Ня : другие произведения.

Срс библ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

"ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ"

2007

   СМ 1. ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
   5.1. Операции как виды деятельности.
   5. Существуют четыре вида деятельности, которые можно опи­сать как операции: производство, поставка, транспортировка, сервис.
   Производство -- самая очевидная операционная деятель­ность, при которой физические материалы превращаются в про­дукцию, которая затем продается покупателям. Покупатель может использовать ее для дальнейших производственных опе­раций. В итоге выстраивается длинная цепь от получения сы­рья до поставки продукции конечным потребителям.
   Поставка -- это деятельность, связанная с переменой права собственности на физический товар, наиболее ярким при­мером служат дистрибьюторские сети.
   Транспортировка является деятельностью, связанной с перемещением товаров или людей с одного места на другое, при котором не происходит никаких физических преобразований перемещаемых объектов.
   Сервис -- это деятельность по изменению состояния по­купателя, что касается как физического состояния (стоматоло­гия, парикмахерские услуги), так и интеллектуального (образо­вание, консалтинг). Зачастую сервис представляет собой слож­ное сочетание различных состояний.
   0x08 graphic
Перечисленные четыре вида деятельности не обособлены друг от друга, а тесно связаны. Наглядный способ представле­ния связей между ними - тетраэдр операций.
  
  
   Организация может стремиться к применению одной из множества комбинаций из любых элементов. Ни одна органи­зация не располагается в какой-либо вершине тетраэдра, по­скольку элемент сервиса присутствует в любом производстве, поставке или сделке по транспортировке. В то же время ни одно крупное предприятие не может быть охарактеризовано как ис­ключительно сервисное.
   Системы операций классифицируют по характеру движе­ния потока материалов от поставщика к покупателю. Существу­ют две основные категории систем. Одна охватывает производ­ство и поставки, где покупатель является конечным получате­лем товара. Другая система связана с транспортировкой и сер­висом, когда сам покупатель вносит вклад в искомый процесс. Транспортные и сервисные операции отличают от производства и поставок два важных аспекта: во-первых, покупатель сам вно­сит вклад в процесс, во-вторых, услуги нельзя хранить. Чтобы справиться с колебанием спроса, приходится либо содержать избыточные мощности, либо иметь "запас покупателей", созда­вая очередь. Очередь покупателей может принимать физичес­кие очертания, как на автобусной остановке, в кассе магазина, паспортном контроле на таможне, или превращаться в систему назначений, когда распределяются приемные часы. Возможны три конфигурации сервисной деятельности.
   Модель 1.
  
   0x08 graphic
ресурс избыток обработка
   покупатель
  
   Это модель любой первоклассной услуги. Покупатели об­служиваются немедленно, но достигается это за счет содержа­ния избыточных мощностей. Первоклассный сервис, естествен­но, стоит дороже, поскольку этот избыток необходимо окупать.
  
   Модель 2
   0x08 graphic
ресурс обработка
   покупатель очередь
  
   Данная модель характерна для дешевых услуг. Ресурсы ис­пользуются полностью, отсюда более высокая эффективность, но при этом покупателям приходится ждать. Контраст между моделями 1 и 2 как нельзя лучше иллюстрируется на примере частной и государственной медицины.
   Модель 3
   0x08 graphic
ресурс избыток
   обработка
   покупатель очередь
  
   Третью модель можно рассматривать как образец неэффек­тивного управления - простаивающие ресурсы и ожидающие в очереди покупатели. Она символизирует работу большинства сервисных операций в краткосрочном периоде. Для многих ус­луг характерны быстрые и значительные колебания спроса. Поскольку быстро добавить или убавить мощности невозмож­но, то у руководства не остается иного выбора, кроме как со­здавать подобные очереди в периоды пиковой нагрузки и ми­риться с некоторым переизбытком ресурсов в остальное время.
   Организация труда.
   1. Организация производства по работам/проектам. Как у мелких, так и у масштабных операций есть опреде­ленные характеристики, за счет которых они имеют схожие структуры. К мелкомасштабным операциям, как правило, при­меняется термин "работа", к крупномасштабным - "проект". Точно определить объем и сроки будущих работ нелегко, по­этому организация должна иметь гибкую структуру и содержать некоторый излишек неиспользуемых мощностей. Гибкости можно достичь с помощью работников, обладающих рядом на­выков.
   2. Организация серийного производства.
   Если спрос на отдельный ресурс, функцию или технологию достаточно велик, при его покрытии можно добиться сниже­ния себестоимости единицы продукции. Этот принцип приме­няется при серийной организации работы, когда производится ограниченная номенклатура товаров или услуг. Для создания стандартизованного турпродукта - инклюзив-тура - из про­шлого опыта известно точное количество необходимых опера­ций, времени и навыков персонала, что в итоге позволяет каче­ственно проводить планирование и контроль. Поэтому появ­ляется возможность заблаговременного, еще на этапе планиро­вания, формирования схем производственных процессов для отдельных подразделений и служб.
   Успех всего предприятия всецело зависит от соответствия плана, организации и контроля над операциями - главной функ­ции организации, а далее - от обеспечения ее эффективной работы.
  
  

СМ 2. ОПЕРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

   2. 2.Формирование стратегии производства товара.
   2. С целью реализации общего стратегического плана на предприятии должны быть разработаны и приняты стратегические решения в области организации и функционирования операционной системы. Основные из них следующие :
   • выбор процесса производства -- сборочный конвейер или посто­вая сборка изделий;
   • выбор производственной мощности предприятия;
   • широкая универсализация или специализация труда -- рабочая сила, квалификация рабочих;
   • выбор технологии производства -- собственные разработки или использование опыта других;
   • месторасположение -- рядом с рынками сбыта или с источника­ми сырья;
   • уровень законченности изготовляемой продукции;
   • уровень технологических процессов с точки зрения их прогрес­сивности, экологической чистоты, безотходности.
   В настоящее время наблюдается все большее разделение труда на рынках продукции промышленного производства и оказания услуг. В этой связи выделены основные требования к организации производства:
   производство должно быть организовано по принципу "точно в срок". Управление по этому прин­ципу постепенно вытесняет традиционные методы производ­ства, предусматривающие поставки материалов и комплектую­щих более крупными партиями с меньшей частотой.
   в организации производства должен предусматриваться комп­лексный контроль качества (так называемая концепция сдачи продукции с первого предъявления). При этом качество обеспе­чивается путем включения ответственности за него в каждую должностную инструкцию или описание работ, которые должен выполнять производственный рабочий. Новый рабочий изучает принципы управления качеством одновременно с обучением на производственном оборудовании (по аналогии с воинским прин­ципом "делай, как я"). Значение выделенной специальной функ­ции контроля качества на каждом рабочем месте повышается.
   производство должно быть организовано так, чтобы выполнял­ся один из основных стратегических принципов -- комплексное профилактическое обслуживание основного производственного оборудования. Суть этого принципа заключается в том, что на рабочих основного производства возлагается обязанность тща­тельно выполнять работы по профилактике и обслуживанию оборудования, на котором работают. Это требует гибкости ква­лификационных характеристик рабочих, т. е. обеспечивается сов­мещение работ по профилактическому обслуживанию оборудо­вания и выполнению производственных заданий по выпуску продукции и оказанию услуг. (В практической деятельности этот принцип известен как совмещение профессий, в данном случае профессии основного производственного рабочего и рабочего по профилактическому обслуживанию оборудования).
  
   СМ 3. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ.
   3. 2. Составные части операционной системы.
   2. Действия, в результате которых производятся товары и оказыва­ются услуги, имеют общее название -- "операционная функция". Таким образом, сущность операционной функции заключается в процессе конверсии (трансформации, преобразования), т.е. в последовательной цепочке действий, благодаря которым входы операционной системы (в частности, ресурсы) преобразуются в определенные конечные результаты, которые могут иметь вид материальной продукции или услуги. Обобщенная цель операционной функции (иначе - операционной деятельности) заключается в создании какой - либо полезности. В частности, полезности формы, места, приобретения, состояния и времени.
   Таким образом, операционную систему можно определить как одну из подсистем организации, в рамках которой осуществляется реализация операционной функции. Она включает в себя действия, в результате которых производятся товары, предоставляются услуги, выполняются работы для удовлетворения внешних по отношению к данной организации потребителей. Операционная система организации принадлежит к классу экономических систем, которым присущи обобщенные характеристики. В частности: открытость и гомеостатичность; сложность и полистркуктурность; нестационарность отдельных параметров системы; уникальность поведения системы в конкретных условиях; возможность изменять свою структуру и формировать варианты поведения; способность противостоять энтропийным тенденциям; способность приспосабливаться к изменениям внешней среды; способность и стремление к целеполаганию.
   Широко известные термины "производство" и "операции" имеют много общего. Однако под производством в основном понимаются выпуск товаров и переработка сырья. Термин "операции" шире, он включает в себя не только производство товаров, но и предоставление услуг.
   Предприятия (организации) различаются по видам деятельности, входящим в операционную функцию. Организации, производящие товар, как правило, являются материало- и энергоемкими, т. е. потребляют значительные объемы сырья, полуфабрикатов, топливно-энергетических ресурсов и т. п. К таким организациям относятся объекты строительства, машиностроительные предприятия, хлебозаводы и др. Продукция этих организаций, за исключением строительной, как правило, рассчитана на массового потребителя -- это автомобили, пылесосы, хлебобулочные изделия и т. д. В то же время организации, оказывающие услуги (предприятия сферы услуг, аэропорты, автостанции, больницы), затрачивают незначительное количество исходных материалов и энергии. Однако их услуги, как правило, индивидуальны и определяются требованиями клиентов (заказчиков).
   Используя методологию системного подхода, можно установить, что любое предприятие или организация представляет собой открытую систему, Она преобразует входные величины (сырье, полуфабрикаты, труд и др.) в выходные (продукцию, услуги).
   Полная система производственной деятельности предприятия (организации) называется операционной и является центральным звеном любого предприятия (организации) по выпуску продукции и оказанию услуг. В этой системе, созданной на основе рационального (вертикального и горизонтального) разделения труда и сочетания во времени и пространстве предметов, средств и самого труда, реализуется операционная функция (рис.3.2).
   Структура операционной системы - это совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающих целостность системы, т.е. сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Структура определяется составом и взаимосвязями элементов операционной системы, а также связями с внешней средой. Различают пространственную (расположение элементов системы в пространстве) и временную (последовательность изменения состояния элементов и системы в целом) структуры производственных систем. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. На самом общем уровне в составе операционной системы различают три подсистемы: перерабатывающую, обеспечения, управления (планирования и контроля).
  
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
Рис.3.2. Принципиальная схема операционной системы
  
   Перерабатывающая (выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты);
   Подсистема обеспечения - не связана непосредственно с производством выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. Подсистема обеспечения превращает также исходные ресурсы в продукцию (услуги)Јкоторые используют в перерабатывающей подсистеме. Функция, которая считается частью подсистемы обеспечения в одной организации, может быть составной частью перерабатывающей подсистемы в другой.
   Подсистема планирования и контроля получает информацию из следующих источников:
   - от перерабатывающей подсистемы - о состоянии системы и незавершенном производстве;
   - из внутренней среды организации - о целях, стратегии, политике и т.п.;
   - из внешней среды - о спросе на продукцию, стоимость ресурсов, тенденциях развития технологии, нормативных актах и т.п.
   Подсистема планирования и контроля перерабатывает весь объем информации и выдает решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема.
  
   СМ 4. ОПЕРАЦИОННАЯ ДНЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕСУРСЫ,
  
   4.5. Операционный цикл и его фазы.
   5. Построение производственного процесса во времени характеризуется структурой и продолжительностью производственного цикла.
   Производственный цикл - это календарный период времени, в течение которого обрабатываемое изделие либо партия изделий проходит все операции производственного процесса или отдельные его части и преобразуется в завершенный продукт.
   Продолжительность производственного цикла определяется в единицах календарного времени и складывается из отдельных элементов.
   Продолжительность цикла изготовления изделия определяется по формуле:
   Пц = Воб + Взап , где
   Пц _продолжительность цикла изготовления изделия;
   Воб - время на обработку;
   Взап- время на создание запаса,
   Производственный цикл включает такие составляющие:
   1. Технологический цикл.
   2. Время на выполнение вспомогательных операций.
   3. Время природных перерывов.
   4. Время перерывов на прохождение производственного процесса.
   Существуют три вида движения предметов труда в производстве:
   - последовательный - жесткая функциональная зависимость. То есть, сначала должна закончиться первая, и только тогда может начаться вторая работа;
   - параллельный - предусматривает одновременное осуществление нескольких операций. Он применяется для ускорения процесса и допускает групповую обработку материалов или коллективные формы управленческого труда. Например, параллельная работа сотрудников строительной фирмы по составлению бизнес - плана;
   - параллельно - последовательный или условно не зависимый. Предусматривает, что последующая работа не может начаться раньше предыдущей, но может начаться через определенное время после ее начала, когда образуется достаточный фронт работ. Например, руководитель принимает решение после визуального ознакомления с информацией, предоставленной исполнителем. Исполнителю, в свою очередь, может быть поручено также осуществить и организацию исполнения решения. При этом может быть два варианта временных характеристик этого метода:
   - первый - когда продолжительность операции А (сбор и переработка информации) или Б (организация исполнения решения больше по времени операции В (выработка и принятие решения);
   - второй - когда операция В>А+Б
   или В>А
   или В>Б
   Этот временной параметр связан главным образом с эрудицией и стилем работы руководителя, который может принимать решения быстро либо оттягивать их на какое - то время.
   Выбор того или другого вида движения изделия на производстве определяют конкретные условия производства с учетом экономических последствий от простоя оборудования или залеживания.
  
   СМ 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
  
   5.7. Организация труда на предприятии.
   7. Бурное развитие энергетики, механизации и автоматизации изменило роль рабочего - из поставщика мускульной энергии он превратился в распорядителя энергии или оборудования.
   Один из важнейших аспектов проектирования работ предусматривает создание точных спецификаций, определяющих порядок взаимодействия работников с машинами, потребителями или другими элементами производственной среды.
   Проектирование работ включает точное определение содержания каждого вида работы в организации и косвенно - порядок распределения работы в ней. Проектируя работы, необходимо учитывать принципы экономической эффективности и поведенческие принципы.
   Работа должна соответствовать способностям работника и возможностям оборудования, стоимость разработки не должна быть чрезмерно высокой, содержание работы должно совпадать с психологическими ожиданиями работников. Аспекты экономической эффективности не должны противоречить поведенческим аспектам.
   Разделение труда (его специализация) является важным фактором повышения производительности труда операционных работников. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объем подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда, а могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую зарплату, а также увеличивает возможности использования специализированного оборудования. К недостаткам, присущим специализации, можно отнести уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворенности рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов. При определении содержания работ управляющий производством должен глобально рассмотреть все эти факторы, чтобы найти оптимальную степень специализации труда.
   Социально-технический подход. Термин "социально-техническая система" относится к взаимоотношениям между технической системой, требующейся для выполнения производственных заданий, и той социальной организацией, в рамках которой эти задания выполняются.
   Социальная сфера охватывает условия жизни человека - от условий труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.
   Управляющие производством должны понимать, что производственная система является одновременно и социальной, и технической системой.
   Принципы проектирования работ, основанные на социотехническом подходе, включают следующие положения:
  -- работа должна требовать известного напряжения и содержать элементы разнообразия.
  -- необходимо, чтобы на работе можно было учиться и продолжать свое образование.
  -- работа должна давать возможность реализовать в определенных пределах функцию принятия решений.
  -- необходимость признания при хорошо выполненной работе.
  -- необходимость определенной степени социальной поддержки.
  -- необходимость реализации определенной зависимости между результатами труда и социальным положением личности.
  -- необходимость увязки характера работы с желаемым будущим.
   Научные методы организации труда. Наиболее распространенным и прагматичным подходом к организации работы является анализ рабочего времени, цель которого состоит в разработке эффективных и рациональных процедур на основе анализа существующей практики. Анализ рабочего времени как подход образовался в рамках школы на­учного менеджмента в XIX в. Он основывается на научном ана­лизе задач и рассматривает человека-оператора как элемент оборудования. В данном методе сохраняется механико-инже­нерная ориентация. На сегодняшний день это наилучший ме­тод организации производственного процесса, применяемый в операционном менеджменте.
   Анализ рабочего времени включает две независимые дисцип­лины: изучение методов работы и нормирование труда, объектом которого являются время и усилия, необходимые для выполнения производственных задач. Подробно остановимся на первой.
   Изучение методов работы -- это системный подход к орга­низации и улучшению способов выполнения работ. Одна из его составляющих известна под аббревиатурой SREDIM (от англий­ских слов: select -- выбирать; record -- записывать; examine -- изучать; develop -- разрабатывать; install -- внедрять; maintain -- поддерживать).
      -- Отбор вариантов. Цель процесса состоит в том, чтобы убедиться в существовании проблемы и возможности ее разре­шения в рамках исследовательских методов. Результатом отбо­ра является отчет руководству о возможностях решения пробле­мы или указания на альтернативные пути.
      -- Запись. Цель -- в составлении объективной выборки на­блюдений о характере выполнения задачи, включая отклоне­ния в поведении и различные внешние факторы. Иногда в це­лях наблюдения применяется видеозапись или составляются графики последовательности операций, чем фиксируется весь технологический процесс. Графики особенно полезны в сфере услуг, где можно отразить контраст между работой поставщика услуги и покупателем.
      -- Изучение. Записи процедур детально изучаются с целью выявления областей для улучшения. Там, где основные потерисвязаны простоями, внимание следует уделять улучшению про­изводственных операций, что позволит избавиться от задержек. Эля этого применяется стандартный перечень вопросов, зада­ваемых по каждой операции в такой последовательности:
  -- Цель. Что делается? Почему? Какие существуют альтер­нативы? Что следует делать?
  -- Место. Где это делается? Почему? Где еще можно? Где лучше всего?
  -- Последовательность. Когда это делается? Почему? Ког­да еще можно? Когда лучше всего?
  -- Личность. Кто это делает? Почему? Кто еще может это делать? Кто сделает лучше всего?
  -- Средства. Как это делается? Почему? Как еще можно это сделать? Как сделать это лучше всего?
   Результатом является критическая оценка всех аспектов работы, выявление вариантов и выбор наилучшего из них. За счет того, что сначала рассматриваются операции из схемы тех­процесса, лишние задержки устранимы автоматически. Другие проблемы становятся предметом дальнейшего исследования.
      -- Разработка. Описанный выше процесс анализа ведет к разработке нового или усовершенствованию старого метода. Методы в виде графиков техпроцесса подвергаются критичес­кой проверке на предмет осуществимости и превосходства над использовавшимися ранее.
      -- Внедрение. Улучшенные методы передаются на одобрение, если дело связано с затратами, а затем исполнителям. Ни одна процедура не будет работать должным образом, если сами со­трудники в нее не верят. Для этого требуются профессиональ­ные знания и навыки, надлежащие представления, готовность прислушаться к критике. Только после того, как новый метод работы будет принят, можно осуществлять необходимые капи­таловложения и проводить подготовку сотрудников.
   6. Поддержка. Она необходима для того, чтобы справить­
ся с обстоятельствами, не учтенными на стадиях разработки и
внедрения, для преодоления неизбежно возникающих откло­
нений в производственной практике. Со временем из-за посте­
пенного привыкания к введенным факторам происходит сни­
жение эффективности всего процесса, что говорит о необходи­
мости регулярного исследования методов.
   Измерение операций - одна из наиболее сложных задач. Прежде всего измеряется длительность операции, но точ­ность этих измерений зависит от того, насколько согласова­на эта операция с остальными и насколько усердно работает сотрудник, от точного определения моментов начала и за­вершения операции, а также влияния наблюдения на работу человека.
   В сфере сервиса ситуация не столь однозначна. Как разли­чить конструктивное осмысление задачи и простое "витание в облаках" -- типичное занятие офисных работников? Объясни­мо негодование служащих офиса, возникающее при виде се­кундомера, поэтому при измерении операций время не засека­ется. Существуют иные подходы к решению данной проблемы.
   Выборочное изучение рабочих заданий в качестве метода широко используется в административной сфере и сфере сер­виса, где применение секундомера нежелательно. В данном слу­чае определяется не время, необходимое для выполнения кон­кретных работ, а доля общего фонда времени, отнимаемого той или иной деятельностью. Отбираются рабочие задания, а затем наблюдатель отмечает, какие из них выполняются в период на­блюдения, проставляя значки в бланках. По окончании число значков против каждого вида деятельности делится на число наблюдений, что дает искомую долю времени. Подобный учет охватывает основные задания, все остальные относятся к кате­гории "прочее".
   У выборочного изучения рабочих заданий существуют пре­имущества: не нужно использовать секундомер, нет места субъективной оценке и детальному анализу задачи. Выполне­ние учета можно поручить неопытному наблюдателю, посколь­ку его роль в наблюдении механическая. Требуемое число на­блюдений определяется по формуле
   N = 4P(100-P)/L2
   где N-- число наблюдений;
   Р -- процент случаев наступления события;
   L -- максимально допустимый процент ошибок.
   Выборка должна быть репрезентативной. В случае, когда работа носит периодический характер, необходимо включить в наблюдение, как минимум, один полный цикл. Например, при анализе работы бухгалтерии следует изучать деятельность отде­ла в течение одного месяца, поскольку бухучет ведется именно с такой цикличностью.
  
   СМ 6. УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЩИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
   6. 4. Контроль над ходом выполнения работ.
   4. Контроль представляет собою процесс определения качества корректирования выполняемой работы с целью обеспечения реализации планов, направленных на достижение цели предприятия. Не обходимо подчеркнуть, что для того, чтобы менеджер любого уровня мог создать и поддерживать систему контроля, необходимы следующие условия: во-первых, контроль требует наличие планов, во-вторых, контроль требует наличие организационной структуры.
   Основной процесс контроля, какой бы сферой деятельности предприятие не занималось, складывается из следующих этапов:
   - установления нормативов;
   - определения эффективности деятельности;
   - корректирования отклонений.
   Эти этапы контроля подробно рассматривались при изучении дисциплины "Основы менеджмента".
   Для эффективного управленческого контроля необходим предупредительный контроль, то есть система своевременного уведомления о необходимости применения корректирующих действий о том, что если не будут выполнены обозначенные задания, возникнут проблемы, решение которых будет требовать больших затрат непредвиденных ресурсов. Сегодня известны такие методы предупреждающего контроля как графические формы планирования контроля, сетевое планирование и управление. Предлагается тщательно выучить эти методы, освоить, в чем сущность и значение каждого из них.
   Систему адекватного и эффективного контроля организации следует создавать с учётом специфики конкретных условий:
   - наличия планов и служебных постов;
   - личных качеств руководителей;
   - типа организационной структуры;
   -необходимости повышения результативности и эффективности деятельности . Необходимо обратить внимание на то, что принцип контроля по отклонениям должен объединяться с принципом контроля по критическим точкам. Лучший результат будет достигнут именно тогда, когда внимание будет концентрироваться на критических точках оценки эффективности всего производства. Критические точки (критерии), намеченные для контроля, действительно должны быть критическими.
   Виды нормативов критических точек, которые используются сегодня для контроля, - это натуральные нормативы критических точек, нормы затрат, материальные нормативы, нормативы доходов, программные нормативы, нематериальные активы.
   Существует много традиционных способов контроля в системе операционного менеджмента. Это, прежде всего, опережающий контроль и его методы: графические формы планирования и контроля, сетевое планирование и управление.
  
   СМ 7. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
   6.6. (окончание). Варианты вхождения в график
   Для корректировки возможного отклонения от графика работ можно прибегнуть к одному из следующих вариантов вхождения в график:
  -- организовать сверхурочные работы, может быть даже в выходные дни.
  -- сократить продолжительность некоторых предстоящих операций (например, монтажа электропроводки или обшивки боковых стен) на один день. это можно сделать, наняв дополнительных рабочих (если это возможно).
  -- организовать параллельные работы по операциям, которые первоначально планировалось выполнять последовательно. Например, монтаж электропроводки может быть нужно начать до завершения работ по обшивке боковых стен гаража.
   Варианты мероприятий по корректировке возникшего отклонения необходимо оценить с точки зрения технической и организационной осуществимости, сметных и прочих возможностей. До окончания совещания необходимо выбрать для реализации один из рассмотренных методов корректировки отклонения.
   Достоинства метода критического пути, как основы для руководства проектами, выходят далеко за рамки предоставляемой им количественной информации. Метод критического пути дает логическую систему координат и точную терминологию для анализа и обсуждения проекта. Использование этого метода ведет к внедрению детального планирования проектов и обеспечивает стандартные формы для плановой документации. К числу решений, которые принимаются при этом, относятся:
  -- решения о том, какие именно операции требуются для выполнения проекта;
  -- какие ресурсы используются при выполнении каждой операции;
  -- сколько времени должно занимать выполнение каждой операции;
  -- когда должна выполняться каждая из операций.
   Соблюдению плана работ по проекту способствует непосредственное участие членов группы, работающей над его выполнением в процессе планирования, их понимание логики и принципов, на основе которых построен данный план. И, наконец, надо отметить, что метод критического пути весьма полезен при идентификации возникающих проблем и поиске возможных решений трудностей.
  
   7.6. Тенденции в применении методов управления проектами.
   Приблизительно до 1980 г. использование сложных систем управления проектами в основном ограничивалось лишь крупными проектами, где оправдывалось применение ЭВМ. В последние годы резко возросли возможности компьютеров и упала цена на них.
   Одновременно появились пакеты качественного программного обеспечения по системам управления проектами, предназначенные для средних и малых ЭВМ. В результате произошел настоящий взрыв в применении систем управления на основе сетевых графиков при реализации мелких и средних по масштабам проектов, возник большой спрос на руководителей проектов, понимающих принципы и владеющих аналитическими методами сетевого планирования.
  
  
  

СМ 8. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

   8.5. Развитие программ обеспечения качества.
   Во всех программах обеспечения качества основополагающим является ориентация прежде всего на высокоэффективную практику управления качеством.
   Подход Деминга. У.Эдвардс Деминг является консультантом с мировым именем, который получил признание за свои работы в Японской промышленности. В Японии приз Деминга ежегодно присуждается фирме, добившейся наибольших успехов в обеспечении качества. Деминг подчеркивает значение проведения постоянной, всесторонней программы повышения качества, в которой должны объединять свои усилия и поставщики, и потребители, и инвесторы. Краеугольным камнем его подхода является статистический контроль изменений качества выходного продукта.
   В СССР в практике был знак качества, который присваивался специальной комиссией по качеству продукции высшего качества. Этот знак наносился на заводскую табличку или трафаретку изделия, выпускавшегося со знаком качества.
   Кружок качества - это группа служащих или рабочих одного подразделения, которая добровольно собирается на регулярные собрания для обсуждения проблем качества и разработки идей по поддержанию или улучшению качества.
   Члены кружка обычно получают специализированную подготовку, помогающую им определять и решать проблемы качества. Эксперты из администрации компании тоже иногда приглашаются на собрания кружка, но, как и во многих других случаях, успех кружков качества определяется участием работников. Участие работников в кружках качества дает им хорошую подготовку и возможности для собственного развития, оно способствует развитию коммуникабельности внутри фирмы, может способствовать улучшению морального климата в среде служащих.
   "За качество не платят". Концепция, разработанная консультантом Филом Кросби, во главу угла ставит соответствие требованиям, профилактику, отношения организации к вопросам качества и вопросы его стоимостной оценки. Концепция заключается в том, что за качество не платят, деньги приходится платить за отсутствие и недостаток качества, что и должно быть предметом контроля. Хотя в программу Кросби входят и статистические методы, в основном она носит поведенческий характер.
  
  
  
  
   15
  
  
  

Сервис

  

Производство

  

Поставки

  
   Рис. 1.3. Тетраэдр операций
  
   Транспортировка
  

Продукция, услуги

  

Информация из внешней среды

  

Информация из внешней среды

  

Труд, материалы, капитал, информация, энергия

  
   Выход
  
   Вход
  

Информация о состоянии системы

  

Планы, решения, корректирующие взаимодействие подсистем

  

Подсистема планирования и контроля

  

Перерабатывающая подсистема

Подсистема обеспечения

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"