф. как двигатель прогресса и залог гуманного миропорядка, утверждает себя в борьбе с варварством и бездуховностью, воплощение к-рых в совр. мире Ф. видит в фашизме [ром. "Успех", 1930, "Семья Опперман" ("Семья Оппенгейм"), 1933, "Братья Лаутензак", 1943]. Пьесы. Кн. "Москва 1937" (1937; о посещении СССР, вскоре после издания запрещена) фактически явилась оправданием сталинизма.

  

  

   Великий немецкий писатель Лион Фейхтвангер, безусловно, является классиком, одним из лучших писателей 20 века.При этом его популярность в нашей стране двойственна: Фейхтвангер не включен в школьную программу, однако его романы

  "Безобразная герцогиня", "ЛжеНерон", "Гойя" издавались большими тиражами и были достаточно популярны.И все же, отдавая должное мастерству, с которым они написаны,я выбрал для исследования менее известную"Иудейскую войну".Этот роман в свое времяпотряс меня, до сих пор оставаясь одной из любимых книг.Казалось,что читаешь мудрую древнюю притчу, что нет ничего более глубокого и истинного.Не существует, потому что не может существовать вообще...

   Как я уже сказал,роман малоизвестен,а потому,видимо,следует начать с сюжета. Однако книга насыщена действием, и подробный ее пересказ был бы утомителен, поэтому начнем с основной сюжетной линии, дополняя ее в процессе анализа.

   "Иудейская война" является историческим романом,подробно рисующим нравы римского об-ва, и все же это-роман не о Римской империи, и не об Иосифе Флавии,и даже не об Иудейской войне,так же как "Гамлет"- трагедия отнюдь не о Дании или датском принце Гамлете.В 1954 году, выступая на одной литературной конференции, Фейхтвангер заявил, что настоящий исторический роман должен поднимать реальные проблемы, которые могут тревожить читателя, и плох тот писатель, который поддается соблазну подробного изображения антуража описываемой эпохи и, в результате, теряет Суть, смысл повествования. И этим правилом Фейхтвангер руководствовался всю свою жизнь. Безусловно,роман основан на реальных исторических событиях, более того, писатель, фактически,адаптировал книги самого Иосифа ("Иудейская война" и "Жизнь") для современного читателя.

  Но не случаен почти полный отказ от римских названий и терминов.Веспасиан-маршал, Пэдан, поджигающий Иерусалимский храм,-капитан, мы читаем про полковников, солдат, но не про центурионов и легионеров.В Риме Фейхтвангера есть фирмы, предприниматели, послы, но никак не их древнеримские аналоги. Кроме того, писатель позволяет себе изменять литературному источнику(об этом речь пойдет позднее).И, удостоверившись в сомнительной исторической ценности романа, мы имеем полное право спросить:"Так о чем же он?".

   Старое правило учит, что в заглавии литературного произве- дения заключена основная его мысль, поэтому мы можем смело утверждать,что главным героем романа является Война. При этом речь идет не только об "организованной борьбе между гос-вами, классами или нациями". Под войной подразумевается любое насилие, и автор уверенно, шаг за шагом, развенчивает его. Здесь следует обратиться к жизни самого писателя, исторической ситуации на момент написания романа.

   Итак, 1932 год. Германия только что пережила мировую войну, принесшую невиданые потери и разрушения, однако еще страшнее были раны, оставшиеся в душах людей. Мне кажется,что в данном случае лучше обратиться к Э.-М. Ремарку,великому немецкому писателю, центральной темой творчества которого является судьба межвоенного "потерянного поколения". Он сам прошел войну и впоследствии "изнутри" описывал опустошенность бывших солдат. И даже лучшие его герои,"три товарища", стремящиеся найти себя в дружбе,любви,чувствуют себя чужими в мирной жизни. Но они, при всех своих недостатках, идеальны. Для многих же фронтовиков насилие стало своего рода наркотиком, и еще в начале 20-х они пополняли фашистские отряды "самообороны",создававшиеся крупными землевладельцами.Их было немного, но и остальные, разочаровавшиеся в мирной жизни, подогреваемые разрухой и реваншистскими настроениями, становились легкой добычей для массированной нацистской пропаганды. Именно в фашизме Фейхтвангер видит воплощение мирового зла, призывает бороться с ним, но через год вынужден будет эмигрировать, опасаясь мести со стороны пришедших к власти погромщиков. И его квартира будет разгромлена штурмовиками, а книги сожжены в кострах, запылавших по всей стране, вместе с произведениями Ремарка,Гейне,Эйнштейна...

   В "Иудейской войне" Иосифу приходится столкнуться с погромщиками, но эта сцена скорее комична-писатель высмеивает показное мужество нацистов (аналогия между белыми туфлями и коричневыми рубашками очевидна), когда Иосиф обращает нападавших в бегство, ударив их предводителя чернильницей по голове.Но вместе с тем Фейхтвангер не склонен недооценивать угрозы фашизма - ведь в рядах партии не только стремящиеся самоутвердиться юнцы. В погромах участвовали и простые ремесленники,которым внушили, что в их бедах виноваты инородцы - таков погром, изображенный Фейхтвангером в романе.И все же наиболее опасны образованные, респектабельные нацисты. Именно их ненависть наиболее глубока, и именно они и подобные им "лучшие люди общества" направляют массы, являются идеологами насилия, стремятся придать варварским идеям

  научный вид, оправдывают убийства высшими интересами.Таков Филипп Талассий, могущественный министр, тонкий интриган и опытный царедворец. Он кажется невозмутимым, но иногда, в пасмурные дни, древний червь гложет его душу.В молодости он едва не провалился на экзамене из-за поправки переводчика - еврея. Поэтому глава Восточного отдела - рьяный юдофоб, и через несколько лет в Иудее будут разрушены десятки городов, а тысячи людей будут обречены на безжалостное уничтожение.Мы пройдем все круги ада вмете с семьей стеклодува Алексия в осажденном Иерусалиме, мы увидим гибель Иерусалимского храма -смерть надежд целого народа. Весь ужас войны, насилия, варварства показан с подлинным талантом, с огромной убедительностью, что позволяет нам считать "Иудейскую войну" одним из лучших антифашистских произведений мировой литературы...

   Однако "Иудейская война" - роман не о бессмысленности и вреде насилия. Вернее, не только о нем, ведь Фейхтвангер зачастую рассматривает вопросы, не связанные с войной.При этом он неотступно следует за Иосифом, что позволяет нам сделать вывод о том, что именно последний является главным героем. Рассмотрим роман с этой точки зрения.

   Итак, главное действующее лицо романа - Иосиф бен Маттафия (Маттитьяху), впоследствии - Иосиф Флавий.Это реальный исторический персонаж, известный нам как историк и писатель, оставивший подробное описание жизни Римской Империи в I в. н.э. Начало романа относится к 67 году н.э. Иосиф - молодой, амбициозный священник первой степени Иерусалимского Храма.В конце он - придворный писатель и историк. За четыре года действия ему предстоит пройти испытание славой, властью, проявить чудеса храбрости, сражаясь с врагом, но предпочесть измену и рабство героической смерти, стать рабом, терпящим любые унижения, но превращающимся в личного советника императора, оставаться до конца дней своих изгоем своего народа, не переставая бороться за него, спасти десятки людей, но не суметь спасти Храм,пережить любовь, и, в результате,обрести смысл жизни в служении людям, оставаясь глубоко несчастным человеком. Да, у него была спокойная молодость, и его ожидает еще более спокойная старость (это в 33 года!) - иными словами, он проживает жизнь за четыре года,ведь львиная доля переживаний, предписанных ему судьбой,приходится как раз на это время.

   Позволю себе утверждать, что существует несколько "основных" стимулов, определяющих поведение человека: любовь, дружба, долг, тщеславие, жажда власти, свобода, а также конфликты между ними. Несложно заметить, что Фейхтвангер заставляет своих героев (не только Иосифа, но и Веспасиана, его жену Кениду, их сына Тита, его возлюбленную Беренику, а также влиятельного ювелира Клавдия Регина)испытать их, словно проводит сквозь "огонь, воду и медные трубы".

   Очень необычно рассмотрены темы власти и тщеславия. Так, император Веспасиан, впоследствии канонизированный, в начале романа предстает перед нами простым человеком, солдатом, которому просто хочется покоя. Он называет свою жену Кениду "старой лоханью" и жалуется на "хитрых евреев", с которыми нельзя просто драться, как с галлами, которые требуют осторожной, взвешенной политики. Будущее божество, он лишен даже нероновской уверенности в собственной избранности. Все очень просто. Просто на момент переворота в Риме он послан усмирять Иудею, поэтому у него большая боеспособная армия, поэтому у него слава победителя, поэтому он может спокойно переждать римские схватки конкурентов на Востоке - победитель Вителлий будет настолько истощен, что не сможет ему противостоять. На протяжении всего романа Фейхтвангер развенчивает миф о "богоизбранности" диктатора, что, несомненно, актуально. Ведь 20 век стал веком тоталитарных режимов,во главе которых, как правило,оказывались, обычные, обделенные судьбой люди: ефрейтор-недоучка Адольф Гитлер, бандит Иосиф Сталин, генерал Франко и многие другие вожди, добившиеся прижизненного поклонения, приходили к власти, случайно оказавшись "в нужное время в нужном месте" подобно Веспасиану, или, скажем,полковнику Аурелиано Буэндиа из романа Г.-Г. Маркеса "Сто лет одиночества". Но власть - не только великое благо, но и великое испытание, пройти которое порой не под силу даже самому достойному. Так, "умный Иосиф", назначенный губернатором Галилеи, постепенно превращается в диктатора, неспособного оценить красоту искусства, нетерпимого к чужому мнению, и лишь вторжение римлян заставляет его позабыть о личных амбициях и встать на защиту всей Иудеи. Власть делает Веспасиана и его сына Тита циничными, надменными, падкими на лесть: в свое время плененный Иосиф избежит казни, объявив Веспасиана Мессией-Спасителем, а Тит, давший Иосифу возможность спасти 70 человек, во время разграбления Иерусалима, прогонит его, когда речь пойдет о ста.

   Такова же слава: Иосиф, освободитель старцев из Верховного Совета, популярен, и, в результате этого, сам начинает верить в силу своего таланта, на одном дыхании создает книгу о Маккавеях, но потом осознает ее напыщенную пустоту, бессмысленность, начинает стыдиться ее. Слава переменчива: почитаемый как герой после обороны Магдалы Иосиф через несколько дней становится презренным изгоем. Мораль: власть и слава непостоянны и вредны, а потому не должны становиться целью.Во что же тогда верит писатель?

   Фейхтвангер верит в первичность разума, и наиболее часто употребляемая характеристика его любимого героя - "умный". Но, сделав своего героя аскетом, для которого любви просто не существует, он утратил бы реалистичность образа

  Иосифа. Флавий же - нормальный человек, и на протяжении романа трижды будет влюблен.

   Сначала - внезапное, подсознательное влечение к императрице, затем увлечение Марой, и наконец, любовь к Дорион. Первая страсть вдохновила на эмоциональную книгу о Маккавеях, и именно через осознание Иосифом поверхностности книги Фейхтвангер покажет поверхностность самого чувства.Мара,пленная еврейская девушка, нравится Иосифу, но Веспасиан сделает ее своей наложницей, а потом заставит раба Иосифа "жениться на

  императорской блевотине". Это усилит презрение евреев к Иосифу, и, чтобы заслужить прощение народа и забыть о собственном унижении, впоследствии, он будет избегать Мары. Может показаться, что Фейхтвангер утверждает незначительность любви, как таковой, но это было бы ошибкой. Ведь Иосиф будет любить Дорион куда сильнее, чем Мару, но, сперва почувствовав, что нужен своему народу во время войны, а затем собираясь написать об этой войне книгу, он покинет жену почти сразу после свадьбы. А принцесса Береника ради любви к Титу пойдет на разрыв с собственным народом, и Фейхтвангер будет писать об этом без малейшего осуждения, утверждая главное - право каждого человека на выбор.

   Тема выбора определяет и одну из самых сильных сцен романа: после героической обороны Магдалы, столицы Галилеи, куда он был назначен наместником царя Агриппы, Иосиф стал национальным героем Иудеи. Когда крепость пала, его считали погибшим, в Иерусалиме устроили символические похороны, наградили его отца.Но Иосифу удалось выжить.В подземной пещере спаслось около двадцати человек (в их числе Иосиф). Запасы воды были скудны и быстро истощились, подняться за ней на поверхность значило попасть в руки римлян. От жажды и ран Иосифа мучили видения, пещера казалась адом. Но когда его товарищи решили предпочесть рабству смерть и убить друг друга, он неожиданно понял,что хочет жить, что никто не имеет права

  решать,жить человеку или умереть!!! И он обманывает товарищей, и выходит из подземелья, чтобы стать рабом императора и изгоем своего народа. И этот выбор, возможно, главный выбор его жизни, становится одним из многих, складывающихся

  в его судьбу. Ведь жизнь каждого из нас, по сути, состоит из Выбора, мучительного, но необходимого, ведь выбора нет только у рабов.

   И все же "Иудейская война" - роман не о выборе, или о Судьбе, которую он определяет. Такой вывод звучит парадоксально, но... Судьба не определяется человеком, и ощущение фатума преследует героев. В этом смысле центральным является диалог

  умного Иосифа и мудрого Клавдия Регина. Иосиф стремится спасти Храм, просит помощи Регина. "Но Регин молчал: этот грузный человек продолжал сидеть в неудобной позе, среди песка и

  белой пыли, слегка раскачиваясь своим дряблым телом. Иосиф постепенно догадался, что Регин скорбит об Иерусалиме и храме. Подобно тому как погребенный здесь пророк [Иеремия] более шестисот лет тому назад, когда храм еще сиял и Иудея

  предавалась гордыне, уже предсказывал поражение и повелел читать отрывок из Писания, полный безмерной скорби по разрушенному городу, стоявшему тогда еще в полном блеске, - так же сидел теперь на песке этот великий финансист, - бесконечно печальный и ничтожный, в немой скорби о городе и храме".

   Молодой Иосиф не может принять этого, он едет в Иудею, к Титу, чья армия готова к штурму. Иосиф пытается выступить дипломатом, но переговоры сорваны, а стрела, пущеная со стен города ранит его в плечо. За час до штурма, одинокий Иосиф идет под стены города и произносит речь, полную мудрости и глубины, с призывом не допустить бойни... В своей "Иудейской войне" Иосиф напишет, что обе стороны слушали его с огромным вниманием. В "Иудейской войне" Фейхтвангера осажденные выпускают диких свиней, которые под всеобщий хохот сбивают Иосифа с ног. А потом был штурм, разрушение города и избиение его жителей.

   Прав был Регин...

   Иосиф и Береника пытаются спасти храм, убеждают Тита запретить его разрушение. Указ подписан, но никому не известный капитан Пэдан поджигает храм, а десятки других неизвестных солдат, врываются в него, громя и круша все на своем пути.

   Прав был Регин...

   Да Судьба всесильна, она определяет и Войну, и человеческий выбор, а потому именно ей посвящен роман. Фейхтвангер видит Судьбу, как высшее равновесие, равенство,которое заложено в саму основу Мира. Частным случаем его проявления становится тема искупления: искупления истинного, подобного тому, что пережил Иосиф в пещере под Магдалой, или, например, Родион Раскольников на каторге, но не показного, как в случае с самобичеванием. В более широком смысле - "за все надо платить", если вспомнить мучения Иосифа за попытку вмешательства в дела Судьбы. Per aspera ad astra.

   Да, все определено высшим равновесием :и судьба Храма, как символа добра, и судьба Войны, как символа Зла. А потому роман не пессимистичен: вместе с гибелью

  Храма заканчивается Война, а с ними очередной этап противостояния - вечного, ибо равны силы сторон, вечного, ибо все предначертано: и разрушение города, и мир, и новый Храм, и новая Война, в которой он будет разрушен, и то, что сам Фейхтвангер опишет все это, и то,что я пишу сейчас...Все.

   6.08.1999


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"