Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Моя родословная. Глава. 10 Мемуары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава 10. Пантеон марийских былинных героев.
  
  
  Марийский национальный герой - Чумбылат.
  
  Штрихи к портрету
  
  
  Какой тот великий герой, который воюет ради собственной только славы, а не для обороны Отечества, желая быть обладателем вселенной !
  
  Пётр I Великий.
  
  
  Чумбылат (мар. Курык кугыза, Кугуе;, Поро Лемдет;р Курык Кугыза, Полемдрук Кугыза - прим. от авт.) - легендарный марийский князь, живший в XII-ом веке и вошедший в марийскую мифологию - Царь северных марийцев. Имя собственное, от тюркского - чум, муж + булат, сталь особой прочности или человек, твёрдый как сталь.
  
  Он имел княжескую резиденцию в Кукарке (ныне город - Советск - прим. от авт.), куда она была перенесена из Какшара (ныне город - Котельнич - прим. от авт.) после его захвата в 1 181 году новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат руководил нападением на укреплённые центры ушкуйников Котельнич и Хлынов (ныне - Киров - прим. от авт.), в результате которой эти центры были стёрты с лица земли.
  
  По этому поводу в православных церквях долгое время проходили богослужения два раза в год. Побеждает всегда тот, в ком не поселился раб. Тот, кто не перестал заботиться о силе духа, хотя и полюбил вещи, необходимые и полезные в быту. Народы, не устоявшие перед соблазном роскоши, как правило, исчезают. Исчезают бесследно...
  
  Время и беспощадный ветер перетирают их в прах и в пыль. То же самое происходит с богатствами, которыми так дорожили эти люди. Чумбылат всегда придерживался этого железного принципа и поэтому его марийский народ всегда побеждал ! Герой прожил долгую жизнь. ...
  
  Приходит время, когда плоть становится невыносимым ярмом духу. Дух стремится вырваться на волю, подобно клинку, вылетающему с шипением из ножен. Синеватая сталь клинка становится частью вечного синего неба, а плоть со временем распадается в земле, как сломанное древко копья воина. Перед смертью он завещал похоронить его на вершине горы на берегу реки - Немда.
  
  По преданию, он завещал своему народу в случае большой беды прийти к его могиле и попросить помощи. И, как повествует народная молва, он помогал людям в трудное время. Но однажды нашёлся среди них негодяй, который решил проверить, встанет ли Чумбылат из могилы. Князь обиделся на неверующего и больше не вставал на помощь.
  
  Несмотря на это, народ продолжал ходить на гору и молиться Чумбылату как - верховному божеству марийского пантеона - "Ош Поро Кугу Юмо". Позднее его в молитвах стали называть - "Кугу Курык Кугыза", то есть - Царь большой горы. Марийцы верили, что Чумбылат помогает им молиться, донося их молитвы вышнему богу.
  
  По преданию он объединил марийцев, строил города, развивал ремёсла и искусства. Его принимали властелины востока. При нём сложилась традиция богослужений марийской веры и жертвоприношений, он легендарный святой марийской религии.
  
  Могила его - "Гора Чумбылата" - наиболее почитаемая марийская святыня. Божественное воплощение Чумбылата - бог Кутурак. Имя Чумбылата известно всем марийцам, в том числе и восточным. Его почитание имеет древние, общенациональные корни.
  
  Крупные моления на "горе Чумбылата" возобновились в 1993 году. На высоком берегу речки - Немда возвышался камень высотой в 8 метров, толщиной в 27 метров, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чумбылат - богатырь.
  
  Марийцы верили, что богатырь при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью ещё при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
  
  Чумбылат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи - самоходы. Перед смертью заступник народа - Чумбылат, как сообщает предание, ушёл в горы и перестал общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг и домашних животных.
  
  
  Онар - марийский богатырь.
  
  Штрихи к портрету
  
  
  Мир любит чудеса и героев !
  
  Бернард Шоу - ирландский писатель
  
  
  
  Согласно мифологическим представлениям до появления человека на земле жили великаны Онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям они являлись предками марийцев. Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев.
  
  На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У Онара были доспехи из металла, но они не воевали, по крайней мере в землях, населённых марийцами. Согласно традиционным представлениям, нары жили на земле до появления человека, а находимые в земле кости мамонтов считали костями и зубами великанов.
  Наиболее популярными были два, связанных с нарами, сюжета: в первом - Онар вытряхнул землю из обуви, отчего образовались горы и холмы, а во втором Мари выкопал из земли большой еловый пень. Внезапно налетела буря и унесла пень по воздуху. Пень случайно попал в глаз Онару. Великан потёр глаз, но пень не вышел.
  
  Тогда он пришёл к своей матери, живущей то ли за - Кюй курук, то ли в - Кукарке. Мать вытащила пень из глаза сына и бросила подальше. Пень перелетел через горы и упал возле жилища - Мари. Человек расколол его на дрова и пол зимы топил печку. Мать Онара сказала сыну о том, что если ему попался в глаз выкорчеванный пень, значит в тех краях, живут люди. В поисках человека великан отправился на берега Волги.
  
  Однажды Онар увидел ползущую букашку о шести ногах, оставляющую за собой полосы взрытой земли. Приглядевшись, он увидел Мари на сивой лошадке пашущего своё поле. Великан бережно поднял человека вместе с сохой и лошадью и отнёс к матери. Та посоветовала Онару вернуть человека на место, так как именно людям суждено прийти на смену великанам.
  
  Сохранился миф об Онаре - рыбаке. В нём Онар, придя к берегу Волги, увидел, что какой - то широкоплечий незнакомец ловил рыбу его корзиной. Незнакомец не только отказывался покинуть берег реки, но и грозил Онару оторвать голову. Великаны вступили в противоборство. Незнакомец пытался схватить Онара за волшебный пояс, который придавал ему силу. В ходе поединка Онару удалось одержать верх над незнакомцем.
  
  
  Ирга - героиня преданий Тоншаевских марийцев Нижегородской области.
  
  Штрихи к портрету
  
  Все в мире покроется пылью забвенья. Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: Лишь дело героя да речь мудреца. Проходят столетья, не зная конца...
  
  Фирдоуси - таджикский поэт.
  
  
  
  Героиня преданий Тоншаевских марийцев Нижегородской области. Рассказывают, что жила здесь когда - то девушка - Ирга, статная, красивая, сильная и весёлая. Искусная охотница, она кормилась лесом, метко стреляя из лука, ловко орудуя топором и острогой. Жила с дедом, помогала ему по хозяйству, ухаживала за ним.
  
  Однажды с Ветлуги в их деревню направился отряд разбойников. Таясь и скрываясь, шли грабители, чтобы врасплох застать марийцев, но выследила их Ирга и предупредила о беде односельчан. Собрав свое имущество, спрятались они в глухом лесу, а вот Ирга, помогая им, не успела укрыться. Поймали её разбойники и, обозлённые, что нечем им поживится в деревне, издевались над ней, выпытывая, где находятся её односельчане.
  
  Однако отважная девушка ничего им не сказала, и тогда ее повесили на высокой сосне. Когда миновала беда, вернулись в деревню её жители и увидели, что сотворили с Иргой бандиты. Бережно сняли её с дерева и похоронили под сосной.
  
  Та сосна стояла ещё в прошлом веке, и марийцы приходили к ней помянуть храбрую девушку. Говорят, что мужчины поклялись отомстить разбойникам. Они настигли их и всех перебили. Предание об отважной девушке пережило века и, как сказал один сказитель: "Нет никакого права не верить ему: ведь мужество и верность шли бок о бок с верными людьми".
  
  
  Иден - марийский богатырь.
  
  Штрихи к портрету
  
  
  Герой делает то, что можно сделать. Другие этого не делают.
  
  Ромен Роллан - французский писатель.
  
  
  В давние времена на берегу реки - Шыгыр, что впадает в реку - Уфу, родился марийский богатырь - Иден. Вырос он огромным - голова его достигала небес, в день съедал до трёх быков. Славен он был как защитник марийцев. Когда пришла пора умирать, предсказал Иден соплеменникам, что с юга идут орды кочевников. Защиту от них можно будет найти на севере, потому что скоро там появится новый богатырь - Султан.
  
  Горе охватило марийцев: кочевники близки и уже нет времени укрыться от них. Умирающий богатырь, видя беду сородичей, согласился последний раз сослужить им, предложив перебраться по нему, как по мосту, на север, через речки, леса и овраги, через большую реку "Ош" - Белую. Для того чтобы тело стало твёрдым наполнили богатыря кровью пяти быков: для туловища, рук и ног.
  
  Однако не хватило одного быка для левой руки, и богатырь наполнил её тремя бочками медовухи. Распластался богатырь по земле и испустил дух. Марийцы пошли по нему. Те, кто шли по правой руке, благополучно перешли реку - Ош. Левая же рука не выдержала, лопнула, а марийцы, шедшие по ней, утонули в разлившейся медовухе.
  
  С тех пор на этом месте течёт река - Бирь. Говорят, что от горя сжалась у богатыря ладонь правой руки, так сильно, что выступила кровь, окропившая землю, и здесь появилась гора, называемая - Красной.
  
  
  Бай - Борода Никита Иванович или Ош - Пондаш.
  
  Штрихи к портрету
  
  
  Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.
  
  Юлиус Фучик - чехословацкий журналист.
  
  
  Кугуз или князь марийских земель Бай - Борода Никита Иванович проживал в верховьях реки - Ветлути в XIV-ом веке. Ветлужское кугузство - княжество существовало с XII по начало XIV века и во время правления Бай - Бороды его столицей являлось - Шангское городище или Ветля - Шангон или Шанга - Ала.
  
  Княжество находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды и платило одновременно дань Галичскому княжеству. Бай - Борода, ставший кугузом в середине XIV-го века, повёл политику, направленную на избавление от ставшей обременительной опеки галичских князей. Бай - Борода принял христианство хотя и не забыл при этом веру предков, крестил свою дочь под именем Мария и в 1345 году выдал её замуж за Галичского князя - Андрея Семёновича.
  
  На свадьбу прибыло много знатных гостей, в том числе великий князь Московский - Симеон Гордый с женой - Евпраксией. В 1346 году Галичским князем стал - Андрей Федорович Ростовский, с которым кугуз не нашёл взаимопонимания, и повёл против него долгую войну с 1350 по 1372 год.
  
  С помощью золотоордынских войск кугуз одержал победу и прекратил выплачивать дань Галичскому княжеству. Умер Бай - Борода в 1385 году от чумы. Впоследствии Ветлужские марийцы стали воспринимать Бай - Бороду или Ош - Пондаша как своего покровителя.
  
  
   Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"