Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Моя родословная. Глава. 14 Мемуары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава. 14 Акпарс - сотенный князь горных черемисов.
  
  
  
  Это и есть секрет героизма: никогда не позволять страху смерти руководить Вашей жизнью.
  
  Джордж Бернард Шоу - ирландский писатель.
  
  
  
  Особое место в пантеоне славы марийского этноса занимает знаменитый черемисский герой по имени - Акпарс. По преданию он родился в ХVI-ом веке в околотке - Нуженалы, расположенного в четырёх километрах от села - Еласы на берегу реки большая Юнга ныне Горномарийский район республики Мари - Эл. Настоящее имя горномарийского сотенного князя Акпарса - Аказ Тугаев.
  
  Акпарс - сотенный князь горных марийцев и активный сторонник добровольного вхождения горной стороны в состав русского государства. Он командовал Горным полком, в котором сражались горные мари, чуваши, мордва. Стяг горного полка, по некоторым данным, представлял белое полотнище с восьмиконечным православным крестом посередине и марийским орнаментом по краям.
  
  Ранее Акпарс сознательно принял крещение в православие. Полотнище пересекает лазоревая полоса символизирующая реку Волгу с её полями, лугами, лесами и горами, называемыми землями Акпарса со времён вхождения горных марийцев в состав русского государства. Согласно историческим преданиям, в период Московско - Казанского противостояния 1540 -1550-х годов - Акпарс проявил себя как дальновидный политик и дипломат.
  
  Прекрасно осознавая, что марийцам самостоятельно жить невозможно он в 1546 году возглавил посольство горных мари к Ивану IV с просьбой принять их в подданство. Летом 1552 года во главе своего отряда Акпарс участвовал в походе русских войск на Казань, в военной операции по взятию крепости и в усмирении части луговых марийцев. Легенды рассказывают, что Акпарс освободил от татар крепость на Сундырской горе - "Орол Кырык Салымхала".
  
  Войска Ивана Грозного не могли взять её. По преданию он договорился о подвозе к крепости продовольствия, но в повозках вместо продуктов находились воины Ивана Грозного. Они выскочили из повозок внутри города и крепость пала.
  Другая легенда повествует о взятии Казани. Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда Акпарс предложил русскому царю, безуспешно осаждающему Казань, устроить подкоп под кремлевскую стену и взорвать крепость. Все солдаты, посланные измерять расстояние, погибли, не дойдя до стены.
  
  Акпарс кроме наличия блестящих военных навыков чудесно играл на гуслях, и это умение сыграло неоценимую роль в победе над татарами и взятии Казани. Он взял гусли и, играя на них, смело направился к стене. И защитники, и захватчики замерли, зачарованные чудесной и печальной мелодией. Битва за Казань отличалась крайним ожесточением и шла буквально за каждую улицу.
  
  В один из моментов возникла критическая ситуация. Посланные на подмогу штурмовым частям новые отряды, вместо помощи своим товарищам, бросились грабить дома. Этим воспользовались казанцы, которые перешли в контратаку и начали теснить нападавших. Лишь ввод в бой отборной царской дружины восстановил положение и решил исход битвы. Казань взята.
  
  Остатки защитников Казани пытались прорваться из города, но их разгромили в полевом сражении полки воеводы - Андрея Курбского. В благодарность за это царь Иван Грозный выдал Акпарсу грамоту. В царской грамоте указывалось: "Марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определённый ясак за каждого марийца - охотника, пришедшего в возраст".
  
  Но грамота эта позднее пропала. Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV - три дня гостил в его родовом селении - "Нуженалы" и охотился в местных дубравах, а "за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев", подарил Акпарсу золотую чашу с изображением - царя Соломона (по другим данным - Орла - прим. от авт.), а также жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в - Еласовской церкви.
  
  Именем Акпарса назывались земельные владения - Акпарсова сотня, занимавшие в 16-18 веках значительную часть современного горно -марийского района на обоих берегах Волги. Это в общем насчитывало около 30-ти деревень включавших до 923 дворов и 3 092 души мужского пола по состоянию на 1724 год. И.Я. Моляров, уроженец д. Сиухина, работавший учителем Кузнецовской школы, в 1873 г. писал: "Акпарс жил возле речки Болыная Юнга, в верстах четырёх пониже села - Чермышево или Еласов, в околодке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки - черемисы.
  
  Он являлся первым ходатаем, во всяком деле и выступал вперёд, а также был смелее и искуснее своих товарищей. И потому он занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре и огромный лес по Суре и Ветлуге". В последствии на земле Акпарса в 1583 году основали г. Козьмодемьянск, в связи с чем, ясачные марийцы "отведены житьём за десять верст от города".
  
  Ему посвящён цикл исторических преданий, а также произведения литературы это: роман А. Крупнякова - "Марш Акпарса", драма С. Нико-лаева - Акпарс, повесть К. Васина - С вами, русичи !, поэма Л. Беляева - Аргамак, живописи - Марийские послы у Ивана Грозного от А. Пушкова, музыки - сюита "Сыны Акпарса" от А. Луппова. Приписываемый ему марш поныне исполняется на гуслях по нотной записи А. Сидушкиной.
  
  Его имя носят в республике Мари - Эл кинотеатры, предприятия общественного питания, а также детские организации и спортивные команды. В частности в честь Акпарса ранее назывался хоккейный клуб "Ариада - Акпарс" из республики Марий Эл. Девиз Горномарийского района: "Восславим землю Акпарса !".
  
  В июле 2006 года принято постановление Правительства республики Мари - Эл "Об увековечении памяти сотного князя горных марийцев Акпарса". В горно - марийском районе Марий - Эл 20 ноября 2007 года установлена бронзовая скульптура князю Акпарпсу. Памятник установлен на пути из Чебоксар в Йошкар - Олу, на Картуковском повороте. Это место, где сходятся основные горно - марийские дороги.
  
  Именно здесь, по преданию, начинались родовые земли Акпарса. Он изображён стоящим, перед ним - гусли. Одной рукой герой играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем: А. Ширнина и С. Яндубаева. Памятник превратился в визитную карточку района и уже появились свои традиции: к монументу приезжают за "напутствием" молодожёны, водители останавливаются на Картуковском повороте, чтобы получить благословение князя на дорогу.
  
  На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя Акпарса и русского царя Ивана Грозного, пожимающих друг другу руки. "Паломники" дотрагиваются до царских рук и просят удачи. После падения Казани при Иване Грозном, марийцы начали масштабное освободительное движение. К сожалению, русские решили проблему кровавыми расправами и массовыми убийствами. Антимосковские вооружённые восстания после падения Казани историки называют "Черемисскими войнами".
  
  Известно о трёх восстаниях - так называемых "Черемисских войнах" 1552-1585 годов. Три Черемисские войны пришлось вести России во второй половине ХVI - го века. Эти войны малоизвестны широкой публике, даже начитанной в исторической литературе. О них не любили вспоминать ни в царской России, ни в советское время.
  
  То были не какие - то небольшие колониальные кампании, а долгие кровопролитные конфликты, требовавшие от России постоянного отвлечения сил и участия огромного количества войск. Они заняли пятнадцать из тридцати семи лет царствования Ивана Грозного. Можно без преувеличения сказать, что все внешнеполитические предприятия Ивана Грозного, как то - покорение Крыма, присоединение Прибалтики, война с Польшей и Швецией - потерпели неудачу именно потому, что всякий раз приходилось бросать крупные силы на подавление восстаний черемисов.
  
  "Сии дикари свирепые, - писал Н.М. Карамзин про марийцев, - озлобленные, вероятно, жестокостью царских чиновников, резались с московскими воинами на пепле жилищ своих, в лесах и вертепах, летом и зимою. Они хотели независимости или смерти".
  
  Войны с марийцами начались в первую же зиму после взятия Казани русскими войсками. Объявив о присоединении Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году, царь Иван IV наложил на черемисов "Ясак" - дань мехами и прочими продуктами. Московский "Ясак" был значительно тяжелее тех податей, которые взимали с марийцев казанские ханы.
  
  Кроме того, московские воеводы и дьяки позволяли себе всякие злоупотребления и насилия при взыскании ясака. К этому добавились попытки насильно обратить язычников - марийцев в христианство, а прежде владевшие ими татары не принуждали марийцев принимать - ислам. Всё это привело к тому, что уже зимой 1552 - 1553 годов вся луговая - северная марийская земля поднялась и перебила царских воевод.
  
  Против марийцев было послано войско воеводы Бориса Салтыкова, но оно было наголову разгромлено. С Волги несёт злой ветер. Колючие порывы разгоняют жуткую метель. Русский отряд воеводы Салтыкова - Морозова устало бредёт по волжской целине. Где - то в ней мятежники, что угрожают штурмовать Свияжск, но снег все глубже - кони и люди едва передвигают ноги. Внезапно раздался тихий свист.
  
  - С - С - ТРЕЛ - Ы - Ы - Ы !!! - вопль смешался с криками поражённых...
  Залп за залпом острых и смертоносных стрел косил плотную конницу. Тучи закрывали небо, страх застилал глаза. Ржали и дыбились кони, сбрасывая седоков, они отчаянно бились в кровавой пене, косясь на человека - украшение и проклятье земли. Бояре ловко спрыгнули с коней в снег и палили из пищалей в снежную пелену. Неясные фигуры метались в ней сполохами и непонятно догоняли их русские пули или нет. Выхватив сабли, казаки бросились туда и исчезли в метели. Через час стихло. Русских и татар занесло снегом. Вытянутые, замёрзшие лица мёртвых воинов медленно скрывались под волжским снегом. Так началась Первая Черемисская война !...
  
  Кажется странным, что казанские татары и черемисы затеяли эту войну. Ведь прошла лишь пара месяцев после падения Казани. Казанская армия легла в землю, защищая Казанское ханство и воевать с русскими некому. Иван Грозный пощадил татарский народ, освободил горную марийскую сторону от податей и снизил налоги для непримиримой луговой или лесной стороны.
  
  А насильственное крещение никак не могло проникнуть в мусульманский мир за два месяца. Никакой логики восставать у Поволжья не было. Но ведь не было логики и у маленьких русских городов, выходившей против тысячи монголов сотней. Не было и логики восставать России против Лжедмитрия I, а крестьянам бить Наполеона, что даровал им отмену крепостного права.
  
  Просто когда речь идёт о потерянной независимости, логика уступает сердцу. Первая Черемисская война не имела причин кроме одной - татары и марийцы хотели вернуть свободу... оска по свободе смешалась с казанской верой. Ислам, всегда воинственный и гордый, с его священным джихадом, непримирим к чужому. Муллы боялись, что с русскими придет христианство.
  
  Этого же боялись языческие шаманы марийцев и удмуртов, ведь примеры массированного крещения в православие были рядом. Призывы к религиозной войне с "кяфирами" упали на благодатную почву ущемленного национализма. Началась национально - освободительная война...
  
  Все началось на непримиримой луговой стороне. Луговая сторона Казанского ханства будет главным очагом Черемисских войн. Не успела армия Ивана Грозного разойтись по домам, как там начались стычки с русскими. 19 декабря 1552 года луговые - северные марийцы побили русских сборщиков податей в первый раз, а затем мелкие нападения совершались все чаще.
  
  Эти лихие отряды марийских Робин Гудов неуловимы в своих лесах. Стали присоединяться к ним отряды непримиримых татарских беков и удмуртские кланы Севера. А затем мелкие вспышки слились в грандиозный пожар. Луговая сторона отказалась платить русский ясак, черемисы убили русских воевод, пытавшихся взыскать его. Объединившиеся силы восставших форсировали Волгу и вторглись на горную сторону. Западное население бывшего ханства присоединялось к ним, а русский губернатор недооценил силу восставших.
  
  Два отряда казаков и стрельцов в 1500 штыков были уничтожены. Восставшие беки и вожди осадили Казань, но не имея тяжелого вооружения и знаний не смогли взять её. В 80 километрах от бывшей столицы на реке Меша они основали новую столицу, провозгласили возрождение Казанского ханства и послали во все татарские орды и ханства призывы о помощи. А в феврале 1553 года татарский бек Усеин и марийский вождь - Сарый уничтожили свияжский отряд Салтыкова - Морозова.
  
  И во всем Казанском ханстве не осталось русской силы. Оккупационная власть укрылась за стенами Казани и Свияжска в кольце бушующего восстания. Тогда зимой 1553 - 1554 годов царь направил 30 - ти тысячную армию под командой князя - Семёна Микулинского. О приёмах войны свидетельствует признание русского летописца.
  
  Московские воеводы истребили на месте больше 10 000 народу, а 20 000 марийцев, в том числе 15 000 женщин и детей продали в рабство. 1 600 знатных марийских мужчин, взятых в плен, было умерщвлено, чтобы они не могли больше возглавить свой народ. Несмотря на эти меры, только в 1557 году с огромным трудом и большими людскими потерями удалось подавить первое восстание - гордых марийцев.
  
  
   Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"