Ня : другие произведения.

Раздел 8

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
  
  
   Раздел 8 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ:
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА
  
  
   8.1. Методология научного менеджмента
   8.2. Сущность и классификация методов управления.
   8.3. Характеристика методов управления.
  
  
   Список рекомендованной литературы:
  
   1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - 685 с.
   2. Карсекiн В.I., Манов М.А. Менеджмент у пiдприємствах торгiвлi та громадського харчування: Пiдручник. - К.: Вища шк., 1994. - 272 с.
   3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле: Учебник для торг.-коммерческих колледжей и техникумов. - М.: Экономика, 1996. - 191 с.
   4. Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. - М.: ось - 89, 1997. - 176 с.
  
  
  
  
  
  
  

8.1. Методология научного менеджмента

  
  
   В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов которые позволяют эффективно организовать выполнение функций менеджмента, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы менеджмента, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей.
   На базе методов управления происходит взаимное обогащение теории и практики менеджмента. Используя систему методов, при изучении новых проблем управления, теория менеджмента позволяет увеличить знания об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений.
   В основе системы методов лежит общенаучная методология, которая предусматривает:
   1 - системный, комплексный подход к решению проблем;
   2 - моделирование;
   3 - экспериментирование;
   4 - конкретно-исторический подход;
   5 - экономико-математические методы;
   6 - социологические исследования.
   Рассмотрим более подробно данные направления:
      -- Системный подход - это способ упорядочения управленческих проблем, посредством которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.
      -- Комплексный подход. Его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Комплексность - это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.
      -- Моделирование. Использование моделей под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы. По определению Шеннона: Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов:
   - уточняется постановка задачи;
   - конструируется модель;
   - проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность;
   - практическое применение и анализ полученных данных;
   - корректировка (в случае необходимости) с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т.п.
   Первый и наиболее важный этап построения модели состоит в постановке задачи. Следующий этап: построение модели, при котором необходимо определить главную цель модели, какие выходные нормативы предполагается получить. После построения модели ее следует проверить на достоверность (определить степень соответствия модели реальному миру). Хорошим способом проверки модели является опробование ее на ситуации из прошлого.
   После проверки на достоверность модель готова к использованию. Однако ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята и не применена на практике.
   (Согласно одному обследованию, в США - лишь 60 % моделей науки управления были использованы в полной или почти полной мере).
   Наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, линейного программирования, экономического анализа.
   4. Экспериментирование получает все большее признание среди менеджеров. В связи с проводимой в Украине реформой экономики и управления, многие управленческие нововведения требуют экспериментальной проверки.
   5. Конкретно-исторический подход. В соответствии с данным подходом каждое явление должно рассматриваться в динамике. Необходимо учитывать предыдущий опыт.
   6. Экономико-математические методы. Начиная с 60-х годов экономико-математические методы используются для решения задач оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования и т.д.
   Экономико-математические методы представляют собой комплекс научных дисциплин и приемов. Их основная цель заключается в том, чтобы наилучшим образом использовать средства и достижения математики и кибернетики в области экономики.
   Действие экономико-математических методов взаимодействует с такими социальными и экономическими науками как: математическая статистика, эконометрия, исследование операций, математическое программирование, математическая теория оптимального управления, теория игр, сетевое планирование и управление.
   Использование экономико-математических методов дает возможность решать не только традиционно возникающие задачи, но и новые, сложные задачи, решение которых без использования этих методов было бы невозможно. Наибольший эффект достигается при решении этих методов с помощью компьютерных технологий, когда организационно-экономическая задача очень сложна, необходимо использовать моделирование.
   7. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами и других факторов развития организации.
   Изучение индивидуальных особенностей человека представляет собой сложную задачу и осуществляется методами социальных исследований, к которым относятся:
      -- проведение научно-технических совещаний и конференций;
      -- анкетирование;
      -- интервьюирование;
      -- собеседование;
      -- наблюдение;
      -- изучение документов.
   Рассмотрим более подробно:
   1. Проведение научно-технических совещаний и конференций позволяет руководству выяснить сложившиеся отношения в коллективе, психологическую настроенность персонала, обсудить их и наметить мероприятия по устранению недостатков.
   2. Анкетирование - это наиболее распространенный метод социальных исследований. Опросные анкеты дают возможность получить большой объем информации о работниках и их отношениях между собой. Вопросы анкеты следует формулировать четко и опрашиваемый должен на них отвечать однозначно "да" или "нет".
   3. Интервьюирование проводится путем собеседования с работниками. Преимущество этого метода состоит в том, что руководитель может уточнять ответы работника и более ясно представить себе психологическую атмосферу, сложившуюся в подразделениях предприятия.
   4. Собеседование может быть эффективным в том случае, когда руководитель тщательно подготовился к нему, продумает формулировку и последовательность вопросов, создаст в ходе беседы непринужденную и дружескую атмосферу.
   5. Личные наблюдения за деятельностью персонала дает возможность руководителю объективно оценить взаимоотношения, место и роль сотрудников в коллективе.
   6. Изучение документов имеет важное значение для выяснения личности работников. К таким документам относятся: личное дело, заявление и докладные записки, протоколы собраний и др. Эти документы руководитель должен изучать до проведения беседы или личного наблюдения работников коллектива.
   Под термином "документ" понимается информация зафиксированная на каком-либо носителе.
   Многие предприятия для проведения квалифицированных социальных исследований создают специальные отделы или лаборатории социологических исследований.
   Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям:
   - методы управления функциональными подсистемами;
   - методы выполнения функций менеджмента;
   - методы принятия управленческих решений.
  
  
  
  

8.2. Сущность и классификация методов управления

  
  
   В процессе управления субъект управления воздействует на управляемый объект для достижения определенных целей. При этом даже для достижения одной и той же цели вид и характер воздействия могут существенно различаться. Так, если перед торговым предприятием поставлена задача увеличить объем товарооборота, то решение может быть обеспечено различными способами: путем внедрения прогрессивных форм торгового обслуживания и оказания дополнительных услуг покупателям, расширения ассортимента и повышения цен на товары и услуги, путем материального и морального поощрения работников и другое.
   Метод управления - способ воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей.
   Большое значение имеет оптимальное сочетание методов управления в каждой конкретной ситуации, так как практически невозможно достичь желаемых результатов, применяя какой-либо один метод. Чаще всего применяется их совокупность, в которой один метод дополняется, усиливается другим или группой методов.
   Важно отметить, что роль методов управления состоит в том, что они позволяют создавать наиболее благоприятные условия для развития предприятия, эффективно воздействовать на экономические процессы, развивать инициативу трудового коллектива, заинтересованность его в повышении эффективности работы, максимальном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
  
   Классификация методов управления:
  
   1. По характеру воздействия:
   - методы прямого воздействия - подчиненный получает конкретные указания (приказ, распоряжение);
   - методы непрямого воздействия - создание комплекса условий для достижения конечного результата.
   2. По временной характеристике: долгосрочные и краткосрочные, периодические и разовые, стратегические и тактические.
   3. По способу выработки воздействия: единоличные, коллективные, коллегиальные.
   4. По содержанию: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.
   5. По масштабу использования:
   - методы воздействия на организацию в целом;
   - методы воздействия на группу людей или отдельного работника;
  
   Наиболее важное значение имеет классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда, по характеру воздействия. Эта классификация предполагает деление методов на группы в зависимости от того, на какие рычаги и стимулы они опираются при побуждении объекта управления к действию, соответственно на экономические, организационно-распорядительные и социально психологические методы.
  
  
  
  

8.3. Характеристика методов управления

  
  
   Экономические методы - совокупность средств и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия.
   Главная особенность экономических методов состоит в том, что они обладают обязательным характером исполнения, но нарушение установленный условий не сопровождается для исполнителя прямым взысканием (что характерно для административных методов), а может лишь привести к отрицательным последствиям в работе и, как следствие, к материальной ответственности.
   Экономические методы включают:
   - планирование,
   - коммерческий расчет,
   - материальное стимулирование,
   - экономические рычаги.
   Планирование является основным звеном в системе экономических методов управления, с помощью которого определяются цели, задачи и содержание деятельности предприятия, количественные и качественные показатели конечных результатов, потребности в ресурсах, соотношение результатов и затрат.
   Бизнес-план - это подробный, четко структурированный документ, описывающий, к чему стремится фирма, как она предполагает добиться поставленных целей и как она будет выглядеть после их достижения.
   Составление бизнес-плана необходимо в следующих ситуациях:
   - предприятию необходим капитал для дальнейшего развития;
   - при создании новой фирмы или смене собственника;
   - значительные изменения на предприятии: реконструкция, переход на выпуск новой продукции, покупка оборудования и т.д.
   Коммерческий расчет - основной метод ведения хозяйственной деятельности. Он обязательно предполагает самофинансирование предприятий, то есть возмещение их текущих и капитальных затрат исключительно за счет собственных средств и банковских кредитов, полную самостоятельность в принятии решений, эффективную материальную заинтересованность, материальную ответственность за результаты всей текущей, хозяйственной и инвестиционной деятельности. Его определяющая черта раскрывается в ориентации всех хозяйственных звеньев не на сконструированный "вверху" план, а на обозначившиеся требования рынка, за которыми стоят потребители.
   Ведущее место в материальном стимулировании занимает заработная плата, ставящая размер вознаграждения в зависимости от личного вклада каждого работника. Обычно заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме выражения она может быть повременной, зависящей от количества затраченного времени (применяется в отношении руководителей и специалистов), и сдельной, определяемой объемом выполненной работы (применяется по отношению к рабочим).
   Для усиления заинтересованности персонала в результатах работы организации используется премиальная система:
   Прямая:
   - вознаграждение по итогам за год;
   - вознаграждение за разработку и внедрение рационализаторских предложений;
   - участие в прибылях;
   - бонусы - крупные единовременные выплаты руководителям из прибыли 1 - 2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы приложить все усилия для ее роста.
   - одноразовые поощрения.
   Косвенная:
   - мотивация свободным временем: сокращенный рабочий день или увеличенный отпуск; скользящий рабочий график; предоставление отгулов.
  
   Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в свое время показал Ф.Тейлор, должна составлять не менее 30 % основного заработка.
  
   Организационно-распорядительные методы представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций.
   Характерные особенности: прямое воздействие на управляемый объект; обязательный характер выполнения указаний, распоряжений, приказов руководителя; строго определенная ответственность за их выполнение.
   Организационно-распорядительные методы включают методы организационного, распорядительного и дисциплинарного воздействия.
   Методы организационного воздействия отражают статику процесса управления и предполагают установление устойчивых организационных связей между элементами системы посредством закрепления за ними определенных обязанностей перед системой и перед отдельными ее звеньями. Они включают организационное регламентирование, нормирование и инструктирование.
   Организационное регламентирование - установление основоположных правил, регулирующих создание и деятельность предприятий, отдельных подразделений и должностных лиц (устав, штатное расписание, положения о функциональных подразделениях).
   Организационное нормирование заключается в установлении нормативов, определяющих допустимые границы деятельности.
   В практике деятельности торгового предприятия выделяют следующие виды нормативов:
  -- трудовые нормы и нормативы (тарифные ставки и коэффициенты к ним, нормы выработки, нормы длительности рабочего дня, нормы управляемости);
  -- финансовые и кредитные нормативы (нормативы собственных основных и оборотных средств, товарных запасов);
  -- стоимостные нормативы, содержащиеся в прейскурантах, инструкциях и других нормативных актах и определяющие удельные затраты предприятия, связанные с осуществлением торгово-оперативной, хозяйственной и управленческой деятельности (оптовые и розничные цены на товары и услуги, оказываемые предприятием, нормы естественной убыли, нормы амортизации, нормативы отчислений);
  -- технические (стандарты).
   Организационно-методическое инструктирование представляет собой разработку и практическое использование инструктивных материалов, определяющих порядок и методы выполнения управленческих работ (инструкции и правила).
   Цель методического инструктирования состоит в том, чтобы, обучив работников правильному выполнению обязанностей, обеспечить такое протекание процессов управления на предприятии, которое бы не зависело от индивидуальных особенностей сотрудников, а определялось бы потребностями предприятия, системы управления.
   Различают:
   1. Устное инструктирование: телефонная связь; личные контакты; совещания; устный инструктаж при приеме на работу; инструктирование в связи с выполнением новых заданий.
   2. Письменное инструктирование:
   - должностные инструкции, определяющие порядок деятельности специалиста в соответствии с обязанностями, соответствующими занимаемой должности;
   - рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс (инструкция о работе с документами содержит указания по оформлению, обработке, использованию и хранению конкретных документов);
   - правила, которое в ряде случаев выступают составными частями инструкций: правила внутреннего распорядка, правила эксплуатации служебных помещений, правила оформления исходящих и обработки входящих документов.
   3. Наглядное инструктирование - оформление помещений необходимой организационной документацией об условиях работы: стенды с наименованиями организационных подразделений, схемы их расположения, порядок работы предприятия, стенды по технике безопасности и т.д.
  
   Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, и адресуется управляемым объектам или лицам (приказ, распоряжение, постановление, резолюция, предписание).
  
   Методы дисциплинарного воздействия - обязательное для каждого работника соблюдение законов, правил, режима работы и т.д. Различают производственную, плановую, финансовую, договорную и трудовые дисциплины.
   - производственная дисциплина - это восприятие правил и стандартов работы, а также выполнение работниками приказов и распоряжений.
   - плановая дисциплина - это выполнение работниками предприятия намеченных планов.
   - финансовая дисциплина представляет собой выполнение предприятием финансовых обязательств перед бюджетом, поставщиками, покупателями, работниками.
   - договорная дисциплина - соблюдение условий между сторонами в заключенных договорах между предприятиями, между предприятиями и работниками коллектива и др.
   - трудовая дисциплина представляет собой отношения взаимной ответственности работников, основанные на добровольном выполнении предусмотренных действующими и законодательными нормативными актами о труде правил поведения в соответствии с их трудовыми функциями и обязанностями.
  
   Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, возникающие в производственных коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
   Социально-психологические методы используются для решения следующих задач: оптимального побора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышения эффективности стимулирования деятельности работников; повышения эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепления дисциплины.
   Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что единоличное воздействие, предпринятое руководителем, нередко превращается в коллективное в зависимости от того, одобряет или не одобряет его коллектив. В первом случае он его усиливает, во втором - ослабляет, а иногда и вовсе сводит на нет.
   Социально-психологические методы подразделяются на социальные и психологические методы.
   Социальные методы управления используются для воздействия на внутри- и межколлективные отношения и индивидуально-личностное поведение на рассматриваемом предприятии. Это обеспечивается посредством управления социальной активностью, социальным нормированием, социальным регулированием, пропагандой и агитацией, использованием метода ориентирующих условий.
   Методы управления социальной активностью используются для решения социальных вопросов благодаря развитию инициативы и творчества отдельных работников, их групп и коллективов. Основными методами управления социальной активностью является поддержка руководителями рационализаторских и новаторских предложений; обмен и распространение передового опыта, использованием различных форм морального стимулирования (благодарности, грамоты, повышение квалификации и др.).
   Методы социального нормирования определяют и закрепляют социальные отношения в производственном коллективе и между отдельными работниками предприятия, обеспечивая тем самым благоприятные условия для достижения поставленных целей. К социальным нормам относятся правила внутреннего распорядка, нормы этикета, традиции, ритуалы.
  
   В японских фирмах распространена традиция выполнения всеми работниками гимна фирмы перед началом работы.
  
   Методы социального регулирования направлены на упорядочение отношений между предприятием, его коллективом и отдельными сотрудниками на основе выявления их общих целей и интересов. К этим методам относят разработку и реализацию уставов предприятия, договоров о сотрудничестве, включающих взаимные обязательства сотрудничающих сторон, установление порядка, распределение благ, очередности их получения и так далее.
   Методы пропаганды и агитации состоят в распространении экономических, правовых, эстетических и других знаний, а также передового опыта.
   Метод ориентирующих условий состоит в создании обстановки или ситуации, ориентирующих человека в необходимом направлении. В этом случае работник самостоятельно принимает решения о том, что и как он должен сделать для достижения цели.
   Психологические методы управления призваны обеспечить формирование первичного коллектива соответственно индивидуальным способностям, наклонностям, интересам и с соблюдением психологической совместимости путем регулирования отношений между людьми, воздействия на индивидуальную психологию отдельных работников.
   Трудовой коллектив - это социальная группа людей, объединенная общими целями, ценностями, нормами поведения.
   В каждом трудовом коллективе существуют формальная и неформальная структуры.
   Формальная структура коллектива обусловлена официальным распределением труда на предприятии, правами и обязанностями его членов.
   Неформальная структура - это система межличностных и межгрупповых связей и взаимодействий, которые основываются на личных и деловых отношениях, не регламентируемых официальным распределением труда и не оформленных документально. Неформальные отношения обусловлены взаимными симпатиями, общими взглядами, интересами, привычками.
   Эффективность работы коллектива определяется степенью близости формальной и неформальной структуры.
   Психологические методы предполагают использование психологической мотивации (воздействие на коллектив или отдельную личность с целью активизации производственной и общественной деятельности). Различают косвенные и прямые виды мотиваций.
   К прямым видам мотивации относят следующие :
  -- убеждение (аргументированное активное воздействие с помощью логических средств со снятием предубеждений и других психологических барьеров);
  -- внушение (целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем сосредоточенного влияния на его психику с помощью обращения к формальным актам, инструкциям и другому)
  -- подражание (воздействие на работника или группу личным примером) ;
  -- вовлечение (психологический прием, с помощью которого все сотрудники становятся непосредственными участниками подготавливаемых решений и других мероприятий);
  -- побуждение (высказывания, подчеркивающие положительные качества работников, их квалификацию и опыт, выражающие уверенность в решении ими поставленных задач);
  -- принуждение (воздействия, обязывающие выполнять возлагаемые поручения против воли или желания работника, обусловленные производственной необходимостью);
   Косвенные виды мотивации различают по формам опосредования:
  -- условиями труда (ритмичность, степень нагрузки, сменность, наличие элементов творчества и так далее);
  -- элементами системы управления (формы стимулирования, контроля, организационные структуры, положения, должностные инструкции);
  -- личностными, социальными и социально-психологическими факторами (психологический климат, характер традиций и другое).
  
  

0x08 graphic

0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic

0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic

0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic

0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic

   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
   0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
   0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
   0x08 graphic
  
  
  

Рис. - Классификация организационно-распорядительных

методов управления

  
  
   Раздел 8. Методы управления: сущность и характеристика
  
  
   Организационно-распорядительные методы управления
  
   Методы дисциплинарного воздействия
  
   Методы распорядительного воздействия
  

Методы организационного воздействия

  

Приказ

  

Организационное регламентирование

  

Производственная дисциплина

  

Плановая дисциплина

  

Организационное нормирование

  

Распоряжение

  

Резолюция

  

Финансовая дисциплина

  

Организационно-методическое инструктирование

  

Постановление

  

Предписание

  

Договорная дисциплина

  

Трудовая дисциплина

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"