Когда дело касается книг, у каждого свои вкусовые предпочтения. Кто-то любит сложные многоходовки с массой героев, кому-то милее истории, рассказанные от первого лица. Это неважно.
На мой читательский взгляд, главное не истории сами по себе, а люди их населяющие. А сколько их - много или мало - не так уж и важно. Пара якобы центральных персонажей может оказаться картонками, а у кого-то и дюжине не запутаешься.
У историй от первого лица, есть свои плюсы и минусы. Самое сложное - написать так, чтобы герой-рассказчик не подменял собой рассказчика-автора. Требуется настоящее мастерство, способность автора вжиться в героя, думать, рассуждать, воспринимать окружающее его глазами. Здесь не должно быть ни грамма фальши, неверных слов, иначе образ рассыплется, обнажая скрывшегося за фасадом героя автора. Это очень трудно, не легче, чем писать от третьего лица-наблюдателя, просто иначе, сужу по своему опыту. Но если автор с поставленной задачей справился, то...
О, от чтения можно получить редкостное удовольствие. Даже если герой с человеческой точки зрения весьма далек от героя, а иногда его попросту хочется придушить.
"Король-бродяга" Евгении Беляковой как раз такой.
Начинается всё с воспоминаний ученика главного героя, с его попытки привести в порядок записи наставника...
Когда-то Джоселиан был принцем, затем королём, потом актером, вором, безумцем, а позже магом и... Джок прожил не одну, не две, а с полдюжины таких разных жизней. И, хотя, начиная читать, ты понимаешь, что это лишь воспоминания, об этом забываешь ещё до окончания первой главы.
Она очень интересно написана, эта история.
Восприятие мальчишки-принца сильно отличается от мироощущения короля, как и от взглядов на жизнь бродяги-актера. Повествование рваное, оно похоже на калейдоскоп - каждая следующая картинка отлична от предыдущей. При этом нет ощущения, что это разрозненные осколки, один эпизод сменяется другим, и герой меняется вместе с ними. Король вырос из мальчика-принца, актер - из потерявшего опору короля, а гуляка-маг из свихнувшегося от потерь бродяги-вора.
Джоселиан, Джок, Просперо, Джоук, вновь Джоселиан...
Калейдоскоп имён, масок, жизней.
Калейдоскоп лиц близких и не очень, но таких важных для героя - мать, жена Ивонна, бродяжка Хилли, маг-наставник Асурро, сокурсник Пухлик, ученик Рэд. Столь разные, с непохожими жизнями и судьбами, что оказались переплетены с судьбой короля-бродяги. Он умел любить, заботиться, защищать, и ему отвечали тем же. Он жил, как умел, терял смысл жизни и вновь находил, искал свою смерть и никак не мог с ней встретиться, плыл по течению и сносил всё на своем пути, ломанувшись против потока. Он такой разный, столь непохожий на себя прежнего, но именно это - одна из его отличительных, притягательных черт.
Роман охватывает не один десяток лет жизни Джока-Джоселиана - от раннего детства до глубокой старости. Хотя, какая она старость у бессмертного, сам облик которого зависит от его мироощущения - наградил же преданный "поклонничек"! Чувствует себя стариком - из него едва песок не сыплется, вновь потянуло к жизни - молодеет чуть не на глазах. Оттого и история такая неоднородная, монотонное угасание старости сменяется ураганом эмоций пробудившейся от сна души, тем и пленяет.