Аннотация: Обзор космической фантастики на конкурсе журнала "Химия и жизнь" 2008
Когда-то космические пастбища были тучны и обильны... Где еще можно было найти столько неизвестных миров, загадочных существ, где лучше всего воплощались научные измышления будущего и кипели вечные романтические страсти. Ныне же творцы бластеров и космолетов, а также зеленокожих пришельцев оказались на обочине фантастического прогресса, ведь что они еще могут удумать нового в космических своих пустынях? Тем, кто по-прежнему, не смотря ни на что, мой обзор!
Обдумывая принципы классификации обозреваемых рассказов, я выделил несколько категорий: "Космос Глубокий", "Дальний", "Ближний", "Околоземный", "Внутренний" и "Бумажный". Должен сразу предупредить, что не вкладываю в эти категории какие-то оценочные градации. "Ближний космос" может быть не хуже "Дальнего", просто автор там, по моему представлению, подходит с раскрытию космической темы с несколько других позиций. Ну, а что я вкладываю в эти понятия, надеюсь, станет ясно из самого обзора.
ГЛУБОКИЙ КОСМОС
Странникс Иных Земель. Архитекторы Космоса.
"Сидералистика и галактохроника определяли линейное ускорение и смещение объектов относительно центров - но не давали представления о привычном положении стрелок". В рассказе по-настоящему возникает ощущение Космоса - настолько бесконечного, что человечество не в силах подобрать даже системы отсчета для его осмысления. "Непостижимые разуму людей величины - простой человек воспринимает космос в плоскости". И потому заведомо бессмысленна попытка контакта с теми силами, что разворачивает в космосе грозные картины своей величественной, но непостижимой для людей деятельности. "Я считал, что космос - это наполненная материей пустота. Звезды и планеты, астероиды и мелкая пыль - все это наполняет космос и делает его живым. И лишь оказавшись здесь, среди галактик и миров, я понял: это океан. Бескрайний и безграничный. Таинственный. Глядя на него, мы видим лишь поверхность и вершины волн, глубины же скрыты от нашего взора. И никто не берется сказать, каких Левиафанов прячет он под своей поверхностью..." Человечество может, да и то ценой неимоверных усилий, лишь попытаться убраться с дороги идущих звездными дорогами. Люди не в силах понять даже модераторов - тех из них, кто сумел прикоснуться к тайнам мироздания. Но смогут ли они, понявшие космос таким, какой он есть, остаться с людьми? Ведь у них хватает мужества встретить с легкой улыбкой саркастический взгляд Вселенной, абсолют формы и смысла.
Ескевич Галина, Лорд Арк. Мастер поцелуя.
"Гости улыбались, глядя на смерть. Все они ненавидели хомосапиенс. Все они пришли посмотреть, как великий Мастер Поцелуев, как мастер, творящий счастье, убил этот МИР". Красивая сказка про волшебника-терраформатора, преобразующего единым касанием космические миры и их создания. Теперь ему предстоит избавить Землю от той, что попыталась не только излечить материалистическое человечество от болезней и подарить ему долголетие, но и направить по пути любви. Но люди зли и жадны, они хотят материи мира, но не понимают ее сути, берут, не отдавая, и сами себя наказывают. ... Впрочем, всё кончится хорошо
Пик Апачи. Ожерелье для Джессики.
"Бусинки миров в ожерелье Вселенной прочно скреплены невидимыми нитями причин и последствий.." Мрачная, ярко-образная, многоплановая история о связях разных созданий, далеко отстающих друг от друга в пространстве и времени. Лабиринт загадочных образов, сложных взаимоотношений, до дрожи реалистичных картин совершенно нам чуждой, но такой исполненной собственной красоты жизни.
Ламкин Павел. Верую.
"Их эмоции - наша пища, надо лишь контролировать их популяции, что со временем становится несколько сложнее". Вещь образная и настолько сложная, что кажется - автор сам себя перемудрил, вступив в явно чужую ему область литературы. Итак, люди - клоны, вернее вместилища душ неких полуматериальных пришельцев (бывших марсиан), которые они, кроме того, используют и для собственного пропитания. Но тут и пришелец задумался, встретив силу духа человека. Чем-то похоже на "Заповедник гоблинов" Саймака - там, где воспоминания о Хрустальной планете. И еще - ощущение ценности души, которой одарил нас Бог или пришельцы, но которая, возвышаясь над миром низменных страстей, способна открыть дорогу куда то... Хорошо, хотя, на мой взгляд, несколько неоформенно...
ДАЛЬНИЙ КОСМОС
Катлас Эдуард. Последние обряды лета.
"Гармонично так - небо голубое-голубое, облачка белые-белые, корабль этих выродков черный-черный." Земля семьдесят лет под властью жестоких инопланетян, превративших население в рабочих животных. Люди не смирились и, потерпев поражение в открытых восстаниях, создают генетически модифицированных бойцов. И не могут пока быть добрыми, хотя когда-нибудь доброта еще может очень понадобиться. Очень сильный рассказ. Действительно надо быть очень сильным, чтобы думать и красоте лета, и о будущей доброте.
Skier. Два билета в оба конца.
"Скучно! Сорок четыре парсека перепрыгнули единым махом, и ну ровным счетом никаких ощущений!". Уже включал этот рассказа в один из прошлых своих обзоров. Сейчас попробовал перечитать его по-другому. Рассказ, конечно, не о Космосе, о людях, людях нашего времени, перед которыми вдруг открылось то, что будет достигнуто только через столетия... В реакции на увиденное легче всего увидеть разочарование - "никаких тебе братьев по разуму, никакого Великого Кольца!", только сверкающий впереди пронзительно-голубой волчок звезды Ахенар. Но, во-первых, всё еще будет - человечество только выходит на околицу Вселенной. А, во-вторых, важно найти свое место, чтобы и на твоих плечах кто-то вознесся к далеким звездам.
Ветнемилк К. Е. Четные и нечетные.
"Знаешь, милый, а ведь мы вошли уже в сферу тяготения Гаммы Археоптерикса, и я чувствую, что у нее шесть планет и два астероидных пояса - пора за работу". Такое будущее человечества не назовешь, пожалуй, счастливым. Хотя люди по своему счастливы, лишь формально проводя жизнь в полном космическом одиночестве, а фактически - в прекрасном сообществе любимого кибермозга своего корабля, способного создать самые пленительные виртуальные образы. Лишь для репродукции людям-одиночкам, если вдруг встречаются корабли с разнополыми особями, приходится на краткое время встречаться. Но если это уже не краткая физиологическая встреча, а жизнь, то оказывается, что с кибермозгом быть просто хорошо, а жить с живым человеком, даже если характер не сахар, - это счастье.
Щипанов, Горностаев. Свен Бучински, геолог.
"'Вы, люди, непонятные создания: научились побеждать пространство, но остались слабыми и незащищенными, подобно далеким предкам". Хорошая, но, на мой взгляд, затянутая история об инопланетной геологической разведке, производственном конфликте и странствие по пустыне, завершившейся встречей с иным, отвечающем на все вопросы разумом. Пустынная, безжалостная планета получилась, очень даже... А в остальном чувствуется какая-то недоговоренность. И уж больно разнообразные мысли раздирают главного героя, который, кажется, нашел наилучший выход из столь негостеприимного к нему мира людей.
Некрасов Александр Николаевич. Пузыри из скал.
"Я принял решение разгонятся на минимальной тяге, повернувшись реактором к Солнцу и максимально обезопасив груз... без защиты радиационных поясов Земли живые люди портятся". Добротное, хотя и перегруженное терминами пособие по действиям в межпланетном перелете при вспышке на Солнце. Похоже на Жарковского (Я. Хобо), но у того еще позакавырестее. На общем фоне технологических операций как-то между прочим - обнаружение инопланетной топливозаправочной станции. Сначала решил, что рассказ ведется от лица кибермозга корабля, настолько нечеловечески. Поэтому финал показался каким-то наигранным. Нет, тут настоящий дух космоса, а не вид из оранжереи.
Бусин Илья. Оператор.
"- Ради пенсии по выслуге лет я содрогну вселенную, а не то что у какой-нибудь Ваты луну уничтожу!". Из подвала бывшей котельной дистанционно управляются армады боевых автоматов, которые ведут беспощадную галактическую войну с полчищами самовоспроводящихся роботов. А на Земле всё то же спокойное течение обыденной жизни, встречи-знакомства, приливы-отливы, которых не будет больше на потерявшей свой спутник планете Вата. Вот эта повседневная обыкновенность, на мой взгляд, всё же делает нереальным тот, галактический мир. Так и ждешь сообщения, что это всё было только виртуальной тренировкой. Но нет, и на Земле тоже отныне безлунные ночи.
Смоленский Дмитрий Леонидович. Ничего вечного.
"В корабле люблю ходить голым, петь песни и разговаривать с самим собой... Любой выход на планету для меня праздник... пою, танцую, в душе водой в зеркала плююсь". Сразу чувствуешь какую-то симпатию к такому герою. Так уютно было сидеть и слушать его обстоятельно-подробный, но и живому образный рассказ о встрече с чужедальным инопланетянином. А потом... Заскучал я чего-то, уж больно всё получалось по-старому да по-доброму. Поэтому финал вздёрнул не на шутку. Непростой достался от пришельца Дар. Только объяснительная часть получилась, на мой взгляд, слишком скомканной, лаконичной (особенно на фоне предыдущего плавного повествования). И страшный ответ героя, поэтому, хоть и понятен, но вызывает вопросы. Неужто и впрям нельзя было как-то по иному.
Трищенко Сергей Александрович. Ничего лишнего.
"Не может быть, чтобы столь могущественная цивилизация ... могла исчезнуть бесследно. И, главное, непонятно, что явилось причиной?" Интригующая история про космическую "Марию Целесту" - планету, на которой бесследно исчезла цивилизация, едва достигшая железного века. Разгадка же лежала в особенности здешней биологии. Честно говоря, сомневаюсь, что настолько иная жизнь была способна породить так схожие с историческими земными формы развития - вплоть до мумий, фресок и дуэлях на рубящим оружием. Но в целом - интересно, и написано достаточно легко, несмотря на нагрузку научных объяснений.
Дрожжин Олег Андреевич. Здесь могут водиться люди.
"Чувствуйте себя как дома, дорогие покорители планет и расхитители плутония!" С плутонием - явная накладка, если уж где оный и встречается в виде естественных месторождений, едва ли эта планета так по домашнему безопасна... Рассказ, собственно, о смысле жизни. Ради чего жить - ради долга перед обществом, работы на процветание семьи и человечества или ради возможности наибольшей самореализации своей личности? Думаю, что авторский ответ всё же неверен, как неверно любое крайнее решение. Мало ведь, в сущности, самому стать гению, важно признание других. А те немногие, что рядом, могут, конечно, оценить изысканный вкус шнапса, но едва ли - содержание диссертации. Возможно, автор имел в виду создание новой цивилизации (не случайно упоминается возможность некой искусственной репродукции), нового мира, свободного от того, что осточертело героям на Земле - "ваша жена, ваш супружеский долг, ваш кричащий младенец, любовники вашей жены, ваши собственные любовницы, ваши брюзжащие родители, ваши ипотечные кредиты, ваши права и ваши обязанности никому не нужной букашки среди миллиардов себе подобных, вы сами себе осточертели, наконец!" Финал заставляет думать о чем-то таком... Хотя лично я склоняюсь к тому, что героев просто готовили к переходу в посмертное райское состояние. Чем эта планета не рай? И чем заниматься в раю, если не самосовершенствованием. Вот и крылья выросли.
ВНУТРЕНИЙ КОСМОС
Чваков Димыч. Манный пудинг.
"Межпланетный корабль потерпел катастрофу, а нынешние закулисные правители используют технологии давно погибшей неземной цивилизации". Интригующее интересно, как разбирать матрешку: что же там дальше внутри? Возможное возражение - уж больно человечными получились тайный астронавт Итъхын и его товарищ. Наверное, действительно они "вжились в роль аборигенов настолько, что полюбили эту планету, как свою... больше, чем свою..." И эти вжившиеся в роль простых людей инопланетяне кажутся землянами куда как больше, чем правители Земли, думающие только о власти. Этот вкус к жизни, на мой взгляд, куда интересней "истины, которая рядом".
Белкина Мать. Вспомнить всех.
"Ваши дети обретали память наших личинок... Несчастные личинки метались в поисках убежища, кокона, которым исконно была утроба родителей, и не находили там себе места". Рассказ о том, как вредно копаться в наследственной памяти. Можно докопаться до того, что мы - лишь недозревшие инопланетные насекомые, корабль которых когда-то попал на Землю. Кстати, эта история очень похожа на то, что писал Нивен в "Защитнике". А еще, вначале, на "Ребенка-убийцу" Брэдбери. В целом же, рассказ получился - динамичный, страшноватый, но со счастливым концом. Хотя, искренне посочувствуешь герою, проходившему (проползавшему) несколько дней в одном памперсе. И, заодно, тем, кто в эти дни был с ним рядом.
Дневник Ночной Фиалки. I am.
"Вместе с перилами мы влетели в коридор. Потом дверь опустилась, отгораживая нас от Космоса". Космоса показалось немного, хотя действие происходит на космической станции, где зарождается любовь героини рассказа - девушки-киборга, ведущей бесконечный бой за безопасность станции и ее обитателей. А обитатели ведут бой за нее, так как она оказывается во много раз ценней самой станции. Язык рассказа кажется слишком кибернезированным, но атмосферу некоего иномирья и иносуществования он, без сомнения, создает.
Гречишный Александр Владимирович. Пыль Вероны на скоче Вселенной.
"...Ранее неизвестный примитивный вирус, возможно, это был прародитель всех вирусов. Я назвал его унтер-вирусом. Это особое состояние белковых тел... Это состояние люди называли любовью". О пришельцах, открывших на Земле способность к любви, что стало для них "Реннесансом чувств". У Кира Булычева было что-то похожее, только там роль "спускового крючка" играл не вирус, а стихи. По-моему, так куда романтичней... Предполагается, что открытое инопланетянами на земле чувство поможет их обществу найти согласие с другими, враждебными инопланетянами. Всё бы ничего, если бы не схематичный, какой-то наивный стиль изложения. То, что про любовь - хорошо, то, что про пришельцев и космос - не очень.
Нейман Людмила. В вездесущем мире эмоций.
"Стоило лететь с другого конца галактики на эту богом забытую планетку, чтобы за год насобирать всего двадцатку посредственных чувств". Про нехорошего инопланетяниня, который добывает на Земле эмоции. Добрался и до любви. От одной единственной мимолетной встречи, за которой последовало расставание, он получил возможность сам генерировать эмоции, что сделало его богачом в родном мире эмоциональных вампиров, но это были сочные чувства разочарования, жалости к себе, тоски от несбывшегося счастья... Хороший урок для тех, кто пускает чувства на продажу. И не только для вкушающих чужие грезы инопланетян.
Томских Владимир. Мусоропровод.
"Планета Пти стала колыбелью мусоропроводов". Опять об инопланетянах, питающихся человеческими эмоциями. Но теперь уже сами земляне нашли им применение - для утилизации негативных эмоций и оздоровления собственной общественной атмосферы. Ну а тем, кому жалко захлебывающихся от нашей злобы птилетэков (каким восхитительным, благородным и трогательным был порыв Джима) стоит помнить, что твари с Пти обожают вкус доброты и сочувствия, и только металл спасает от их смертоносного воздействия.
Кине Ольга. Esc.
"Шесть веков назад над нашей Землёй сияло Солнце. Воздух был наполнен кислородом - ни один биолог не поверил бы этому. Но будущий оператор межпланетной сети, не раз бывавший в соседних галактиках, поверит этому безоговорочно". Космос в рассказе где-то на ускользающее далекой перспективе. Пришельцы пришли не оттуда (хотя упоминаются и инопланетяне), а изнутри Земли - когда после войны, уничтожившей мир людей, на Земле воцарился сероводородный сумрак. Сероводорододышащие оказались лучше людей и даже готовы вернуться в свои пещеры, когда планета вернется к прежней жизни. Или всё же не лучше. Наверное - такими же. Одни, преисполненные ненависти, вновь готовят оружие; другие, переисполненные любовью, создают цветок, способный украсить и мрачный мир сероводорода.
Цепенюк Евгений. Первая заповедь дуэлянта.
"Мне вот любопытно: а на других планетах как люди женятся? Неужели просто расписываются, и все?" Что делать, если настоящее опасно, но люди так жаждут настоящего в своей жизни? Играть, но так, чтобы игра стала жизнью, и стала смертью. Чтобы было по-настоящему. Всё же на оторванной колонии смогли создать наилучшего человека, пусть и вопреки тому, что вкладывал в это понятие их запершийся в "Башне Мага" правитель. Хорошо, хотя, по существу, и не про космос
БЛИЖНИЙ КОСМОС
Бевза Марина Вячеславовна. Чего боится будущее.
"Это был обычный плановый перелёт к Альфе Терра...". Добрая такая антиутопия про "исключение человеческого фактора" (кстати, реальная была проблема в космонавтике, во многом определившая наш проигрыш в лунной гонке). Власть во Вселенной фактически захватили компьютеры и даже то, что люди в принципе могут хоть что-то делать и решать сами, является строжайшей тайной. Забавно, но труднопредставимо. Всё же землю копать - не космолет водить, нетрудно догадаться, что сам справишься. И что, для всех пенсионеров ручной труд тоже стал открытием?
Мхитарян Эдуард. Хогнит.
"Вам снился двор, покрытый рытвинами и колдобинами? - Нет, док. Такого кошмара я бы не вынес. Мне снились пауки". Новая версия происхождения "ведьминых кругов". То есть, конечно, в плане инопланетности - не новая, но вот сам инопланетянин и его побудительные мотивы - очень даже необычно. Хотя, на мой взгляд, на фоне человеческих персонажей "бурый блин" совершенно теряется. Вот уже действительно - находка.
Сапункова Наталья Александровна. Игра по правилам.
"Ты подарил моей расе шахматы. Это огромная ценность". Членистоногие гоэнцы все, как один, супергении, а вот до шахмат не додумались. И развлечения их были грубы и неизысканны. Зато теперь... Но больно долго рассказ к этому финалу шел и уж по больно извилистому маршруту. Зато чего только на этом пути мы не встретили - и самые дорогие камни галактики, и космических пиратов, и жестокую месть, и Р-зоны, в которых сгорает вся корабельная электроника, и смертельные лабиринты, и просто ку.
Руалев. Сепульбасия для сепульки с Баррабумса.
"Во дворе дома их ждала зарёванная Клава и следопыты всегалактической службы спасения... Клава страстно обняла Николая. Галактические следопыты, отчаянно размахивая щупальцами, из последних сил удерживали открытым туннель в метапространство". Смешной новогодний рассказ про схожесть и различия разных космических цивилизаций. А всё таки у нас веселая планета!
Средин Ник. Тучка небесная.
"- Не шуми, - попросил капитан. - Умирать надо с достоинством. Пойдем, научу". Легкий юмористический, хотя и с оттенком чернушности, рассказ о проблемах космического, международного и эмиграционного права. Только вот не доведет до добра абсолютизация принципа самоопределения. Мало вам косовского прецедента.
Фрадкин Константин Борисович. Открыто, непрерывно, добросовестно.
"Мы не можем их оттуда выселить, так как это требует судебного решения, а они, не оспаривая наших прав, заявили о применении срока исковой давности, и мы проиграли дело". Рассказ о хитроумном юристе, участвующем в судебном процессе о собственности на планету. Показалось затянутым и скучноватым. И симпатии мои были на другой стороне процесса, так что "тридцать сребренников с профилем Ельцина" показались вполне к месту.
Бардонов Александр Михайлович. К вопросу о металлических контейнерах.
"В экологическом бюллетене указывалось, что в атмосфере Аргуса III появился незнакомый газ, не поддающийся пока идентификации, с очень противным запахом". Легкий юмористический перевертыш о серии экологических катастроф на крошечной планетке, где всего-то и есть, что свалка железных ящиков и фиолетовое солнце. Рассказ знакомит нас с различными представителями инопланетной фауны и многоэтапным способом не вполне законного обогащения.
Радов Анатолий Анатольевич. Восьмой хобот.
"Ты ж знаешь, Сергеич, нету ее, этой любви. - Ты прав - согласился Сергеич - Ну что, включил фотонки?". Душевный рассказ об инопланетном половом созревании и несбывшемся из-за корыстолюбивых землян счастье, которое было так близко. Про хоботных - интересно, а что до проблемы... У Поржесса в "Ценном товаре" по этой теме куда сильнее
http://cosmozoo.narod.ru/lib/porges/tovar.html
Каневский Александр. Натюр морт
"Страшные сказки про космических упырей, что заманивают путешественников. Глупости, конечно, но вот мы здесь одни, без оружия...". Художник в поисках натурщиков. Мертвых... А натурщикам и поделом, скука скукой, но не слишком ли поздно они стали задавать самые очевидные вопросы. И уж больно космические путешествия похож на давешние морские. Вплоть до бутылок с записками.
Сыченко Игорь Алексеевич. Дитя Гайи.
"Звёздная система выглядела крайне странно: она уже давно умерла". Если бы не эта по настоящему брэдбериевская идея о параллельном существовании бывшего и уже умершего миров, то было бы совсем банально. Плохие -милитаризированная космическая военщина фашистского типа, даже сами себя зовут "аллиенами"; хорошие - пасторальные, прекраснодушные, "дети Природы", хранители смысла жизни. Красиво, но жизнь всё же сложнее черно-белой картинки.
Экспев Терн. Капитан.
"Мне показалось, что у нас пробило обшивку, но это был всего-навсего тяжёлый выдох штурмана". Отрывок из чего-то.... Имеются некоторые размышления экипажа после столкновения с "гравитационной скалой". А, может, это была гравитационная атака неизвестных врагов? А, может, враг уже на борту? Бравый сотрудник Совета Безопасности открывает на терпящем бедствие корабле мрачные тайны галактической политики и секретных свойств многомерности пространства. Но корабль он, кажется, не спас.
Прохоров Александр Геннадьевич. Дзёсеи дзери
"Впереди - внешняя граница. Позади - сектор Земли. Если что-то появляется извне, из глубокого космоса, то нужно заметить "это" как можно раньше". Трудности первого контакта на наблюдательной станции. По-моему, слишком уж затянуто. На этом фоне "гвоздь" истории как-то теряется. Запутался я в челночных рейсах инопланетянина, на какого типа корабле он прилетал и возвращался. Принял, как прямое объяснение - первым контактом была просьба на соседнюю инопланетную станцию позаботиться о комнатном растении. И только женщина об смысле этой просьбы догадалась. Сам бы я - ни в жизнь, ну а уж персонал самой нашей станции, так погруженный в работу, что мальчика от девочки отличить не могут - тем более.
Романтик Последний. Дикарь.
"Люди неба пришли к нам незваными. Они не охотятся и не рыбачат, не запасают ягоды и не собирают плоды". Нападение диких инопланетных аборигенов на земную биостанцию. Трагедия, которой могло не быть, если бы не проблемы взаимопонимания. И пусть одна из цивилизаций технически менее развита, зато ее представители куда более благородны.
Крымова Елена. Слезы богини Ору.
"Три иссиня-черных глаза без зрачков смотрели вдаль, сквозь замершего человека". Не буди инопланетное лихо! Ведь предупреждали: вести археологические раскопки - можно, ходить в храм - нельзя. Пошел, не утерпел, глянул... Народу не нужды нездоровые сенсации, то есть нет - богиня не любит праздного любопытства. История красивая, ну а смысл? Копать, там где позволят? И уж больно друг-карьерист гадок. На такого, пожалуй, даже божественные слезы не подействовали б... А вот если бы его действительно толкало бы в храм научное любопытство...
Во, Ди В. Три источника жизни.
"Очень милые девушки - ушки сильно сплюснутые и почти отсутствующие, большущие глаза почти без белков, вытянутые лица с заострённым подбородком и массивным лбом, вмещающим мозг двукратного объёма в сравнении с человеческим". Рассказ про инопланетных феминисток, доведших свой мир до полного окукливания. И вот теперь явились на Землю с длинной лекцией о том, что у них произошло, и с просьбой насчет возрождения тяги к жизни. Ну им и посоветовали... Это по общему смыслу, а по языку- как то непонятно, то ли стиль, то ли стёб.
Шишковчук Александр. Ланч на Эмфионе.
"Регулы гибли миллионами, пытаясь защищаться... но, боги, как же все-таки вкусно!" По настоящему неожиданная вещь. Туризм с целью геноцида, восьмисотмиллионный город пожирается, словно пицца. При этом землян могли бы просто раскатать в блин. Да, странности инопланетной психологии. Но неужели заранее можно было заказать именно определенный город? Или это было предложение шеф-повара?
Напольский Дмитрий Олегович. Большая охота.
"Когда до Земли оставалось не более пяти дней, космозавры дружно исторгли сложномодулированный электромагнитный импульс". О печальных последствиях причуды сверхбогатеев, надумавших устроить космическое сафари. Богатеев не жалко - автор изображает их предельно гадкими, но ведь погибли вообще все. Или не стоит жалеть тот мир, где "все шло, как обычно"?
Константин К. НЛО над Феникс-Сити.
"После нашей последней инспекции недостаточно времени прошло для преодоления подобной пропасти в мировоззрении". Речь, понятно, опять об инопланетянах. Язык рассказа местами действительно какой-то инопланетный. Инопланетяне ждут от нас адекватной реакции на свое появление, видя в отсутствие оной свидетельство несовершенства нашего общественного устройства и недостаточного уровня развития. Забавно, взгляд на "заговор молчания" с другой стороны. Но почему не допустить, что они нам просто не интересны? И есть ощущение, что слишком многое в рассказе недоговорено.
ОКОЛОЗЕМНЫЙ КОСМОС
Сорокин Александр Дмитриевич. Зачем?
"Пригодился легкий марсианский скафандр - без него бы не смог. Он собирал с улиц, свозил к овражку, сначала складывал, потом, притерпевшись, устав, ссыпал... И просил у всех прощения." Возвращение двух членов марсианской экспедиции на обезлюдившую после "чистых бомб" Землю. Мужчины и женщины. Двоих, которые могли бы стать Адамом и Евой возрожденного мира, если бы не груз прошлых человеческих чувств, отношений и обид. Очень психологический рассказ, так что на фоне личной катастрофы беда, случившаяся с остальным человечеством как-то отходит на второй план. А космос? Он где то там, далеко, откуда пересылает весточки оставшаяся на Марсе экспедиция, да молчат еще наша станция и американский челнок, орбиты которых оказались недостаточно высоки.
Филиппов Алексей Николаевич. А что такое война?
"У вас на планете имеет место физическое уничтожение себе подобных особей? - Еще как имеет, - угрюмо подтвердил я догадку ушастика". Сильный по исполнению рассказ. Наш солдат из Мясного бора пытается объяснить, что такое война, инопланетянам, принимающим происходящие на Земле 1942 года события за "брачные игры". Похоже, что неудачно... Инопланетяне не видят иной причины для взаимного уничтожения, раз ресурсов планеты должно хватить на всех. Но ведь и Гаг из "Парня из преисподней" Стругацких не смог объяснить землянам, почему устье Тары должно принадлежать Алаю, а не Империи. Но с чего ломать голову парню? Он же в самом начале рассказа говорил, ради чего они шли в бой - чтобы лопнула веревка блокады Ленинграда.
Чернов Сергей Валентинович. Нелегал.
"Шесть оборотов тому назад (двадцатый день восьмой луны) с планеты удалено посольство... Двадцать четыре представителя объявлены персонами нон грата...". Шпионские будни холодной войны. Право, стоило бы ограничиться масштабами одной планеты, для межзвездных просторов "урановый проект" выглядит как-то мелковато. Да и весь инопланетный антураж - рейсовые дирижабли, автолеты - какой-то искусственный. А вот люди - живые - думающие, сомневающиеся, надеющиеся, отчаявшиеся, страдающие. Только вот раскрытый Острозуб напомнил (привет из детства) алмазную черепашку из "Тайны третьей планеты".
Гамаюнов Ефим Владимирович. Мимикрант.
"Долуг смотрел на него тремя парами немигающих глаз. Стать таким же. Измениться внешне, не меняясь внутренне". Рассказ о трудной судьбе эмигранта. Не знаешь даже, плакать или смеяться. Очень похоже на пародии про Штирлица. Все инопланетные офицеры оказались замаскированными землянами, любящими Есенина. А в общем - да, главное сохранить внутреннюю идентичность, внешность не так важна.
Рысков Александр. Ветер Гваалов.
" - А ты не догадался? Эх ты, предсказатель...". В далекой, но всё же как-то слишком земной колонии полно ясновидящих. А что толку... Всё равно всё станет откровением. Но детективный сюжет не сработал, слишком скора развязка. Мучимый совестью злодей погибнет, но и остальные погибнут еще более ужасной смертью. Непонятно только, почему аборигены пытались предупредить землян о катастрофе, вызванной, по их мнению, духами предков. Они тоже были ясновидящими и знали, что земляне их не послушают?
Усачев Максим. Люлька.
"- Мррр? - спросил Ух-тык, глядя на мертвую кошку. - Ам? - спросило его существо". Довольно живо и интересно об эволюции гоминидов под внешним воздействием. Напомнило "Космическую одиссею" Кларка. Финальное разъяснение, правда, вызвало некоторое недоумение. Во-первых, смысл? Что вождь мог понять, речью ведь аборигены не овладели? Во-вторых, зачем было отправлять на разведку ребенка? "Если при раскрытии капсулы ребенок выживает, значит атмосфера подходит для жизни". А если мышь послать? Или газовый анализатор с радиопередатчиком? А если организовать строительство сигнальной горы надо - так взрослый лучше с этим справится.
Удот Кирилл Сергеевич. Знакомство с родителями.
" - Блин. Блин. Блин. - медленно произнес Алексей. - Я, блин, на Марсе!". Так, межпланетный телепортатор изобрели, а шабашников-строителей для расширения базы найти проблема. Приходится рисковать счастьем родной дочери. Написано легко, даже, можно сказать, лихо. Что интересно, главного героя из нового поколения совсем не жалко. Да, одним Марс - мечта и романтика, а другим - "На Марс? Да ну нах!.." Вот пусть и питается дальше марсианскими карактицами, тем более, что они и в самом деле вкусные.
Лавров Илья Васильевич. Судный день или афера вселенского масштаба.