Нирмал Драста Нд : другие произведения.

Победа над апаной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Нирмал Драста
  
   Победа над апаной

Обычное декабрьское утро в обычном индийском ашраме. Однако, "... Аннушка уже разлила масло...". В сюжет сна очень мягко и гармонично вплетается негромкое задушевное пение монаха-секретаря. Сигнал к тому, что уже 5 часов и начинается утренняя садхана. Музыкальный слух отчетливо улавливает индийские "прихваты" - вплетенные в мелодию специфические пассажи, которые придают ей индийский колорит. В пении то и дело проскакивает лажа, но "прихваты" ее сглаживают и ухо не режет. Нутро не хочет просыпаться, но движение к бодрствованию неумолимо. Бороться нет смысла, а просто валяться тем более. Надо поучаствовать. Когда еще удастся.

В полумраке медленно покачиваются фигуры в оранжевом, заунывно распевающие "маха мантру". Киртан. На стене - потрет Гуру, украшенный искусственными цветами и ёлочной мигалкой. Прикольно, но вызывает очень приятное состояние - радости, замешенной на самоиронии. Хорош гусь. Бросил все, забрался хрен знает куда и с умным видом ни свет, ни заря духовно совершенствуется на этом "новогоднем маскараде". Интересно, а доходит ли до этих садхаков философский смысл тех слов, которые они так вдохновенно регулярно "крутят"?

"Имя Отца повсюду!" Звучит! Отец явно понимается как создатель, прародитель,
творец. Имя скорее всего в широком смысле. Не обозначение в виде определенного набора звуков, а любая форма - как доступная, так и не доступная восприятию. Короче - весь явленный мир, в котором нет ничего, что бы не было его формой. Повсюду, в том числе и там, где нет ничего. Следует ли понимать, что это повсеместное имя - не просто форма для обозначения, а форма существования? Можно ли сказать, что это и есть Он? Скорее всего тогда бы сочинили другую мантру. Да и как говорят летчики, это на скорость не влияет.

Киртан, не успев надоесть, затихает и все усаживаются для медитации. Вот она - полная свобода самовыражения! Единственное ограничение - неподвижная сидячая поза. В остальном - свободное творчество. Да, но есть нечто рекомендуемое. Экспериментировать можно и дома, а здесь все же надо, как учили. Что ж, можно и "гуся ухватить". Говорят, что Будда просветлел именно с помощью этой медитации. Закручиваю "Я - То". Постепенно спускается "опустошенность". Но дальше что-то не пускает. Где-то глубоко сидит это внутреннее несогласие с "формулировочкой". Не может хотя бы чуть-чуть соображающее Я утверждать, что оно и есть То - как говорил незабвенный Шанкара, - Запредельное, Истинное. Фантазия это, которая, как утверждает первоисточник, подлежит отправке в небытие. Вот классическое "Не То, Не То" гораздо "ближе к телу". Моя мантра, хотя никто из гур в теле мне ее не давал. Может я ее получил в прошлой жизни? В конце концов все дает Ишвара. Закручиваю. И "отлетаю".
  
   Народ как с того света затянул "выходной" гимн (в смысле выхода из медитации). Причем гимн - в буквальном смысле - из Ригведы. Не хухры-мухры - традиция. Дальше - Гуру-пуджа. Говорят, что тоже из Ригведы. Трижды поем хвалу Гуру в лице всех основных богов и вверяемся Ему, преподнося себя в виде цветка лотоса на сложенных ладонях к Его воображаемым лотосоподобным стопам. Простирание как знак полной отдачи. И... конец первой части "марлизонского балета".
  
Дальше по распорядку личная садхана. Никакой обязаловки. До открытия "общепита" времени вагон. Можно и часок вздремнуть. Если потянет, т.е. если к этому пойдет "естественный процесс". Поскольку цели нет, ради которой нужно бороться (в данном случае со сном), то и сопротивляться нет смысла. А что делать дальше, будет видно.

"Процесс" начинается с посадки (асаны в ее буквальном смысле). Но сначала разогрев: максимальный прогиб в позвоночнике с одновременным его растяжением вдоль в лотосе; йога-мудра до пока что приятного напряжения "работающих" частей тела. После нескольких таких "тайчи"* тест на отсутствие напряжений в обычном лотосе. Так, все в порядке, тело максимально расслаблено, внутри равномерно "перемешано" и практически не ощущается; равновесие сбалансировано. Отвлечений нет - можно начинать.

"Процесс" - это асампраджнята**, как она представляется. Каналы внутреннего "телевизора" настроены на прием даже самых слабых сигналов. Причем включен режим автоматического выбора канала, т.е. "телевизор" сам решает, что ему показывать. Сам "процесс" очень простой, даже можно сказать примитивный. Просто "гасится" любая появляющаяся "картинка", чтобы оставался только "темный экран". Важно не вовлекаться в "увиденное", не проявлять интереса к "картинке". Но на это расходуется определенная энергия. Через какое-то время интерес проскакивает и память о том, что нужно делать с "увиденным", проваливается. Возникает сновидение. Если не сопротивляться, то "процесс" плавно переходит в самый обыкновенный сон. "Тайчи" в лежачее положение и... "сладкий сон меня уносит..."
  
   Реальные звуки гармонично вплетаются в сюжет сна. Как ловко ум это делает!
Но он тоже не всесилен. В результате он отказывается гармонизировать не сочетающиеся вещи и явь берет верх. Сон выкидывается из "телевизора" как
отработавшее средство достижения отдохнувшего состояния, подзаряженного
для плодотворного бодрствования.

Внутренний таймер "говорит", что прошло минут сорок. Часы подтверждают с точностью до 3 минут. Пустячок, а приятно! Полстаканчика водички и обычный ежедневный комплекс. Точнее сказать даже не комплекс, а тест, на то, что с телом за прошедшие сутки ничего нежелательного не произошло. Смело можно назвать себя молодым, если из положения стоя еще в состоянии "встать на мостик"! Тест вселяет некую "объективную" уверенность, что старость еще не наступила. Дальше то, к чему по праву можно применить глагол "выполнить" и классифицировать как действие (крийя). Это "глобальная" удияна. С девятью замками; девять раз. Это кое-что. Если бы поддался соблазну научиться летать, точно взлетел бы!

Время еще хоть отбавляй. А что, если продолжить, включенное удияной движение жизненных процессов вспять? Не знаю зачем. Смутно проскакивает мысль, что в том числе из желания продемонстрировать этим садхакам (кстати, имеющим статус ачарьи высшей категории) крутизну русских йогов. Желаемое совпадает с возможностью. Випарита-карани-мудра - царица телесной йоги, на красном ковре перед украшенным гирляндами портретом улыбающегося гуру должна быть эквивалентна нескольким годам обычных занятий! Поза с легкостью выстраивается. Помогает случайно оказавшийся в брюках ремень. Оказывается, простая резинка в поясе гораздо менее эффективна. И вот уже тело - шарик, слегка надутый мягким удовольствием. Остается только в такт с медленным выдохом посылать из центра к оболочке небольшое количество некой энергии, которая, с одной стороны, расслабляет все напряжения, а с другой, - создает небольшое внутреннее давление, не позволяющее шарику сдуваться. В расслабленном теле явно ощущается, что "ворота" из желудка в кишки распахнуты настежь. Очень приятное необычное чувство единого, "чистого" пространства внутри живота. Теперь апана* может спокойно пробираться выше пупка.
   Чтобы заняться чем-то "дельным", считаю выдохи. 108 - священное число. Обычно этого достаточно. Верный знак, что с тебя хватит, - наступление легкого утомления. Но здесь - как ни бывало. Решаю удвоить порцию. В общей сложности - минут 15 и утомления - в самый раз для полноценной релаксации. На закуску - "рыба" и обратно в "келью" для заключительной шавасаны. Шавасана идет легко и незаметно переходит в здоровый сон. Предвижу такой поворот событий и "не завожу" свой биологический будильник. На то и отпуск, чтобы отоспаться на полную...

Снова в сон гармонично вплетаются звуки явленного мира. Уличные торговцы овощами и фруктами зазывают покупателей, проезжают машины и мотоциклы, подают голос птички и священные коровы, особо чистоплотные садхаки в ванной льют воду и гремят тазиками. Жизнь входит в свое русло. Быстро встаю, собираюсь и выхожу за ворота. Самое время вкусить "хлеба насущного".

Солнечное декабрьское утро индийской столицы. Радует абсолютно все! И ласковые лучи солнца, и покрытое легкой дымкой безоблачное небо. Даже мусор и уличная грязь предстают какой-то красочной мозаикой. Все это великолепие сопровождается симфонией ароматов и запахов, разлитых в сухом, по-утреннему свежем воздухе. По грязной узкой улочке направляюсь в район торговой "галереи" - улице, по обеим сторонам которой бесчисленные магазинчики, лавки и закусочные. Хозяин одной передвижной "точки общепита" издалека заприметил меня и приглашает к завтраку. Надо же - запомнил. Видимо, не так уж много европейцев отваживаются питаться на улице. Накануне вечером я решил попробовать его стряпню. Понравилось. Очень вкусно и не слишком остро. Обещаю ему вернуться через 15 минут. Следуя правилам раздельного питания, направляюсь к соковыжимальщику.

Продавец старательно крутит свой аппарат, забрасывая в него заранее очищенные апельсины. Всего за 20 рупий целый большой стакан 100% сока! Сок не очень сладкий и не очень кислый, можно даже сказать пресноватый. Для вкуса добавляется несколько кристалликов, похожих на морскую соль. Получается очень пикантный напиток. С удовольствием выпиваю. Вкусно!

Чтобы выдержать необходимую паузу перед едой совершаю небольшую экскурсию по близлежащим лавкам. Продавцы выставляют товар, сметают пыль и отметают мусор в сторону от "своей зоны". Народу не до покупок. Все торопятся по своим делам. Многие на ходу подкрепляются в многочисленных уличных закусочных. Глядя на них, и я направляюсь к своей точке.

Всей "on-line кухней" заправляют два человека. Хозяин стоит чуть в стороне,
наблюдает и иногда дает указания. Явно доволен, что его заведение посетил иностранец. Беру два жареных в кипящем масле пирожка из тонкого теста с начинкой из смеси разнообразных овощей и с кисло-сладким соусом. Так вкусно, что решаю все повторить. Хозяин улыбается. Все запиваю водой из припасенной бутылки. Умываю руки под расположенным рядом краном и благодарю за вкусный завтрак.

Планов никаких. Прогулка после сытного завтрака - то, что надо. Решаю пройтись по маршруту в виде квадрата со стороной метров 300. Покупать ничего не нужно. Все покупки сделаны. Просто прогуливаюсь и смотрю этот спектакль под названием жизнь. Актеры так вжились в свои роли, что давно забыли, что это всего лишь представление. Некоторые вспомнили и захотели сменить роль актера на роль зрителя, решив, что неблагородное это дело - лицедейство. И вот идет такой созерцатель прекрасного по колыбели цивилизации и наслаждается своей непогруженностью в происходящее вокруг.
Вся вселенная трудилась миллиарды лет, чтобы ты появился сейчас здесь и
испытывал эту бесконечную радость от ничего. От того, что ты просто есть.
И тебе ничего не нужно. Мгновенья свободы! Восторг! Ради этого стоило жить.

Возвышенное состояние нарушает некоторая тяжесть внизу живота. Такая обычно
бывает при вспучивании, когда на десерт съешь что-нибудь сладенькое. Сладкого вроде бы не ел, но "марлизонский балет" явно отклонился от своего либретто. Прислушиваюсь к ощущениям и понимаю, что это не просто газы. А нечто повесомее. Сомнений никаких нет. Сработала випарита, клапан не закрылся, прекрасный апельсиновый сок из желудка плавно перетек в кишки и в ближайшее время меня ожидает "естественная" сахаджа басти крия. По спине пробежал холодок а на лбу выступил пот. Есть о чем серьезно подумать. Но думать некогда. Срочно нужен туалет или какое-нибудь укрытие. Но нет ни того, ни другого. Ближайший туалет в ашраме, до которого еще метров 800. Кошмар.

Продолжаю путь. Бросаю все силы на борьбу с апаной, которая с каждым шагом становится все сильнее. Зажимаю изо всех сил все свои нижние замки. Стараюсь
не трясти тело и двигаться плавно. Бежать - смерти подобно. Передвигаюсь
медленно на полусогнутых и расставленных ногах. Покачиваюсь как пингвин. Со стороны посмотреть, ухохочешься. Время от времени приходится останавливаться, чтобы подтянуть мула-бандху. С каждым шагом она ослабевает и того гляди апана "прорвет дамбу".

Проскакивает мысль сдаться. А собственно чего я так боюсь? Ну, подумаешь. Не смертельно же. Чего в жизни не бывает. Уже представил себе, как эта теплая жижа заполняет трусы и течет по ногам, выползая из-под брюк на сандали и дорогу. А что делать дальше? Мыться негде. Как в этом вонючем дерме идти по городу? Как появиться в ашраме? Хорош русский йог! Обделался как 2-месячный младенец! Позор! Но не столько стыдно самому, сколько за державу обидно. Нет! Русские не сдаются!

Замечаю строящийся дом. Мусор, горы кирпича. Уголок найти можно. Но строители заметят, разорутся. Ну и хрен бы с ними. Но что-то внутри не пускает. Наверное интеллигентность. Будь она...вместе со своей апаной!

Десять шагов, удар по апане, изо всех сил. Еще десять... Стоит пожилой индиец.
Подхожу. Говорю: мне очень нужен туалет. Понимает, но бормочет, что здесь
нигде туалета нет. Братский народ! Ну, ведь где-то вы гадите! Вот оно индийское гостеприимство. В трудную минуту шиш с маслом. Из последних сил сворачиваю на улицу, ведущую к ашраму. 300 метров, когда каждый шаг - подвиг! На углу стоит 2-колесная телега, прислоненная к забору. Можно спрятаться за ней. Но вшивый внутренний интеллигент опять не пускает. Какая несправедливость! Рядом лежат довольные коровы. Вокруг лужи мочи и коровьи кучи. Им можно. Они священные! Еще 10 шагов... Сил больше нет. Вдруг проскакивает мысль к муле подключить удияну. Изо всех сил втягиваю живот. Помогает. Так с остановками на мулу с удияной удается преодолеть еще метров 100.

Но и это вскоре перестает помогать. Неужели конец, поражение? Все, что мог, сделал. Да, остается только сдаться. На милость. Ишвара всемогущий! Шива милостивый! Помоги! Да будет воля твоя! Готов ко всему. И что-то "булькнуло" внутри. На какой-то миллиграмм полегчало. Мелкими "перебежками" пробираюсь вперед. Вот уже дом, где вчера играли свадьбу. Узкую улицу перегородили шестами крест-накрест и чисто подмели. Представил себе свою кучу среди этой чистоты и следы жидкого дерьма. Нет. Только не здесь!

Вот уже угол желанного дома. Заранее открываю нож, чтобы через щель отодвинуть задвижку, на которую изнутри закрывается дверь во двор. В едином порыве открываю дверь и влетаю в туалет. А если бы он был занят? Нет, он не мог быть занят, поскольку вся ответственность уже лежит на Нем. Одним движением расстегиваю брюки, пытаюсь их стащить... и "плотину прорывает". Исходную позицию заранее занять не удалось. Подозреваю, что стихийный поток хлынул по нежелательному руслу. Не исключено, что зацепило одежду и пол рядом с толчком. Но, как оказалось, ничто не пострадало. А хоть бы и так, все это такие мелочи жизни. Все это такие пустяки по сравнению с одержанной победой! Победа над апаной. Чистая!

Но что удивительно. Исключительно приятное ощущение идеальной внутренней чистоты и радость по поводу победы где-то на втором плане. На первом - чувство отрешенности и переживание потусторонности всего происходящего. Это было не со мной. Все-таки я был зрителем. Пусть отождествленным, погруженным в происходящее, бурно реагирующим, но зрителем. И ничего, что это осознание пришло, когда опустился занавес. Просто спектакль был поставлен божественно талантливо.








  
   _____________________
  
*"Тайчи" - здесь переход от одного положения тела к другому: медленный, грациозный и наполненный смыслом.

** Асампраджнята - "беспознавательная" медитация - без проникновения в суть
объекта. Медитация на отсутствии содержания сознания (пустоте).

***Апана - один из основных видов внутренней энергии, которая управляет
выделительными процессами в теле ниже уровня пупка.

  
  
  
  
  
  
  
  

5

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"