Никитин Андрей Викторович : другие произведения.

Надо ли сегодня "обустраивать Россию"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
nadoli0 [ANikitin]
  
  
  Никитин А.В.
  

Надо ли сегодня "обустраивать Россию"?

  
  
  Оглавление
  
   ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
       Человек и общество.
      Коммуна - основа любого государства.
      Экономический уклад
  
  КАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА ЛУЧШЕ?
      Варианты на выбор...
      Способы легального изменения государственного управления.
      Новые условия взаимодействия государств.
  
  ГОСУДАРСТВО НАДО ЗАЩИЩАТЬ.
      Запрос общества на государственную идею.
      Нам не нужны революции.
      Биологические причины политической цикличности.
  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  " - 15 лет назад была опубликована статья Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию?[1]".
  - Услышан я, к сожалению, не был. Не был понят, - вспоминает лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын".
    А. Кондрашов "Александр Солженицын: обустроить Россию еще не поздно".Вести недели. Выпуск от 25.09.2005 http://old.vesti7.ru/archive/news?id=6985
  
  Не так давно в нашей группе произошел очередной разговор об устройстве "государства российского". Снова разговор шел о духовных ценностях человека и устройстве высоконравственного государства, где эти ценности должны быть на первом месте...
  Тут же вспомнились старые споры примерно на эту же тему...
  Захотелось как-то систематизировать то, о чем шел разговор. О спорах по главным вопросам государственного строительства...
  Кто является главной ценностью государства: человек или коллектив?
  На каких принципах организовывать воспитание нового поколения: индивидуализма или коллективизма? Как должно быть организовано государство, на основе холизма или меризма? Должен ли государственный аппарат быть "частью организма" гражданского общества? Должны ли взаимоотношения человека и власти быть "гармоничными"? Как понимать "соборность" и "общинность" в оценках современного государственного устройства?
  И снова... согласованных ответов на поставленные вопросы мы не нашли. Почти каждый остался при своем мнении.
  Я не знаю, может быть, проблема тут в терминологиях разных философий.
  Вот смотрите...
  Классическая философия воспринимает холизм, как цельность и монолитность', а политическая философия понимает как автократию и монархизм. И меризм, это не только принцип "целое всегда можно разложить на составляющие части", предполагающий редукционизм. Но это и функциональная кустовая иерархия уровней управления, если мы говорим об устройстве государственного аппарата в рамках философии власти.
  А в части построения общества можно обратиться к социальной философии, где все эти вопросы уже достаточно хорошо рассмотрены. Давайте заменим общину, как русский вариант, на давно применяемый аналог социальной философии - коммуну. И мы почти сразу выйдем на многообразие вариантов организации государств на основе коммун.
  Самое сложное отношение сегодня у меня к понятию "соборность". Вера уже не раз раскалывала российское общество. Но, с другой стороны, русское православие не раз спасло государство российское от развала. Видимо, опора на православие в государственном устройстве нужна, но где проходит граница между патриотизмом и национализмом, я не знаю.
  Давайте об основах государства с самого начала...
  
  
  

Основы устройства государственности.

  Понятие "политика" ввел в философию Аристотель. С этого момента началась история социальной и политической философии.
  Он первым определил, что "гражданин - это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания". Сегодня бы мы сказали, человек, участвующий в жизнедеятельности государства и имеющий договорные отношения с государством, определяемые конституцией. Договор с государством, это формат вступления в гражданство.
  Таким образом, народ, по отношению к гражданам, это более общая категория во всех типах государственного устройства.
  Сам Аристотель различал три формата устройства государства:
   - Царская власть (монархия) - форма правления, при которой власть принадлежит одному правителю, получающему её по наследству, или же к власти приходит избранник...
  - Аристократия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоду состоятельных граждан).
  - Полития - форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоду неимущих, то есть нищих). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Политика_(Аристотель)
  
  Сегодня времена изменились, изменились и понимания форм управления государством. Современные понятия можно выстроить как:
  - Автократия - (самовластие), неограниченная власть одного лица в государстве; также государство, в котором верховный правитель осуществляет законодательные и исполнительные функции, полностью контролирует деятельность государственного аппарата и обладает независимостью от своих подданных; https://bigenc.ru/c/avtokratiia-af54fb
  - Элитократия - (от фр. elite и гр. kratos) - власть элиты, избранных, принадлежащих к определенным (считаемым лучшими; богатым, образованным) слоям обществ; https://power_politics.academic.ru/892/ЭЛИТОКРАТИЯ
  - Демократия (др.-греч. δημοκρατία "народовла́стие" от δῆμος "народ" + κράτος "власть") - политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Демократия
  
  Современное изменение понятий произошло уже в средние века в Европе. Именно там тогда располагался центр мировой философской мысли.
  
  
  

Человек и общество.

  В социальной философии общества произошло глобальное разделение по признаку главного понятия. Что является главным в человеческом обществе - человеческая личность или коллектив, в котором существует человек?
  Возникла полярность в организации человеческого общества:
  1. Главным в сообществе является человек, его потребности, права, взаимоотношения с властью. Это либерализм[2]. Государственная идеологии - демократия, организация общества на основе эгалитаризма[3].
  2. Главным в сообществе является коллектив, который и создает человека, как активного гражданина своего коллектива и государства, обеспечивающего его права и свободы. Таким коллективом выбрана коммуна. А вот от размера и формата организации коммун зависят разные политические идеологии[4] организации общества и его взаимодействия с государством.
  
  Посмотрим некоторые формы политических идеологий чуть подробнее...
  " Либерализм - система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности. Либерализм - совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. https://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_идеология
  
  Очень хорошее исследование либерализма дала Н.В. Мелентьева в своей недавней работе "Философские основания либерализма" https://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005d/00012857.htm
  
  " Анархизм - это социально-философское революционное учение, целью которого является создание разветвленной сети самостоятельных, но обязательно сообщающихся между собой коммун, уничтожение государства и построение свободного, подлинно коммунистического общества, реально обеспечивающего принцип автономизма личности. https://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_идеология
  
  Анархизм Бакунина[5] - всё население живет в коммунах полного цикла самоуправления и самообеспечения. Государственные институты власти не нужны. Тут надо заметить, что классический анархизм не отменял семьи как нуклеарной, так и патриархальной. Коммуны становятся высшим уровнем организации общества на условиях эгалитаризма и необходимого автобюрократизма[6].
  
  " Консерватизм (от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия "радикальных" реформ и экстремизма. Понятие "консерватизм" происходит от названия литературного журнала "Консерватор", который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан. Консерватизм - это защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. https://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_идеология
  
  " Социализм (от лат. socialis - 'общественный') - политическая, социальная и экономическая философия и идеология, направленная на реализацию социального равенства и социальной справедливости, достижение которых предполагается в том числе через общественную собственность на средства производства. В более широком смысле социализм можно определить как политическую тенденцию, основным принципом которой является стремление к миру, основанному на гармоничной социальной организации и борьбе с несправедливостью. В экономическом плане социализм характеризуется общественным и/или государственным контролем над экономикой - как над средствами производства, так и над процессом распределения ресурсов и тенденцией к плановой экономике. В зависимости от контекста слово 'социализм' может определять идеологию, экономику, политический режим или социальную организацию. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социализм
  
  " Коммунизм (заимствовано в 1840-х годах через фр. communisme или нем. Kommunismus, от лат. commūnis - "общий") - теоретический общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечивается социальное равенство. Также "коммунизмом" часто называют ультралевую политическую идеологию, которая провозглашает своей целью построение коммунистического общества. В этом контексте объединяются различные школы и течения, которые включают марксизм, социальный анархизм (анархо-коммунизм), а также близкие к ним политические идеологии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Коммунизм
  
  Таким образом, как мы видим, формат организации государства на основе идеологии либерализма всего один - демократия. Но вот типов демократии[7] можно назвать очень много.
  И все же, как оказалось, сама демократия, как политическая система, это только формат участия граждан в обсуждении и принятии решений власти. И таких форматов в демократии... сколько хочешь. Да и на основе ячейки общества - коммуны, форматов организации общества не перечесть.
  При этом любая реальная система управления государством формируется по другим законам - экономическим, политическим, идеологическим...., ориентируясь не каждого отдельного человека, а на множества людей, от семьи до большого мегаполиса и народа всей страны. В любой государственной политике главным звеном является коллектив, хоть и состоящий из отдельных людей. Конечно, это коммуна, община...
  Точнее даже, только...
  
  
  

Коммуна - основа любого государства.

  Коммуна сама по себе уже является сложным самоуправляемым коллективом разнообразного вида и направления деятельности.
  Можно сказать, что организацию власти определяет уровень глобализации самоуправляемого коллектива коммуны. В том числе это и политические партии[8] или религиозные - церковь[9], в её организационном качестве общины...
  Вот же: "Ватикан на грани банкротства. Без своевременных реформ действующая финансовая система долго не выдержит. Но вот парадокс: масштабные изменения требуют немалых денег". https://ria.ru/20241220/igra-1990216825.html
  
  О, как! Даже духовное единство требует экономических способов своего поддержания. Коммуна, община, партия, ... все они нуждаются в организации не только самоуправления, но и самофинансирования для длительного существования.
  Государство, в каком-то понимании и есть большая община, существующая за счет реализации продуктов своего труда и получаемых за них финансовых средств.
  Где-то здесь начинаются уровни участия государства в жизни его граждан.
  Если отбросить пока формы самоуправления народов без организации государства, например анархизм и коммунизм, как крайние форматы глобализации коммуны, то мы получим спектр участия государства жизни людей с разными уровнями глобализации этого участия:
  
  - социальная демократия.
  "Социальная демократия в государстве предполагает распространение демократических норм и ценностей на экономическую и социальную сферу. Если либеральная демократия делает акцент на требовании экономической свободы, то социальная демократия - на обеспечении социальной безопасности и справедливости". https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sotsial-demokratiya-izmeneniya-v-teorii-i-praktike
  
   - социальное государство.
  "Социальное государство (нем. Sozialstaat[1], англ. Welfare state) - модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ, доходов и богатства в соответствии с принципами социального равенства и социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного качества и уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов". https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_государство
  
  - социалистическое государство.
  "Социалистическое государство, социалистическая республика или социалистическая страна - суверенное государство, в конституции которого указана приверженность социализму. ...Идея социалистического государства проистекает из более широкого понятия государственного социализма, политической точки зрения, согласно которой рабочий класс должен использовать государственную власть и государственную политику для создания экономической системы на принципах социализма". https://ru.wikipedia.org/wiki/Социалистическое_государство
  
  Как мы понимаем, в США и странах Западной Европы реализована социальная демократия, страны Скандинавии реализовали формат социального государства, СССР реализовал формат социалистического государства. Россия сегодня строит социальное государство.
  Почему так?
  Потому, что, как мы уже отметили, в основе существования любой, даже религиозной коммуны есть и...
  
  
  

Экономический уклад.

  Да, конечно за три века своего существования капитализм, как основной сегодня формат организации экономики, с одной стороны доказал свою высокую устойчивость к любым факторам влияния, а с другой показал и неравенство своих макроэкономических теорий развития по отношению ко всему человечеству на Земле. Все глобальные макроэкономические теории капитализма разработаны только для развития стран Запада за счет остального мира.
  Основных теорий немного:
  - Меркантилизм[10] (теория свободного рынка)
  - Кейсианство[11] (общество потребления)
  - Монетаризм[12] (теория монетарной политики)
  
  Здесь заканчиваются действующие глобальные парадигмы экономической политики, и начинается правка того, что получилось. Тут мы имеем несколько 'новых' экономических теорий, как-то исправляющих предыдущие...
  - Новая классическая макроэкономика[13]
  - Новое кейнсианство[14]
  - Новая теория роста[15] и т.д.
  
  Мы наглядно видим, как экономика капитализма приспосабливается к изменяющимся условиям, но суть его всегда остается одной - прибыль. По сути, на этом и основан механизм капиталистического способа развития.
  В основе капитализма расширенное производство товаров и услуг при наличии ресурсов сырья, энергии для производства, технологии и рабочей силы для её выполнения... и неограниченный рынок продаж всего того, что производится. Это способ существования глобального капитализма.
  Наверное, экономика социализма должна иметь другие ориентиры, создать свои парадигмы развития. Но за 70 лет существования СССР никакой прорывной экономики социализма так и не создано.
  Причина в отсутствии нового механизма глобального развития вместо того, который есть в экономике капитализма.
  Потому, в конце прошлого века для выхода из сложного экономического состояния после крушения СССР всем странам социализма пришлось сделать возврат к некоторым капиталистическим методам развития своей экономики. Только так удалось резко поднять уровень жизни в России, КНР, Вьетнаме. Куба и КНДР остались на позициях социализма и создали закрытые экономические системы со средним уровнем жизни. И так выстояли в эти сложные годы.
  Да, как показало время, никакая экономическая система без поддержки государства существовать не может. В любом формате политической идеологии организации человеческого общества.
  Человеческое общество не готово существовать без поддержки государства. С одной стороны, это грустный вывод, а с другой, это веский довод для укрепления роли государства в жизни общества.
  И ещё...
  Пока в нашей жизни присутствуют эквиваленты ценности произведенного продукта или услуги в деньгах, энергетических эквивалентах и т.д., никакая рациональная система власти не изменит цели своего существования при любой форме государственного устройства. Всегда главным будет развитие экономики государства и улучшение существования гражданского общества для обеспечения этого развития.
  Для перехода от кейнсианского "общества потребления" к коммунистическому "обеспечению разумных потребностей человека" необходимо поменять цели, суть и понимание развития общества и государства.
  Смена эквивалентов "единицы стоимости" тут ничего не решает...
  
  
  

Какая организация государства лучше?

  Любое государство сталкивается с внешними угрозами. Это могут быть стихийные бедствия, эпидемии, войны. На все эти угрозы надо эффективно реагировать, чтобы общество понесло лишь минимальные потери - моральные, материальные, человеческие.
  В таких изменяющихся условиях существования проявляются все достоинства и недостатки разных типов государственного устройства. Давайте возьмем для примера три основных - автократия, элитократия, демократия.
  В условиях экстремального существования, во времена войн и стихийных бедствий, для выживания нужна полная концентрация всех ресурсов государства, лучше работает автократия. Один лидер управляет государством, имеет всю полноту прав на любые решения и несет всю ответственность за результаты их исполнения.
  Для организации высокомобильного конкурентного развития в сложных условиях недружественного окружения лучше работает элитократия. Высокий уровень понимания реальной сложности решаемых задач обеспечивает необходимую техническую и гуманитарную проработку принимаемых решений.
  А вот в спокойных условиях существования, без видимых внешних угроз человек себя чувствует лучше, когда в государстве демократия. Общество вспоминает о личности и либеральных ценностях - свободах, правах и социальных гарантиях со стороны государства. Это период благополучия и спокойствия...
  То, что я сейчас сказал, давно известно всем теоретикам государственного строительства. Но также им хорошо известно, что тип государственного устройства быстро не поменяешь. Любая смена системы управления в государстве сегодня расценивается как государственный переворот, а иногда и революция.
  И ещё... Государственный строй имеет в своей основе какую-то идеологию, а часто и веру, поддерживаемую большинством населения государства. И какие-то традиционные ценности, определяемые как духовные скрепы[16], устои справедливости, как ориентиры общества в создаваемом законодательстве.
  Возникает вопрос: Какая система государственного управления может обеспечить все те функции государства, которые мы считаем самыми важными?
  Мы хотим построить на основе этого - монархию или республику, а может конфедерацию? Мы видим устройство государства на основе автономии, федерализма или унитаризма с разными форматами внутреннего самоуправления и разными уровнями централизации власти. Учитывается или нет соподчинение в иерархии уровней властей, например в формате бюрократии[17]. Работает ли в системе управления принцип демократического централизма[18]. От этого зависит внутренняя политика государства в отношениях со своими гражданами.
  Мы должны предложить в новом государстве такой строй, внутреннее устройство и такие основы идеологии и веры, которые позволят выжить государству века...
  Важный момент: Взаимодействие с другими государствами.
  Как и на каких основах, мы будем строить политику сосуществования с другими государствами во всем их многообразии?
  Здесь можно указать основные варианты существования взаимозависимых государств как империя и колония, т.е. это те, кто управляет и те, кто подчиняется. Конечно, сегодня это понимание уже давно ушло от классического определения империализма и колониализма в более общие оценки влияния одних государств на другие. Прежде всего, потому, что нет уже в мире классических империй, и почти не осталось классических колоний. Проблема влияния перешла в экономическую и политическую плоскость. Но от этого сама проблема неравенства государств в их взаимодействиях никуда не исчезла. И требует своего решения...
  С чего начнем строить государство?
  
  
  

Варианты на выбор...

  Конечно же, за тысячелетия своего развития человечество уже давно разработало целый спектр самых разных форматов государственного управления, централизации власти и экономического взаимодействия субъектов.
  Если мы немного систематизируем то, о чем мы говорим, то у нас сформируется некая таблица для выбора:
  
  Таблица 1.
  
  Основа общества  Основная политическая идеология  Влияние власти на жизнь общества  Политическая система  Общественно-экономическая формация  Форма государственного правления
  Я  либерализм  средняя  Прямые демократии, Представительные демократии, Сотовая демократия, Либеральная демократия, Этническая демократия, Религиозная демократия, Буржуазная демократия, Демократический централизм, Народная демократия, Плебисцитарная демократия, Демократический капитализм, Социалистическая демократия,  капитализм  республика
  Мы  анархизм[19]  малая  Мутуализм,Социальный анархизм, анархо-коллективизм, Анархо-синдикализм, Анархо-коммунизм, Национал-анархизм, Анархо-капитализм, Зелёный анархизм. -   республика
  Мы  консерватизм[20]  средняя  Авторитарный консерватизм, Либеральный консерватизм, Национальный консерватизм, Патерналистский консерватизм, Религиозный консерватизм, Социальный консерватизм, Традиционалистский консерватизм. -   Монархия или республика
  Мы  социализм  большая  Научный социализм, Этический социализм, Демократический социализм, Эволюционный социализм, Скандинавский социализм,
  Христианский социализм, Исламский социализм, Социализм с человеческим лицом...
  социализм   республика
  Мы  коммунизм  нет  Религиозный коммунизм, Нео-бабувизм, Лига справедливости, Марксизм, Анархо-коммунизм, Коммунизм рабочих советов[21],   коммунизм -
  
  Конечно, здесь далеко не все вариации на тему государственного устройства. Но есть справочники, там более полная информация для понимания. В общем, найдется из чего выбрать...
  
  
  

Способы легального изменения государственного управления.

  Конечно же, сложная проблема легального перехода от демократической формы управления государством в мирное время к форме единоначалия в тяжелые для государства времена была решена достаточно давно. Такой переход от демократии к единоначалию управления выполнял назначаемый государственной аристократией или элитократией древнегреческий тиран[22] или древнеримский диктатор[23], не путать с византийским деспотом[24], которого император назначал правителем периферийной территории.
  Эти руководители должны были осуществлять управление государством контролируемый срок, а потом передавать его обратно в руки законной власти. Но, как это часто бывало, передать полномочия в одни руки было просто, а вот забрать назад - проблема. По этой причине и возникли у этих понятий отрицательные коннотации.
  В современных государствах с республиканской формой государства эта проблема решается введением избираемого высшего управляющего - президента, с теми или иными полномочиями.
  "В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством косвенных (США) или прямых (Россия, Аргентина) выборов. В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства.
  В парламентских республиках президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют парламентарии. Конституции парламентарных республик (за исключением ЮАР, где президент избирается парламентом и является главой правительства) формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром." https://ru.wikipedia.org/wiki/Президент
  
  Но и тут возникают большие проблемы с изменениями полномочий верховной власти. В парламентских республиках эта проблема решается очень сложно, а в президентских республиках всё зависит от конституционных возможностей таких изменений полномочий. В России такое изменение полномочий президента конституцией учтено и пока решается достаточно быстро. Как показал имеющийся опыт, в течение недели.
  
  
  

Новые условия взаимодействия государств.

  Новые времена, новые проблемы...
  К социальной и политической философии добавилась философия хаоса[25]. Она стала формироваться в 70-х гг. прошлого века по итогам научных разработок теории хаоса и синергетики. И сразу разделилась на свои противоположности по достигаемым целям.
  Первой, на основе теории хаоса, стала активно разрабатываться философия разрушения[26]. Сегодня это широко известная теория управляемого хаоса.
  "...еще в 1984 г. в США под эгидой Пентагона и Госдепа был создан некий "Институт Санта Фе" (иначе его называют "Институтом критичной сложности"). Одним из его основателей стал знаменитый физик, автор теории кварков и нобелевский лауреат, Мюррей Гелл-Манн. Штат сотрудников был набран из ученых, дипломатов, отставных военных и спецслужбистов. К работе привлекаются аналитики "РЭНД Корпорейшн" и других негосударственных и государственных ведомств.
  Теоретическим фундаментом деятельности института стали работы Ильи Пригожина ("Порядок из хаоса"), Митчела Уолдропа ("Сложность: новая наука на рубеже порядка и хаоса") и Стивена Левина ("Сложность: жизнь на грани хаоса"). Главная цель - адаптация теории к прикладным военным задачам. Особое достижение Института Санта Фе, заявленное на его сайте, - то, что "нелинейная динамика" и "теория сложности" с 1994 г. официально "взяты на вооружение" (то есть используются на уровне боевых наставлений) американским Корпусом морских пехотинцев". Юрий Бялый Управляемый хаос https://rossaprimavera.ru/article/23053df1
  
  В 1992г Стивен Р.Манн пишет работу "Теория хаоса и стратегическая мысль", где мы читаем:
  "С точки зрения аппаратного обеспечения, теория хаоса окажет новаторское влияние на военное дело через изменения в том, как мы используем технологии сейчас, а также через разработку новых типов оружия. Теория информации, искусственный интеллект и военные технологии, основанные на этих науках, будут трансформированы. Один исследователь утверждает, что хаотическая изменчивость "является тем самым свойством, которое делает возможным восприятие". По меньшей мере, больших успехов добьется робототехника, а теория хаоса может приблизить нас к использованию боевых роботов в бою. Список приложений не имеет ограничений: на ум легко приходят эпидемиологическое распространение, метеорология, авиационное проектирование и криптология. Ядерное нацеливание может стать более точным, учитывая способность теории хаоса моделировать турбулентность жидкости. Постъядерная экология - это тема, также хорошо адаптированная для нелинейного анализа, и будущие дискуссии о ядерной зиме должны будут охватывать хаотические принципы. Криптология - особенно интересный случай, поскольку теория хаоса предполагает, что то, что мы считаем случайным, не всегда может быть действительно случайным". Стивен Р. Манн "Теория хаоса и стратегическая цель" 1992г.
  
  Далее произошла неизбежная для философии глобализация применения получаемых теоретических наработок уже на уровне политики влияния с применением новых технологий:
  "Истинную ценность теории хаоса следует искать на более высоком уровне, в сфере национальной стратегии. Хаос должен изменить наш взгляд на весь набор человеческих взаимодействий, из которых война - лишь одна особая часть. Международная обстановка является прекрасным примером хаотической системы. Интригующее ответвление теории хаоса - "самоорганизованная критичность" - идеально подходит для такого анализа.
  ...Самоорганизованная критичность, напротив, приводит нас к тому, что мы видим огромное множество действующих лиц в критическом состоянии, которое неизбежно перерастет в состояние временной стабильности после катастрофического переустройства. Здесь нет необходимости в стабильности, чтобы модель была полезной: критичность рассматривает "советский хаос" как часть объяснимого процесса. Критичность приветствует подъем республик и падение союзного правительства как предварительное условие нового, продуктивного, метастабильного устройства.
  Помимо технологий, теория хаоса имеет и другие применения, связанные с войной. Исследователи на протяжении десятилетий пытались разобраться во многих факторах, составляющих хаос битвы.
  ...Миру суждено стать хаотичным, потому что множество человеческих акторов в динамичной системе имеют столь сильно различающиеся цели и ценности.
  ...Теория критичности - это не ограничение для стратега, а многообещающая концепция, помогающая объяснить удивительный беспорядок мира. Как только мы получим точное описание окружающей среды, мы сможем создавать стратегии, которые будут продвигать наши интересы". Стивен Р. Манн "Теория хаоса и стратегическая цель" 1992г.
  
  Стратегия применения "управляемого хаоса" сформулирована.
  Конкретику действий показал Джин Шарп в книге "От диктатуры к демократии" 1993г. Путь к реализации конвейера "цветных революций" для погружения процветающих стран в хаос был открыт.
  И конвейер заработал...
  В этих условиях срочно нужна была философия противодействия процессам "управляемого хаоса". Философия созидания[27].
  И вскоре она появилась.
  Новую тогда идею многополярности[28] мира высказывал ещё Е.М. Примаков. В развитие этой идеи противодействия методам "управляемого хаоса" 1997г А.Г. Дугин пишет книгу "Основы геополитики[29]". А в 2012г. он представляет книгу "Теория многополярного мира"[30].
  Что же представляет собой многополярный мир?
  "Теория многополярного мира подразумевает, что международная система строится вокруг нескольких сильных держав, каждая из которых играет ключевую роль в мировой политике благодаря своим военным, экономическим и дипломатическим ресурсам. В отличие от системы, где преобладает один полюс (однополярная) или два противоборствующие друг другу полюса (биполярная), в многополярной системе нет доминирующих игроков. Если упростить, то основная идея теории заключается в том, что с течением времени в мире формируются центры силы, которые становятся проводниками политической, экономической и культурной жизни. Они привлекают к себе остальные, более слабые в геополитическом плане, страны". Возможен ли многополярный мир?⁠⁠ https://pikabu.ru/story/vozmozhen_li_mnogopolyarnyiy_mir_11246961
  
  И уже В.В.Путин говорит о новом миропорядке:
  "Первый принцип - открытость к взаимодействию является главной ценностью для международного большинства.
  Второй принцип - многообразие мира является фактором его устойчивости. Модель развития одной страны не должна навязываться другим,
  Третий принцип... заключается в том, что мир должен развиваться на основе максимальной представительности.
  Еще один принцип - безопасность для всех, а блоковый подход противоречит многополярному миру.
  Пятый принцип - справедливость для всех, ...главной проблемой является неравенство, разрыв между золотым миллиардом и мировым большинством.
  Шестым принципом должно быть равноправие". Владимир Путин представил шесть принципов будущего мироустройства "Ведомости" 8 ноября 2024г https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/11/08/1073703-putin-predstavil-shest-printsipov-buduschego-miroustroistva
  
  Философия созидания материализуется как вполне реальный проект "Многополярный Мир" в БРИКС+, ШОС, ЕАЭС... и во множестве реальных проектов развития взаимодействий между странами в политике, торговле и транспортных коридорах на взаимовыгодных условиях. Сможет ли проект "многополярный мир" противостоять "управляемому хаосу" покажет время.
  Пока же мы видим явное превосходство российской армии на полях сражений СВО. Она научилась воевать в новых условиях "управляемого хаоса" против всего Запада. И сегодня официально признано, что наша армия - самая сильная в мире. А Россия обладает самым совершенным оружием и самым мощным ядерным потенциалом.
  Конечно, для этого нужна крепкая экономика, сбалансированная система управления государством и хорошая связь власти с народом. Всё это у нас есть.
  Это можно считать результатом реальной оценки "философии разрушения" и "философии созидания" для существования и развития государства российского в современных условиях.
  Но, возникло и понимание...
  
  
  

Государство надо защищать.

  Да, в сегодняшних условиях возник парадокс в отношениях гражданина и государства. Сегодня практически уже нет нужды в новом проекте "устройства государства российского". Все возможные варианты отношений гражданина и государства давно исследованы и включены в разнообразие форм государственного строительства. Возникла другая сложность - понимания тех наработок, что уже созданы человечеством, вместо новых попыток изобретения очередного "велосипеда".
  Наиболее важной в России стала задача укрепления того государства, которое уже есть. Оказалось, что сегодня государство, создаваемое для защиты своих граждан, само остро нуждается в защите. Защитить его от развала могут только сами граждане.
  И здесь для российской интеллигенции, которая всегда критически оценивает любую государственную власть, возникает необходимость изменения своего отношения к власти. Хотя бы с принцип "фиги в кармане" изменить на принцип "не только критикуй, но и предлагай". Потому, что государственная власть сегодня и так находится в состоянии постоянного реагирования на бесконечные изменения внешних и внутренних условий существования государства.
  СВО создала новые условия взаимодействия власти и народа. Экономика России работает в сложных условиях десятков тысяч санкций и запретов, но при этом показывает высокую эффективность, почти не снижая уровень жизни народа. При этом происходит качественное развитие современных производств, разработка и внедрение многих новых технологий для выпуска всего необходимого для нужд воюющей страны.
  Для сохранения нашей государственности сегодня очень нужна новая философия противостояния человека бесконечно возникающим "окнам Овертона", постепенно подменяющих традиционные ценности и взаимоотношения людей своими "дипфейками"[31], ложными образами, враждебными традиционным ценностям человеческого общества.
  Для облегчения действий власти в этих сложных условиях необходимы четко выработанные границы между "хорошо" и "плохо" в отношении основ морали и этики нашего общества, как защита от опасностей западного влияния.
  В.В.Путин может предотвратить "горячую фазу" Третьей Мировой, но он не в состоянии остановить давно идущее глобальное наступление западной идеологии, а потом и методов "управляемого хаоса" со стороны Запада на наше государство и его граждан, ведущееся со всех возможных сторон одновременно с момента образования СССР.
  
  
  

Запрос общества на государственную идею.

  Если с внешними действующими факторами влияния на государство и его общество мы как-то разобрались, то с формированием направляющей идеи государственного строительства в России у нас сегодня очень сложно.
  Но, давайте посмотрим на это с другой стороны:
  "Энергия конфликта по своей сути является свойством человека, поскольку человек является основным строительным блоком глобальных структур. Энергия конфликта отражает цели, представления и ценности отдельного действующего лица - в общем, идеологическое программное обеспечение, которым запрограммирован каждый из нас. Чтобы изменить энергию конфликтов между людьми - уменьшить ее или направить в сторону, благоприятную для целей нашей национальной безопасности, - нам необходимо изменить программное обеспечение. Как показали хакеры, самый агрессивный способ изменить программное обеспечение - это "вирус", а что такое идеология, как не другое название человеческого программного вируса?
  Используя этот идеологический вирус в качестве нашего оружия, Соединённые Штаты должны перейти к окончательной биологической войне и принять решение в качестве своей основной стратегии национальной безопасности заразить целевые группы населения идеологиями демократического плюрализма и уважения индивидуальных прав человека.
  При сильной приверженности Америки, подкрепленной достижениями в области коммуникаций и растущей легкостью путешествий по всему миру, вирус будет самовоспроизводиться и распространяться весьма хаотичным образом. Поэтому наша национальная безопасность будет лучше обеспечена, если мы направим наши усилия на завоевание умов стран и культур, которые расходятся с нашими. Это единственный способ построить миропорядок, который будет долгосрочным (хотя, как мы видели, он никогда не сможет достичь абсолютного постоянства) и глобально выгодным. Если мы не добьемся такого идеологического изменения во всем мире, у нас останутся лишь спорадические периоды затишья между катастрофическими изменениями порядка". Стивен Р. Манн "Теория хаоса и стратегическая цель" 1992г.
  
  Мы уже отмечали, что сегодня именно это направление разрушения освоено нашими противниками в полной мере. И потому сейчас в этих непростых условиях...
  
  Главная иделогическая задача государства - обеспечение защиты общества от заражения многочисленными и разнообразными "вирусами свободы" - идеологиями демократического плюрализма и уважения индивидуальных прав человека.
  
  Как здесь "отделить зерна от плевел" я пока не знаю...
  Видимо, нужны какие-то бесконфликтные способы формирования идеи развития гражданского общества в России и его консолидации в этом направлении.
  Но точно...
  
  
  

Нам не нужны революции.

  Потому, что именно это и предлагает теория управляемого хаоса для создания конфликтов в обществе на основе "вируса свободы". И тут самый простой путь к развалу - глобальные проекты перестройки государства во время потрясений. Этот путь ведет даже не просто к краху существующего государства, а к хаосу и полной деградации любой государственности, экономики и существующего человеческого общества всей территории России на долгие времена. На радость врагам нашим. Они получают победу без реальной войны.
  Но я понимаю, что человеческую мысль не остановишь, и никто не может поменять свое мировоззрение и ментальность в один момент. Для понимания и принятия новой философии нужно время, которого сегодня у нас нет.
  Гибридная и ментальная война уже идет, "вирус свободы" уже давно бушует на просторах России, как память о 90-х.
  Да и память об СССР жива не только у нас...
   "В октябре 2018 года Фукуяма[32] заявляет, что "социализму нужно вернуться" и признает правоту Маркса в некоторых вопросах: "На данном этапе мне кажется, что некоторые вещи, о которых говорил Карл Маркс, оказываются правдой. Он говорил о кризисе перепроизводства... о том, что рабочие обнищают, а спрос будет недостаточным". Но всё же единственным государственным устройством, способным на равных соперничать с либеральной демократией, Фукуяма считает не социализм, а капитализм по типу современного Китая ". https://ru.wikipedia.org/wiki/Фукуяма,_Фрэнсис
  
  Что оказывается сегодня главным в мире - биполярное противостояние политических систем или многополярность мира?
  Мировое противостояние капитализма и социализма не закончилось с распадом СССР, а только усилилось.
  Это подтверждает мнение С.Ю. Глазьева:
  "Не нужно тешить себя концепцией многополярного мира, уповая на наши первые места по ядерным вооружениям и площади территории, доставшиеся в наследство от предыдущих эпох.
  Новый МХУ (мирохозяйственный уклад[33]), как и все прежние, развивается как биполярный, повторяя на новом витке исторической спирали противостояние коммунистического СССР и капиталистических США. Только в отличие от холодной войны этих двух политически антагонистических систем, противоречия между Китаем и Индией лежат в плоскости территориальных споров, которые в современном обществе знаний уже не играют жизненно важной роли, как столетие назад". Сергей Глазьев: Загадка русской Победы. Все ответы даёт переломный 2024 год. https://izborsk-club.ru/25452
  
  Удивительно, но... в этом высказывании автор пытается противоречить тому, что сам подтверждает. Если мировое противостояние систем снова биполярное, то при чем тут спор между КНР и Индией по Тибету, который перешел с военных на мирные решения только вместе с объединением этих стран в БРИКС+?
  Биполярность противостояния здесь не между политическими системами капитализма и социализма, а между философиями колониализма и равенства субъектов коллективного договора.
  Поразительно, но первым об этом заговорил Стивен Р. Манн:
  "Теперь, выйдя за рамки сдерживания, мы обсуждаем правильную концепцию полярности - является ли мир многополярным, однополярным или трехполярным, теперь, когда он больше не является биполярным. Эти дебаты - еще один пример того, как мы пытаемся не видеть очевидного. В политическом плане в мире слишком много разнообразных игроков, чтобы их можно было рассматривать с точки зрения какой-либо полярности. Тем не менее, мы стремимся навязать метафору из механистического лексикона, чтобы дать нам утешительное ощущение того, что мы действительно понимаем новый мир". Стивен Р. Манн "Теория хаоса и стратегическая цель" 1992г.
  
  И все же, строить СССР 2.0 в любом формате сегодня уже никто не будет по многим причинам. И прежде всего, по причине возникновения новых условий существования России.
  Мы больше стали понимать в государственном строительстве и политических системах, их относительности к условиям существования человеческого общества и каждого человека отдельно. Более критично и бережно стали относиться к "духовным скрепам" нашего общества, начали понимать, что в них действительно "наше", а что "западное", занесенное нам их поветриями.
  
  
  

Биологические причины политической цикличности.

  Как показало время, ни одна из форм реализации любой политической идеологии, любого формата государственности не может существовать долго. Сегодня все реализованные форматы государственного устройства, как Запада, так и СССР, привели народы и их государства к упадку.
  И вопрос совсем не в том, правильные это идеологии или нет.
  Если вспомнить работы теоретиков управляемого хаоса, то их авторы противопоставляли периодичность различных "циклов" хаотическим воздействиям. И почти всегда упоминались "циклы Кондратьева"[34].
  Но вот есть такое мнение:
  "В 1988 на английском в Cambridge University Press была опубликована монография "Phases of Economic Growth 1850-1973: Kondratieff Waves and Kuznets Swings" экономиста Соломоса Соломоу. В данном труде автор проверил гипотезу К-циклов и сделал следующий вывод: "С 1856 по 1937 год в мировой экономике имели место долгосрочные колебания - их я называю Джи-волнами, чтобы отличить фактический путь развития экономики от постулируемого волновой теорией Кондратьева. Джи-волны вели себя крайне беспорядочно и порождались факторами, не обсуждавшимися в литературе, посвящённой волнам Кондратьева"". https://ru.wikipedia.org/wiki/Циклы_Кондратьева
  
  Вот так.
  И если суммировать все основные мнения специалистов, то можно утверждать, циклы Кондратьева, как и все другие экономические циклы[35], отражают лишь суммарные хаотические колебания экономической активности, связанные с множеством изменений самых разных экономических, технологических и стихийных процессов, происходящих в мире. Да, циклы Кондратьева коррелируют со сменой технологических укладов[36] в мире, но точно не совпадают с ними, потому, что их реальная хаотическая цикличность[37] подменяется желанием смотрящего видеть их периодичность[38].
  С другой стороны, те же циклы Кондратьева в 40-60лет можно рассматривать как демографические изменения понимания направлений технологического развития вместе со сменой поколений[39]. Это явление полностью соответствует уже описанному мною явлению смены поколений[40]:
  
  "...люди, подчиняются биологическому закону предела сохранения стабильности, по которому в сообществе после 2-х поколений "спокойной" жизни нарастают внутренние потребности "перемен", еще больших "свобод", любых изменений, меняющих этот "застой" на что-то более динамичное". А.В.Никитин Стабильность существования общества. https://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/5384-nk.pdf
  
  Похоже, что разрыв поколений[41], это основа не только "циклов Кондратьева". Это явление более глобального масштаба.
   Конфликт "деды - внуки", как "Р - F2,F3...", это когда рвется связь поколений в оценках большинства исторических и культурных событий. Жизнь "дедов" воспринимается "внуками" уже как "далекая история", не имеющая ничего общего с их реальностью...
  Появления очередного "поколения" определяют или крупные политические события или очередная смена технологического уклада. Потом следует период постепенной смены поколений до уровня "внуков", как F2, F3.
  В конце очередного периода происходит новая смена технологического уклада или какое-то значимое мировое событие, меняющие мировоззрение народных масс. Вот в это время народ "требует перемен", "свобод" и "переоценки ценностей". Если в этот момент будет организована смена власти путем проведения "цветной революции", то можно не сомневаться в её реализации.
  Как показали наши 90-е, власть обязана учитывать эти циклические изменения оценок гражданского общества роли и результатов деятельности власти в развитии государства, не всегда зависящие от их реального состояния. Иначе всё может повториться ...с ещё более катастрофическим результатом.
  Сегодня у России почти закончился запас времени с момента начала требования "перемен" в начале 80-х годов прошлого века. Очередной период нестабильности российского общества должен был вот-вот начаться...
  Но, началась СВО, произошло сплочение общества, подъем патриотических настроений и для завершения преобразования государства Россия, да и всего мира, появилось дополнительное время. Будем надеяться, что В.В.Путин сумеет правильно распорядиться этим новыми возможностями.
  
  
  

Заключение.

  Немного странно, что человек сам стремится к самым экстремальным видам взаимодействий, облекает их в "красивые обертки", а потом снова и снова возвращается к этим созданным им же идеалам...
  Нет в мире системы самоуправления жестче организма. В этой системе всё просто: выполни или умри. В организме ничего, ни одну его часть нельзя взять и "исключить" из системы, любые изменения сразу отражаются на всем организме.
  Ни один разработанный человеком формат систем управления и самоуправления не обладает такой зависимостью от своих частей и абсолютной жесткостью управления ими. А мы всё равно хотим "органичности" в системе управления...
  Но, вряд ли кто согласится жить в таком "органичном" государстве, построенном на принципах систем управления нашего организма. Это жесткие рамки полного подчинения общему делу, отсутствие всякой личной свободы действий и помыслов. Все члены общества встроены в какие-то иерархические цепочки управления или производственных технологий бесконечного цикла. Тотальное централизованное управление с такой же тотальной системой принуждения и контроля за всеми и всегда. Система распределения глобальная и иерархическая. Всем выдается всё то, что есть сейчас и не более.
  Формат организации по типу суперорганизма роя эусоциальных насекомых не раз показан в фантастических романах о "звездных войнах", например, в формате конвейера по производству "идеальных солдат", людей и роботов для очередного тоталитарного режима, или в формате производства клонов, для замены органов тем, кто в состоянии заплатить за это. Мы видим этих "солдат" или "клонов" с разной предустановленной идеологией понимания реальности. Видим, а сравнить с нашими идеями "органичности государства" почему-то не спешим.
  Давайте оценим государство, как суперорганизм...
  Дети рождаются и сразу остаются в отдельных секторах воспитания и обучения до совершеннолетия. Там они проходят полную специализацию по своей будущей деятельности, получают необходимые идеологические и моральные установки. А потому выходят во "взрослый мир" уже полноценными работниками определенной сферы деятельности. Встраиваются в общую систему "органического" типа с тотальным управлением и существуют в границах полученных идеологических установок и ограничений.
  Безусловно, такие "органичные" системы намного устойчивее к внешним угрозам. Они выживут там, где более "демократичные" погибнут. Так существует армия любого государства. Понимание необходимости перехода даже к такой "органичности" при наступлении сложных моментов выживания у нас есть, но постоянно находиться в этой системе..., я думаю, желающих будет мало.
  "Гармония "[42], в реальности это всегда метастабильный баланс множества постоянно происходящих сложных разнонаправленных взаимодействий, неуловимо изменчивый и постоянно грозящий мгновенными изменениями всего вокруг и в один миг.
  Таков наш Мир сегодня, да и всегда.
  И все же, жить в таком "гармонично развивающемся" обществе, постоянно куда-то движущемся, то из хаоса к зыбкой метастабильности..., то погружаясь назад в состояние влияния связей случайных изменений, не зная, что произойдет в следующий момент, сегодня я думаю, желающих тоже будет не так много.
  Хотя, времена меняются, посмотрим...
  Пока нам более привлекательна рациональность и основательность государства. Мы привыкли к некоторой социальной инерции[43] общества. Не хотим мгновенных и перманентных перемен, глобально меняющих наше существование в постоянном режиме. Нам нужна какая-то стабильность, постоянные нормы этики и морали, традиционные духовно-нравственные ценности, которые в нас от далеких предков,... всё то, чем живет народ любой национальности и вероисповедания. Только в этих рамках любой человек будет душевно спокоен и будет работать на общее дело с пониманием своего места в этом обществе и государстве.
  Так должно быть.
  Но сегодня вокруг нас возникло множество угроз, материализующихся в реальной войне с Украиной и пока гибридной со всем Западом. И ситуация пока продолжает накаляться.
  И все же...
  Время однополярного или биполярного мира противостояния систем, существующих только на силе оружия, проходит. В сегодняшних условиях альтернативы многополярному миру нет.
  Сейчас нам нужно сильное стабильно развивающееся государство, понятная государственная власть, дружественная своему народу. И лояльные соседи, готовые решать все возникающие вопросы на основе добрососедства и равноправия. Как на уровне человеческих, так и межгосударственных отношений.
  А для всех политических оппонентов существующей власти есть хорошая американская поговорка: "Коней на переправе не меняют"[44]. Со своими разногласиями в устройстве государства российского, а может и со своими "призраками и идолами"[45] мы разберемся чуть позже.
  В мирное время...
  
  
   декабрь 2024г
  г. Волгодонск
  
  
  [1] "Как нам обустроить Россию?" (подзаголовок: посильные соображения) - публицистическое эссе Александра Солженицына, написанное в июле 1990 года, содержащее размышления автора о путях возрождения страны и разумных основах построения жизни народа и государства после конца "коммунистического периода"... https://ru.wikipedia.org/wiki/Как_нам_обустроить_Россию%3F
  
  [2] Либерализм (от лат. liberalis "свободный") - философское и общественно-политическое направление, провозглашающее непоколебимость прав и свобод человека[1], разделение законодательной, судебной и исполнительной власти, а также свободы предпринимательства. Либерализм провозглашает права и свободы каждого отдельного человека высшей ценностью и устанавливает их основой общественного и экономического порядка. Либерализм - стремление к свободе человека от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. При этом, возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. https://ru.wikipedia.org/wiki/Либерализм
  
  [3] Эгалитаризм (фр. égalitarisme от égalité 'равенство') - концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными социальными и гражданскими правами всех членов этого общества, и, как идеал - равенство прав и возможностей. Противоположность элитаризма.
  В социологии семьи эгалитаризм признаёт за супругами равные права в самореализации. Принципы эгалитаризма лежат в основе программ различных политических партий. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эгалитаризм
  
  [4] Политическая идеология - определённый этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. https://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_идеология
  
  [5] Коллективистский анархизм или анархо-коллективизм - одно из направлений революционного социального анархизма. Наибольший вклад в развитие данной теории внес анархист, член Первого Интернационала Михаил Бакунин. Михаил Бакунин выступал против государственной и частной собственности на средства производства, предлагая вместо этого идею общественного распоряжения ими непосредственными производителями, через организацию 'свободных ассоциаций'. https://ru.wikipedia.org/wiki/Коллективистский_анархизм
  
  [6] Теория рациональной бюрократии Макса Вебера представляет бюрократию как основу современной организации, которая сменила традиционные учреждения. По Веберу бюрократия дает техническую возможность для достижений самого высокого уровня эффективности. Поэтому формально она есть самое рациональное известное средство для осуществления качественного управления людьми. Главными составляющими успеха бюрократической системы управления являются существование форм и правил с определенными характеристиками - известные всем, с ясной целью, определенными условиями применения, однозначностью и четкой формулировкой. Балтатарова, С. Б. Бюрократия и бюрократизм в системе государственного управления / Молодой ученый. - 2020. - ? 32 (322). - С. 70-72. - URL: https://moluch.ru/archive/322/73075/ (дата обращения: 15.12.2024).
  
  [7] Типы демократии означают многообразие управленческих структур, таких как правительства (от местного до глобального), и других институтов, таких как трудовые коллективы, семьи, общественные организации и так далее.
  Типы демократии могут быть сконцентрированы вокруг ценностей. Например, такие как прямая демократия, электронная демократия, партиципаторная демократия и совещательная демократия стремятся к тому, чтобы люди могли на равных и непосредственных началах участвовать в обсуждениях, принятии решений или других актах политического участия.
  Отдельные типы демократии - как представительная демократия - стремятся к косвенному политическому участию, поскольку этот процедурный подход к коллективному самоуправлению до сих пор широко рассматривается как единственное средство более или менее стабильного демократического функционирования массовых обществ.
  Типы демократии можно найти в зависимости от времени, пространства и языка. Так, в английском языке существительное 'демократия' может быть описано 2 234 различными прилагательными. https://ru.wikipedia.org/wiki/Типы_демократии
  
  [8] Политическая партия (Πολιτική с др.-греч. - 'искусство управления государством', pars с лат. - "часть") - объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, по своим стремлениям. Большинство партий имеют программу - выразитель той или иной идеологии, перечень её целей и способов их достижения. ...Политическая партия - иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней. ... Политические партии спонсируются состоятельными членами партии, а также лицами и организациями, разделяющими с ней свои политические взгляды и которые получат те или иные плюсы от её деятельности. Левые партии (коммунисты, социалисты) традиционно собирают со своих членов регулярные членские взносы, как правило составляющий несколько процентов от ежемесячного дохода. https://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_партия
  
  [9] Церковь (др.-греч. ἐκκλησία[2], лат. Ecclesiam, нем. Gemeinde - 'община'),... форма организации верующих...; - социальный институт, характеризующийся централизованным иерархическим управлением. https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь
  
  [10] Меркантилизм (фр. Mercantilisme от лат. mercantile - 'торговый', далее от лат. mercans - 'торговец') - система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV-XVII веков, обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность: установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и так далее. Термин ввёл в научный оборот французский экономист Антуан де Монкретьен. Позже термин был подхвачен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. https://ru.wikipedia.org/wiki/Меркантилизм
  
  [11] Кейнсианство (англ. Keynesian economics) - макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была 'Общая теория занятости, процента и денег'[1] Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году. Тем не менее, ряд научных работ Дж. М. Кейнса, где излагаются элементы его теории, публиковались ещё с начала 1920-х гг., под влиянием уроков и последствий Первой мировой войны. Кейнс считал, что совокупный спрос часто отклоняется от производственного потенциала экономики, и это может усугублять экономические кризисы, провоцировать инфляцию в периоды роста и приводить к другим негативным явлениям. Из его теории следует, что такие экономические колебания могут быть смягчены мерами экономической политики, в частности, стимулированием спроса во время кризисов. ...Появление монетаризма прервало господство кейнсианства, тем не менее, монетаризм использовал концепцию денежного регулирования, разработанную Дж. М. Кейнсом. Именно Кейнсу принадлежит идея создания МВФ. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кейнсианство
  
  [12] Монетаризм - макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. ....В 1968 году выходит статья Фридмана 'Роль монетарной политики', оказавшая значительное влияние на последующее развитие экономической науки. В 1995 году Дж. Тобин назвал эту работу как 'наиболее значительную из когда-либо опубликованных в экономическом журнале'. Эта статья положила начало новому направлению экономических исследований - теории рациональных ожиданий. Под её влиянием кейнсианцам пришлось пересмотреть свои взгляды на обоснование активной политики. https://ru.wikipedia.org/wiki/Монетаризм
  
  [13] Новая классическая макроэкономика, новая классическая экономика, новая классическая теория - научная школа в макроэкономике, которая строит свой анализ исключительно на неоклассической теории. В частности, она подчеркивает важность теоретической базы, основанной на микроэкономике, особенно в части рациональных ожиданий. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новая_классическая_макроэкономика
  
  [14] Новое кейнсианство, новокейнсианство, новокейнсианская модель в разрывах (англ. New Keynesianism) - школа мысли в современной макроэкономике, представляющая собой развитие идей Джона Мейнарда Кейнса и возникшая в ответ на критику Лукаса. 'Новое кейнсианство' пересмотрело роль монетарной политики и механическое разделение микроэкономики и макроэкономики в неокейнсианстве. Также, как и новая классическая макроэкономика, новое кейнсианство использует микроэкономические основания для макроэкономических моделей. Новое кейнсианство, в отличии от новой классической макроэкономики, использует другие микроэкономические основания, такие как жесткость цен и несовершенная конкуренция, для создания макроэкономических моделей, аналогичных более ранним кейнсианским моделям. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новое_кейнсианство
  
  [15] Теория эндогенного роста гласит, что экономический рост в основном является результатом эндогенных, а не внешних сил. Теория эндогенного роста утверждает, что инвестиции в человеческий капитал, инновации и знания вносят существенный вклад в экономический рост. Она также фокусируется на положительных внешних эффектах и побочных эффектах экономики, основанной на знаниях, которые ведут к экономическому развитию. Согласно теории эндогенного роста, долгосрочные темпы роста экономики зависят от политических мер. Например, субсидии на исследования и разработки или образование увеличивают скорость роста в некоторых моделях эндогенного роста за счет роста стимулов для инноваций. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_эндогенного_роста
  
  [16] 'Духовные скрепы', распространённое устойчивое выражение, вошедшее в современную публичную риторику в результате его употребления Президентом РФ Путиным В. В. впервые в Послании Федеральному Собранию (2012): '...мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились'. https://bigenc.ru/c/dukhovnye-skrepy-1eadfa
  
  [17] Бюрократия (от фр. bureau 'бюро, канцелярия' + греч. κράτος 'господство, власть', букв. 'власть канцелярии') - система управления, осуществляемая управленческим аппаратом, состоящим из должностных лиц, обладающих специальной профессиональной подготовкой и действующих в рамках полномочий в соответствии с формальными правилами. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бюрократия
  
  [18] Демократический централизм - форма организационного и государственного устройства, основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. https://ru.wikipedia.org/wiki/Демократический_централизм
  
  [19] https://ru.wikipedia.org/wiki/Течения_анархизма
  
  [20] https://en.wikipedia.org/wiki/Conservatism
  
  [21] https://ru.wikipedia.org/wiki/Коммунизм_рабочих_советов
  
  [22] Тиран (др.-греч. τύραννος): Человек, которому правитель передает полномочия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тиран
  
  [23] Диктатор (лат. dictator, от dicto - диктую, предписываю): Древнеримское чрезвычайное должностное лицо (магистрат) в период Республики (V - 2-я половина I века до н. э.), назначавшееся консулами по решению сената максимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной угрозе и т. д.), когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица. https://ru.wikipedia.org/wiki/Диктатор_(Древний_Рим)
  
  [24] Деспот (от греч. δεσπότης, 'владыка') - высший придворный титул поздней Византийской империи, введённый в середине XII века. Начиная с XIII века деспот мог быть автономным или независимым правителем территории, по-разному обозначавшейся в разных языковых формах - деспотат (греч. Δεσποτάτο), деспотовина (серб. деспотовина) или деспотство (болг. деспотство). https://ru.wikipedia.org/wiki/Деспот_(титул)
  
  [25] Философия хаоса - это область философии, которая изучает соотношение порядка и беспорядка в природе и обществе. Она рассматривает, как порядок может возникать из хаоса и как беспорядок может быть встроен в порядок. 1
  Некоторые аспекты философии хаоса:
  " Вопрос о детерминированности явлений. Философия хаоса изучает, в какой степени явления в мире обусловлены закономерностями (детерминированы) и в какой степени случайны. Теория хаоса показывает, что даже в детерминистских системах могут возникать хаотические явления, что ставит под вопрос абсолютный детерминизм. 1
  " Явления самоорганизации. Философия хаоса интересуется процессами, когда системы развиваются и структурируются без внешнего воздействия. Это понятие ставит под вопрос традиционные идеи о причинности и контроле. 1
  " Этические и эстетические последствия хаоса. Хаос может вызывать вопросы о моральных нормах и ценностях, оказывать влияние на восприятие красоты и гармонии, а также рассматриваться как источник творчества и новаторства. 2
  Сгенерировано ИИ Яндекса, где:
   1 - https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/142877/147-152.pdf
  2- https://vk.com/wall-33440_59858?w=wall-33440_59858
  
  [26] Никитин А.В. Стабильность существования общества https://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00165384.htm
  
  [27] Никитин А.В. Стабильность существования общества https://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001h/00165384.htm
  
  [28] Многополярность, международный порядок, при котором существует несколько полюсов геополитического влияния - стран и их союзов, международных организаций.
  
   По мнению Е. М. Примакова, складывание современной многополярности отличается от многополярности, которая существовала до мировых войн, т. к. подключился фактор глобализации, при объективных тенденциях становления многополярного мира существует субъективное стремление США к однополярному мироустройству, сопровождаемое применением военной силы. https://bigenc.ru/c/mnogopoliarnost-9fa3ab
  
  [29] 'Основы геополитики: геополитическое будущее России' - важнейшая политическая работа консервативного философа Александра Дугина, изданная при поддержке Академии Генерального Штаба России в 1997 году. Труд оказал влияние на стратегическое видение части российской внешнеполитической и военной элиты и использовался в качестве учебника в Академии Генерального Штаба. Исследователи сравнивают 'Основы геополитики' с 'Государем' Никколо Макиавелли по степени политической откровенности. https://ru.wikipedia.org/wiki/Основы_геополитики
  
  [30] Теория многополярного мира - политологическая концепция, предложенная российским философом и политическим мыслителем А. Г. Дугиным. В наиболее полном виде она представлена в одноимённой монографии, вышедшей в 2012 году. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_многополярного_мира
  
  [31] Дипфейки (от deep learning - 'глубокое обучение' и fake - 'подделка') - это изображения, видео или аудиозаписи, которые были отредактированы или сгенерированы с помощью инструментов искусственного интеллекта и могут изображать реальных или вымышленных людей. Это разновидность синтетических медиа и современная форма медиа-розыгрыша. https://en.wikipedia.org/wiki/Deepfake
  
  [32] Ёсихиро Фрэнсис Фукуяма (англ. Yoshihiro Francis Fukuyama; 27 октября 1952, Чикаго) - американский философ, политолог, политический экономист и писатель. Старший научный сотрудник Центра по вопросам демократии, развития и верховенства права в Стэнфорде. До этого занимал должность профессора и руководителя программы международного развития в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса. С февраля 2012 года - ведущий научный сотрудник Института международных исследований Фримена Спольи при Стэнфордском университете. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фукуяма,_Фрэнсис
  
  [33] Глазьев С. Ю., ОПИСАНИЕ НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК Закономерность смены мирохозяйственных укладов в развитии мировой экономической системы и связанных с ними политических изменений. https://www.journal-scs.ru/index.php/scs/article/view/386/365
  
  [34] Циклы Кондратьева (К-циклы или К-волны) - периодические циклы сменяющихся подъёмов и спадов современной мировой экономики продолжительностью 45-60 лет, описанные в 1920-е годы Николаем Кондратьевым. https://ru.wikipedia.org/wiki/Циклы_Кондратьева
  
  [35] Экономические циклы - колебания экономической активности, состоящие в повторяющихся экономических спадах (рецессии, депрессии) и экономических подъёмах. Циклы носят периодический, но не регулярный характер. Продолжительность и амплитуда колебаний могут сильно меняться. https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономические_циклы
  
  [36] Технологический уклад (синонимы: англ. waves of innovation, англ. techno-economic paradigm, нем. Techniksysteme) - совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса. https://ru.wikipedia.org/wiki/Технологический_уклад
  
  [37] ЦИКЛИЧНОСТЬ - существование цикла, свойство цикличного процесса, представляющего собой закономерный ряд каких-либо явлений. Этот ряд (цикл) в геологии не обязательно должен повторяться и приводить к исходному положению. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/19956/ЦИКЛИЧНОСТЬ
  
  [38] ПЕРИОДИЧНОСТЬ - (от сл. период). Существование чего-либо во времени, повторяемое чрез правильные, одинаковые промежутки. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/26997/ПЕРИОДИЧНОСТЬ
  
  [39] Теория поколений - это концепция, предполагающая, что люди одного поколения имеют схожие ценности, убеждения и поведение из-за общих исторических событий и социокультурной обстановки, в которой они выросли. Теорию разработали американские учёные Нейл Хоу и Уильям Штраус в 1991 году. Генерация ИИ на основе 'Теория поколений Штрауса - Хау' https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений_Штрауса_-_Хау
  
  [40] Поколение - общность каких-то объектов (людей, животных, растений, иногда даже неодушевлённых предметов) непосредственных предков до некоторого родоначальника (группы таковых); или же по времени рождения. ...Поколение в генетике (а также в генеалогии) - совокупность особей, непосредственные предки которых принадлежат либо некой совокупности родоначальников, либо какому-то предыдущему поколению. Для единообразия терминологии совокупность родоначальников также именуется поколением. В генетике поколение родоначальников (родителей) обозначается буквой P (лат. parentes родители), а поколение детей - буквой F (лат. filia, filius дочь, сын) или F1, следующее за ним поколение - F2 и так далее. https://ru.wikipedia.org/wiki/Поколение
  
  [41] Разрыв поколений ('проблема отцов и детей') - социологический феномен, при котором культурные ценности младшего поколения ('детей') сильно разнятся с культурными и прочими ценностями старшего ('родителей'). Дети и родители могут воспринимать друг друга как представителей совершенно чужой культуры, интересов, взглядов и мировоззрений. https://ru.wikipedia.org/wiki/Разрыв_поколений
  
  [42] Гармония (др.-греч. ἁρμονία, лат. harmonia - связь, соединение, соответствие, соотношение, от др.-греч. ἁρμόζω - прилаживать, подгонять, а также лат. coaptatio, convenientia) в философско-эстетическом смысле - согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей... https://ru.wikipedia.org/wiki/Гармония
  
  [43] В психологии и социологии социальная или культурная инерция - это сопротивление изменениям или сохранение стабильных отношений, которые могут быть устаревшими в обществе или социальных группах. Социальная инерция противоположна социальным изменениям. https://en.wikipedia.org/wiki/Social_inertia
  
  [44] Коней на переправе не меняют (англ. Don't change horses in the middle of a stream) - афоризм, вошедший в русский язык как пословица, используемая в настоящее время в политической рекламе в качестве полисемиотичного и синсематичного контекстуального способа аргументации, апеллирующей к здравому смыслу. Эту поговорку популяризовало использование президентом США Авраамом Линкольном на президентских выборах 1864 года, когда он баллотировался на второй президентский срок во время гражданской войны в США. https://ru.wikipedia.org/wiki/Коней_на_переправе_не_меняют
  
  [45] Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал 'призраками' или 'идолами' (лат. idola). https://ru.wikipedia.org/?curid=1213&oldid=126388090
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"