Глава. 7 Командир 123-го классного отделения Хайдар Залялетдинов.
Штрихи к портрету
Жизнь не кончена, когда подводит тело. Жизнь кончена, когда подводит дух.
Маресьев А.П. - Советский военный лётчик - истребитель. Герой Советского Союза.
Хайдар родился 01 декабря 1964 года в г. Арск Татарской АССР. В период с 23 апреля 1982 года по 01августа1984 года проходил действительную военную службу в ракетных войсках стратегического назначения в должности заместителя начальника стартового отдела.
После окончания Пермского ВАТУ в 1987 году попал служить по распределению в Амурскую область в пос. Важаевка.
Приказом по части его назначили на должность старшего техника по обслуживанию истребителей перехватчиков марки МИГ-25 в Технико - эксплуатационную часть (ТЭЧ - прим. от авт.).
Хорошая машина МиГ-25, скоростная и маневренная. Этот тип самолётов в войсках получил название: "Корова" или "Летающий гастроном" по причине наличия на его борту в эксплуатации около 40 литров спирта и значительного количества спирто - водяной смеси Массандры (в смысле того, что это аббревиатура - Микоян Авиацию Снабдил Алкоголем - Народ Доволен Работой Авиаконструктора - прим. от авт.).
Спирт используется для охлаждения прицела. Массандра заливается в количестве 180 литров при ёмкости бака в 240 литров для охлаждения генераторов на сверхзвуке, а также на систему кондиционирования истребителя перехватчика.
На эксплуатацию этих машин страна так щедро выделяла спирт, что его хватало всем !
Не верьте рассказам про протирку контактов бензином и прочими малопригодными жидкостями ! Всё, что было связано с МИГом-25 и безопасностью полётов, протиралось исключительно спиртом.
Спирта было так много, что техники службы - "Самолёты и Двигатели" имели после каждой смены полётов, после отчисления полагающихся налогов и сборов, разумеется, до 50 литров чистого спирта !
Наиболее прижимистые технари за полгода скапливали деньги на новые Жигули, по рыночным ценам.
И это при цене реализации товара всего 7-8 рублей за литр. Стимул был настолько мощен, что техники буквально дрались за право выставить свой самолёт на очередную смену полётов.
Позднее Хайдар вспоминал: "Самые сильные аэродромные впечатления - посадка перехватчиков МиГ-25, которые почему-то приземлялись всегда парами.
Из-за облаков беззвучно вылетали две стремительные машины, на огромной скорости и плавно касались взлётной полосы колёсами и мгновенно выпускали тормозные парашюты.
Взлетали перехватчики, наоборот, с оглушительным рёвом, сотрясая всё вокруг.
Они взмывали ввысь с огромным хвостом форсажного пламени позади, исчезая высоко в небе за какие-то секунды времени.
Несмотря на обилие на аэродроме разнообразной военной техники - гигантских стратегических бомбардировщиков и транспортных самолётов, штурмовиков, фронтовых истребителей и вертолётов, все разговоры вертелись исключительно вокруг МиГ-25".