Ночкин Виктор : другие произведения.

Шаги в лабиринте

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нашел у себя старый текст, который нигде не фигурировал. Я сначала хотел опубликовать его под "женским" псевдонимом, розыгрыш устроить, но как-то не сложилось... Это написано по поводу рассказа И.Новака "Неестественность", http://zhurnal.lib.ru/n/nowak_i/nt.shtml

  Чем дальше, тем больше я убеждаюсь - смена направлений и методов в литературе происходит с той же величавой непреложностью, что и смена общественно-экономических формаций по Марксу. Нынче у нас - постмодернистское время и пресловутые шаги Командора слышны повсюду. Вот он уже грядет, и учтите: "тяжело пожатье каменной его десницы". То есть я предрекаю - нам предстоят времена глобального торжества постмодерна, торжества окончательного, включающего беспощадное изгнание конкурентов и расправы над инакомыслящими. А сейчас Командор еще в пути - шаги уже слышны отчетливо, каменная десница не жмет и мы можем спокойно сравнивать "до" и "после". Это, между прочим, самое интересное время. Мы слушаем шаги, проникаемся судьбоносностью момента, но Командора здесь пока нет, и никто не гибнет...
  Естественно, последними заповедниками уходящего реализма остаются массивы популярной литературы: детектив, фантастика, любовный роман. Им, вроде бы, меняться ни к чему, я не вижу объективных причин к тому, чтобы постмодерн вытеснил из этой ниши реализм, за который и так неплохо платят. И тем удивительнее видеть ростки постмодерна на этом поле. Откуда они? Каким ветром занесло сюда чужеродное семя? А вот поди ж ты... Шаги звучат. Должно быть, позже найдется некий мыслитель, который еще создаст учение, объясняющее нам, почему неизбежна смена состояний культуры, но пока - мы слушаем шаги, не ведая, кто и как вызвал Командора. Мы с удивлением слушаем шаги...
  Для примера я рассмотрю рассказ И. Новака "Неестественность". Это, безусловно, фэнтези и, безусловно, постмодерн. Не нужно искать здесь внешних, вульгарных проявлений постмодернистского влияния, нарочито обессмысленных фраз и прочих "фишек", свойственных дешевым подделкам. Внешне, повторяю, рассказ - самая, что ни есть, фэнтези. Должно быть, это неизбежно, ибо играем на поле массовой литературы, а у нее свои законы. В частности - обязательное зачисление текста в один из классификационных раз-рядов по внешним показателям. Итак, внешне - фантастика со свойственной ей ситуацией реализма. Но строение текста уже безусловно позволяет отнести рассказ к культуре постмодерна.
  "...Я написал первый роман в виде словаря, второй - в виде кроссворда, третий - в виде клепсидры и четвертый как пособие по гаданию на картах таро. Пятый был астрологическим справочником для непосвященных..." (С) Павич. Любой постмодернистский текст подразумевает игру, подразумевает наличие у текста формы, которая обладает личной ценностью, отдельной от ценности собственно текста, которая определенным образом сочетается с текстом и которая вместе с текстом образует нечто третье, некое новое прочтение, отличное от только текста и только формы. Форма рассказа "Неестественность" - это лабиринт. Рассказ начинается с приобретения героем меча. Меч - стандартный символ фэнтези, но с точки зрения формы текста это - вход в лабиринт. Здесь нет места шуточкам о "старине Фрейде": мол, иногда меч - это просто меч и ничего больше. Меч - это ВСЕГДА символ.
  Принимая меч, герой переходит в новое качество, выступает в поход, оказывается в лабиринте. Сюжет - это странствие Арлана дер Фая по коридорам и пещерам к центру лабиринта. В центре груда костей, но герой не знает этого, не знает прямого пути к центру. "Драконы не убивают дев, не так ли? Я спасу сестру. И я отсеку голову дракона".
  Все дальнейшее действие - это путь по закоулкам, переходам и коридорам. Герою вручают якобы лучший меч, наделяют якобы лучшим конем, даже - фэнтези все-таки - ему надевают якобы волшебное кольцо... На самом деле это все иллюзии, ответвления лабиринта, заканчивающиеся тупиками. Пройдя их до конца, Арлан будет вновь и вновь возвращаться на верную стезю и продолжать свой путь к центру. Знай он короткую дорогу, отправился бы к логову дракона без коня, доспехов и заклинаний - итог оказался бы тем же: "...никакой вооруженный холодным оружием рыцарь..." Но тогда не было бы текста, игры и лабиринта. Сгинь, реализм! Мы хотим играть! И герой старательно следует всем извивам и поворотам, но все равно, поплутав, он выйдет к груде костей в центре лабиринта...
  А мы услышим шаги Командора.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"