Низовцев Юрий Михайлович : другие произведения.

Динамика активности целостного сообщества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поскольку определение Л. Н. Гумилевым динамики целостных сообществ, который поименовал их этносами, достаточно проблематично, постольку имеет смысл на ряде примеров определить динамику целостных сообществ по их активности.

  
  
  Ключевые слова: человек, сознание, информация, целостность, сообщество, цивилизация, культура.
  
  Л. Н. Гумилев в своем полное определении динамики целостных сообществ, которые он именовал этносами, отметил для них четыре стадии жизненного цикла: непродолжительная фаза становления, сравнительно длительная фаза существования, фаза упадка и фаза исторических реликтов. При этом длительность полного жизненного цикла этноса, по мнению Гумилева, составляет 1200-1500 лет [1].
  Оба эти соображения представляются неадекватными по следующим причинам.
  Дело даже не в том, сколько тысяч лет целостное сообщество может существовать - все в нашем мире конечно. Суть проблемы заключается совершенно в ином.
  Каждое человеческое сообщество, образовавшись, например, из объединения племен, не имеет четко выраженного порядка фаз, через которые оно должно обязательно проходить, а также их количества.
  Сообщество может распасться сразу же.
  Оно может существовать примерно в одном и том же состоянии многие тысячи лет и даже десятки тысяч лет, как, например, австралийские аборигены.
  Сообщество также может претерпевать в течение тысяч лет различные изменения, в частности, в качестве популяции (смешиваясь с другими народностями): в изменении языка, религии, органов управления, подчиненности (внешнее управление) в разные периоды, но оставаться всё той же общностью, сохраняя культурные особенности, позволяющее ему с наибольшим успехом отделять себя в своем самосознании от животных инстинктов, а также от других сообществ; сохраняя, тем не менее, многие первоначальные обычаи и установки, связанные со спецификой природной среды, в которой развивается сообщество, позволяющие наиболее эффективно выживать и контактировать как между членами сообщества, так и с соседями. Этим самым сообщество не теряет базу коллективистского самосознания, то есть свою сущность и целостность.
  Таковыми сообществами, несомненно, являются Китай (конфуцианство, даосизм, иерархичность, коллективизм, сохранение древнего иероглифического письма, государственная замкнутость, мнение о собственной исключительности в мире), Индия (индуизм, кастовость, буддизм, претензия на место основателя мировой цивилизации и на средоточие мировой мудрости), Япония (синтоизм, преклонение перед собственными традициями, склонность к самопожертвованию ради сообщества, презрение к иным культурам и нациям), Уэльс (сохранение собственного языка, обычаев, управляющих структур в рамках иного государства в течение нескольких тысяч лет).
  Этот перечень можно было бы продолжить, но и его вполне достаточно, чтобы развенчать однозначный фазовый порядок с рамками жизненного цикла этноса 1200-1500 лет, предложенный Гумилевым в его концепции этногенеза, хотя, конечно, во многих случаях народы проходят стадии, подобные периодам человеческой жизни: юность, зрелость, увядание, но процесс развития сообществ не идентичен человеческой жизни, поскольку разнородные популяции перемещаются, смешиваются, вследствие чего процессы молодости и старости к ним неприменимы однозначно - они как бы регулярно омолаживаются.
  Не все известные нам из истории многочисленные народы полностью исчезают. Довольно часто, они, в рамках нашей цивилизации, модифицируются тем или иным образом, не теряя своей истории, культуры и обычаев, на что определенное влияние оказывают и ландшафт, и климат, и соседи, и плотность населения, и религиозные предпочтения, ускоряя или замедляя как внешние процессы, например, состояние технологической оснащенности, так и изменяя сознание в его этическом и эстетическом наполнении. Однако решающую роль в длительном удерживании сообщества в состоянии развития играет содержание его коллективистского самосознания, и сообщество при опоре лишь на силу или выгоду, как это случилось с Ассирией, быстро распадается с исчезновением того или другого.
  Гумилев также полагает, что развитие цивилизации идет посредством появления одних этносов, их исчезновения, а затем появления новых этносов и т.д., то есть через смену одних целостных сообществ другими в нашей терминологии.
  Тут он путает смену одних государств другими или смену одной социальной формации иной.
  Сколько существовало государств в Китае, и сколько различных народов приходило в Китай, который был и раздробленно-феодальным, и императорским, и капиталистическим, а теперь числит себя социалистическим.
  Тем не менее, сообщество Китая в своем развитии не перестало быть китайским и не прекратило своего существования в течение многих тысяч лет, как, впрочем, и сообщество России, которая в виде сообщества русских людей со своими обычаями, языком с кириллицей в основе, национальным характером с общинным сознанием в его глубине, и верой в "доброго" царя, языческими наклонностями, существовало сначала в рамках Московской сатрапии, а потом - Российской империи, сменившейся полуфеодальным Советским Союзом с его полурелигиозными (коммунистическими) лозунгами, придя наконец, к своему теперешнему квазикапиталистическому состоянию, но оставшись практически неизменным по качеству сообщества, которое по его "русскости", то есть сформировавшемуся исторически самосознанию, можно легко отличить от любого другого, как можно отличить от любого другого и китайское сообщество.
  Точно так же не одну тысячу лет существует еврейское сообщество, не претерпевая столь уж значительных изменений в коллективистском ном самосознании, что заметно по следованию традициям и религиозным канонам, тогда как внешне каких только катастроф не случалось с евреями, вплоть до рассеивания их по миру.
  Эти примеры показывают отсутствие явных разрывов в развитии мировой цивилизации, которая в этом процессе не пресекается, но движется вперед в своих сообществах, хотя и с разной скоростью развития этих сообществ.
  Римская империя также не пропала бесследно, а раздвоилась в свое время на два близких по культуре крупных сообщества в виде Византии, наследником которой является Россия, и Западной Европы на месте западной части Римской империи. Корни этих сообществ близки и по языку, и по обычаям, и по религии, несмотря на возникшие в ходе развития отличия, но они в основном носят внешний характер, не являясь определяющими, что, в частности, подтверждает сравнение этих сообществ с китайским, мусульманским или индийским сообществами.
  Если перейти к динамике сообществ, то, прежде всего, следует отметить , что итог жизни в отношении развития каждого индивидуального сознания, определяется нахождением человеком оптимального сочетания неудовлетворенности в собственном самосознании в виде желаний, стремлений к тем или иным поставленным целям с имеющимся набором возможностей и собственных особенностей, которые следует использовать, от которых надо освободиться, которыми можно пренебречь, а также отношением к результатам собственной активности, за которые придется нести ответ.
  Отклонение от оптимума означает то, что человек не нашел себя в жизни, точнее, не определил истинный строй собственного самосознания в отношении к окружению и не добавил к нему новых свойств.
  Поэтому изменение и развитие целостных сообществ необходимо для развития самосознания каждого человека.
  Именно это обстоятельство не позволяет активному (сознание в человеке) в бытии надолго задерживаться в тех или иных структурах, в тех или иных условиях, в том или ином порядке, следовать той или иной необходимости, активное (сознание) всегда стремится изменить их, но не хаотично, а целенаправленно, с пользой для себя, точнее, формируя иные структуры и отношения, что дает ему собственные изменения с накоплением соответствующего опыта в этом развитии. Подобное проявление активного (сознания) среди пассивного (вещей) и есть первоисточник свободы, а сама активность в ее изъявлениях и действиях в человеке есть нежелание остановок, неудовлетворенность имеющимся, стремление к изменениям, новому, то есть - к развитию, или иному выражению себя в этом процессе.
  Такого рода сознательное проявление активного максимально возможно именно в человеке, потому что он обладает самосознанием - оно и дает ему наиболее полную свободу, которую никакая необходимость ограничить не может, напротив, необходимость есть опора для свободных изъявлений человека, поскольку только на основе известного порядка человек способен осознанно установить иной порядок, выявить иные закономерности. Но это требуется не само по себе, а означает накопление знаний и умений для перехода от одного порядка к другому и так далее - последовательно - для развития и выражения сознания в меняющихся условиях.
  Таким образом, только необходимость, или сопротивление среды дают сознанию возможность проявления своей активности через мысли, чувства и действия в процессе преодолении этого сопротивления - в безвоздушной среде птицы не летают: отсутствие противоречий есть ничто; только в борьбе может проявляться свобода, и тем самым - происходить бесконечное движение сознания вперед.
  Так что подобного рода основная особенность любого активного (живого), отличающая его от пассивного (неживого) внутренней напряженностью, выражается неудовлетворенностью тем, что есть в наличности: активное созидает что-то только для того, чтобы его впоследствии разрушить. Этот переменный вектор в виде противоположных стремлений к созиданию и разрушению указывает непременно на предпочтительность иного перед сложившимся.
  Подпитывают эту неудовлетворенность сознания, его стремление к новому непрекращающиеся, меняющиеся информационные потоки, пронизывающие всё существо человека, которые он может интерпретировать, обладая самосознанием, по-разному, - в меру своего понимания. Тем самым каждый человек неизбежно совершает все время колебания - от привычки к разрушению порядка, освобождению от него. Установив одно и приобщившись к нему, он рано или поздно начинает тяготиться им и решается изменить его, как бы ни сопротивлялась этому его внешняя консервативная натура.
  Человеческим сообществам это свойство непременно передается, поэтому ход их развития представляет собой колебания от созидания к разрушению возникшего, а потом - снова к созиданию на новой основе.
  Всё это движение происходит благодаря действию как в каждом человеке, так и в его сообществах неудовлетворенности сознания, соответственно - индивидуального и коллективного.
  Поскольку в сознании человека и его сообществ присутствуют две составляющие - низшее (природно-животное), и - высшее (самосознание) сознание, постольку обе эти ипостаси человеческого сознания участвуют в развитии целостных сообществ, определяя его, тогда как разнообразные внешние условия, вызывая неудовлетворенность как низшего, так и высшего сознания, заставляют людей в их совокупности менять эти внешние условия, вплоть до смены ландшафта строительством городов, каналов, дорог, вырубать леса, развивать торговлю, повышать эффективность производства сельскохозяйственных продуктов, провоцируя тем самым рост населения, что в свою очередь влечет за собой совокупное возрастание общественных богатств, разделение труда, укрепление прав собственности и усиление расслоения общества. А расслоение общества на богатых и бедных, рабов и свободных, трудящихся и угнетателей, правителей и разного рода оппозиции им, неизбежно приводит к вечной борьбе между ними.
  Всё это, естественно, не проходит мимо человеческого сознания - персонального и коллективного, - а медленно, но всё же, меняет его с течением времени.
  Если исходить из того, что человеком живое существо делает самосознание, то понятно, что уровень осознания человеком себя и соответственно - соотношение самосознания и низшего сознания может сильно отличаться в зависимости от времени жизни человека, его окружения, образования, способностей и т.п., хотя, в среднем, этот уровень в процессе разворота цивилизации растет и не может не расти, хотя и очень медленно, так как развитие цивилизации означает постепенный прирост информационных потоков, захватывающих каждого человека, происходящий вследствие деятельности тех же человеческих сообществ, занимающих всё новые пространства, технические и научные поля, новые сектора культуры.
  Будучи в начале своего цивилизационного пути обычным каннибалом, человек постепенно начинает по-иному относиться к своим ближним и своим соседям, накапливая наряду со знанием определенные моральные установки, облегчающие жизнь и развитие сообществ, делая его всё более цивилизованным как в отношении технико-технологической оснащенности, так и по более альтруистичному отношению друг к другу, то есть отдаляя его от природно-животной сущности.
  Тем не менее, жизнь людей есть конкурентная борьба за различные блага и привилегии, облегчающие труд или избавляющие от него вовсе, а средства этой борьбы могут быть различные - от самых подлых поступков до великодушных уступок и организации взаимовыгодных отношений с собственными конкурентами.
  Также надо отметить, что имеет смысл говорить о существенных подвижках в сообществах или жизни обычного человека только в том случае, если человек или все люди сообщества не задавлены тяжелым трудом ради выживания. А подобное происходит только с появлением хотя бы у определенного числа людей сообщества некоторого свободного времени, которое они могут посвятить как чувственным, так и умственным занятиям, что и происходит с развитием цивилизации.
  Таких людей, которые знают, как и чем занять свое свободное время, всегда было и будет меньше остальных, потому что еще надо и уметь распоряжаться своим свободным временем, то есть быть плодотворно активными, находя себя в творчестве.
  Но только такие люди способны создавать напряжение как в себе, так и в обществе, обеспечивая его развитие, то есть увеличивая объем информационной базы сообщества. Они не способны скучать. Поэтому они пытаются всегда придумать что-то новое, плывут к неизвестным землям, погружаются в глубины океанов, затевают войны без видимой причины, организуют религиозные или светские общества, но главное - втягивают остальное население в свои предприятия, убедительно их обосновывая той или иной полезностью для всех, тогда как на самом деле "вершки" достаются немногим, да, как правило, и им не идут на пользу.
  Самосознание содержит в себе всё истинно человеческое: ощущения любви, дружбы, проявление заботливости, верность долгу, честность, совестливость, но в эти проявления сознания всё время вплетаются такие следствия неизменного эгоцентризма низшего сознания, как зависть, гордость, властолюбие, эгоизм, корыстолюбие, отчуждение и т.д.
  Если вернуться к источнику формирования и развития целостных сообществ, то необходимо отметить следующее.
  Неудовлетворенность есть коренное свойство, скорее даже - состояние активного в живом, которое вследствие перманентного пребывания в нем не может остановиться - иначе оно уже не будет активным, а станет вещью, - поэтому человек созидает только для того, чтобы разрушить созданное, - неважно, к чему оно относится, но в этом процессе созидания-разрушения качество сознательно созидаемого в среднем становится всё выше - происходит качественное изменение окружающей среды, отношений, связей, понимания, то есть подобное взаимодействие сознания в человеке с окружающим ведет в итоге к повышению уровня самосознания, что мы и наблюдаем, глядя на самих себя в нашей цивилизации. Этот переменный вектор в виде противоположных стремлений к осознанному созиданию и разрушению, стало быть, указывает непременно на предпочтительность иного перед сложившимся, и так будет до тех пор, пока не исчезнет цивилизация со всеми ее сообществами.
  Однако, сознание человека неоднородно - в нем действует низшая (животная) ипостась, и - высшая (самосознание). Каждой из этих сущностей принадлежит собственная неудовлетворенность, соответствуя сфере деятельности обоих типов сознания.
  Неудовлетворенность низшего сознание всегда остается в четко очерченных границах потребления ощущений, но резко возрастает, требуя от человека или его сообщества немедленных действий при угрозе жизни (чувство самосохранения, присущее любому живому существу), сведения ю жизни к нетерпимому существованию, а также угрозе размножению, что в реальности происходит при нападении, неблагоприятных изменениях климата, ландшафта, неверных действиях лидеров, недостатке пищи и прочих факторов, относящихся к управлению органикой и ее сохранению.
  Неудовлетворенность высшего сознания, присущая только людям, и появившаяся в них вследствие осознания себя в окружающем мире, или в текущем о времени, не имеет границ в их самосознании, и пытается вести людей к наиболее полноценной и гармоничной жизни, совершенствуя отношения между ними и улучшая окружающую среду, но без возможности преодолеть влияние на поведение человека низшего сознания, тем более что низшее сознание и высшее сознание не разделены, а переплетены неразрывно, а какая сущность временно побеждает, определяется условиям существования носителей сознания и степенью их развития, точнее, достигнутым уровнем их самосознания.
  Поэтому при недостатке пищи, неблагоприятных условиях жизни, стесненности на занимаемой территории, особенно в сопоставлении с условиями жизни соседних сообществ, возникает растущая неудовлетворенность низшего сознания сообщества. Низшее сознание со всем его эгоцентризмом, замещая в критический момент высшее сознание, диктует как человеку, так и его сообществу начать бросок от гибельных условий существования к благоприятным, неважно за счет чего или кого.
  Так, эта неудовлетворенность низшего сознания бросала диких гуннов на чужие, но благодатные места, а в Китае поднимала массы голодных крестьян, превращаемых в рабов, на сокрушающие всё вокруг восстания, снижая в отдельных случаях население в несколько раз.
  В ходе этого действия сознания возникают и структурно совершенствуются сообщества, сближая примкнувшие к этому движению народности, или же объединяя восставшее население в едином порыве, которое становится сплоченным едиными интересами, то есть - целостным сообществом.
  После сравнительно кратковременных, отчаянных и кровопролитных - не всегда выигрышных - событий, вызванных действием накопившейся неудовлетворенности низшего сознания, могут возникать новые образования уже на "расчищенном" месте с улучшенными или просто иными условиями для бытия, в которых можно будет заняться организационно-структурным совершенствованием: строительством, торговлей, создать новые управляющие органы, усовершенствовать законы и т.д., то есть появляется место для развивающих действий высшего сознания, которое восстанавливает свои позиции и отодвигает сделавшее свое дело низшее сознание в сторону.
  Теперь уже проявляется во всей красе неудовлетворенность коллективистского высшего сознания, которое видит разруху вокруг и начинает толкать сообщество к перестройке того, что осталось, а также - к созданию новых связей, отношений и новых форм окружающей среды. Этот процесс может затянуться на столетия.
  Однако, любое сообщество содержит бюрократические органы управления, властную элиту, а эта верхушка сообщества имеет свойство со временем замыкаться на себя, пренебрегая интересами масс. Если это пренебрежение доходит до той грани, за которой качество жизни большинства населения в этом сообществе доводится снова до неприемлемого уровня, грозящего его деградацией и даже вымиранием, то неудовлетворенность низшего сознания массы населения под угрозой гибели собственного потомства при поддержке неформальной интеллектуальной оппозиции, отражающей действие неудовлетворенности высшего сознания (недостаток фактических гражданских свобод, вопиющее неравенство, отсутствие социальных лифтов, что препятствует эффективному проявлению накопленных каждым человеком знаний и умений и т.п.), возрастает до такого предела, что бросает значительную часть населения, или, по крайней мере, достаточное число его самых активных представителей на смещение бюрократической элиты, невзирая на всю опасность для жизни, которая уже превратилась в мучения из-за негодного управления, жадности и деградации властной элиты.
  Такого рода события произошли в России в феврале 1917 года, когда широкие народные массы, утомленные бессмысленной войной, бездарностью и беспомощностью разложившихся властей, оторванностью их от масс, смели властную верхушку, но остановились в бездействии, которым воспользовалась наиболее экстремистская часть интеллектуальной элиты, воспитанная на марксистских утопиях. Новая элита преобразовала на почве общинного сознания масс Россию (СССР) в азиатскую сатрапию с верховным непогрешимым вождем. СССР, правда, достиг значительных успехов благодаря энтузиазму масс, соблазненных кисельными коммунистическими берегами; однако эта химера сравнительно быстро исчезла (1991 год), когда оппозиция в виду потери основной цели сообщества - строительство коммунизма, сместила властную элиту при полном равнодушии масс и отсутствии сопротивления силовых органов.
  Любопытно, что тут проявилось отличие по действию коллективистского сознания сообщества в переломных событиях для развитых сообщества и неразвитых. В последних (Россия - февраль 1917 г.) доминирует неудовлетворенность низшего сознания - в силу существенного снижения уровня жизни населения и его уничтожения (война), а для развитых сообществ, в которых уровень жизни достаточно высок, более существенным становится отношение населения в лице его представителей в неформальной интеллектуальной элите к ставшей непригодной социальной структуре, которая больше не способна содействовать развитию сообщества из-за утраты поставленных ранее целей (СССР - 1991 г.).
  Другими словами, всё большее вмешательство неудовлетворенности коллективистского высшего сознания с течением времени в переломные события означает приобретение сообществом большей свободы, так как свобода есть следствие стремления сознания к изменению себя в своем существовании в условиях сопротивления окружающей среды. А происходит это увеличение степени вмешательства высшего сознания с развитием сообщества потому, что меняться способно только высшее сознание, а низшее сознание, отвечающее в основном за органические функции, остается практически неизменным.
  Подобное изменение целостного сообщества не в результате только внешних влияний, а при взаимодействии сообщества в лице его коллективистского высшего сознания с внешним окружением указывает на убывание для него энтропии.
  Экстраполируя данное явление с сообщества, которое рано или поздно распадается, на всю цивилизацию, можно отметить, что, в целом энтропия земной цивилизации со временем убывает, но, только до определенного момента (точка сингулярности), в котором она возвращается к прежнему - до возникновения цивилизации- уровню.
  Аналогичный вывод по иным данным был сделан нами ранее (см., напр., 2, гл. 6).
  Возможен и такой сценарий событий в сообществе на стадии его плавного развития.
  Удачное управление хозяйством, урожайные годы, неожиданно появившиеся дополнительные ресурсы, технологии способны привести сообщество к значительному повышению благосостояния и культуры населения в целом. Это обстоятельство в соседстве с нищими, неразвитыми, но агрессивными и воинственными, или просто конкурентными сообществами вполне может вызвать у них зависть и желание напасть и разорить процветающую страну. Если подобное желание сбывается, а это случается довольно часто, так как в процветающих странах благополучие расслабляет, то сообщество снова ввергается в материальную нищету и моральное ничтожество, часто получая внешнее управление.
  Подобная ситуация означает временное падение уровня коллективистского высшего сознания, что вызывает растерянность элиты и впадение населения в ступор. Положение опять же может спасти неудовлетворенность низшего сознания ситуацией, поскольку оно инстинктивно чувствует угрозу гибели сообщества. Коллективистское низшее сознание воздействует на население, мобилизуя из всей его массы наиболее активных членов, которые меняют негодную элиту и пытаются восстановить положение. Это удается не всегда, но даже при внешнем управлении при достаточной сплоченности населения, высокой культуре, неизменных обычаях, то есть в случае не фатального падения уровня высшего сознания, существует высокая вероятность выхода сообщества снова на магистральный путь развития до новых катаклизмов подобного типа.
  Особенно ярко и беспримесно этот процесс развития сообщества иллюстрируется историей Китая, которая длится почти четыре тысячи лет.
  Аналогичные процессы шли также и в Западной Европе после распада Римской империи - это как раз тот случай, когда распад государства путают с гибелью сообщества, тогда как накопившийся - высокий - уровень высшего сознания всей массы населения Римской империи (культура, традиции, язык общения, законы, мораль, способы управления государством, христианская религия) позволили не только сохраниться империи на Востоке (Византия), но и под флагом Папства христианской церкви в Риме позволил практически восстановить империю на западе Европы при определенной конкуренции находившихся там государств, образовав, в итоге, через полторы тысячи лет нынешнее единое Европейское сообщество государств.
  Иначе говоря, целостное западноевропейское сообщество никуда не исчезло, а после различных по срокам периодов стагнации, войн, переворотов пришло примерно к тому же единению, что и в Римской империи, но, естественно, на более высокой технологической и культурной основе, то есть - более высоком уровне самосознания.
  Близким к этому был и процесс трансформации Византии, переместившейся в своем самосознании в православное государство русских, сообщество которых развивается до сих пор. Этот пример показывает отнюдь не первостепенное значение для целостности и развития сообщества территории, а демонстрирует превалирование таких элементов самосознания сообщества, как культура, основы языка, законы, этические нормы, способы управления, общения через религию и т.п.
  Приведем ниже примеры, иллюстрирующие жизненный цикл ряда сообществ, который отличен от предложенного Гумилевым четырехфазного этногенеза.
  В свою очередь, эти примеры, опровергая концепцию пасссионарности Гумилева [1], не противоречат предложенной нами концепции развития целостных сообществ на основе такого источника развития, как неудовлетворенность сознания в обеих его ипостасях.
  Сам по себе, исторический ход развития китайского сообщества как наиболее древнего из нынешних целостных сообществ в течение почти четырех тысяч лет, если определить переломные точки этого развития, то есть - позиции кардинальных перемен в обществе вплоть до смены всей властной элиты, показывает многократное попеременное следование сравнительно кратковременных периодов катастрофических событий различного типа (крушение империй, перевороты, нашествия с захватом власти кочевниками и т.п.) сравнительно длительным эпохам постепенного преобразования сообщества, которое не исчезло за четыре тысячи лет, сохранив основы своего самосознания, облик, территорию.
  Во II тысячелетии (примерно в XVII веке до нашей эры на территории современного Китая в Хэнани в районе среднего течения реки Хуанхэ в результате объединения племен образовалось сообщество под названием Шан с крупными поселениями и монументальными зданиями. Китайцы того времени уже начали пользоваться иероглифическим письмом.
  Правитель являлся одновременно военачальником, верховным жрецом и организатором хозяйства.
  Основным занятием в сообществе было земледелие. Большое значение имело также скотоводство. На полях работали общинники и постоянные работники, близкие по статусу к рабам. Рабов поставляли постоянные войны с соседями, но большая часть рабов истреблялась или приносилась в жертву. Успехи в войнах сообщества Шан (династия) с населением Инь, приведшие к захвату нескольких соседних территорий, можно объяснить наличием у сообщества профессионального войска с боевыми колесницами.
  Сообщество (царство) Шан просуществовало до XI века до нашей эры, и было разгромлено в неудачной войне с западным племенем Чжоу. Источником столь значительной перемены отношений после долгого правления Шан в данной случае явилась консервация в значительной степени самосознания по сравнению с подъемом до более высокой степени высшего сознания соседей, чему соответствовали их более высокая организация, технологии, и вместе с тем - стремление населения Чжоу занять более выгодное место существования, в чем явно прослеживается долго копившаяся неудовлетворенность их низшего сознания.
  Сообщество Чжоу, основу которого составляли иньцы, просуществовало до III века до нашей эры. Его территория расширилась, а освоение новых земель приводило к смешиванию населения из разных районов, создавая тем самым прототип нынешнего китайца.
  В V веке до нашей эры эпоха бронзы сменяется эпохой железа, орудия труда улучшаются, соответственно растет площадь осваиваемых земель, строятся новые ирригационные сооружения, начинают применять удобрения, усиливается разделение труда и хозяйственная специализация районов, меняется качество вооружений, развиваются ремесла.
  В связи с этим оживляется торговля, и соответственно возрастает роль купцов и ростовщиков.
  Организационное и технологическое развитие соседствует с культурным: формируются основные философские школы Китая - конфуцианство (VI- Vвв. до н. э.), моизм (V в. до н. э.), даосизм (IV в. до н. э.).
  С течением времени власть центрального правителя Чжоу ослабела, а власть удельных князей укрепилась.
  Войны между соперничающими княжествами мешали росту торговли. Объединения страны требовала и угроза со стороны кочевников-гуннов.
  К IV в. до н. э. особенно усилилось западное княжество Цинь, расширившее свою территорию на юг и на восток.
  В этом уже царстве Цинь в IV в. до н. э. были проведены реформы, в значительной степени подорвавшие устои патриархальной семьи и сельской общины: стало поощряться дробление крупных семей, раздел их имущества, кроме того, была разрешена купля-продажа общинных наделов. Сбор налогов резко возрос.
  В результате, было реорганизовано войско, и бронзовое оружие было заменено железным, боевые колесницы были заменены более маневренной конницей.
  К середине III века до нашей эры Цинь разгромило всех соперников, и верховная власть перешла от Чжоу к Цинь в лице нового императора (хуанди) Цинь Ши хуанди (первый император Цинь).
  Таким образом, царство Чжоу было разгромлено конкурентом с более высоким уровнем самосознания, которому соответствовали указанные социальные и технологические нововведения.
  Император Цинь Ши хуанди провел ряд успешных войн, в частности, с гуннами, начал постройку Великой Китайской стены, оттеснив за нее гуннов, отстранил от власти старую знать, а во главе провинций поставил собственных чиновников.
  Однако, постепенно растущие расходы на армию, бюрократически аппарат разорили землевладельцев.
  Жестокость проводимых мероприятий вызывала недовольство разоряемых общинников, а также знати, отстраненной от управления страной. К этому добавилось недовольство казарменной дисциплиной, жестокими наказаниями провинившихся, казнями конфуцианцев, выступавших против создавшегося гнета.
  Сразу же после смерти Цинь Ши хуанди (конец III века до нашей эры) началось массовое восстание землевладельцев., к которому примкнули и рабы.
  Наиболее удачливый из вождей восстания - деревенский староста Лю Бан - в 207 году до н. э сверг последнего представителя династии Цинь, и на следующий год провозгласил себя императором, основав новую династию Хань (Старшая династия Хань).
  В данном случае, накопившая неудовлетворенность низшего сознания всех слоев масс, которые оказались в безвыходном положении физически уничтожаемых вследствие жестоких действий правящей бюрократии с крайне пониженным уровнем высшего сознания, явилась основным источником коренных изменений отношений в китайском сообществе того времени.
  Начало правления династии Хань характеризуется реформами в пользу общинников, для которых был снижен земельный налог. Были прекращены массовые казни. К власти начали привлекать отдельных представителей потомственной аристократии, тогда как торговцы и ростовщики стали облагаться разорительными налогами.
  Жестокие нормы и бесчеловечная практика Цинь Ши хуанди были заменены конфуцианством, опирающимся на традиции. Эта идеология сохранилась до сих пор.
  Удачные войны существенно увеличили территорию Китая.
  Однако захватническая политика требовала огромных средств. Налоги стали взыматься даже с детей и стариков, цены росли. Население к концу I века до н. э. всё больше убеждалось в неспособности бюрократии изменить ситуацию к лучшему.
  Всеобщее недовольство вызвало восстание сразу в нескольких провинциях. Восставшие выкрасили брови в красный цвет в качестве отличительного знака (восстание "Красных бровей"). Они захватили столицу, убили императора-узурпатора, отстранившего от власти наследников династии Хань, и в 25 году н. э. к власти пришли снова представители династии Хань (Младшая династия Хань).
  Данная переломная точка истории Китая представляет проявление высокой степени неудовлетворенности низшего сознания масс как основного источника смены отношений в сообществе вследствие практического уничтожения правящей элитой трудящегося населения, а также, вместе с этим, - проявление пониженного уровня высшего сознания интеллектуально-властной элиты.
  Для предотвращения в будущем подобных восстаний была проведена реформа по освобождению части рабов, было запрещено клеймить и убивать их. Отчасти, подобный либерализм был вызван новыми изобретениями: водяная мельница, водоподъемный насос, воздуходувные кузнечные мехи. В земледелии также был сделан ряд усовершенствований.
  Захват территорий, войны были довольно успешными, но главной цели - установление прямого контакта с Римской империей из-за противодействия парфян достигнуть не удалось.
  В итоге разразился кризис товарно-денежной системы и произошла натурализация хозяйства.
  Результатом стало разорение народных масс - население стало убывать. Всё это, а также нашествия варварских племен вызвали широкое восстание "желтых повязок", длившееся около 20 лет - конец II века н. э., также начались междоусобицы среди рабовладельцев, с севера нахлынули гунны.
  Последствием этих событий стал распад в 220 году н. э. Ханьской империи на три государства.
  Источником этого перелома в развитии китайского сообщества является одновременно пиковое проявление накопившейся неудовлетворенности низшего сознания масс, выразившееся в восстании "желтых повязок", а также - понижение уровня высшего сознания интеллектуально-властной элиты (междоусобицы). Кроме того, на эти проявления сознания китайского сообщества произошло наложение неудовлетворенности низшего сознания гуннов, которым давно хотелось, но пока неудачно, переместиться в более благоприятные условия существования за счет иноплеменников-китайцев.
  В качестве некоторых итогов примерно двухтысячелетнего существования сообщества китайцев можно отметить явный прогресс, а не застой в его существовании, несмотря на все катаклизмы.
  Технологический прогресс просматривается в замене бронзовых орудий труда и оружия на железные, появились мельницы, насосы, новые технологии сельскохозяйственного производства, были изобретен компас, сейсмограф, порох, бумага, технология изготовления шелка, многоярусные здания.
  Племенные отношения сменились строго иерархическим сословным государством, в котором в соответствии с учением Конфуция отстаивался приоритет патриархальных традиций и незыблемость социальных устоев, что было выгодно элите общества.
  Что касается самосознания сообщества, то в значительной степени усовершенствовалась система общения с помощью иероглифов - их число возросло до 18 тысяч. Наряду с культом предков широкое распространение получили разработанные в Китае конфуцианство, даосизм, сформировавшие в значительной степени особость китайцев, а также проникший из Индии буддизм. Число носителей высокого уровня знаний существенно возросло благодаря развитию ирригации и строительства.
  После 220 года н. э. началась длительная и ожесточенная борьба за власть над Китаем между тремя его провинциями (период Троецарствия), завершившийся основанием государства Цзинь (226-420 гг. н. э.).
  Однако волнообразные нашествия кочевых племен с севера и захват ими всех северных провинций Китая вынудили элиту общества (около миллиона человек) бежать в Южный Китай.
  В этот период нестабильности варваризуется жизнь китайцев с разгулом жестокости и убийств. Тем не менее, культура Китая, воздействуя на пришельцев, приводила их к поглощению китайским сообществом. Так же ассимилируются китайцами и местные жители юга Китая: упадок китайского сообщества после 220 г. н. э. сменяется подъемом. Отчасти варваризованный север объединяется с колонизованным югом страны под управлением новой династии Суй (581-618 гг. н. э.).
  Таким образом, между двумя точками перелома развития Китая - 220 г. н. э. и 581 в. н. э. за упадком следует подъем, то есть неудовлетворенность низшего сознания населения, провоцирующая разгул страстей, восстания и распад, сменяется конструктивными действиями высшего сознания преимущественно новой интеллектуально-властной элиты общества, чье внимание в значительной степени направляется уже на восстановление хозяйства.
  Во время правления династии Суй между Янцзы и Хуанхэ строится канал, восстанавливаются участки Китайской великой стены. Но эти предприятия требуют усиления поборов с населения. Оно в итоге не выдерживает тягот и восстает. Это означает, что новое накопление неудовлетворенности низшего сознания населения пришедшими тяготами опять требует разрешения.
  И оно происходит в виде смены династий (властной элиты).
  К власти в 618 году н. э. пришла династия Тан, правившая до 907 г. н. э.
  В стране воцарился порядок: получило дальнейшее развитие сельское хозяйство, а также ремесла и кустарное производство, металлургия и кораблестроение. Началось интенсивное строительство дорог между провинциями, сформировалась прогрессивная правовая система, были установлены экономические и культурные связи с Японией, Персией, Кореей, Индией, Аравией и т.д., увеличились размеры городов и численность населения, расширилась территория, снова стал действовать Великий шелковый путь
  Однако в течение последних 100 лет правления династии Тан начинают происходить конфликты месту центральной властью и наместниками в провинциях Китая. Начинаются междоусобные войны, и только в 960 г. н. э. центральная власть восстанавливается в рамках новой империи Сун (960-1279 гг. н. э.).
  Таким образом, между двумя точками перелома развития Китая - 618 г. н. э. и 960 в. н. э. - за подъемом, длящимся в течение 200 лет, следует упадок, то есть конструктивная неудовлетворенность высшего сознания населения сменяется нарастающим разрушительным действием низшего сознания, в основном, правящей элиты, инспирировавшей междоусобные войны.
  Период правления династии Сун характерен ослаблением военной мощи Китая, что повлекло захват северных провинций варварами, но это не помешало общему экономическому и культурному расцвету Китая вплоть до XII в. н. э.: распространялось книгопечатание, выводились новые сорта растений, усовершенствовалась технология изготовления фарфора, шелка и лаковых изделий.
  Поэтому можно констатировать подъем самосознания населения в этот период. При этом, самосознание ищет опору не в военных технологиях, а в инновациях в области культуры и искусства, смягчая нравы и усиливая альтруистические настроения, вследствие чего, возможно, китайцы потеряли свой прежний военный пыл, и стали с меньшим рвением уничтожать кочевников, предпочитая жить с ними в мире за счет некоторых уступок.
  То есть период между двумя точками перелома развития Китая - 960 г. н. э. и 1279 г. н. э. (в этот год Китай попал под власть монголов) - может быть отмечен в целом подъемом уровня высшего сознания населения.
  В начале XIII века н. э. началось нашествие объединившихся монгольских племен на восток, на запад и снова на восток - в Китай. К 1280 году империя Сун пала, и Китай попал под власть монголов, став частью их империи.
  Развитие страны было остановлено, хозяйство подорвано, часть жителей была обращена в рабство.
  Подобный спад вызвал постепенное накопление неудовлетворенности низшего сознания всего населения своим бедственным существованием, и оно к середине XIV века н. э. восстало.
  В 1368 г. н. э. монголы были изгнаны, и к власти пришел сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший империю Мин.
  Китай возвращает себе часть северных территорий, организует ряд морских экспедиций, налаживает контакты с европейской цивилизацией, что можно считать периодом подъема.
  Однако к середине XVII века н. э. объединившиеся маньчжуры нападают на Китай, в котором тем временем разгорается крестьянское восстание.
  В итоге, в 1645 г. н. э. Китай теряет суверенитет и становится частью маньчжурской империи Цин (1645-1911 гг. н. э.).
  В отличие от монголов, маньчжуры быстро попали под влияние культуры Китая, причем императоры стали буддистами или конфуцианцами.
  В Китае стал интенсивно развиваться, его население возросло в пять раз к середине XIX в. н. н э. до 300 миллионов человек. Территориально империя расширилась, захватив часть Средней Азии.
  Однако в XIX в. н э. начался ввоз опиума в Китай европейцами, и соответственно - Опиумные войны, которые привели к поражению империи Цин и превращению Китая в полуколонию европейцев.
  Вторая половина XIX в. н. н э. проходит в Китае под знаком обширных восстаний населения, в которых погибло несколько десятков миллионов человек, но власть устояла с помощью европейских держав. Были проведены некоторые реформы.
  В результате нескольких войн контроль над Манчжурией и Кореей получила Япония.
  Все эти катаклизмы привели население в состояние крайнего раздражения, иначе говоря, "чаша" низшего сознания населения переполнилась. В 1911 г. н. э. началось восстание, империя Цин прекратила свое существования. Была провозглашена Китайская республика.
  Тем не менее, вплоть до 1926 г. н. э. в Китае продолжались волнения, завершившиеся военным переворотом Чан Кайши. Однако умиротворения не произошло, и волнения в Китае не остановились, а в 1931 году началась война с Японией, которая оккупировала Манчжурию. В борьбу вступили коммунисты Китая и их сторонники. Войска Гоминьдана, обескровленные борьбой с Японией, к 1949 году потерпели поражение от коммунистов и отступили на Тайвань. Бурный период существования для китайцев закончился.
  Под руководством коммунистов было образована Китайская Народная Республика. Наступила эпоха действия неудовлетворенности высшего сознания новой властной элиты Китая, что после некоторых отступлений привело китайское сообщество к высокому уровню технологического развития и подъему культуры всего населения. В целом, движение сообщества китайцев после 1949 года можно считать восходящим.
  Таким образом, жизненный цикл китайского сообщества включает в себя 13-ть переломных точек, между которыми находятся периоды эволюционного развития сообщества, которое после почти четырех тысяч лет развития сохранило свою целостность (самосознание) и продолжает движение вперед.
  Первая точка (XI век до нашей эры) знаменует перелом в развитии первоначального сообщества китайцев. Царство Шан, просуществовавшее около шести столетий (с XVII века до н. э.), было разгромлено войсками поднявшейся военном отношении провинции Чжоу.
  Смена властной элиты привела к хозяйственному и культурному подъему, сменившийся через несколько столетий упадком в связи с ослаблением центральной власти.
  Начались войны удельных князей, завершившиеся падением Чжоу в середине III века до н. э. под натиском провинции Цинь (длительность временного периода между двумя первыми поворотными точками составляет около семисот веков).
  Таким образом, вторая точка перелома (середина III века до н. э.) обозначает смену правящих элит - династии Чжоу династией Цинь. Первоначальным результатом замены властной элиты явился период успешных военных действий китайцев в течение нескольких десятков лет - подъем, который сравнительно быстро сменился спадом, так как войны разорили население и привели его к восстанию в конце III века до н. э., которое является 3-й точкой перелома (длительность периода между второй и третьей переломными точками составляет 50 лет).
  Третья точка перелома в развитии Китая на временной оси (207 год до н. э.) показывает интересное явление - превращение деревенского старосты в императора, который основал новую династию Хань. Благоприятные для населения реформы привели к культурному и экономическому подъему, который, как бывало и ранее, сменился спадом из-за роста налогов и цен. Этот рост был необходим для ведения захватнических войн, развязываемых властной верхушкой Китая. Итогом снижения уровня жизни было возбуждение низшего сознания всего населения, выразившееся во всеобщее восстание, завершившееся в 25 г. н. э. свержением династии Хань, которое является 4-й точкой перелома (длительность эволюционного периода развития между третьей и четвертой точками перелома составляет около 200 лет).
  Четвертая точка переломных событий в истории Китая (25 г. н. э.) формально указывает на смену одной династии другой, но, фактически, показывает удовлетворение требования народа сменить властную элиту. Как и прежде, новая власть сначала провела благоприятные для населения реформы, но через некоторое время ввязалась в войны по захвату территорий, что привело страну к кризису, а население - к разорению. Положение усугубилось нашествием гуннов. Широкое восстание население вызвало в 220 г. н. э. распад империи на три государства, который является 5-й точкой перелома. Этот период эволюционного развития китайского сообщества так же выглядит как смена первоначального подъема спадом (длительность эволюционного периода развития между четвертой и пятой точками перелома составляет около 200 лет).
  Пятая точка перелома, указывающая на приход к власти новой элиты, обозначает основание государства Цзинь (226-420 гг. н. э.). Нашествие кочевых племен и захват ими китайских территорий приводят китайское сообщество к длительному спаду.
  Оно приходит в себя, ассимилировав большую часть кочевников, только к VI в. н. э., когда вследствие определенного подъема варваризованный север объединяется с колонизованным югом страны под управлением новой династии Суй, правившей с 581 по 618 гг. н. э., что явственно представляет следующую - 6-ю - точку перелома в развитии сообщества (временной интервал между пятой и шестой точками перелома составляет более трех веков).
  Таким образом, шестой точкой перелома можно обозначить приход к власти новой элиты в лице династии Суй (581 г. н. э.). Как это уже происходило прежде, первоначальные действия новой властной элиты направлены на восстановление хозяйства. Однако этот подъем быстро завершается, так как восстановление экономического потенциала потребовало значительных средств, которые неоткуда было взять, кроме как у населения. Происходит восстание недовольных. Властная элита свергается, и ей на смену приходит новая - в виде династии Тан, правившей с 618 по 907 гг. н. э., что представляет 7-ю точку перелома (временной интервал между шестой и седьмой точками перелома составляет менее 50 лет).
  Седьмая точка перелома (618 г. н. э.) знаменует смену прежней властной элиты управляющей элитой эпохи династии Тан. Эта властная элита начинает проводить реформы во всех отраслях хозяйства, а также в области права. Тем не менее, наступивший подъем, длящийся 200 лет правления династии Тан, сменяется спадом - начинают происходить конфликты месту центральной властью и наместниками в провинциях Китая. Междоусобные войны завершаются только к середине X в. н. э., и центральная власть восстанавливается в рамках новой империи Сун, правившей с 960 по 1279 гг. н. э. - 8-я точка перелома (временной интервал между седьмой и восьмой точками перелома составляет более трех веков).
  Восьмая точка перелома в развитии китайского сообщества означает новую смену властной элиты Китая (империя Сун пришла на место империи Тан). В целом, эпоху империи Сун как интервал эволюционного развития можно охарактеризовать существенным повышением уровня самосознания всего населения, что получило отражение в культурном расцвете Китая. Это благоприятное время для развития китайского сообщества было прервано нашествием монголов и потерей Китаем государственности (1280 г. н. э.) - 9-я точка перелома (временной интервал между восьмой и девятой точками перелома составляет порядка трех столетий).
  Девятой точкой перелома является завоевание Китая монголами. Нашествие монголов и включение Китая в их империю приводят китайское сообщество к длительному спаду, так как хозяйство было разрушено, а значительная часть жителей была обращена в рабство. Менее ста лет потребовалось для накопления неудовлетворенности низшего сознания всего населения своим бедственным существованием до крайнего предела. Эта предельная неудовлетворенность не могло не привести к всеобщему восстанию против поработителей и освобождению страны от их власти (1368 г. н. э.) - 10-я точка перелома (временной интервал между девятой и десятой точками перелома составляет около 90 лет).
  Тем самым десятая точка перелома в развитии китайского сообщества знаменует восстановление суверенитета Китая после восстания и изгнания монголов в середине XIV века н. э. Новая империя Мин в лице ее властной элиты восстанавливает хозяйство, проводит ряд других прогрессивных мероприятий, но, ближе к XVII веку н. э., ее гнет усиливается. Население восстает. Вместе с тем Китай захватывают маньчжуры (1645 г. н. э.) - 11-я точка перелома. Временной интервал между десятой и одиннадцатой точками перелома составляет порядка трех столетий.
  Одиннадцатой точкой перелома является захват Китая маньчжурами в 1645 г. н. э. Китай становится частью маньчжурской империи Цин. Маньчжуры довольно быстро китаизировались, и китайское сообщество получило новое развитие. Однако в XIX в. н. н э. начался ввоз опиума в Китай европейцами, и соответственно - Опиумные войны, которые привели к поражению империи Цин и превращению Китая в полуколонию европейцев. Население Китая приходит в состояние крайнего раздражения, начинаются восстания, и в 1911 г. н. э. империя Цин прекратила свое существования. Была провозглашена Китайская республика - 12-я точка перелома. Временной интервал между одиннадцатой и двенадцатой точками перелома составляет около трех столетий.
  Двенадцатая точка перелома в 1911г. н. э. обозначает смену имперской властной элиты на республиканскую. Развитие китайского сообщества в условиях республиканского правления долго не могло начаться вследствие борьбы различных группировок, в которую вмешалась война с Японией и Вторая мировая война. В борьбе двух основных группировок - Чан Кайши и коммунистов - победили последние (1949г.) -13-я точка перелома. Временной интервал между двенадцатой и тринадцатой точками перелома составляет менее 50 лет.
  Тринадцатая точка перелома в 1949 г. н. э. знаменовала победу в гражданской войне коммунистов. Началось постепенное технологическое и культурное возрождение китайского сообщества, которое продолжается и по сей день.
  Данное рассмотрение истории китайского сообщества за почти четыре тысячи лет показывает, что целостные сообщества развиваются дискретно: эволюционные периоды в среднем в несколько сотен лет для Китая перемежаются переломными событиями, в ходе которых меняется властная элита, и соответственно, меняется, в той или иной степени, политика и хозяйственные отношения. Периоды между точками перелома могут существенно отличаться: содержать только одну фазу подъема, который может быть прерван переломом в виде внешнего воздействия; фаза подъема может перейти в фазу ровного движения (без существенных изменений), которая непременно переходит в спад, если не прерывается внешним воздействием; фаза подъема также может быстро перейти в фазу упадка в случае неверных действий властной элиты или внешнего воздействия.
  Кроме того, как показывает история китайского сообщества, переломные пункты в развитии не всегда приводят к подъему, процесс разложения может продолжаться длительное время - до нового переломного события, но только в случае достаточного резерва коллективного самосознания сообщества, которое полностью распадается при его отсутствии, как это случилось, например, с ассирийским сообществом, в отличие от китайского или еврейского сообщества.
  Для китайского сообщества частота переломных точек (13) в развитии сообщества (XVII век до н. э. - XXI век н. э.) составляет в среднем одно переломное событие на 250 лет на протяжении почти четырех тысяч лет, а периоды эволюционного развития между переломными точками колеблются от 50 до 700 лет.
  Испанское христианское сообщество формировалось с VIII века н. э. в борьбе с арабами, точнее, маврами-мусульманами, и к XI веку н. э. на северо-западе Пиренейского полуострова возникли четыре государства: Арагон, Леон, Наварра и Каталония. В 914 г. н. э. новое королевство Астурия включило в себя Леон, часть Португалии и часть Галисии, сформировав, хотя и разделенную, но всё же собственную властную управляющую элиту образовавшегося государства.
  Воевавшие вместе с рыцарями с маврами крестьяне и горожане не попали в крепостную зависимость. Напротив, они получили большие льготы: крестьяне образовывали вольные общины, а горожане пользовались большими правами, чем горожане остальных государств Европы. В борьбе с мусульманами самосознание испанцев развивалось и крепло, так как война за возвращение земель предков сплачивала испанцев, вызывая появление таких черт, как доблесть, честь, настойчивость в достижении поставленных целей, приверженность старинным традициям на основе христианской веры в противовес мусульманским обычаям и нравам.
  С образованием христианских государств в Испании и ослаблением мавританского владычества по внутренним причинам возвращение территории продолжилось с успехом, и к концу XIII века весь полуостров, кроме Гранадского эмирата, был отвоеван испанцами-христианами. В течение всего периода от начала реконкисты до ее фактического окончания продолжалось укрепление такого качества самосознания испанцев, как именно христианской особости в противовес завоевателям-мусульманам. Оба новых сформировавшихся королевства - Арагон и Кастилия - развивали свою специфическую государственность, основой которой являлась защита законами торговли и промышленности.
  В конце XV века произошло объединение обоих королевств в единое королевство Испания. Обновившаяся властная элита стала с еще большим рвением укреплять католическую церковь: была введена инквизиция, начались преследования евреев и мусульман. Вместе с тем укрепилась власть короля, стали в большем объеме поощряться науки и искусства. Была открыта Америка, и началось ее освоение испанцами. Экспансия сильной испанской армии распространилась и на Европу: был завоеван Неаполь, присоединена Наварра, в 1519 испанский король был выбран германским императором. В конце XVI века Испания расширила колонии в Южной и Центральной Америке, захватила Португалию (1580 г.), став тем самым мировой державой.
  Этот интервал развития испанского сообщества характерен продолжением как цивилизационного подъема, так и подъема коллективного самосознания испанцев, почувствовавших себя мировыми лидерами.
  Однако в конце этого периода развития испанского сообщества (середина XVI века) начинается экономический спад. Он был вызван расходами на непрерывные войны и соответствующим повышением налогов, несмотря на ограбление стран Америки.
  На регресс сообщества в целом повлияло разложение обогатившейся за счет американского золота знати (властной элиты), и соответственно - ухудшившееся качество управления страной, а также ослабление армии.
  В начале XVIII века страна становится банкротом из-за воровства чиновников и колоссальных расходов на армию. Начались восстания в провинциях. От Испании отделились Каталония и Португалия. Испания также признала независимость Нидерландов. К середине XVIII века страна пришла в полный упадок, и после смерти бездетного короля Испании началась война нескольких европейских государств за размещение на престоле Испании своего ставленника. Победила Франция, и на престоле Испании оказались Бурбоны. Властная элита полностью сменилась. Были проведены прогрессивные реформы, в частности, был оздоровлен государственный аппарат, централизовано налогообложение, стала развиваться колониальная торговля, производство мануфактуры.
  Однако в конце XVIII века при правлении слабого короля Карла IV началась война с революционной Францией. После поражения Испании страна была вынуждена стать союзником Франции. Войны за чужие интересы вызвали восстание против фаворита короля. В итоге, корона была передано брату Наполеона. Это событие вызвало возмущение народа. Началась партизанская война за изгнание захватчиков-французов.
  Все эти события наполеоновского периода были вызваны в основном действием низшего сознания народных масс, которое всегда отстаивает собственную обжитую территорию.
  После поражения французских войск была восстановлена власть Бурбонов.
  Однако порядок в стране восстанавливался плохо из-за слабости аппарата управления во главе с королем. Упадок Испании вызвал волнения как в самой стране, так и ее американских колониях, которые объявили себя самостоятельными.
  В результате, в 1820 г. в Испании было создано временное правительство, провозглашена более прогрессивная конституция. Тем не менее, с помощью французских войск королю была возвращена абсолютная власть.
  В Испании в течение нескольких десятилетий продолжалось брожение, неоднократная смена управляющего аппарата, вплоть до провозглашения республики, которая, правда, существовала недолго - на престол снова вернись Бурбоны (1874г.).
  С этого времени начинает подъем: было восстановлено централизованное управление страной, приведена в порядок финансовая система, введено всеобщее избирательное право, стала развиваться промышленность и торговля.
  За годы Первой мировой войны экономика Испании пошатнулась, а распространение идей социализма привело к волнениям.
  В итоге, в 1931 г. монархия была свергнута, но разногласия в испанском обществе привели к гражданской войне, которая завершилась победой консервативных военных сил (1939г.).
  Началась модернизация страны, развитие промышленности и туризма.
  В 1976 г. была восстановлена королевская власть. Стали проводиться демократические преобразования, которые продолжаются по сей день.
  Обозначим жизненный цикл испанского сообщества по точкам перелома.
  Первая точка (XI век н. э.) обозначает перелом в развитии сообщества в виде образования на полуострове христианских государств в противовес экспансии мавров, что произошло по результатам частично выигранных сражений с маврами. Из этого следует, что в испанском сообществе, начиная с нашествия мавров, возник подъем неудовлетворенности низшего сознания, поскольку оно не могло смириться с потерей собственной территории. Этот подъем - в соответствии с возбуждением коллективного низшего сознания сообщества - продолжался до XIV века, причем, по мере увеличения освобожденной территории, к воздействию низшего сознания на поведение сообщества подключилось действие высшего сознания, отразившееся в развитии своей специфической государственности, основой которой являлась защита законами торговли и промышленности.
  Вторая точка перелома (конец XV века) свидетельствует о появлении новой властной элиты в результате объединения обеих королевств Испании. Ее действия продлили подъем страны (временной интервал между первой и второй точками перелома составляет около четырех веков).
  В XVI веке Испания стала мировой державой. Практически, до этого времени продолжался подъем самосознания испанского сообщества, ощутившего себя мировым лидером.
  Однако уже в этом веке возникла тенденция к понижению уровня высшего сознания властной элиты вследствие ее разложения американским золотом.
  В связи с разложением элиты начался экономический спад - третья точка перелома (середина XVI века). Этому спаду способствовало участие Испании в непрерывных войнах с соответствующими расходами на них, что требовало повышения налогов. К этому добавилось усилившееся казнокрадство чиновников. Временной интервал между второй и третьей точками перелома составляет около столетия.
  В начале XVIII века страна становится банкротом.
  В итоге, к середине XVIII века, страна пришла в полный упадок.
  Четвертая точка перелома (середина XVIII века) обозначает внешнее воздействие на испанское сообщество, в результате которого произошла смена властной элиты (временной интервал между третьей и четвертой точками перелома составляет около двух столетий).
  Со сменой властной элиты начался подъем страны, но он продолжался недолго - в конце XVIII века Испания потерпела поражение в войне и стала сателлитом Франции.
  Пятая точка перелома характеризует смену властной элиты испанского сообщества в конце XVIII века (временной интервал между четвертой и пятой точками перелома составляет около 50 лет).
  С этого времени в стране начался спад. Народ восстал против захватчиков-французов. Они были изгнаны. К власти вернулись Бурбоны, но порядок в стране так и не восстановился. В стране продолжались волнения, происходила частая смена правящих режимов. Наконец, в 1874г. к власти снова вернулись Бурбоны - 6-я точка перелома. Период между пятой и шестой точками перелома характерен высоким уровнем низшего сознания населения, который поспособствовал освобождению страны, и низким уровнем самосознания правящих классов, дерущихся за власть (временной интервал между пятой и шестой точками перелома составляет около столетия).
  Шестая точка перелома отражает начало подъема страны после прихода к власти Бурбонов (1874г.). Хозяйственный и общественный подъем продолжался до Первой мировой войны. После нее начался спад, завершившийся свержением монархии, гражданской войной и приходом к власти консервативных сил в 1939 г. - 7-я точка перелома.
  Седьмая точка перелома (1939 г.) свидетельствует о приходе к власти новой консервативной элиты, тем не менее, постепенно развернувшей модернизацию страны. Временной интервал между шестой и седьмой точками перелома составляет несколько менее столетия).
  В результате действий консервативной властной элиты положение населения улучшилось, и в 1976 году правящий режим добровольно восстановил в Испании монархию, тем самым передав власть иным, более демократичным структурам.
  Возникновение новой властной элиты в Испании под эгидой конституционной монархии свидетельствует о происшедшем в 1976 году повороте в развитии сообщества испанцев - восьмая точка перелома. Конституционная монархия организовала демократические реформы, которые с переменным успехом продолжаются до сих пор (временной интервал между седьмой и восьмой точками перелома составляет несколько менее 50 лет).
  Таким образом, жизненный цикл испанского сообщества, который длился с VIII века н. э. и не закончился по сию пору (тринадцать веков), включает в себя 8-мь переломных точек, между которым находятся периоды эволюционного развития испанского сообщества. Эти периоды содержат в основном фазы подъема или спада, а также сочетание подъема и спада.
  Для испанского сообщества частота переломных точек в развитии сообщества составляет в среднем одно переломное событие на 150 лет на протяженности примерно 1300 лет, а периоды эволюционного развития колеблются от 50 до 400 лет.
  Подобная динамика развития сообществ характерна не только для тех сообществ, которые, как китайское или испанское, существуют в развитии уже соответственно почти четыре тысячи лет и почти полторы тысячи лет, но и для уже исчезнувших сообществ, причины распада которых были указаны выше.
  К таким сообществам относится Ассирия, возникновение которого произошло в начале II тысячелетия до нашей эры, а распалось оно в конце VII века до нашей эры.
  Город-государство Ашшур можно было в начале II тысячелетия до нашей эры отнести к небольшим торговым государствам, в которых ведущую роль играли купцы, благо государство находилось недалеко от торговых путей. Оно не было самостоятельным, находясь под господством более крупных государств региона.
  Успехи торговли зависели в немалой степени от усиления контактов с соседями, а наиболее просто этого усиления можно было достигнуть военным путем. Поэтому властная элита Ашшур предпринимала неоднократные попытки завоевательной политики в течение нескольких сотен лет, однако в конце XVI века до н. э. Ашшур было разгромлено сильным в то время государством Митания, и страна оказалась в полосе глубокого упадка.
  Вследствие этого в сообществе с XV века до н. э. нарастает недовольство властной элитой, представленной в основном купцами, и появляется стремление заменить ее военными.
  В середине XIV века до н. э. купцы во власти были заменены военной знатью во главе с царем. Эти события и ослабление Митании, под власть которой попала Ассирия, привели к военным успехам в виде захвата соседних территорий.
  Развитие этой политики дало возможность развернуть масштабные военные действия. В середине XIII века до н. э. ассирийцы грабят центральные районы Вавилонии, в XII веке до н. э. достигают берегов Черного и Средиземного морей.
  Однако нашествие арамеев положило конец военной экспансии Ассирии, и с XI века до н. э. до конца X века до н. э. Ассирия снова приходит в глубокий упадок: города пустеют, население бежит в горы.
  Вследствие того, что арамеи не смогли создать крупной державы, в конце X века до н. э. ассирийцы восстановили свою военную организацию и провели ряд прогрессивных военных реформ. В результате, в течение IX века до н. э. Ассирия завоевала всю Северную Месопотамию и продвинулась к берегам Средиземного моря.
  Однако в начале VIII века до н. э. войска соседнего государства Урарту наносят сильное поражение Ассирии, которая утрачивает часть своих владений. В связи с наступившим социальным и экономическим кризисом начинаются восстания населения.
  Недовольство старой знатью приводит к утрате ею власти. Новые цари во второй половине VIII века до н. э. проводят крупные реформы, реорганизуют армию и начинают новые походы для грабежа и захвата территорий.
  К середине VII века до н. э. Ассирии удается захватить Египет и всю Месопотамию.
  Захват стран с различным населением, языками и обычаями сделал ассирийское сообщество неустойчивым, тем более что положение коренного ассирийского населения существенно ухудшилось: сельские общины утратили свою самостоятельность, а земледельцы приблизились к положению рабов, посаженных на землю. Это обстоятельство, а также изнурительные войны, частые восстания в покоренных странах вызвали кризис в государстве.
  Нападение в конце VII века до н. э. на Ассирию сильных врагов с востока и юга привел к полному поражению ее армии, столица была сожжена, сопротивление прекратилось, а население постепенно растворилось среди соседей.
  Из этого краткого описания видно, что жизненный цикл ассирийского сообщества включает в себя 7-мь переломных точек, между которым находятся периоды эволюционного развития ассирийского сообщества. Последняя переломная точка фиксирует его конец.
  Первая точка (конец XVI века до н. э.) обозначает перелом в развитии сообщества в результате внешнего воздействия (разгром другим государством), после которого начался период упадка, продлившийся до середины XIV века до н. э. (примерно 150 лет).
  Вторая точка (середина XIV века до н. э.) обозначает замену властной элиты купцов на элиту военных из-за неадекватности управляющих структур государства, и, соответственно, падения благосостояния населения. Источником этого переломного события является преимущественно неудовлетворенность высшего сознания населения в целом действием управляющих структур по развитию государства. Результатом замены властной элиты является период успешной военной экспансии Ассирии вплоть до начала XI века до н. э. (примерно 250 лет).
  Третья точка (начало XI века до н. э.) обозначает перелом в развитии сообщества в результате внешнего воздействия (разгром государства вследствие нашествия). Период упадка длился до конца X века до н. э. (примерно 200 лет).
  Четвертая точка (конец X века до н. э.) обозначает перелом в развитии сообщества в форме восстановления собственной военной организации и проведения военных реформ, что гарантировало военные успехи Ассирии вплоть до начала VIII века до н. э. (примерно 100 лет).
  Пятая точка (начало VIII века до н. э.) обозначает перелом в развитии сообщества в результате внешнего воздействия (разгром другим государством). Период упадка продолжался до второй половины VIII века до н. э. (примерно 50 лет).
  Шестая точка (вторая половин VIII века до н. э.) обозначает замену властной элиты старой знати на новую военную элиту из-за поражения в войне и обнищания населения. Результатом замены властной элиты явился период успешной военной экспансии Ассирии вплоть до конца VII века до н. э. (примерно 150 лет).
  Седьмая точка (конец VII века до н. э.) обозначает окончательный перелом в развитии сообщества (полный разгром другими государствами). За ним следует распад государства и ассимиляция населения Ассирии соседями.
  Для ассирийского сообщества частота переломных точек - их всего семь - в развитии сообщества составляет в среднем одно переломное событие на 200 лет на протяжении примерно 1300 лет (с начала II тысячелетия до н. э. и до конца VII до н. э.), а периоды эволюционного развития колеблются от 50 до 250 лет.
  Судя по приведенным данным из всех трех примеров, они не находят согласия с гипотезой этногенеза, предложенной Гумилевым, поскольку эти примеры представляют развитие целостных сообществ в виде эволюционных периодов развития от пятидесяти до нескольких сотен лет, в которых могут быть фазы только подъема, только упадка, или фазы подъема и упадка в разном порядке, а также обе указанные фазы совместно с фазой ровного движения. При этом, эволюционные периоды рано или поздно перемежаются сломом устоявшегося уклада как по внутренним, так и по внешним причинам, меняющим привычный ход событий, направляя развитие сообщества по новому руслу, но, не доводя его до распада, то есть сохраняя вектор развития на длительны срок для сообществ с достаточно высоким уровнем самосознания, которого не хватило ассирийскому сообществу, в отличие от китайского и еврейского.
  Для иллюстрации, приведем графическое изображение расположения точек перелома в ходе развития сообществ Китая, Испании и Ассирии по столетиям.
  
  
  
  Представленные примеры отчетливо показывают, что плавная регулярная смена правящего режима или династий (эволюция) - без особых эксцессов -происходит только до существенного ослабления центральной власти или усиления гнета населения, в частности, земледельцев в Китае, которые составляли и составляют основную часть его населения. Всё это, в свою очередь, постепенно приводит к нарастанию недовольства почти всех слоев населения. Тем самым глубинная неудовлетворенность их коллективного низшего сознания не может не нарастать, проявляясь не под воздействием непонятного космического излучения (рост пассионарности по Гумилеву), а по вполне естественным причинам: накопление недовольства постоянной нищетой, беспросветностью, голодом, казнями и т.д. до того предела, после которого начинается сильное брожение, перерастающее в восстание населения.
  В итоге происходит переворот в виде смены властной элиты, отношения в сообществе, как правило, смягчаются - обычно этому содействует проведение реформ и возникший смертельный антагонизм народа и власти отходит на задний план, уступая дорогу развитию общества.
  Судя по приведенным выше примерам, развитие сообщества после подобного перелома может начаться с некоторого подъема, потом может продолжиться по инерции некоторое время до спада, который вызывается большей частью "провальными" действиями властной элиты, поскольку элита быстро забывает о предшествовавших катаклизмах, и начинает думать только о себе, усиливая ограбление населения, развязывая войны с соседями, бюрократизируя все отношения, лишая население реального права голоса.
  В результате, происходит экономический спад, обнищание населения, ужесточается силовой (полицейский) гнет, и недовольство народа растет опять же до указанного предела, после перехода которого власть "сносится", и снова всё повторяется. В целом, происходит постепенный рост уровня экономического, социального и культурного развития сообщества, который может длиться с древних времен до сих пор в случае уверенного роста уровня высшего сознания, или прекращается с исчезновением сообщества в случае постоянного доминирования низшего сознания над высшим.
  Периоды подъема и спада могут меняться местами от одной точки перелома до другой по тем или иным - в основном внешним - причинам, или же, как это видно из приведенных примеров, между точками перелома может быть только спад или только подъем, причины которых так же могут быть внешними.
  В связи с этим, к точкам, так сказать, естественного перелома, возникающих вследствие внутренних процессов в сообществе, часто примешиваются внешние воздействия, например, нашествие кочевников, катастрофические поражения в войнах с соседями, захват центральной власти иноплеменниками и т.п., или же внешние воздействия на сообщество могут стимулировать давно копившееся в массах недовольство событиями в сообществе.
  Как бы то ни было, если в точках перелома большей частью лишь сопутствующая проявлению активности низшего сознания активность высшего сознания в форме повышения уровня его неудовлетворенности окружающим находит выражение в более-менее разумных (проектно-плановых) действиях групп людей (клики, партии, оппозиция), то неудовлетворенность низшего сознания населения (пассионарность по Гумилеву) находит выражение только в формах бунта - "бессмысленного и беспощадного" - и перемещениях больших масс людей.
  Поэтому не слишком продуктивно искать источник подобной - кажущейся на первый взгляд спонтанной - активности масс людей или же вообще всех прочих живых существ в космическом излучении, солнечной активности и т.п.
  Подобные природные явления случаются в истории довольно часто без серьезных последствий для людей. Не эти отдаленные внешние явления движут массами людей, и не непосредственные обстоятельства естественного происхождения (неблагоприятные изменение климата, ландшафта, натиск соперников, войны, извержение вулканов, наводнения, заговоры и т.п.): соперники могут уйти или их отбивают, наводнения или войны заканчиваются, и прежняя жизнь сообщества продолжается без коренных перемен.
  Поэтому очевидно, что весьма редкие переломные события в истории любого сообщества вызываются именно постепенным накоплением, - занимая, как правило, сотни лет, - своего рода общественного стресса, истинные причины которого часто остаются скрытыми, а внешнее выражение этих событий проявляется в тех или иных возмущениях, вследствие которых кардинально меняется ситуация в сообществе - происходит смена властной элиты, а не просто смена правителя или династии, начинается проведение реформ, возникают новые проекты и т.п.
  Поэтому источник активности как масс, так и отдельного человека, следует искать не снаружи - сообщество или человек не булыжник, чтобы их кто-то произвольно двигал, - а надо искать внутри, то есть - в сознании.
  Истинный источник развития событий находится в неудовлетворенности сознания теми - внутренними или внешними - факторами, которые не соответствуют его ощущениям и представлениям о собственном существовании в живом существе, что требует разрешения в действиях этого существа, меняющих условия его существования.
  К этим факторам относятся те, которые непосредственно и существенно воздействует на человека или массы людей, точнее, существенно воздействует на его или их сознание соответственно. При этом, самосознание отвечает за планово-проектные действия человека в среде и в обществе, а низшее сознание - в основном за действия человека или группы людей как организма или организмов среды (просто живого) в этой среде.
  В частности, известный факт невозможности нахождения сообщества там, где почти всё "съедено и выпито", и перемещение его в места, где, предположительно, можно выжить, находит объяснение в повышении уровня неудовлетворенности низшего сознания, вызываемом большей частью длительным изменением вполне конкретных обстоятельств естественного происхождения (неблагоприятное изменение климата, ландшафта, натиск соперников, непрекращающиеся войны, последствия извержений вулканов, наводнений, плохое качество управления и т.п.), но не в разовом воздействии на живые существа космического излучения.
  Накопленная неудовлетворенность низшего сознания под воздействием тех или иных неблагоприятных обстоятельств, являясь истинным источником коренных изменений в сообществе, производит их только через собственных носителей при достижении определенного предела "терпения", и "спусковым крючком" этих изменений может быть кажущееся незначительным событие, например, недостаток хлеба в Петрограде в феврале 1917 года, формально приведший к крушению монархии в России.
  Так что первоначальный источник внезапных переломных событий в сообществе бессмысленно искать в конкретных (разовых) естественных обстоятельствах, так как без соответствующего отклика на поступающую в сознание и накапливающуюся в нем информацию от конкретных явлений они человеком (населением) не признаются фатальными или переломными, то есть производящими угрожающие перемены в сообществе, - человек (население) принимает их в качестве рядовых - проблема решается, и жизнь течет по-прежнему. Эта позиция характерна только для эволюционного хода развития сообщества, не ломающего человеческие жизни во множестве, а также не производящего в сообществе кардинальных перемен.
  Отклик в виде существенного возмущения (исчезновение пассивности населения) происходит в следующих случаях: при постепенном накоплении недовольства крайним отягощением жизни в сообществе (повышение налогов, усиление наказаний, тотальное воровство чиновников, потеря управления властной элитой и т.п.); при внешних катаклизмах: нашествия, неурожаи, истощающие затяжные войны; а также при сочетании того и другого.
  Таким образом, существенный (поворотный) отклик невозможен без соответствующего переполнения сознания неудовлетворенностью низшего сознания, что вызывает инстинктивные действия масс людей, которые могут поддерживаться оппозицией, если таковая имеется, причем отдельные группы людей и отдельные личности могут использовать это массовое недовольство в собственных целях (Наполеон, Ленин).
  Приведенные выше примеры показывают также, что со временем в случае роста самосознания населения и соответственно - интеллектуальной элиты, последняя, в лице неформальной оппозиции, все чаще принимает участие в инстинктивных действиях масс в переломных точках, а в случае существенных компромиссов между управляющей элитой и неформальной интеллектуальной элитой ход развития сообщества может быть более плавным - без катаклизмов и даже без резких изменений. Последнее, в частности, происходило в Западной Европе после Второй мировой войны.
  В заключение, можно сказать, что из приведенных примеров, которых может быть больше, в развивающемся целостном сообществе просматривается отнюдь не четырехфазный этногенез Гумилева, завершающийся, по его мнению, через 1200-1500 тысячи лет распадом сообщества (этноса), а - прерывистое (13 переломных точек для Китая) и, в целом, поступательное движение сообщества, доходящее до многих тысяч лет (Китай).
  Сообщество, в этом жизненном цикле, который разделяется критическими (переломными) - сравнительно кратковременными - периодами, может распасться в одном из них полностью (низкий уровень коллективистского самосознания), но, большей частью, в этих точках меняется коренным образом политическая и экономическая система управления вместе со сменой властной элиты. Удачная смена приводит к длительному подъему; неудачная или равноценная смена элиты - приводит либо к гибели в виде поглощения сообщества соседями, либо, в случае высокого уровня самосознания (китайское или еврейское сообщество), упадок длится до следующего перелома и возможного последующего выхода на подъем, который сменяется снова через определенное время упадком, ведущим к перелому в развитии сообщества, и т.д.
  Между точками перелома, наряду с фазами подъема и упадка могут - но не обязательно - располагаться сравнительно длительные периоды плавного (эволюционного) развития сообщества.
  Таким образом, развитие сообщества идет прерывисто, но в целом - поступательно, судя по представленным выше данным технологического и культурного роста, исключая случаи остановки роста самосознания сообщества по тем или иным причинам, например, тем, которые проявились в истории ассирийского сообщества, сосредоточившегося на применении силы без объединительного культурного подъема коллективистского самосознания разнородного населения, что привело при исчезновении этой силы к полному распаду сообщества.
  Как мы уже показали, источником развития сообщества является проявление неудовлетворенности коллективистского сознания двух типов - низшего сознания и высшего сознания.
  С этой позиции развитие сообщества также можно представить как неравномерное по времени низкочастотное - несколько раз за тысячу лет - проявление неудовлетворенности сознания в виде кратковременных всплесков неудовлетворенности низшего сознания населения (не всегда, но часто эти всплески неудовлетворенности низшего сознания сочетаются с всплеском неудовлетворенности высшего сознания интеллектуальной неформальной оппозиции), направленных против действий властной элиты. Подобное сочетание означает, что враждебные друг другу типы сознания смыкаются в своем проявлении из-за совпадения их интересов под угрозой гибели или распада сообщества.
  Между этими всплесками активности на оси времени проявляется сравнительно длительное (эволюционное) действие властной элиты, управляющей сообществом, для которой характерно проявление низшего сознания, поскольку элита преимущественно замыкается на собственные интересы. Однако правящая элита вынуждена сочетать собственные интересы с выживанием сообщества, то есть - его развитием и целостностью (сопротивление распаду и нашествиям), что более соответствует сфере действия высшего сознания.
  Эгоцентричное поведение властной элиты пытается корректировать неформальная интеллектуальная оппозиция. Основой действий неформалов является доминирование самосознания, оттеснившее низшее сознание на задний план.
  Продуктивность проявления неудовлетворенности высшего сознания властной элиты и неформалов, и противодействие этому проявлению неудовлетворенности низшего сознания властной элиты в периодах между переломными точками отражается на темпах и плавности развития целостного сообщества.
  Длительное, колеблющееся развитие разнообразных сообществ предоставляет в своих рамках каждому человеку возможность поиска самого себя, погружая его сознание в состояние неудовлетворенности собой, претворяющееся в выработку способов собственного изменения путем воздействия на наличное бытие с учетом его противодействия. Определенная осознанность в действиях отличает человека обладанием наивысшей степенью свободы от всех прочих существ, не осознающих себя в бытии, и поэтому лишенных возможности осознанно искать и находить себя в мире [2, гл. 7].
  
  Библиография
  1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб. Кристалл. 2001. ISBN 5-306-00157-2
  2. Низовцев Ю.М. Человек как голограмма. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"