Ерохин Николай Иванович : другие произведения.

Словарь нравственных слов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Unknown




     Н.И. Ерохин









     РУССКИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
     НРАВСТВЕННЫХ СЛОВ






















     Москва, 2022
      
      




     Ерохин Николай Иванович
     Русский толковый словарь нравственных слов
     Словарь позволяет восстановить первоначальный смысл нравственных слов, значение которых в настоящее время во многом утеряно, хотя данные слова постоянно употребляются в речи людей, и при этом ответственность за сказанное слово нести не обязательно. Безответственность порождает ложь, и наоборот. Подобная ситуация приводит к дисгармонии общественных отношений, вплоть до вооруженных конфликтов.
     Словарь позволяет устоять в истине, рассчитан на широкий круг читателей для регулирования различных общественных отношений, начиная с межличностных.
     No Н.И. Ерохин, 2021
      
      
     Настоящий «Русский толковый словарь нравственных слов» опубликован (вышел в свет) как «Глава 10. Нравственные правила, термины» в книге «Право. Новая старая русская идеология» 27.07.2021 года, автор Н.И.Ерохин.
      
     Русский толковый словарь нравственных слов
     Настоящий словарь стал необходим, поскольку в данное время во многом утерян первоначальный смысл нравственных слов, то есть смысловая нагрузка слова, хотя эти слова и употребляются постоянно в речи людей. Например, говорят «он поступил несправедливо», или «честный человек», «благородный человек». Однако первоначальное значение нравственных слов «замылилось» за их ненадобностью при материальном векторе развития человека и общества, которые сегодня испытывают большой кризис.
     Методом восстановления смысловой нагрузки нравственных слов стал русский язык, который оказался весьма устойчив к различным искажениям.
     В центре данного исследования стоит человек, с него и стоит начать понятийный список (аппарат) терминов морали, нравственных правил, этических норм, которые имеют значение и смысл, в основном, только для общественного отношения «человек-человек». Например, «добро, добродетель, добрый человек» имеет значение только в общественном отношении и зависит от восприятия поступков одного человека другим человеком. При этом каждый из них может оценивать данные поступки применительно к себе и другому по-разному: добро или зло. И только при согласии обоих получаем «добро», и общественное отношение характеризуется как доброе – у них установились добрые отношения.
     Лишь некоторые моральные термины относятся лично к человеку, к его характеру и личному восприятию окружающей среды, в том числе другого человека. Однако именно эти понятия лежат в основе характера, поведения человека, влияют на общественные отношения. Например, «удовольствие, приятность, радость, благо», приятно человеку общаться с другим человеком или неприятно.
     Характер человека, его нравственное сознание обнаруживают себя, проявляются в общественных отношениях, в конкретных поступках людей и их делах. Все нравственные правила, термины морали, этические нормы выступают при этом совместно, обнаруживая единство и взаимопроникновение, то есть любая нравственная категория (слово) одновременно содержит в себе все остальные, являя нравственный уровень человека. Например, в древней Руси существовали нравственные уровни человека: ас, человек, людин, смерд, холоп. Например, говорят «ну ты человек!», «смерд ты».
     Все нравственные правила, термины морали, этические нормы имеют свои антиподы, то есть противоположности или антонимы согласно русскому языку. Например, добро и зло, приятно и неприятно, справедливость и несправедливость. Отсюда понятия: нравственный человек, безнравственный человек, цивилизация (общество) правды, цивилизация (общество) лжи. Но ложь скрывается, как уродливый человек хочет скрыть свое уродство, надевая маску, поскольку чувствует и осознает, что потерял красоту и гармонию. Потеря, как правило, порождает зависть, злобу и ложь, обвинения в потере других людей.
     Только нравственность делает человека человеком, красивым и гармоничным. Ключевым понятием нравственных правил является «правда», что есть корень понятия «справедливость» в общественных отношениях. Взаимодействие личной правды и общественной справедливости позволяет гармонизировать общественные отношения, то есть согласовать личные интересы людей.

     Человек. Чело и Век – век живи, век думай. Даже латинское название «хомо сапиенс» переводится на русский язык как «человек разумный», думающий. Например, Генри Форд говорил, что самая трудная вещь на свете – это думать своей собственной головой, вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются.
     Однако именно в «думать» и состоит ценность и особенность человека в отличие от животного – это способность еще и к аналитическому мышлению, самоосознанию и познанию. При этом у человека имеется образное (картинки) и знаковое (слова-мысли) мышление. Мышление относится к духовной составляющей человека, а слово (высказанная мысль), действие, поведение относятся к материальной составляющей человека, то есть человек есть концентрация духовного и материального в одном лице. И здесь крайне важно гармоничное развитие и проявление обоих начал у человека. Говорят: в здоровом теле – здоровый дух. Но не так проста эта взаимосвязь. Если тело, например, может определяться наличием мышц, то дух определяется нравственным поведением. Второе развить (или сохранить) гораздо сложнее и это требует больших трудозатрат, конечно умственных, волевых.
     Воля (сила духа) является границей между духовным и материальным, и энергией воплощения, явления мысли в виде слова. Именно слово может быть воспринято другим человеком. Мысль также может проявиться в виде действия. Только по словам и по действиям человека другой человек может узнать о мыслях первого. Мысли руководят поведением человека.
     Человек есть точка отсчета, опоры. Аз есьмъ - начало я – человек. Первая, а не последняя буква в АЗбуке. Единственный человек с кем он живет всю жизнь, это он сам. Однако человек существо социальное и не мыслим без других людей и общественных отношений.
     Элемент общества и носитель моральных правил человек. Например, на Руси духовный рост человека определяли по вертикали: холоп, смерд, людин, человек, ас. Ас (бог) говорящий правду. Говорят: ну ты человек, ты настоящий человек. Рост должен проявляться материально в поведении человека, то есть в общественных отношениях человек-человек. Мерилом выступает нравственность. Другой человек может узнать о мыслях человека только по его словам и действиям, поведению.
     В данном тексте термин «человек» употребляется как собирательный образ, как homo (род люди) sapiens. В реальности каждый человек индивидуален, и при решении конкретных жизненных задач человека следует рассматривать в общественных отношениях и конкретизируя. Если опираться на конкретного человека, имеющего имя и его интересы в своих логических рассуждениях, то получится ясность мировоззрения и правдивая картина мира. Употребление местоимений (мы, они, нас, их), как делают многие мыслители, уводит конкретного думающего человека от решения его конкретных задач. Например, газ и нефть народное достояние, то есть, нет конкретики.
     Согласно русскому языку слово «русский» является одновременно прилагательным и существительным. Таким образом, слово «русский» является прилагательным к слову «человек». Даже есть такое выражение – русский человек. Однако человека делает человеком: 1) самостоятельно думать, 2) нравственность, 3) справедливость.
      
     Справедливость есть установление и осуществление общественного отношения на основе права по правде. Везде корень один: с-прав-вед-ливость / с правдой (правом) ведаю (знаю) / знаю, что по правде. Справедливость для человекаэто баланс внутренних желаний и добровольное осознание внешней необходимости, внешних условий. Только тогда человек может ощущать себя свободным, вольным, и ему это будет приятно. Поскольку все люди разные, справедливость есть основа гармонизации общественных отношений.
     Известная формула «свобода – это осознанная необходимость» не отражает всю суть явления. Например, человек попал в плен, осознал и стал свободным? Конечно, нет. Здесь отсутствует добровольность. Однако раб (невольник, пленник), осознавший, что он раб и борющийся против этого, уже не раб.
     Проблема в том, что «внешние условия и необходимость» для человека в общественных отношениях, это внутренние желания другого человека, кроме того, все люди и их желания разные, но приходится общаться и каждый стремиться реализовать свои желания, интересы. Компромиссом желаний и интересов разных людей выступает право, то есть установление и исполнение правил взаимоотношений между людьми на основе правды и взаимоуважения методом убеждения.
     На справедливости основан принцип пропорциональности, их взаимовлияние. Таким материальным мерилом, как правило, выступает честный труд человека. Например, данный принцип применялся в социалистический России. Хотя некоторые писатели (Прохоров А.П., Русская модель управления) отмечают стремление русских к «уравниловке». Правильнее сказать - стремление к справедливости, поскольку честным трудом олигархом не станешь. Думается, это имеет древние корни, еще со времен родового общинного строя и копного права (Данилов С.А.), родовой цивилизации (Митрович Б.), но сие не значит, что русский народ жил в пещерах.
     Поступать справедливо – значит нравственно, и при этом участвуют все нравственные правила одновременно, а слово соответствует делу, действию.
     У русского человека присутствует врожденное чувство справедливости, для него «справедливость» производная от «совесть». Говорят: имеет чувство совести, чувство справедливости.
     Чувство – это личное качество человека, которое влияет на его поступки при реализации личных интересов. Личные интересы при взаимоуважении складываются в общественный интерес, которым может быть только справедливость. Например, Сократ, еще 2400 лет назад, говорил, что справедливость – это высшее благо, и ничего нельзя ставить выше справедливости – ни детей, ни жизнь, ни что-либо еще. Он очень переживал, что в древней Греции принцип справедливости был нарушен и, возможно, не догадывался о причине, а она оказалась во лжи.
      
     Удовольствие есть психическое состояние человека, порожденное различными духовными и/или физическими причинами. Каждый человек стремится испытывать удовольствие и избавиться от неудовольствия, что влияет и движет поступками людей. Однако в жизни невозможно испытывать только удовольствия. Кроме того все познается в сравнении: не узнав беды, не познаешь победы.
     Синонимами выступают радость, благо, приятно, добро, счастье. Антиподами и антонимами выступают неудовольствие, страдание, беда, неприятно, зло, несчастье.
      
     Полезно созвучно со словом «поле». Поле было и есть основной источник жизни (в широком понятии земля) как необходимое условие материального существования человека, одновременно поддерживающий его духовные устремления. Например, без поля нет воли (русская пословица). Однако вместе с получением удовольствия в виде собранного урожая, поле требует необходимых трудозатрат. Взаимосвязь трудозатрат и удовольствия возможно назвать «пользой» для человека, то есть, чтобы получить удовольствие, надо потрудиться.
     Многие мыслители общую пользу или пользу «для человека вообще» ставят в приоритет над личной пользой конкретного человека. Примерно как, общий труд на мое благо. Такая позиция является идеологической основой для построения общественных отношений «сверху», то есть властеотношений. Для волеотношений, то есть для построения общественных отношений «снизу» необходимо отталкиваться от пользы конкретного человека. Именно такой метод позволяет установить справедливые общественные отношения.

     Добро и зло дуалистично. «Добро, добродетель (делать добро), добрый человек» имеет значение только в общественном отношении, зависит от восприятия поступков одного человека другим человеком и влияет на индивидуальное «удовольствие-неудовольствие». При этом каждый из них может оценивать данные поступки применительно к себе и по-разному, как добро или как зло. И только при согласии обоих получаем «добро», и общественное отношение характеризуется как доброе – у них установились добрые отношения.
     Слово «добродетель» у многих философов играет ключевую роль в их мировоззрении.
     Тесно связаны с понятиями «добро и зло, удовольствие и неудовольствие» такие понятия как «опасность и безопасность». Общественное отношение может считаться опасным априори, если оно может повлечь за собой зло и, соответственно, неудовольствие человека, субъекта отношения. Безопасность может иметь добрые или нейтральные последствия.
     Кроме того, словом «добро» называют имущество, которое, в некоторых случаях, может вызвать добрые отношения, если имущество нажито праведным трудом. Говорят: нажил добра. Однако сей факт, как правило, вызывает чувство зависти и злобу, поскольку в современном обществе большое имущество, как правило, наживается нечестным трудом. Разорвать этот порочный круг возможно только методом справедливости.
      
     Правда есть осознанно неискаженная первоначальная мысль человека, явленая словом. Правда – это истинная мысль человека, мысль соответствующая изреченному (высказанному) слову. Что думаю, то и говорю. Например, правда-матка (ценность для человека, как мать), истинная правда, искренне, откровенно (от крови) высказываемая.
     В общественном отношении человек-человек, за высказанное слово необходимо нести ответственность, то есть слово должно соответствовать делу, действию. В противном случае «правдивое» слово становится ложным словом.
     Живя по правде, появляется самоуважение и уважение других людей, волеуважение – взаимоотношение на равных, по справедливости.
     Правда от слова правь. Правду считают синонимом справедливости. Правда то, что соответствует действительности. Действительность от слова действие. Правда есть истина (субъективная). В обиходе говорят: «по-чесноку» - значит по честному, по правде. Чеснок вешали в избе от злых духов, нечести, лжи. Важность правды для человека заключается в высказывании «не в силе бог, а в правде» (использовали Л.Толстой, А.Невский). Известный сегодня самый древний сборник норм на Руси назывался «Русская правда».
      
     Ложь есть осознанное искажение первичной мысли в явленом слове. Ложь – заведомая неправда, кривда, обман, то есть человек сразу сам знает, что говорит кривду, ложь. Думаю одно, говорю другое. Ложь - намеренное искажение истины (субъективной), то есть того, что думаешь на самом деле, намереваясь обмануть. Однако следует различать «слово» как ложь и «слово» как знаковое мышление.
     Некоторые люди употребляют слово «ложь», как неверное восприятие человеком действительности, окружающего мира. Это неправильно, поскольку «ложь» личная характеристика человека. Ибо в общественном отношении вредно человеку не то, что в него входит, а то, что из него выходит, и влияет на личный духовный уровень, рост, раскрытие, развитие или деградацию (опускание).
     Человек, живущий по правде, имеет свободу и свою волю (в русском языке свобода и воля синонимы). Однако здесь стоит заметить, что без поля нет воли (русская пословица), то есть человеку необходим личный материальный минимум для своей физической поддержки жизни – еда, одежда, жилище, и нравственной, духовной реализации, поскольку материальное и духовное в человеке нераздельны. Например, Спиноза говорит, что Бог абсолютно правдив, и в нем нет лжи. Данный тезис пересекается с высказыванием А. Невского: не в силе бог, а в правде. Возможно, это Ас (высший духовный уровень раскрытия, развития человека по русской традиции), или человек, общающийся телепатически, на мысленном уровне.
     Правда проявляется в действиях человека: мысль соответствует слову, а слово действию. То есть за слово отвечаю действием. Ответственность может быть по праву, то есть нравственная (духовная) в виде угрызений совести, которую человек может испытывать сразу, осознавая, что солгал. Например, человек не мог спать, так как дал ложные показания на суде. Для других людей время может выявить несоответствие слова и дела в общественном отношении, и проявить ложь. Тогда может наступить материальная ответственность по закону при властеотношениях, или по праву при волеотношениях.
     Современная человеческая цивилизация основана на лжи. Природная цивилизация – без лжи. Например, дождь и Солнце не обманывают человека и сегодня, и с Солнца человек брал пример в природной цивилизации (обществе). Русский человек остаток природной цивилизации, когда люди и природа жили единым организмом, а посему чувствует себя некомфортно в цивилизации лжи. Возможна ли сегодня цивилизация без лжи? Откуда появилась ложь?
     Возможно, ложь появилась с высказыванием мысли вслух. Например, Тютчев сказал: мысль изреченная есть ложь, то есть мысль, высказанная вслух, есть ложь. Думается это аналогично, что человек рождается во грехе и помирает во грехе, поскольку умеет разговаривать. Когда люди общались телепатически, то есть мысленно, лжи не было, и греха, стало быть, тоже. Отсюда грех – это способность и возможность искажать мысль с помощью слова. Слово созвучно словить. Словить и связать (религия в переводе с греческого языка на русский означает связывание). С какой целью человек хочет связать другого человека? Возможно, чтобы отобрать добро. Идеологическое связывание свободы воли для последующей эксплуатации. Как известно, самый надежный способ управления или властвования – это управление или властвование мыслью. Разница лишь в методе: управление по правде, властвование на лжи.
     Однако человек рождается не только способным разговаривать, но и со свободной волей, способной не озвучивать осознанно искаженную мысль, а озвучивать только слово, соответствующее мысли, то есть правду.
      Ложь постоянно пытаются скрыть, ибо лгать – это стыдно и совестно. Кто не способен жить по правде, внутренне завидует способному, и зависть порождает злобу, а злоба – ложь. Еще ложь порождается страхом.
     Ложь унижает русского человека, имеющего чувства совести, нетерпения лжи и справедливости. Русский человек внутренне не желает быть ни рабовладельцем, ни рабом. Если по правде, по справедливости – то на равных, уважая волю друг друга. Посему сегодня открыт вопрос: если удалось научить лжи, то как разучить лжи?
      
     Заблуждение есть уклонение от истины (объективной, окружающей человека реальности), воспринимаемой человеком. Заблуждение может привести к ошибке при реализации (материализации) мысли, как недостижение желаемого задуманного результата. Заблуждение проверяется опытом, экспериментом. Например, наличие тока в розетке можно проверить тестером.
     Заблуждение следует отличать от лжи как личного субъективного качества человека, влияющего на общественное отношение.

     Тайна - это отсутствие информации в общественном отношении. При этом одна из сторон обладает некой информацией неизвестной другой стороне. Можно ли обвинить человека во лжи при сокрытии информации от другого человека?
     Во лжи участвует изреченное слово. Ложь – это осознанно искаженная мысль через изреченное слово. При лжи присутствует и участвует другой человек, воспринимающий осознанно искаженную мысль первого человека, которая влияет на общественные отношения между ними, и первый человек понимает сразу, что солгал.
     При тайне (молчании) первый человек не вводит осознанно в заблуждение второго человека через слово. Второй человек предоставлен сам себе на основе своей информации. Например, первый подумал: чего я буду лезть, пусть сам решает, чего вмешиваться.
     Однако умалчивание информации в общественном отношении первым человеком может в дальнейшем, при ее открытии, повлиять на данные общественные отношения. Возможно, первый человек, таким образом, хотел повлиять на общественные отношения, но не лгал.
     В подобных случаях, при желании, второй человек может спросить у первого о его тайне до установления отношений. Первый может ответить ложь или правду, или умолчать, сказав, что это тайна. При сохранении тайны у второго человека могут возникнуть сомнения в искренности первого, однако решение второму человеку по общественному отношению придется принимать на основе только своей информации с учетом тайны первого человека.
     Возможно при телепатическом общении, то есть на мысленном уровне, ложь и тайна будут отсутствовать в общественном отношении.
      
     Любовь есть личное духовное чувство, возникновение и происхождение которого является загадкой. Говорят: любовь – это состояние твоей души; любовь зла – полюбишь и козла. Кроме того, «Любовь» избирательна в посещение человека (аналогично «Творчеству»), то есть не каждый может ощутить, почувствовать и испытать любовь.
     Присутствие любви в человеке полагает наличие предмета любви для взаимообмена энергиями. Приход потенциальной энергии, как сжатая пружина, как плод беременной женщины требует родиться, проявиться. Даже простой пример, поев любимой гречневой каши, человек испытывает удовольствие, вдохновение, блаженство, счастье. Однако, с одушевленным «предметом» любви все гораздо сложнее, поскольку этот «предмет» имеет личную волю и чувство на сей счет.
     Любовь, как и другое чувство, влияет на поведение человека. Любовь есть этический, моральный термин, нравственная категория, понятие, характеризующее общественное отношение. Слово «любовь» самое распространенное, широко толкуемое и загадочное понятие, которое используется в общественных отношениях. Это слово используется в искусстве, этике, религии, политике. Например, любит гречневую кашу, мужчина любит женщину, человек любит родину. И каждый вкладывает в «любовь» свою смысловую нагрузку, но, как правило, положительную и возвышенную. Например, мужчина сказал «я тебя люблю» и хотел обменяться с женщиной энергией, женщина сказала «я тебя люблю» и хотела выйти замуж. Слово одно, а ожидания разные. Посему для гармонии взаимоотношений и предотвращения противоречий важно взаимопонимание, соответствие мыслей, слов и дела.
     Итогом проявления, материализацией чувства половая (английское слово «секс» переводится на русский язык как «пол») любовь является обмен энергиями. Если отвлечься от «монетизации половой любви», материального ее обеспечении, и оставить только чувство, обмен энергией и деторождение, то после приятного «опьяняющего» энергообмена, «похмелье», как правило, наступает только у женщины в виде муки деторождения. Такова природа мужчины и женщины и их психики и физики. Кроме того, отношения между мужчиной и женщиной являются краеугольным камнем общественных отношений любого общества. Например, от рождения ребенка до понятия народ, родина. Кстати, слова «родина» и «отечество» выступают синонимами.
     Любовь, любить – это действие (глагол в русском языке, «карма» в санскрите), движение, жизнь, и одновременно общественное отношение, то есть общение (обмен энергиями) между двумя человеками (и более), имеющими личную волю.
     Если любовь взаимная, то общественные отношения складываются гармонично, и стороны (субъекты) даже не замечают, что выполняют какие-то правила взаимоотношений. Если любовь не взаимная, что есть гораздо чаще, то для гармонизации отношений следует прибегнуть к справедливости.
      
     Доверие имеет разумную основу. Вера – ведать, знать / доверие – до знания. Доверие – это как презумпция (предположение) невиновности, пока не будешь знать обратного, или пока тебя не обманут, солгут, предадут.
     Доверие присутствует в любви и дружбе, и других общественных отношениях. Но также может нарушиться ложью одного из субъектов, в том числе группового.
      
      Ревность есть личное чувство, психическое переживание человека. «Ревность» близка к понятию «соревнование», но осложнена чувством, которое может влиять на поступки человека самостоятельно, неосознанно.
     Соревнование (ревнование) есть естественная потребность человека занять лидирующую позицию в общественном отношении. Как и в других общественных отношениях, здесь важен метод, то есть правила соревнования и их соблюдение. Если применяются нравственные правила и убеждение, то это волеотношения. Если деньги, насилие над волей, то это властеотношения. Например, про отношения между мужчиной и женщиной говорят: насильно мил не будешь, любовь нельзя купить. Хотя в данном случае и убеждения не помогут, поскольку любовь, прежде всего, есть чувство. В этом и есть отличие ревности от соревнования. Например, любовь как чувство, и любовь как общественное отношение (основанное на сознании).
      
     Страсть есть материализация, проявление чувства, эмоции и тесно связана с понятием «любовь». Кстати, это ощутимо, чувствуется при обмене энергиями мужчины и женщины. Говорят: страстная женщина, значит чувственная, эмоциональная, что нравится мужчинам. По-гречески страсть есть аффект. Отсюда эффектная женщина. Страстный мужчина почти не говорят. Для этого у женщин есть другие эпитеты, слова по их нраву.
     Это лишний раз показывает, что любовь мужская и любовь женская разные по природе. Условно их можно назвать небесная и земная, Солнце – мужское начало, Мать-Земля – женское начало. В итоге крест (кресало, высекать огонь, энергию) Земли и Солнца.
     На мужчине изначально задача духовной стороны развития, сеятель семени. На женщине – изначально задача материальной стороны развития семени. Например, родить ребенка. Разность природных задач отражается в разности поведения, в этике мужчины и женщины, что не исключает взаимоуважения на основе воли каждого.
     Слово «страсть», прежде всего, материальное понятие в сравнении с однокоренным словом «беспристрастный», которое означает духовный, нравственный, незаинтересованный в материальном.
      
     Долг, ответственность, обязанность можно определить как синонимы, поскольку данные понятия тесно взаимосвязаны в общественном отношении. Говорят: у него есть чувство долга, чувство ответственности. Человек чувствует свой долг, что обязан выполнить нравственные правила, как ответ (ответственность) на право другого человека. Ответ (ответственность) делом за свои слова. Жизненное применение настоящих правил-понятий есть необходимая составляющая установления и осуществления справедливости, есть суть общественного отношения.
     Данные термины (слова) применимы как в праве, так и в законе. Для русского человека весьма важна духовная ответственность. Она ощущается человеком в виде угрызений совести, то есть человек чувствует, что поступил нечестно или собирается так поступить. Например, сказал слово и не сдержал, по сути обманул, солгал; лжесвидетельствовал на суде. Или пример совести – Раскольников Достоевского.
     У кого совесть отсутствует, для ответственности за свои слова применяется закон, где предусмотрена материальная ответственность в виде штрафа, физического наказания. Духовная ответственность, прежде всего, применима в праве.
      
     Свобода есть способность и возможность поступать согласно своим желаниям. В русском языке является составной частью понятия «воля» и чувством в психическом складе. Говорят: почувствовал свободу, это сладкое слово «свобода» (сродни любви).
     В общественных отношениях свобода тесно связана с ответственностью, обязанностью, долгом и составляет единое целое с комплексом нравственных правил, то есть с правом. Для личности свобода есть право выбора. Например: вольному – воля, спасенному – рай. Однако только баланс свободы и ответственности позволяет гармонизировать личные чувства (хорошее самочувствие) и общественные отношения.
     Свобода тесно связана с понятием «зависимость», которая бывает духовная и/или материальная.
      
     Истина есть духовное восприятие человеком окружающего материального мира, в том числе себя, первичная мысль. Внутреннее информационное содержание человека. Истина – исток. Истоком является человек как единство духовного и материального как две стороны одной медали: истина и правда, что есть внутренний обмен энергиями. Другого истока, кроме себя, человек не ведает, не знает (поскольку нет обратной связи). Но есть предложение Платона, о разделе человека на духовного и материального, которым не замедлили воспользоваться нечестные люди в своих корыстных интересах, поменяв правду на ложь.
     Истина всегда субъективна, если определять ее по мировосприятию человека, то есть правильному отражения окружающего мира. Такой истины не бывает одной на всех, то есть объективной, поскольку люди все разные. Например, Омар Хайям говорил, что истина в вине; Христос – что истина на небесах. Однако всегда оставался вопрос: в чем смысл жизни? На который каждый отвечал сам или оставлял без ответа.
     Однако объективной истиной можно считать наличие у человеков понимания лжи и правды, поскольку каждый человек внутренне всегда осознает, что он солгал. Здесь можно ответить на вопрос «в чем смысл жизни?» - жить по правде. Жить по правде – это красиво и гармонично.
     Многие философы с древних времен считают, что истина есть верное отражение объективной реальности, действительности в сознании человека, то есть соответствие знания вещам (предметам). Говорят: соответствие мысли предмету есть истина.
     Знание, ведение устанавливается опытным путем, то есть действием (отсюда действительность). Например, есть ли ток в розетке можно установить тестером. Таким образом, определяется взаимосвязь человека с вещью. Хотя Кант и ввел понятие «вещь в себе», но человек так и не знает, что вещь «думает» о самой себе, в том числе о человеке. Исключением и единственной вещью, предметом в этом случае является другой человек, взаимосвязь с которым называется общественным отношением.
     Таким образом, понятие «истина» становится тесно связанным с понятиями «правда» и «ложь». Так, во многих словарях истину считают синонимом правды. В данной связи, возможно сказать: истина есть «вход» информации в человека, правда - «выход» информации из человека. И то, и другое присутствует внутри человека духовно в виде мыслей (образов и/или слов-знаков). Можно сказать, что правда есть истинные мысли, то есть первоначальные (отсюда понятие «род первоначала»), соответствующие действительности, которые потом могут проявиться, материализоваться в виде поступка от человека на «выходе».
      Однако истина внутри человека осознанно с помощью разума и слова-мысли может превратиться в ложь и быть высказана (материализоваться) в виде изреченного слова. Именно в единстве духовного и материального в человеке есть истина. Сей факт является тайной в эксплуататорских обществах, но как говорят: все тайное рано или поздно становится явным.
      
     Уродство (в данном исследовании термин «урод» имеет современное значение) есть психический надлом, дефект, нарушение гармонии психического склада человека. У-рода / около рода / вне рода.
     Хотя другая версия говорит о древнерусском понимании: на первенца в семье ложилась забота о престарелых отце и матери, тогда как второй и другие сыновья обычно уходили из отчего дома и строили свои семьи вне его стен. Потому старшего сына и звали «уродом», что означало того, кто остается у рода (хранящий род и хранимый родом). С приходом христианства появились юродивые, и слово поменяло смысловую нагрузку, превратилось в антипод. Происходит также дефект гармонии думания, порядка, красоты, если чувство подменить разумом. Однако точнее и без двоякого понимания следует сказать «безобразный».
     В современном понимании даже только физическое уродство, как правило, влечет за собой психический надлом способный проявиться в виде зависти, злобы, лжи. Говорят: моральный урод. Поскольку зависть, злоба, ложь влияют на поведение человека, а значит, на общественные отношения, то нарушается лад, гармония, красота. Возникает вопрос: что делать с уродами? Например, на Руси их жалели, но в управление не допускали.
     Уродство может быть как приобретенным, так и врожденным признаком. Например, говорят: каиновы дети. Зависть, зло, ложь входят в антиподы нравственных правил. Уродство есть антипод и антоним красоты и гармонии.
      
      
     Мысль есть духовная информация у человека.
      
     Эмоция есть духовное кратковременное неосознанное проявление чувства (внутренней информации) человека в его поведении. Эмоция есть резкое возбуждение человека в определенный момент в конкретной ситуации, то есть быстрая реакция человека на внешний возбудитель через волю. Эмоции являются составляющей характера человека, то есть входят в его психический склад, влияют на поведение человека, и, следовательно, на общественные отношения.
      
     Чувство есть духовная стабильная внутренняя информация человека (врожденная и приобретенная), во многом определяющая его поведение. Чувство есть не только внутренний регулятор, например, «почувствовал себя плохо», но и внешний в виде нравственных правил. Чувство есть психическая составляющая характера человека (психического склада), способное самостоятельно влиять на волю и поведение человека, как, например, чувство любви.
      Чувство есть составная часть психического склада человека вместе с эмоцией, волей, сознанием, разумом. Можно сказать: чувство – устоявшаяся эмоция, но в отличие от эмоции взаимодействует с разумом и может его преодолевать. Например, чувства справедливости, зависти, любви, совести, долга, самосохранения, превосходства, равенства. Чувство есть информационная связь человека с космосом, миропорядком, с правью и навью. Отсюда слово «правда».
     Чувство – чует – воспринимает – принимает. Говорят: органы чувств, то есть восприятия, по-русски «весть». Отсюда слово «совесть». Можно сказать, что чувство есть истина субъективная для человека, его восприятие реального мира, живое созерцание. Далее следует понимание, осознание, абстрактное и логическое мышление. При эмоции данный этап пропускается. И далее через волю к поступкам, поведению, практике, действию, делу, то есть к явлению, реализации, воплощению мысли.
     Чувство и эмоция на психическом внутреннем уровне человека – это что-то наподобие инстинкта (у животного), интуиции, врожденной информации. Говорят: «инстинктивно чувствую», про интуицию - «я этого еще не понимаю, но чувствую, что это правильно».
     Однако в отличие от животного у человека имеется еще разум, сознание, которые постоянно взаимодействуют чувствами, что влияет на поведение человека. Именно сознание позволяет делать внутренний выбор человека и, прежде всего, между духовным и материальным, в чем, собственно, и заключается первоначальное понятие свободы (свободы выбора, свободы воли, какую мысль материализовать, реализовать, кроме мыслей на основе эмоции). В этом случае человек определяет для себя приоритет личных ценностей. В случае их противоречия он следует духовным требования в виде нравственных правил, либо выбирает материальные потребности в виде прибыли.
     В русском языке духовные потребности (хотения) человека называют чувствами, на западе называют подсознание, бессознание, предсознание, неосознаваемое (рефлексы). Например, немецкое слово «gewissen» дословно переводится на русский язык как «старое знание» и обозначает «совесть». Так, Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое, и полагал, что существует определенная наследуемая структура психического, развивающаяся сотни тысяч лет, некие архетипы, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки. Клёсов подтверждает сей факт с помощью генетической (родовой) гаплогруппы.
     Например, Спиноза сказал, что слова придумала толпа и изначально они несут прямую смысловую нагрузку, то есть отражают реальное, действительное явление природы и в том числе человека (для себя и для других людей). Таким образом, язык есть внешнее проявление и родовая характеристика человека, в том числе его родовая память. Для русского человека чувства играют главную роль в его психическом складе (по Юнгу в архетипе), которые внешне проявляются исполнением нравственных правил-слов. Видимо, в этом и состоит «загадочность русской души».
      
     Разум можно определить как духовный психический логико-аналитический центр человека, действующий в основном на входящей информации (внешней приобретенной и внутренней). Разум есть психическая составляющая характера человека (психического склада), влияющая на его поведение.
      
     Сознание есть духовный процесс думания и принятие итоговой мысли на основе информации чувства и разума. Сознание есть психическая составляющая характера человека (психического склада), влияющая на его поведение.
     Говорят: сознает, осознает, понимает. Отсюда научный термин «понятие», то есть, как человек понимает то или иное слово, его смысловую нагрузку для думания, осознания. Однозначное понимание слов людьми способствует установлению ясных взаимоотношений.
      
     Слово есть высказанная, изреченная мысль человека и/или духовный мыслезнак при думании, разумении, размышлении, суждении (знаковое мышление). Первоначальная мысль (истинная) может быть не равна высказанной, изреченной, материализованной мысли-слову, предназначенному для другого человека. В этом случае высказанное слово является ложью. Равенство первоначальной, истинной мысли (истинного желания человека) и высказанного слова есть правда. Таким образом, слово серьезно влияет на общественные отношения и способно изменить человеческую цивилизацию.
      
     Идея есть явленая, высказанная, материализованная мысль (дух). Схожесть мыслей двух и более людей создает идеологию, влияющую на поведение людей. В этом взаимосвязь и единство духовного и материального.
      
     Зависть есть личное чувство человека, порождающее ненависть, злобу, ложь. В этом зависть аналогична страху, жадности. Причины зависти могут быть, как духовными, так и материальными. Зависть уродует личность и отношения между людьми. Например, возбуждает у человека желание навредить другому человеку, иметь у себя то, что имеет другой человек. Чувство зависти нельзя путать с чувством справедливости, которое основано на уважении другого человека и приводит к общественным отношениям, основанным на взаимоуважении по правде. В этом смысле зависть антипод справедливости.

     Элита – это лучшие люди. Чем они лучше, чем они хороши? Основным критерием оценки человека в общественных отношениях является его жизнь по нравственным правилам. И в древности, да и сейчас, при возникновении спора между людьми шли к уважаемому человеку, которого ценили за беспристрастность, за выполнение им по жизни нравственных правил, и, прежде всего, за ответственность за свои слова, за нерасхождение слова и дела.
      Сегодня такой человек называется «авторитетом». Авторитет зарабатывается длительным, упорным личным трудом. Однако его можно потерять в одно мгновение. Например, сказал, но не сделал, солгал, кинул (по-современному). И когда «мораль» основывается на кидалове, то есть лжи, а кидальщики (они же лжецы) считаются элитой… В этом случае вывод предлагается сделать читателю.
      
     Счастье – это когда живешь, как хочешь, то есть живешь с удовольствием. Радость испытываешь, когда реализуешь свои желания (хотелки), добиваешься поставленной тобой своей цели. Радость - составляющая счастья. Например, победа (после беды).
     Для счастья необходимо действие (карма на санскрите), твое действие составляет твою жизнь. Поскольку человек существо социальное, то ему присуще быть в коллективе маленьком и/или большом, который тебе нравится (по нраву), ощущать себя частью целого, ощущать гордость, взаимоуважение. Например, в большом – часть русского народа, своего отечества, в маленьком – счастлив с женщиной, в семье.
     Счастье – это объединение частей в единое целое. В нашем случае это нахождение своей части, «своей половинки», то есть этимология, смысловая нагрузка - «С Частью». Например, есть такое понятие «несчастная любовь», то есть любовь без второй части, односторонняя, невзаимная, которая вызывает, в основном, страдания, переживания, отрицательные эмоции.
     Я всегда счастлив, сказал один мыслитель, потому, что никогда ни от кого ничего не ожидаю. Данный тезис предполагает автономию и самодостаточность личности, но маловероятен в реальной жизни, даже по сравнению с взаимной любовью.
      
     Совесть есть чувство, информационная, духовная связь человека с космосом, правью и навью. Говорят: чувство совести, чувство справедливости, чувство долга. Например, в русском языке: соавтор, соратник (совместно с воином). Со-Весть / Совместно с вестью. Весть – информация. Совесть есть составная часть регулятора поступков, внутренний духовный судья, контролер нравственного поведения человека. Например, поступил плохо, и почувствовал себя плохо.
     По-русски смысловая нагрузка слова «СоВесть» - совместно с информацией. Весть – сообщение/общение вместе. Так, внутреннее духовное общение в человеке проявляется, материализуется в общественном отношение (общение) «человек-человек».
     Что это за весть, информация (сообщение), где и откуда? Это внутренняя информация человека, заложенная в него при рождении (кем заложена – вопрос открытый) в виде нравственных правил, регулятора поступков (критериев оценки мыслей и поведения) и влияющая на поведение человека как чувство.
     Чувство - это психическая составляющая характера человека, способное самостоятельно влиять на волю и поведение человека, как, например, чувство любви. Поступил по совести – осуществление поведения согласно внутренней информации. Разум человека (как правило, это внешняя информация, приобретенная), осознавая и влияя на его поведение (анализируя внешнюю и внутреннюю информацию), может входить с чувством в противоречие в виде «угрызения совести», которая требует выполнения нравственных правил. Например, лжесвидетельство осознает каждый человек, но не у каждого могут быть угрызения совести.
     Угрызения совести – внутренние мучения и страдания, ощущаемые даже на физическом уровне (например, болит сердце, желудок, плохой аппетит, бессонница), требование к воле поступить согласно совести. Внутренняя осознаваемая борьба мыслей чувства (врожденная информация) и мыслей разума (приобретенная информация, личный жизненный опыт). У русского человека верх одерживает совесть, но когда поведение соответствует нравственным правилам, угрызения совести не возникает.
     В русском языке «совесть» синоним «правда», а правда есть ключевое слово в словах означающих понятия нравственных правил (этики по-гречески, моральных норм по-латыни) как справедливость, право, православный, управление, честь, достоинство, уважение, свобода и другие.
      
     Стыд есть чувство человека, совершившего безнравственный поступок, близко к «угрызению совести». Говорят: тебе должно быть стыдно.
      
     Вина есть субъективное осознанное отношение человека к своему поступку на основе его психического склада (внутренней и внешней информации).
     Внутренне человек, опираясь на личную совесть, может переживать «чувство вины». Например, при лжесвидетельстве.
     В правосудии вину человека определяет нравственно уважаемый авторитетный человек на основе личного правосознания.
     В законосудии вину человека определяет государственный судья на основе личного правосознания и законопонимания.
     Вина – это понимание человеком, что он нарушает нравственные правила и справедливость общественных отношений.
      
     Воля есть сила реализации желания, хотения, энергия перехода духовного (мысли) в материальное (слово и дело).
     Понятие «воля» в русском языке имеет несколько очень важных значений для жизни человека. Воля как сила, как энергия. Говорят: он проявил силу воли и победил; сила воли - сила духа. Воля как желание, интерес. Говорят: такова его воля. Воля как свобода. Говорят: он вышел на волю. И все это в одном слове, понятии «воля».
     В психическом складе человека на примере «с квартирой», в которой еще живут эмоция, чувство, разум, сознание, воля занимает место у выходной двери, выполняя функции правителя, и решает выпускать в свет, материализовывать мысль или нет. Говорят: сильная, слабая воля. Сильная воля базируется на правде, слабая – на лжи, поскольку правитель имеет в корне «прав».
     Воля тесно связана с понятиями «власть» и «власть над собой». Последнее относится к психике человека, и понимается как сильная-слабая воля, и конечно влияет на общественные отношения.
     Человек обладает автономной свободной волей. Автономия воли есть личное пространство и право. В общение человек-человек необходимо сохранять баланс волевой автономии, что есть справедливость. В этом случае соблюдается принцип волевого равенства, что способствует развитию и раскрытию заложенных способностей человека через общение.
      
     Вера и религия. Вера есть русское слово, и означает ВеРа / Весть от Солнца / ведаю Ра / знаю Солнце / знаний просветление. Например, в русском языке есть слово «доверять», то есть предполагать, до веры, до вести (например, известие о предательстве), до знания. Знание, ведение – это предвидение последствий своих действий, материализации своих мыслей. Говорят: имеет знания посадить ракету на Луну.
     В русском языке очень важно значение частицы, а точнее корня «РА» (отсюда Расия), который означает (знак, знаковое мышление) свет, Солнце. Солнце не обманывает – оно завтра взойдет. Развитие – Ра-Аз-Витие / солнце и я (Аз) сделали виток к свету. Развитие есть раскрытие человека, его внутренних задатков. Как цветок раскрывается с появлением света Солнца. Ключевым фактором раскрытия человека является его свобода воли. Тьма и подавление воли убивают человеческую жизнь, происходит увядание.
     Вера и религия абсолютно разные слова, разного происхождения и несут разную смысловую нагрузку. «Религия» греческое слово и переводится на русский язык как «связывание». Посему возникает вопрос: связывание кем, кого и для чего?
     В сегодняшнем понимании многими людьми слова «верить» правильно будет «религировать», то есть связываться.
     На примере психического склада «с квартирой», религия «живет в комнате разума», поскольку есть приобретенная информация. Слово «информация» латинское и означает, прежде всего, приход сведений, аналогично русскому слову «весть», известие. Отсюда русское слово «совесть».
     Смысловое содержание «вера православная» по-русски «весть от Солнца право славить». «Право» (синоним «правда») есть совокупность нравственных правил. Нравственные правила, вера есть врожденная информация, весть. Например, чувство и нравственная категория «совесть». Нравственные правила, право «живет в комнате чувства». Задача злоумышленников переключить чувство на разум.
     Если религию можно поменять или отказаться по желанию, то совесть как чувство поменять или отказаться по желанию нельзя, также как поменять родных папу и маму. Посему, даже греческие слова «этнос и этос» созвучны.
      
     Манипулирование от слова «манус» – рука по латыни. Например, манипулятор у врача, робот-манипулятор, рукой водить, руководить (общественное отношение).
     Манипуляция, как общественное отношение, может определяться как психологическое воздействие на кого-либо с целью возбуждения у него намерений, не совпадающих с его реально существующими желаниями, целями.
     Задача одного человека изменить намерение, желание другого человека. Суть вопроса в методе и, соответственно, в справедливости. Если убеждение, то на равных, на взаимоуважении, по правде. Справедливость полагает наличие договора, волеотношения.
     Манипуляцией, как правило, называют нечестные действия, направленные на то, чтобы обмануть другого человека, других людей. Использовать характер (внутренняя психическая организация: эмоции, чувства, рассудок) человека в своих интересах. Слабый, сильный характер, волю. Манипулирование в смысле воздействия на волю человека для смены ее направленности. Например, предложить вынести мусор сейчас вместо того, чтобы потом. Здесь важны методы: сила, деньги, убеждение.
     Различные понятия и определения «манипуляции» предполагают наличие лжи. Проделка, махинация. Например, фокусник проделывает манипуляции, намеренно вводя в заблуждение. Однако это заблуждение осознанно воспринимается зрителем. Обманываться рад. Возможна манипуляция в религии.
     Таким образом, манипулирование – это общественное отношение, в котором справедливость зависит от метода взаимодействия, основы: властеотношения или волеотношения. Если человек управляет другим человеком с помощью правды (управление – правда, корень один), даже если управляемый при этом может поменять свое первоначальное мнение (намерение, желание), следует считать искусством убеждать. Чтобы проверить это, надо спросить у управляемого, в чем управляющий солгал? При убеждении иногда приходится использовать метод противоречивости личных высказываний управляемого, что весьма не нравится последнему и вызывает отрицательные эмоции вместо разумной и правдивой аргументации своей позиции.
     Если первоначальное решение управляемого принято им на основе эмоции или чувства, то разумные аргументы управляющего могут быть бессильны, поскольку эмоции и чувства, в основном, не подчиняются рассудку (разуму). В этом случае помочь может только время или вызов другой более сильной эмоции. Например, чувство неприязни можно «перебить» чувством страха. Но это уже будет властеотношение, а управляющий становится властителем.
      
     Страх и трусость. Страх есть чувство и эмоция, личное психическое качество, подавляющее волю. Страх может испытывать каждый человек. При этом страх может преодолеваться с помощью силы воли. Говорят: «бесстрашный человек», «он смог преодолеть свой страх», при этом «волевой человек» считается синонимом. «Смелый», то есть посмел, смог совершить какое-либо действие, которое другой сделать боится, трусит.
     Трусость есть слабость воли в преодолении страха. Например, Булгаков словами Пилата называл трусость худшим из человеческих пороков, Спиноза страх и злобу считал основой лжи. Еще можно сказать, что страх порождает зависимость и властеотношения, утрату свободы.
     Как сделать волю сильной, действовать по своей воле, быть волевым, свободным? Вопрос для человека, осознающего себя рабом, но борящимся против этого. Как сделать волю слабой, сломать волю, покорить человека, то есть подчинить его воле другого человека, сделать невольником, рабом? Вопрос для рабовладельца. В характере русского человека нет желания быть рабом или рабовладельцем, есть желание справедливости.
      
     Смелость, мужество, героизм. Смелость есть волевой поступок, преодоление страха с помощью эмоции. Например, подвиг Матросова.
     Мужество есть осознанное волевое поведение, преодолевающее страх. Например, разведчики мужественные люди. Говорят: в разведку я бы с ним пошел.
     Героизм и подвиг есть оценка поведения, поступка человека другими людьми как смелого и мужественного. Ценностной духовно-нравственной основой смелости, мужества, героизма, подвига выступает правда и ответственность.

     Грех есть погрешность, огрех, отклонение от истины, кривда, то есть ложь. Отсюда грех – это способность и возможность осознанно искажать мысль с помощью явленного, изреченного слова, что наносит вред гармонии межчеловеческих отношений на основе справедливости.
     Например, Мельникова говорит: грех – это проявление слабости духа, когда человек даже с помощью воли не может преодолеть в себе сверхмерное желание совершать такое, что вредит ему лично или окружающим его людям. Это когда ты становишься рабом своей страсти, своих чрезмерных желаний. А, как известно, только понятием меры определяется, что есть яд и что есть лекарство - как для тела, так и для души. И в первую очередь совесть (или ангел хранитель), данная человеку от рождения, способна регулировать этот процесс. Разум тоже играет не последнюю роль, но совесть все же первична, именно ее муки и не дают человеку спокойно спать, если он совершил неблаговидный поступок или даже просто подумал что-то нехорошее.
     Аналогичное понятие слово «грех» имеет в греческом языке. Например, христианская концепция предполагает, что грех есть проступок против истины, разума, чистой совести, который ранит человеческую природу и повреждает человеческую солидарность. Грех - отступление от праведной жизни. Если слово «праведной» понимать как «правду ведает, жизнь по праву» и не разделять человека на духовного и материального, то все правильно, по сути. Кстати, слово «ангел» с греческого переводится на русский язык как «вестник».
     В светском государстве «грех» заменен на «преступление» перед законом, однако понятие лжи присутствует. Например, лжесвидетельство.
     Возможно, ложь появилась с высказыванием мысли вслух (поскольку человек мыслит и словами, знаками), а точнее с познания, что таким способом можно увеличить личные материальные блага за счет другого человека, обманув его. При этом человек сразу сам знает, что говорит кривду, ложь. Отсюда святой – это человек, живущий по правде, в свете истины.
     Таким образом, понятие «первородный грех» не имеет под собой оснований, поскольку человеческий род первоначала жил по правде в родовой цивилизации до появления лжи, и сохранился сегодня в виде русского народа. Кроме того, «первородный грех» можно преодолеть – достаточно жить по правде, установив справедливые отношения между людьми, а чувство вины и ответственности за грех перед богом перенести на чувство вины и ответственности перед человеком, понимая, что солгал.
     Таким образом, духовное и материальное в человеке обретает единство в реальной, а не абстрактной жизни, которая обещана человеку материально заинтересованными людьми. Властеотношения трансформируются в волеотношения на основе справедливости, что придает гармонию личным и общественным интересам.
      
     Смерть есть неизвестность для человека. Имеются только предположения или гипотезы. Так, что есть смерть для самого умершего, и что есть смерть человека для окружающих умершего людей?
      Возможно, личные ощущения умершего аналогичны потере сознания – это разрыв сознания, воли, памяти, времени, невосприятие мира. Для внешнего наблюдателя – это похороны, прекращение общения с умершим с обратной связью, поскольку, как складывается «жизнь» умершего после его смерти умершие еще не рассказывали.
     Говорят: нет человека и нет проблем, то есть умерший перестает лично влиять на общественные отношения, как живой субъект. Однако его мысли в виде идей могут еще влиять на поведение других людей.
     Смерть является основным фактором, порождающим страх, и является основным критерием опасности. Чувство страха, чувство самосохранения являются очень сильными чувствами. Именно они используются во властеотношениях. Однако преодолев страх смерти с помощью силы воли, у человека возникает эмоция, чувство свободы, доставляющее радость, удовольствие, благо, вдохновение (обновление), сравнимое с чувством победы (после беды).
      
     Власть есть парная категория, так как есть общественное отношение между властителем и подвластным, а поскольку тот и другой люди, то каждый из них имеет свою личную волю, которая может отличаться одна от другой. Власть – это подчинение своей воле кого-либо. Таким образом, устанавливаются и действуют властеотношения, методами которых являются насилие и деньги. Некоторые люди испытывают удовольствие от власти.
     Понятие «власть» тесно связано с понятием «воля». Если общественное отношение установлено и действует на основе равенства воль, взаимоуважения и методом убеждения, то такое общественное отношение есть волеотношение. Волеотношение есть основа справедливости, поскольку справедливости требует духовный нравственный принцип свободы воли человека, независимо от ее слабости или силы.
      
     Психический склад есть родовая (внутренняя, генная) и приобретенная (внешняя) информация, то есть характер человека. Образно «психический склад» можно изобразить в виде квартиры, в которой живут эмоция, чувство, сознание, разум, воля. Говорят: у человека есть пять органов чувств. Символом этих пяти органов чувств является пятиконечная звезда. Например, известный рисунок Леонардо да Винчи человека в круге (в квадрате – крест), красная (красивая) звезда в Красной армии. Видимо, Леонардо, тем самым, символизировал единство духовного и материального в человеке.
     Для человека важен внутренний баланс, гармония, красота названных пяти «органов чувств». Например, слово «любовь» имеет в основании чувство и/или разум. Разум проявляется в виде права, справедливости в общественном отношении. Чувство проявляется в виде тяги к «объекту любви». Важно, чтобы в сознании чувство и разум имели лад. При нарушении внутренней гармонии, лада нарушается и внешняя (общественное отношение), и наоборот. В этом связь духовного и материального в человеке.
     Термин «психический склад» играет ключевую роль в понятии «нация», «национальность», поскольку влияет на поведение человека в общественных отношениях.
     Основанием силы воли является сознание как совокупность мыслей чувства и разума. В сознании происходит процесс думания, «взвешивания» мыслей. У русского человека в сознании приоритет, больший вес имеет чувство, в чем и проявляется «загадочность русской души».
     Связь с внешним миром происходит через органы чувств, чувство (в том числе с космосом), разум как логико-аналитический центр. Если чувство подменить разумом, «замкнуть» на разум, то происходит дефект гармонии думания, природного порядка, красоты. Посему задача «темных» различными способами чувство переключить на разум, который действует в основном на приобретенной (внешней) информации. Самое надежное властвование, «управление» - это властвование мыслью. Таким образом, подрывается свобода и сила воли, даже личная воля может быть заменена внешней чьей-то волей с помощью внешней информации. Возникает идеологическое рабство даже с «добровольной» отдачей своей воли.
     Сознание думает картинками, словами, имеет память (общую библиотеку). Чувство имеет родовую память (личную библиотеку), органы чувств и связь с космосом, правью и навью.
     Эмоция, чувство, разум рождают, генерируют мысли. Сознание оценивает мысли чувства и разума согласно духовной шкале ценностей человека. Воля (правитель) принимает решение о материализации (выходе в свет) мысли в виде слова и/или действия. Эмоция приходит к воле, минуя сознание, и требует выхода. От силы-воли зависит выход в свет мысли с точки зрения полезности для человека в данный момент согласно его внутренней духовно-материальной шкалы ценностей. Например, хочет человек машину или сохранить свою честь. Примерно, как в песне «знает только ночь глубокая, как поладили они».
     Воля обладает свободой и ответственностью, живет в коридоре у выходной двери для мысли и, как правитель, действует согласно сознанию и прислушивается к совести, и отвечает перед ними. Совесть у русского человека живет в комнате с чувством, у западного человека – с разумом. Например, русское слово «совесть», и немецкое слово «gewissen». У эмоции своя комната.
     Слово как мысль (дух) изначально соответствует истине, то есть действительности. Слово изреченное (материальное) может не соответствовать истине, то есть действительности, может быть искажено сознанием, стать ложью.
      
     Право есть компромисс интересов человеков по правде на основе нравственных правил, право основывается на равенстве и уважении воль людей, на взаимном принятии и выполнении правил взаимоотношений осознанно и добровольно. Открыто и на равных значит справедливо.
     Исполнение права налагает ответственность, взаимность прав и обязанностей (долга), то есть за слова надо отвечать. Право – это «слово и дело». За безответственность следует возмездие. Право есть единство духовного и материального в человеке и межчеловеческих отношениях.
     Право – это комплекс нравственных правил-принципов: справедливость, честь, достоинство, благородство, долг и другие. Право строится снизу от человека, расширяя круг участников, и каждый круг находится в своем праве, не меняя принципов. Например, человек мог воевать за кого угодно ему, поскольку находился в своем праве, распоряжался своей жизнью (такова его воля). Право могли творить каждый день в своем круге, где для всех кругов всегда были общие принципы – нравственные правила, затем обычаи (правила проверенные временем).
     Таким образом, человек сам каждый раз творит право (права и обязанности), правила общения, используя нравственные принципы. Например, сегодня это называется «свобода договора», но ограничена законом. Для каждого круга общения свое право с началом от человека, его личной автономии и суверенитета.
     «Право сильного» означало соревнование по честному, по правилам, «выходи биться в открытом бою по правилам» (например, кулачные бои). Победил – возьми приз, но не человека, не его волю, сделав рабом. Нарушить принцип «свободы воли» - это табу для человека, как каннибализм. Например, в футбольном матче по правилам победившая команда не берет в рабство проигравших, все по справедливости. Поступил по справедливости – значит по праву, по правде.
     Для права не надо издавать законы, указы, постановления, объявляющие волю властителя. Право – это договор, соглашение равновольных (взаимоуважаемых) людей, который, при необходимости, можно записать. Например, как сейчас делают в международных отношениях, в международном праве. Но здесь для равенства надо быть сильным, поскольку нравственные правила не действуют. Баланс сил поддерживает равенство в правах. Яркий пример – отношения СССР и США.
     С понятием «право» тесно связано понятие «кон». Кон – канон – порядок круга, порядок в круге, лад, правило круга. В своем праве, в своем круге. Говорят: жить по конам, испокон веков. «Испокон веков» есть правила круга, устоявшиеся, проверенные временем, обычаи. Таким образом, жить в своем круге по праву – это гармонично и красиво.
      
     Обычай есть правило поведения в определенном круге людей на основе нравственных принципов, устоявшееся и проверенное временем.

     Зависимость есть антипод понятий «свобода» и «соединение», то есть не свободное соединение, единение. Зависимость имеет один корень со словами «зависть», «ненависть», то есть За-Весть / Не-На-Весть, «выход за весть, вне вести», «не на вести». Данные понятия тесно связаны, и психически одно порождает другое.
     Зависимость бывает духовная и/или материальная. При желании, воле от материальной зависимости избавиться легче. Зависимость может быть «добровольная» и насильственная. «Добровольная», как правило, основана на лжи, которая может открыться. Человек стремится, имеет желание избавиться от зависимости, быть свободным.
     Зависимость – связь – соединение. Зависимость - от зависть. Связь - от связывать. Соединение - от единение. В словах учитываются основания единения, то есть способ, метод. Доброе соединение предполагает добровольность. Зависимость предполагает зависть. Таким образом, связь может иметь различные основания.
      
     Уважение значит важный для меня, имеющий вес (от слова важить-взвешивать). Данное понятие очень тесно связано со справедливостью, поскольку она строится на взаимоуважении.
     Действие есть проявление (материализация) мысли в яви. Например, с санскрита слово «карма» переводится на русский язык как «действие». В русском языке глагол есть действие. Кроме того, глаголить означает говорить, изрекать. Таким образом, «слово изреченное» должно быть равно «действию». Говорят: слово и дело, по делам их узнаете их.
     Когда слово не равно действию есть промах, огрех, грех. Если данный промах совершен осознанно – это есть ложь.
      
     Паника есть неосознанные действия во время проявления эмоции. Например, страх, прежде всего, это эмоция. Говорят: возьми себя в руки, то есть подумай и прояви волю осознанно. Паника не полезна человеку, поскольку может нанести вред ему и общественному отношению.
      
     Имя человека есть его образ (лицо), означенный словом. Как правило, слово отражает характер, сущность человека, его лицо. Например, Владимир – владеющий миром, Владислав – владеющий славой. Имя – имеет – имярек – имя реченное – имеет речь. Имя – иметь, ум – уметь. Отсюда РазУметь / Ра Аз Уметь, то есть «Солнце я умею думать». Говорят: он имеет и умеет, что означает единство слова и дела. Еще говорят: честь имею, что означает правдивый и обязательный человек, единство права и обязанности в общественном отношении.
     Греческое слово «логос» (от др.-греч. λόγος — слово, мысль, смысл, понятие, причина, число) имеет много значений, что есть неоднозначно и пЛОХо для общественного отношения, поскольку понимание и толкование может быть разным и привести к межличностному конфликту.
     «Логос» означает и число, и таким образом происходит потеря смысловой нагрузки слова, обезличивание человека. Например, присвоение человеку числового (цифрового) «имени» в тюрьме. Тюрьма есть ограничение, подавление свободы воли. Отсюда также понятия «юридическое лицо», «физическое (материальное) лицо». Для общественного отношения, для права – это потеря личной ответственности человека (в тюрьме еще и права). «Имярек» есть личная ответственность человека, то есть ответственность за «РЕЧенные ИМ» слова.
     В русском языке каждое из вышеназванных слов в «логосе» имеет свою смысловую нагрузку. Но между тем греки пришли учить русских. Так, в русском языке «мысль» и «слово» разные понятия. Мысль первична, поскольку может быть и образом, образным мышлением. Слово появляется потом, с появлением языка, и знакового мышления. Числа в русском языке обозначались словами, а не цифрами. Сегодня цифры есть римские и арабские.
      
     Честь есть единство слова и дела. Говорят: честное слово, то есть слово соответствует действительности, истине. Честный человек означает правдивый и обязательный человек, имеющий единство права и обязанности в общественном отношении.
      
     Достоинство есть личное осознание выполнения нравственных правил, выполненного долга, оценка другими людьми поведения человека. Говорят: достоин, удостоился, достоверно, то есть правильно, по правде.
      
     Благородство - благо рождает, из благого доброго рода. Говорят: он благородный, то есть человек не способный на плохой, безнравственный поступок. Синонимами можно считать «благодатный – благо дающий», «благодарный – благо дарящий, благом отвечающий».
      
     Мировоззрение есть субъективное восприятие (видение) и понимание мира, сложившееся мнение. Слово «мир» в русском языке может употребляться в трех значениях: как космос и вселенная, как не война, как человеческое общество. Слово «мировоззрение» объединяет все три значения и близко к понятию «философия».
     Воззрение – это сложившееся мнение на основе осознанной внутренней и внешней информации. Говорят: таковы его воззрения, воззрения на сей предмет.
     Идеал есть воображаемая желаемая жизнь человека, некий мыслеобраз. На основе мыслеобраза может возникнуть идеология, то есть мысль одного человека может обрести единомышленников, которые хотят сей идеал воплотить в жизнь. Например, коммунизм. Кстати, все философы создавали свои идеалы, которые имели разное количество приверженцев, последователей и критиков. Идеал может быть реализован, если опирается на науку.
      
     Собственность есть что-либо духовное и/или материальное, принадлежащее человеку, составляющее «целое» с ним. Например, в русском языке есть «имя собственное», и пишется с заГлавной буквы. Говорят: имеет собственное (личное) имя, мнение, собственный дом.
     Собственность – это естественное право на автономию, на личную свободу воли: собственная душа, собственная воля, собственное имя, собственное тело.
     Другой человек не может быть собственностью человека, поскольку имеет, как и первый, личную собственную свободную волю. В отношение друг друга люди могут быть только сособственниками при свободном волеизъявлении, составляя «целое». Чтобы «целое» было гармоничным необходима справедливость в общественном отношении и/или любовь.

     Нрав есть характер человека, его психический склад, влияющий на общественные отношения. Говорят: таковы их нравы. Понятие «нравственность» имеет тот же корень. Нрав является корнем «нравится», то есть проявлением желания, хотения. «Нравится» есть синоним любви.
      
     Интерес есть желание, хотение человека на основе его свободной воли. Например, Маркс говорил: миром правят интересы.
      
     Общественный интерес есть справедливость.
      
     Обычай есть правило поведения, сложившееся в течение времени. Говорят: таковы их нравы, значит таковы их обычаи как единство характера и общественного поведения. Во времена Сократа на греческом языке это обозначалось словом «этос». Синонимом обычая выступает традиция.
      
     Обряды – это договор человека с природой, как человека с человеком, на равных, при взаимоуважении. Отсюда одушевление природы.
      
     Предательство есть несоответствие слова и дела, основа – ложь. Например, нарушение клятвы, взятых на себя обязательств.
      
     Труд есть обмен энергией человека с природой. Человек трудится, преобразуя энергию для своей пользы, удовлетворения своих потребностей. Например, постройка гидроэлектростанции. Труд есть умственный и физический. При умственном труде происходит больший энергетический обмен.
     Нравственный труд предполагает общение с природой на равных, аналогично общению «человек-человек». Отсюда появилось одушевление природы.
      
     Эксплуатация человека человеком есть насильственное присвоение одним человеком живого неоплаченного труда другого человека, то есть общение не на равных. Такие общественные отношения практикуются в эксплуататорских обществах, используя различные методы принуждения.
      
     Язык есть знаковое средство думания и общения между людьми. Например, Спиноза говорил, что слова придумала толпа. Другими словами, рождение языка – это процесс естественный, природный, и натуральный язык (слова) прямо отражает суть явления природы. Отсюда понятие «истинный язык». Язык на древнерусском – народ. Род – рот – язык.
     Понятие «язык» является элементом понятия «нация, национальность».
     Кроме природного языка существует искусственный язык, то есть придуманный каким-то человеком, для каких-то целей. Например, эсперанто. Думается, что латинский язык тоже искусственный, поскольку нет природных носителей. Однако мало придумать язык, его надо внедрить. Например, латинский язык внедряли монахи, врачи, юристы, ученые.
     Русский язык является приближенным к природе. Возможно, это дает максимальный энергетический обмен. Например, иностранцы, чтобы выразить свои эмоции переходят на русский язык. Ломоносов для убеждения германских профессоров переходил с немецкого на русский язык. Зернов сказал, что в Японии основная лаборатория ведущего НИИ работает на русском языке. Удивительно, но это дает результат.
      
     Славяне – СлаВены, славящие вены, славящие круговорот (круговорот крови по венам, дающий жизнь человеку). Например, КолоВены по Божидару.
     СлоВены – слово откровенное, говорящий откровенное слово. Говорят: откровенно говорю, искренне говорю, как на духу. Что значит слово правдивое, честное, истинное. Аналогично православный – право славящий. Право есть правда, то есть взаимоотношения между людьми по правде, по справедливости в кругу людей.
      
     Материя есть все, что человек может воспринять своими органами восприятия (чувств) как внешнюю информацию. Материя от слов «мать и тело». Мысль (дух) рождается через тело – материализуется, проявляется, с помощью силы воли. Мысль духовна, высказанная мысль-слово материальна, действие материально.
      
     Дух есть все, что есть в человеке как внутренняя информация, в том числе его мысли. Душа есть внутренняя информационная автономия человека, личное информационное пространство. Говорят: душа болит.

     Культура есть проявление мысли человека в его поведении и образ взаимоотношений людей. Слово «культура» произошло от Коло Ра / круг Солнца / солнцеворот, то есть жизнь по Солнцу, в круге света. Аналогично происхождение слова «календарь» - Коло Дар.
     В общественных отношениях понятие «культура» очень тесно взаимодействует с понятием «право» как проявлением правды. Есть понятие «культура круга», то есть культура определенного общества людей, их взаимоотношения, образ жизни. В личном отношении – это нравственная культура человека. При потере нравственности «культура» превращается в свой антипод. Например, Кант говорил: называться человеком и быть культурным синонимы. По большому счету «культурный человек» тот, кто живет по правде, по праву.
     Слово «культура» применяется как в обществе, так и в сельском хозяйстве. Культуры бывают разные. Всякое семя должно произрастать на своем поле (земле). Однако появляются сорняки, паразиты, которые пропалывают. За полем нужен уход. Важен труд и квалификация пропольщика. На поле постоянно нужно трудиться, чтобы поддерживать культуру.

     Авторитет есть способность и возможность человека влиять духовно, идеологически на поведение других людей. Такая способность появляется у человека в результате его длительной общественной деятельности, и, прежде всего, ответственности за свои слова – сказал-сделал. Один поступок может подорвать авторитет. Важной составляющей воздействия на других людей является метод. У нравственного авторитета метод убеждения.
     В правовых общественных отношениях нравственный авторитет играет важную роль, ибо он выступает третейским судьей, «правилом» при нарушении порядка, гармонии в общественных отношениях для восстановления справедливости.
      
     Идеализм и идеология происходят от термина «идея». Граница между духовным (мысль) и материальным (идея): мысль становится доступной другому человеку. Мысль передается другому человеку в виде высказанного, явленого слова, которое может быть осознанно искажено, стать ложью. Неискаженная первичная мысль (истина) в явленом слове есть правда. Мысль – духовна, идея – материальна. Говорят: высказал идею.
     Мысль человека руководит его поведением. «Идеология» есть схожесть мыслей двух и более людей. Схожесть мыслей достигается убеждением через слово, то есть материализованную мысль, идею одного человека в его слове и восприятие этого слова другим человеком осознанно и добровольно. В результате мысль первого может стать и мыслью другого, и они могут стать единомышленниками. И тогда поведением этих людей руководит их идеология, схожесть мыслей.
     Если слово первого человека есть ложь, то и идеология – обман, вернее первый «идеолог» может предать другого человека при расхождении слова и дела. Однако идеология может быть правдой, то есть равна первичной мысли, истине. В этом случае можно говорить об «идеологии правды», поскольку за словом следует дело.
     Важность идеологии для поведения людей всегда понимали правители или властители, поскольку управление мыслью или власть над мыслью есть самый надежный способ управления (или властвования) поведением человека. Всегда специальные умные люди занимались идеологией, пытаясь контролировать и управлять поведением людей.
     Идеализм есть идеология определенного круга людей, которые разрешая «основной вопрос философии» что первично дух или материя, считают, что первичен дух (идея). Таковым, например, был Платон.
     С ХХ века в философии все чаше вместо слова «идеализм» стало употребляться слово «идеология». Думается, что это правильно и ближе к реальному человеку, поскольку духовное имеет продолжение в материальном и наоборот.
      
     Ожидания в общественных отношениях, когда человек ждет предполагаемого поведения от другого человека. Важна предсказуемость поведения, действий, однозначное взаимопонимание слов, взаимосвязь прав и обязанностей, обязательность сказал-сделал, тогда ожидания оправдываются и исполняются, что вносит гармонию в общественные отношения. Неисполнение обязательств, расхождение слова и дела расценивается как ложь и предательство, наносит вред общественным отношениям.
      
     Русский человек. Слово «русский» в русском языке является одновременно прилагательным и существительным. Прилагательным и определением слова «человек». У русского человека есть внутренняя врожденная потребность жить по правде, чувство совести, чувство справедливости, ему при этом комфортно, испытывает удовольствие, благо. Например, я с ним по честному (отсюда «честное слово»), по правде поступаю, а он лжет. Русский ждет подобного ответа (действия) по правде. Однако ложь проявляется не сразу (есть временной фактор) и в делах, через дело. Ложь доставляет русскому человеку неудовольствие, страдание, даже физическую болезнь.
     Основная черта характера русского человека, его ментальности на генетическом уровне: отвращение ко лжи. Синонимы лжи: измена, обман, предательство, то есть безответственность за свои слова человеком. Обещал одно, сделал другое, или не сделал. Русскому человеку противно, когда ему лгут, и противно, когда ему самому приходится лгать, его начинает мучать совесть. Однако русского человека легко обмануть, ибо честный человек поверит вору, а вор честному никогда, поскольку человек судит о других по себе. Русский человек от природы наделен врожденными нравственными чувствами, основанием которых является правда. Правда всегда соответствует истине. Однако нравственные чувства могут входить в противоречие с другими чувствами, например, с чувством голода, чувством страха, что нарушает внутренний баланс (психический скЛАД), лад русского человека. Приходится искать выход из сложившейся ситуации, но при этом не потерять нравственные чувства. Как говорится в русской сказке: не пей Ваня из лужицы - козленочком станешь, то есть у человека останутся только животные материальные инстинкты.
     Ключевым словом для русского человека в общественных отношениях является «справедливость», однокоренным с «правда» и производным от «совесть». В этом случае у русского человека наступает гармония внутренних чувств и внешних отношений.
     Еще для русского человека велик фактор «слова», то есть русский «ведется» на слова, особенно похожие на правду. Например, физиолог Павлов «обвинял» русских в слабоумии, поскольку словам они верят больше, чем действительности. Однако русскую смекалку признают даже западные люди, что говорит об остроте ума. Говорят: русские дураки, потому-что верят на слово. Почему верят на слово? Потому-что у природы нет лжи. Думается, в данном случае речь может идти о приоритете чувства и/или разума в сознании русского человека, что влияет на поведение и общественные отношения.
     Русский человек, уважая (иметь вес) себя, переносит это чувство на другого, то есть другого считает равным себе человеком и хочет взаимоуважения. Самоуважение – это считать себя не меньше (иначе уничижение), самоуважение предполагает равенство волевое. Русский человек не хочет быть ни рабовладельцем, ни рабом. Но это не значит, что он не различает человека и обезьяну. Самомнение и тщеславие – это возвышение себя над другим человеком, неравенство. Например, Каин и Авель, Ромул и Рэм.
     Для русского человека важен принцип равенства и свободы воли, убеждение внутреннее и внешнее. Сей баланс и гармония предполагает равноволие, взаимоуважение. Это то, что не требует рабства. Например, на «лобном месте» на Красной площади сталкивались лбами в поисках единого мнения, решения. А. Невский говорил: не в силе бог, а в правде. Ложь унижает русского человека, обнажая чувство нетерпения лжи. Если по правде – то на равных.
     Сегодня у русского человека происходит внутренний конфликт чувств, из-за искусственного ограничения свободы воли. Например, чувство самосохранения и чувство совести, справедливости, что упирается в волю, прежде всего в силу воли. Посему на данный момент это является основной проблемой для русского человека и русского народа. Однако рано или поздно все проблемы находят разрешение.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"