Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Моя родословная. Глава. 15 Мемуары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Глава. Мамич - Бердей.
  
  
  Мамич - Бердей - герой марийского народа, сотенный князь, ключевая фигура 1-ой Черемисской войны с 1552 по 1557 годы и владелец нескольких сотен - волостей на Малой Кокшаге.
  
  Штрихи к портрету
  
  Смерть героев подобна закату солнца.
  
  Карл Маркс- немецкий философ.
  
  
  Сотенный князь, возглавивший национально - освободительную борьбу марийцев "Луговой стороны", то есть левобережной Волги после завоевания Московским царством - Казани. В истории это противостояние получило название как Первая Черемисская война, которая длилась с 1552 по 1557 годы.
  
  В апреле 1554 года русская армия вернулась домой после подавления татарской попытки вернуть Казанское ханство. Но восстание не закончилось. Ведь князь Андрей Михайлович Курбский не сокрушил черемисов луговой стороны Волги. Не успел остыть его след, как 20 000 винов марийцев вышли из глухих лесов...
  
  Марийский сотник казанской армии Мамич - Бердей из знатного рода кугыраков. Опытный командир черемисского ополчения, с самого начала кровавой войны он во главе отряда повстанцев. А теперь, когда погибли или сдались все лидеры восстания, он во главе огромной армии. У него незаурядный воинский талант помноженный на храбрость...
  
  Военный союз марийских племён Мамич - Бердея атаковал русские колонии по всей верхней Волге. Горят русские сёла и казацкие остроги от вологодского Устюга до Нижнего Новгорода. Избегая лобовых битв с сильными гарнизонами, черемисы воюют с русскими партизанскими методами.
  
  Но они не могут свалить русскую власть в Поволжье. Казань, Свияжск и другие сильные крепости в безопасности. Стратегической угрозы русской власти в Поволжье нет, да и царю Ивану Грозному сейчас не до партизан. Пользуясь рознью в Крымском ханстве и Ногайской орде, русский царь покончил с татарами Астраханского ханства.
  
  В июле 1554 года его армия взяла Астрахань и посадила на трон марионетку Дервиш - Али. Всего лишь за два года 2 из 4-х татарских ханств были уничтожены Россией. Сначала Москва попыталась подавить черемисов руками переметнувшихся к России поволжцев. Присягнувших Ивану Грозному удмуртов и татар отправили в марийские земли, но командиры посланного корпуса перебежали к повстанцам.
  
  Простое войско примкнуть к марийскому восстанию отказалось и тогда повстанцы "перебили многих из них". А в октябре 1554 года русский наместник Казани собрал новую рать из лояльных татар. Но теперь приставил к ним усиленный полк стрельцов. И тогда трагедия гражданской войны в Поволжье развернулась с максимальной силой.
  
  Единое когда - то население Казанского ханства убивало друг друга под разными флагами. Брат на брата, сосед на соседа. Попеременно пылают татарские, удмуртские и марийские села. Множатся заложники и отрубленные головы. К декабрю 1554 года погибнет 1 600 непримиримых вождей, князей, мурз и беков. Родовая аристократия Золотой Орды легла костьми в землю по луговой стороне марийцев. Когда - то монголо - татары Батыя истребили древнерусскую знать. Теперь истреблена казанская. Всё возвращается...
  
  В январе 1555 года из Москвы вышел новый армейский корпус. Собрав по дороге касимовских татар и мордву, снаряжённый снегоступами, он шёл с целью карательного рейда по восставшим марийским землям луговой стороны.
  
  Реки и болота замерзли, облегчая русское вторжение. Были сожжены поселения в 10-ти волостях, "От всех воевод в них война была и многих черемисов поймали и побили". (Казанский летописец - прим. от авт.). 14 дней российский корпус жёг земли черемисов, но союзу Мамич - Бердея удалось спасти часть отрядов.
  
  И уже в феврале 1555 - го они ударили в ответ по Арской стороне, пытаясь поднять удмуртов и татар на новый мятеж. Однако местное население желало лишь одного - прекратить кровь, и не поддержало Мамич - Бердея. С большими потерями от ружейного огня стрельцов и казацких рейдов, черемисы откатились ни с чем в свои дикие леса.
  
  Карательным экспедициям, посылаемым Иваном Грозным, не удалось уничтожить повстанческое войско. Отчаявшись поднять казанцев, марийский кугырак посылает мольбу о помощи Ногайской Орде. Мамич - Бердей договорился с Ногайской ордой об отправке к луговым марийцам царевича Али - Акрама (Ахполбея) с отрядом ногайской конницы в 300 сабель.
  
  Есть основания полагать, что сотенный князь планировал создать государство с новой династией на развалинах - Казанского ханства. Однако Ахполбей не оправдал надежд марийцев. Ногайцы унижали марийскую знать, предпочитали грабить русские села, а не воевать в битвах. Царевич занимался бесчинствами и грабежами, уклоняясь от участия в военных действиях. Рассерженные марийцы перебили людей царевича, а ему отрубили голову и насадили на кол.
  
  По словам русского полководца князя - Андрея Михайловича Курбского, приближённого Ивана Грозного, Мамич - Бердей так объяснил расправу над Ахполбеем: "Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняла: нас; а ты и сущие с тобою не сотворили нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел, а ныне глава твоя да царствует на высоком коле !".
  
  После этого Мамич - Бердей потерял веру. Его воины перемещались по лесам в стягивающемся кольце русских острогов. Черемисы огрызались ударами, но кугырак понимал - скоро все будет кончено...
  
  Но в январе 1556 года торйол принёс нежданные вести. Все татары объединяются, чтобы сокрушить Россию. Татары Евразии ждут черемисских братьев в последней войне. К началу 1556 года Мамич - Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич - Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей.
  
  Вследствие предательства его схватил сотник - Алтыш. Охрана Мамич - Бердея в количестве около 200 воинов мужественно защищая своего полководца полегла в жестоком бою. 21 марта 1556 году Мамич - Бердея доставили в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и царь - Иван Грозный, сотенного князя казнили. Северные - луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году.
  
  Вторая Черемисская война разгорелась в 1571 году под предводительством Качака, сына героя Первой Черемисской войны Мамич - Бердея. Марийцы попытались воспользоваться тяжёлым положением Москвы после её сожжения крымским ханом Девлет - Гиреем. Вторая Черемисская война носила национально - освободительный и антифеодальный характер.
  
  Марийцам удалось поднять соседние народы, и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и кроме того осуществлялись набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась после похода крымского хана Давлет - Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.
  
  Самое активное участие в этих войнах принимали марийцы. Их дружное Восстание грозило власти Москвы над всем недавно присоединённым Поволжьем. Несмотря на продолжавшуюся Ливонскую войну, царь снова отправил на непокорных крупные военные силы.
  
  В 1574 году марийцев удалось смирить. За время этой войны Россия потерпела крупное поражение в Ливонии от шведов в битве при Лоде. В 1581 году постанцы в третий раз поднялись на войну. Отправленное против них войско прославленных воевод князей - Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина потерпело поражение.
  
  Царь, насмехаясь над своими неудачливыми полководцами, приказал им нарядиться в женское платье и заставил молоть муку. Такое обращение, однако, не вселило храбрости в тех воевод, которых направили им на смену. До своей смерти в 1584 году Иван Грозный, так и не дождался, покорения марийцев. Третья Черемисская война закончилась победой России только при его сыне Фёдоре в 1585 году.
  
  В ходе этих трёх войн марийцев активно поддерживали те или иные народы бывшего Казанского ханства, а третья Черемисская война стала особенно большой по размаху. Против России поднялись также казанские татары, чуваши и удмурты. Восставшие вели активную внешнюю политику, слали посольства в Крым и к ногайцам, стараясь заручиться их помощью.
  
  Окончательное покорение марийцев сопровождалось сгоном их с большинства земель. Лучшие пахотные угодья у них отобрали и отдали русским служилым людям. До середины ХIX-го века законы России запрещали мятежным марийцам селиться в городах и заниматься кузнечным ремеслом - чтобы не изготовляли оружия и не произвели восстания.
  
  Черемисские войны закончились почти полным уничтожением марийцев. Их вынудили принять присягу русскому царю. Об этих войнах следует помнить. Земля, на которой живут россияне многих национальностей, была обильна полита кровью их предков прежде, чем на ней воцарились межнациональный мир и согласие.
  
  Сегодня они имеют свою автономную государственность в составе Российской Федерации. Республика Марий - Эл со столицей в Йошкар - Оле. Она является Родиной всех марийцев, разбросанных по разным областям и странам. Основная их часть, до 290 000 человек проживает в Республике Марий - Эл. Значительная часть находится в Кировской и Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора живёт в республике Башкортостан до 103 000 человек.
  
  Также, они компактно проживают в Татарстане до 18 800 человек, в Удмуртии до 8 000 человек, Свердловской области около 23 800 человек и Пермском крае до 4 100 человек, а также в Ханты - Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Кроме того они проживают в Казахстане до 12 000 человек на 1989 год и до 4 000 человек на 2009 год.
  
  В Украине находилось до 7 000 марийцев на 1989 год и до 4 000 на 2001 год, а также в Узбекистане на 1989 год до 3 000 человек. Башкортостан - второй после Марий - Эл регион России по численности проживающих марийцев.
  
  На территории Башкорторстана на 2002 год проживало 105 829 марийцев , а их треть проживает в городах Башкортостана . Значительное их переселение на Урал, вызванное их насильственной христианизацией на Средней Волге происходило в XV - XIX веках.
  
  Марийцы Башкортостана в основной массе своей сохранили традиционные верования. Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в средне - специальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует марийское общественное объединение - "Марий ушем".
  
  Основной одеждой марийцев являлась рубаха тунико - образного покроя - тувыр, штаны - йолаш, а также кафтан - шовыр. Вся одежда опоясывалась поясным полотенцем - солык, а иногда и поясом - ;шт;. Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку инакомарник.
  
  Обувью служили кожаные сапоги, а позже - валенки и лапти, заимствование из русского костюма. Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы - кетырма. У женщин распространены поясные подвески - украшения из бисера, раковин каури, а также монеток и застежек и пр.
  
  Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью и сорока, а также шарпан - головное полотенце сочельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является и шурка. Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плётка "Суан лупш", оберег, защищающий "дорогу" жизни, по которой предстоит пройти вместе молодожёнам.
  
  Кроме православия у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Их даже называют "последними язычниками Европы".
  
  В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, взорвали место молений - "Чумбылат курым". Однако уничтожение "Чумбылатова" камня не возымело должного действия на нравы, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству.
  
  Испокон веков они имели национальные имена. При взаимодействии с татарами к марийцам проникли тюркско - арабские имена, с принятием христианства - христианские. В настоящее время чаще используются христианские имена, а также набирает популярность возврат к национальным - марийским именам.
  
  Примеры имён: Акчас, Алтынбикя, Айвет, Аймурза, Бикбай, Емыш, Изикай, Кумчас, Кысылвика, Менгылвика, Малика, Настальче, а также Пайралче и Шымавика. Однако марийский язык и культура постепенно исчезает даже в Марий Эл.
  
  Это связано значительным влиянием телевидения, школы и т.д. Даже в марийских деревнях уже в детском садике требуют, чтобы родители разговаривали с детьми на русском языке. Однако я твёрдо уверен и убеждён, что марийский бесконечно трудолюбивый и достойный народ преодолеет все трудности и его ждёт блестящее будущее !!!
  
  
  
  Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"