Никитин Сергей Анатольевич : другие произведения.

Моя родословная. Глава. 7 Мемуары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Глава 7. Национальные корни по материнской линии.
  
  
  
  Два чувства дивно близки нам - в них обретает сердце пищу.
  Любовь к родному пепелищу. Любовь к отеческим гробам.
  На них основано от века. По воле Бога самого.
  Самостоянье человека и залог величия его.
  
  Неизвестный автор.
  
  
  
  Марийцы (Черемисы).
  
  
  Марийцы (мари, марий, мары, маре, м;р;; русское - черемисы - прим. от авт.) - финно - угорский древний около 3 000 тысяч лет народ, сохранившийся до наших времён. Они делятся на Горных - "Курук мари" или "Горные люди" и Лесных или Луговых - "Кожла мари" или "Еловые люди". Они расположились в междуречье крупных рек: Волги и Ветлуги.
  
  Раскопки свидетельствуют о наличии крупных поселений уже в первом тысячелетии до нашей эры. Марийцы за свою независимую историю создали уникальную и неповторимую культуру. Выделяют три языковые группы марийцев: лесные или луговые - "Олык марий" или еловые люди, горные - "Курык марий", восточные - "Башкир марий".
  
  Эти языки мало отличаются друг от друга. Зная один из языков можно отлично понять, о чём говорят на другом. Вероятно название реки "Волга" произошло с марийского языка. "Волга" означает - "блестящий", "Волгалтеш" - блестит. Татары называли марийцев - "Черемыш", а русские - "Черемисы".
  
  Однако в двадцатом веке это слово убрали из употребления. Самоназвание народа - мари - "люди, черемисами - "людьми с Востока" их назвали удмурты. Сами себя мари никогда не называли - черемисами. Хазары называли этот народ "цармис", что значило - "воины". Отсюда слово "черемис" для обозначения марийского народа заимствовали русские.
  
  Внешне марийцы невысокого роста, тёмноволосые и немного с косыми глазами. В отличии от русских они уже к сорока годам резко стареют и полнеют. Основная религия православие, но до сих пор сохранились древние марийские обряды.
  
  В настоящее время на территории республики начали строить мечети, что влечёт за собой медленную исламизацию. Интересное наблюдение приводится в книге Миллера о сложившейся у марийцев традиции имянаречения детей: новорожденному давалось имя того, кто первым придёт в дом после родов.
  
  Если же пол гостя не соответствовал полу малыша, право выбирать имя для ребёнка оставалось за матерью. В почёте у мари были, прежде всего, национальные имена. Особый национальный колорит на протяжении веков сохранялся и в погребально - ритуальных церемониях.
  
  Так, вплоть до XIX-ом века, некоторые марийцы своих покойников клали в могилу между двух досок, прикрывая сверху одной большой доской и только затем засыпая тело землёй. Вместе с умершим погребались и ветви ели или пихты: этот обычай связан с народными представлениями о божественной силе деревьев, которым марийцы поклоняются до сих пор.
  
  Семейная жизнь марийцев подчинялась принятому в общине порядка. При этом, за старейшинами общины оставалась роль "хранителей" устоев и поддержание мира, спокойствия в каждом доме. И действовали эти почтенные люди порой весьма жестко. Например, развестись муж с женой могли только после получения на это согласия шести выборных представителей общины.
  
  При этом развод сопровождался ярко выраженным общественным порицанием и даже осмеянием: разводящихся людей привязывали спинами друг к другу и держали на лобном месте до момента оглашения решения выборными представителями.
  
  Женщине, принявшей решение уйти от мужа по своему желанию, к тому же обрезали косы, чтобы впредь она не смогла носить головной убор замужней. Неудивительно, что разводы у мари встречались крайне редко. В отличии от представителей соседних тюркских народов, марийская молодёжь всегда свободно общалась друг с другом, знакомясь и сходясь по взаимным интересам. Но гуляние под луной - это одно, а создание семьи - совсем другое !
  
  Поэтому решающее слово при выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Так как лишние женские руки в доме всегда были нужны, молодого человека старались женить как можно раньше: супругу для сына родители начинали присматривать в момент, когда ему исполнялось 14-15 лет.
  
  Выбирали девушек из соседних селений, высматривая наиболее выгодную в материальном плане партию. В свою очередь родители девушек с работницами расставаться не спешили, поэтому марийки обычно оказывались старше своих суженых лет на пять - семь.
  
  Свадебный цикл начинался со смотрин (удыр ончымаш - прим. от авт.) во время которых согласовывали все детали предстоящего союза, в том числе и день официального сватовства. На смотрины обычно выезжал отец жениха в сопровождении близкого родственника, например, брата или опытной свахи.
  
  В день сватовства в дом невесты отправлялся жених вместе со сватом и свахой. Ожидая гостей, отец девушки ставил на стол свежеиспечённый каравай хлеба и небольшое блюдечко с топлёным маслом. Обмазанный маслом кусок хлеба передавался по цепочке жених - невеста - отец - невеста - жених, каждый из участвующих при этом откусывал по маленькому кусочку.
  
  Таким образом, все присутствующие подтверждали твердость своих намерений. Окончательно брачные договорённости закрепляла мать невесты, принимая от будущего зятя "плату за молоко" - мелкую монетку. С этого момента отозвать согласие на брак было невозможно.
  
  Во время сватовства оговаривался и олын - размер выкупа за невесту, уточнялись детали приданого и формат проведения свадебной церемонии. Формальным завершением сватовства считался обход молодыми людьми всех соседей с приглашением на свадьбу. Помимо смотрин и сватовства, был еще и сговор - "Пунчал".
  
  В этот день на угощение в дом к невесте приглашались не только сваты с женихом, но и все желающие односельчане. Во время посиделок будущий супруг во - всю расхваливал невесту и своих новых родственников, после чего отдавал отцу наречённой выкуп.
  
  Согласно преданию марийцы не могут жить под властью других народов более 500 лет, но и иметь собственную страну они тоже не могут. Цикл связан с прохождением кометы, длящимся 450-500 лет. Марийцы жили 500 лет под властью булгар и затем 400 лет под властью орды, а после 450 лет под властью русских.
  
  До IX века нашей эры марийцы занимали обширную область с большой численностью населения. Население марийцев IX-го века значительно превышала численность настоящего времени. Марийцы населяли территории современных: Нижнего Новгорода, Республики Марий - Эл, Башкирские земли, Московскую область, Ростовскую область и многие другие.
  
  Городов и сёл они не имели и проживали в лесных хижинах - "Кудо". "Кудо" - это чум из жердей, покрытый корой и ветками деревьев. Согласно летописцу - черемисы лесные землю не обрабатывали, а жили охотой, рыбной ловлей и войною. Они грабили суда на Волге, регулярно участвовали в набегах на русские земли.
  
  Марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. В средние века марийцев называли - "Черемисами". В 1438 году золотоордынский хан Улуг - Мухаммед проиграл борьбу за власть в Сарае и бежал в Казань. В терзаемом Поволжье потомка Чингисхана приняли радостно. Получив власть, Улуг - Мухаммед превратил золотоордынский улус в Казанское ханство... Появление ханства изменило баланс сил в Поволжье. Теперь русские имели дело с границами нового государства.
  
  Ползучая колонизация Московской Руси на Волге была остановлена. Несмотря на доминирование татар, народы не страдали в новом государстве Поволжья. Золотоордынская веротерпимость и многонациональность перекочевали сюда...
  
  Казанские ханы сразу сделали ставку на союз с волжскими народами. В кольце врагов - усиливающейся Руси, других татарских Орд и бродячих шаек иначе не выжить. Черемисы - марийцы заняли в ханстве особую роль, но судьба расколола народ надвое. Луговые или лесные - северные черемисы Восточного берега Волги в своём медвежьем углу жили припеваючи.
  
  Прикрывая Северо - Запад Казанского ханства, они участвовали во всех войнах ханов на правах элитных полков. Взамен Казань дала северным марийцам немыслимую свободу. Их земли не делили на податные - даруги, не проводилась перепись для взимания ясака, не было беков - наместников.
  
  Общий налоговый гнёт был втрое меньше чем в улусах. А вот горным - южным черемисам не повезло. На западном берегу Волги их пограничные холмы без густого леса превратились в проходной двор. Сразу за рекой - Сурой на западе начиналась земля русских. А на юге враждебная Ногайская Орда. И все враги шли через них к Казани. Казанские ханы превратили территорию горных марийцев в настоящий Верден, опоясав реку - Суру цепью фортов и крепостей...
  
  Из аграрных земель черемисов они качали ресурсы под корень - что оставишь, заберут другие. Мукой стали казанские тракты в Крым и Москву. Русские и крымские посольства черемисы были обязаны снабжать всем. И каждый посол с отрядом бойцов сверх того грабил все марийские деревни по дороге. Самые яростные баталии шли здесь. Мобилизованная мордва, чуваши и марийцы сражались по приказу татар.
  
  Но боевая тактика казанских ханов - собирать войска в один кулак и двигаться в одну точку, оставляла южных черемисов без защиты. Ополченцы шли защищать Казань. А их земля горела в аду !...
  
  Отличались воины марийцы храбростью, стояли крепко и спины не казали. Пожалуй, не хватало поворотливости, скорости, умения оторваться и ударить в незащищенное место противника. Черемисы учились. Война учит быстро. Перенимали стрельбу и науку конского боя. С монголом конечно не сравнить.
  
  Вторая половина XV-го века - это сплошная череда войн и перемирий с русскими. В Средневековье мир строился на паритете равных, а слабого уничтожал сильный. Казань - слабый осколок Золотой Орды, московский князь вожделел его. Но занятый объединением Руси и борьбой с Литвой, Иван III (1462 - 1505 годы) никак не мог решить казанский вопрос.
  
  Поддерживая тех или иных проходимцев, Иван III пытался посадить на трон марионетку, сделать Казань вассалом. Но и татары - не невинные дети. Они не приспособлены к мирной жизни. Великой экономики Сарая больше нет. Война и грабеж надежда татар на выживание. Московская армия несколько раз осаждала Казань. Но атаки на других фронтах, умелые действия поволжцев и простое везение до поры до времени спасали Казанское ханство...
  
  
  
  Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"