Пояснение:
НАТ - вне помещения
ИНТ - в помещении
ВПЗ - вне поля зрения
ЗК - за кадром
ГЗК - голос за кадром
КРП - крупный план
ФЛЭШБЭК - возвращение в прошлое
Трехсерийный сценарий по повести "Учитель жизни"
ТРЕТЬЯ СЕРИЯ
НАТ. ПОЛЯНА - НОЧЬ
У костра сидит Волков с сотовым телефоном в руке. Из
телефона раздается песня "Мы с тобою не дружили" в
исполнении Шульженко.
Из избы выходит Даша. Подходит к костру.
Песня заканчивается.
ВОЛКОВ
Эта мелодия - совершенство!
Я стараюсь хотя бы раз в сутки
слушать хорошую музыку. Это не
дает душе черстветь и мельчать.
ДАША
Хорошая песня. Только всеми
забытая.
ВОЛКОВ
В одной новелле Томаса Манна есть
такие слова: "бесконечно милое
славянское лицо".
Речь идет о русской художнице.
И о твоем лице, Даша, можно
так сказать.
Даша расцветает. Садится рядом.
ДАША
(колеблется, потом решается)
Вадим Кириллович, вы женаты?
ВОЛКОВ
Разведен.
ДАША
Как вы здесь оказались?
ВОЛКОВ
Хотел сбежать от общества, от людской
суеты. Квартиру в Красноярске оставил
жене. Собирался жить отшельником,
писать без помех свой труд. Не
получилось.
ДАША
Люди стали приходить за советами?
ВОЛКОВ
Да. Незаметно приобрел я репутацию
врачевателя, а потом и мудреца.
Признаюсь, мне понравилось ощущать
себя неким пророком.
(невесело усмехается)
Стал даже афоризмы сочинять. Потом
изрекал их к месту и не к месту.
(ворошит хворостиной дрова в
костре)
А сейчас я бы с радостью все бросил
и уехал в Сосновск. Но как я вас
всех оставлю?
ДАША
А почему в Сосновск? Вам надо в
большом городе жить.
ВОЛКОВ
(встает)
В Сосновск меня зовут.
ДАША
(просительно)
Посидим еще, Вадим Кириллович.
ВОЛКОВ
Спать пора, Даша.
Волков тушит костер. Идет к избе. Даша неохотно идет следом.
ИНТ. ИЗБА - НОЧЬ
В избу входят Волков и Даша. Волков проходит к себе. Даша
залезает в спальный мешок.
ДАША(ГЗК)
Я полюбила!
ИНТ. ИЗБА - УТРО
Все завтракают.
Входит Вера с сумкой в руках. Здоровается.
ВЕРА
Помоги, Профессор. Говорят, ты от
запоя исцеляешь?
Веоа говорит просительным тоном, но смотрит на Волкова
цепко и недоверчиво.
ВЕРА
(продолжая)
Мой всегда меру знал, а теперь
пятый день бухает беспробудно.
Анюта смотрит на Веру широко открытыми глазами.
ВОЛКОВ
Любисток помогает.
(встает, снимает со стены
пучок корешков, протягивает
Вере)
Надо настоять вместе с четырьмя
лавровыми листьями в полулитре
водки. Пьяница пьет такой настой
и чувствует к водке отвращение.
Анюта встает.
АНЮТА
Я в Климовку.
Быстро уходит. Все удивленно смотрят ей вслед.
ВЕРА
Чего это она сорвалась?
Спасибо, Профессор!
(ставит на стол сумку)
Вот рыбку свежую принесла.
Вера уходит.
ИНТ. ДОМ УСАТОГО. КУХНЯ - УТРО
За столом сидит пьяный Усатый. Допивает бутылку водки. Под
столом валяются пустые бутылки.
Входит Анюта. Быстро подходит к Усатому. Обнимает его,
крепко целует.
АНЮТА
(с болью в голосе)
Милый, почему ты пьешь?
Ты же позавчера мне обещал, что
поедешь и купишь.
УСАТЫЙ
Забудь... Нету ничего... Ты
это... Моя... вот-вот придет...
ИНТ. ИЗБА - ДЕНЬ
Слышно, что у избы останавливается мотоцикл.
Входит Участковый. Лицо строгое. Держится он официально.
УЧАСТКОВЫЙ
ЧП за ЧП. Уже людей у вас здесь
начали убивать! Привез повестку в
сосновское РОВД.
Участковый протягивает Волкову повестку. Уходит.
ИНТ. ИЗБА - ДЕНЬ
Часы показывают 14.30.
В избе Ира, Юля, Оксана и Даша.
Входит Волков. Вид у него хмурый.
ЮЛЯ
Были в полиции, Учитель?
ВОЛКОВ
Был. Откровенно не грубили,
но разговаривали бесцеремонно.
Начали с того, что потребовали
сознаться в убийстве Степаныча.
ЮЛЯ
Что за идиотизм!
ИНТ. ИЗБА - ДЕНЬ. ПОЗЖЕ
ТЕ же действующие лица.
Часы показывают 15.00.
ВОЛКОВ
Сегодня тема: "Уважение к женщине".
ДАША
(задорно)
А для кого вы ее будете читать,
Вадим Кириллович? Мужчин-то нет.
А мы и так знаем, что нас надо
уважать.
ЮЛЯ
Мужчины только этого почему-то
знать не хотят.
ВОЛКОВ
Лишь несколько слов скажу.
Мужчина не имеет права оскорблять
женщину. Ни при каких
обстоятельствах.
Ира слушает рассеяно. Думает о чем-то своем.
ВОЛКОВ
(продолжая)
О рыцарском отношении к женщине
стали забывать. Как хамят женщинам
положительные герои в фильмах и
сериалах! А зрители-подростки
учатся у них.
Ира вдруг вскакивает.
ИРА
(восторженно)
Учитель! Вы достигли третьего
плана Атмы! Вы в сердце всего
сущего!
Оксана фыркает.
ВОЛКОВ
Ну и прекрасно.
(мягко)
Садись, Ира.
Ира садится.
ВОЛКОВ
Вы - будущие матери.
Воспитайте сыновей рыцарями!
(пауза)
Есть, может быть, вопросы?
ДАША
Чем отличается интеллигент от
не-интеллигента?
ВОЛКОВ
Не-интеллигент ставит государство
выше человека. Интеллигент ставит
человека выше государства.
ЮЛЯ
Вы верите в приметы?
ВОЛКОВ
(невесело улыбается)
Только в одну. Если в кармане
дыра, это к потере денег. Всегда
сбывается.
Девушки невесело смеются. Волков уходит к себе.
ЮЛЯ
Раньше Учитель часто шутил.
ДАША(ГЗК)
Как бы я его любила! Он писал бы
свой труд, а я бы ему все
условия создала... Маме он бы
понравился...
ИНТ. РЕСТОРАН - ДЕНЬ
За одним из столиков - Егор, пьяный, ЖЕНЩИНА 1(30),
красивая, слегка пьяная, и ЖЕНЩИНА 2(28), красивая, слегка
пьяная. На столике водка, шампанское, дорогая закуска, в том
числе черная икра и красная рыба.
ЕГОР
Мне еще... в банк... надо...
ЖЕНЩИНА 1
И в банк успеешь. Но сначала к нам,
продолжим наше приятное знакомство.
Мы тут рядом живем.
ЕГОР
Это обязательно!
ЖЕНЩИНА 2
Гоша, коньяка хочу.
ЕГОР
Желание женщины... закон... Официант!
Бутылку коньяка... Пять звездочек...
ЖЕНЩИНА 2
Гоша, закажи "Мурку".
ЕГОР
Оркестр! "Мурку"...
Егор лезет в боковой карман пиджака. Он набит долларовыми
купюрами. Женщины переглядываются.
Официант приносит бутылку коньяка, наполняет рюмки.
ЕГОР
(поднимает рюмку)
За вашу... красоту...
Егор выпивает. Женщины лишь немного отпивают из рюмок.
НАТ. СОСНОВСК. УЛИЦА - ДЕНЬ
Безлюдная улица. Женщина 1 и Женщина 2 ведут под руки Егора.
Он едва держится на ногах.
ЖЕНЩИНА 1
Тяжелый!
ЖЕНЩИНА 2
Ну шагай же, Гоша!
Егор падает.
ЖЕНЩИНА 1
Отключился.
Женщины смотрят по сторонам. Начинают вытаскивать деньги
из карманов Егора. Складывают деньги в полиэтиленовый пакет.
Все карманы набиты долларами.
ЖЕНЩИНА 1
(тихо)
Ни фига себе!
ЖЕНЩИНА 2
(тихо)
Документы взять?
ЖЕНЩИНА 1
(тихо)
На фиг они нужны.
Женщины забирают все деньги. Озираясь, поспешно уходят.
ИНТ. ИЗБА - ВЕЧЕР
Приходит Анюта. Она расстроена. В руке полиэтиленовый пакет.
В нем что-то звякает. Анюта шепчется с Оксаной. Они уходят.
ИНТ. ИЗБА - ВЕЧЕР. ПОЗЖЕ
Те же действующие лица.
Входят Анюта и Оксана. Они пьяны. Оксана расстилает спальный
мешок, плюхается на него. Анюта садится на свернутый
спальник. Смотрит на Дашу и Иру стеклянными глазами.
АНЮТА
(бормочет)
Как вы могли променять Красноярск
на эту... избу? Я бы все отдала... чтобы
жить в большом городе...
Из каморки выходит Волков. Глядит на Оксану и Аню с
удивлением. Оксана ему пьяно улыбается.
ВОЛКОВ
(удрученно)
Не понимаю и не одобряю
любви к алкоголю. Это желание
получить радость неестественным
способом. Но природа насилия над
собой не прощает.
АНЮТА
(жалобно)
У меня... душа болит...
ВОЛКОВ
(участливо)
Что случилось, Анюта?
АНЮТА
(лепечет)
Я дядю Диму люблю... Всегда любила...
Он выйдет во двор и поет, а я
слушаю, обо всем забываю. Он
красиво поет... Я от своих никогда
доброго слова не слыхала, а он
обязательно что-нибудь хорошее
скажет... Конфетку даст...
Оксана засыпает.
АНЮТА
(продолжая)
Он как к дочке ко мне относился.
У них-то детей нет... Недавно я
ему открылась... Мы хотели...
А теперь...
Анюта залезает в спальный мешок. Засыпает.
ИНТ. ИЗБА - НОЧЬ
Даша просыпается от шороха. Открывает глаза. Избу слабо
освещает луна. Даша видит, как Юля вылезает из спального
мешка и снимает себя нижнее белье. Оксана поднимает
лохматую голову. Юля проскальзывает в каморку Волкова.
Слышится шепот Юли, затем приглушенный твердый голос
Волкова. Из каморки выходит Юля. Вид у нее пристыженный.
Она надевает белье и залезает в спальный мешок.
ОКСАНА
(пьяно мямлит)
Ну ты реально... бесстыжая...
ИНТ. ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ. КОРИДОР - УТРО
В коридоре перед дверью дежурной части сидят на скамье
МУЖЧИНА 1(25), МУЖЧИНА 2(55) и Егор.
МУЖЧИНА 1
Первый раз в вытрезвителе
ночевал.
МУЖЧИНА 2
(философским тоном)
Все в жизни надо испытать.
Дверь открывается. Показывается ДЕЖУРНЫЙ(40).
ДЕЖУРНЫЙ
Толстохырин!
Егор заходит. Дежурный закрывает дверь.
ИНТ. ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ. ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ - УТРО
Дежурный достает из сейфа документы, кладет на стол перед
Егором.
ДЕЖУРНЫЙ
Распишись в получении и можешь
идти.
ЕГОР
А где деньги?
ДЕЖУРНЫЙ
Какие деньги?
ЕГОР
Почти пятьдесят тысяч баксов.
Егор смотрит подозрительно на Дежурного.
ДЕЖУРНЫЙ
(удивленно)
Пятьдесят тысяч?
(жестко)
Не было при тебе денег. Тебя
вчера на улице подобрали, в
отключке, с вывернутыми карманами.
Документы рядом валялись.
(задумывается)
Ты же из Климовки?
ЕГОР
Ну.
ДЕЖУРНЫЙ
Присаживайся. Еще немного
отдохни.
Дежурный достает сотовый телефон.
ИНТ. ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ. ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ - УТРО. ПОЗЖЕ
Те же действующие лица.
В дежурную часть входит Оперативник(35).
ДЕЖУРНЫЙ
(указывает на Егора)
Этот.
ОПЕРАТИВНИК
(подходит к Егору,
показывает удостоверение)
Оперативный отдел. С нами поедешь.
Несколько вопросов к тебе есть.
ИНТ. СОСНОВСКОЕ РОВД. КАБИНЕТ - УТРО
За столом сидит Оперативник. Перед ним на стуле - Егор.
ОПЕРАТИВНИК
Пятьдесят тысяч?
ЕГОР
Сорок восемь, может.
ОПЕРАТИВНИК
Откуда они у тебя?
ЕГОР
Я... дом продал... В Сосновске.
ОПЕРАТИВНИК
Проверим. Если соврал, это легко
выяснится. Волкова знаешь?
ЕГОР
Профессора? Знаю.
ОПЕРАТИВНИК
У него пятьдесят тысяч долларов
украли. Любопытное совпадение.
Тебе не кажется?
(пауза)
Что возле Климовки сектанта убили,
Дрыгалова Леонида Степановича, знаешь?
ЕГОР
Слышал.
ОПЕРАТИВНИК
Картина вырисовывается такая:
баксы украл Дрыгалов, а его убили
и деньги забрали.
(жестко)
Ты убил?
ЕГОР
(испуганно)
Нет.
ОПЕРАТИВНИК
(пауза)
Итак, ты главный подозреваемый.
Звонит сотовый Оперативника. Он выходит с ним в коридор.
ИНТ. СОСНОВСКОЕ РОВД. КОРИДОР - УТРО
ОПЕРАТИВНИК
Да, Раечка.
РАЯ(ЗК)
Не его отпечатки, товарищ капитан.
ОПЕРАТИВНИК
Ясно.
Оперативник возвращается в кабинет.
ИНТ. СОСНОВСКОЕ РОВД. КАБИНЕТ - УТРО
Оперативник садится за стол.
ЕГОР
Я никого не убивал.
ОПЕРАТИВНИК
А кто мог убить? Кого подозреваешь?
ЕГОР.
Никого.
ОПЕРАТИВНИК
Хорошо подумай. Если поможешь
следствию найти убийцу, отпустим.
ЕГОР
(колеблется, потом решается)
Эти бабки Митька, сосед мой, в своем
огороде закопал. Я выкопал.
ОПЕРАТИВНИК
Мог он убить?
ЕГОР
Мог. Он несколько дней бухает. А
раньше не злоупотреблял. Совесть,
видать, мучит.
(пауза)
Тогда, выходит, я перед законом
чист? Взять у вора ворованное - это
же благое дело.
Оперативник усмехается.
ОПЕРАТИВНИК
С кем ты вчера общался в Сосновске?
ЕГОР
(силится вспомнить,
качает головой)
Ничего не помню.
ИНТ. ИЗБА - УТРО
В избе Юля, Оксана, Анюта и Даша. Анюта сидит за столом в
каком-то оцепенении. У Юли подавленный и задумчивый вид.
ВОЛКОВ(ЗК)
Ира!
ДАША
Она босая ушла. Вся ее обувь здесь.
В избу входит Волков.
ВОЛКОВ
Нигде нет.
Волков и Юля стараются не глядеть друг на друга.
ОКСАНА
Это она медитировать пошла.
Ей для медитации одиночество нужно.
ВОЛКОВ
В лесу поищем.
НАТ. ТАЙГА - УТРО
По лесу идут Волков, Даша и Оксана. Посматривают по сторонам.
ВОЛКОВ
Ира-а! Ира-а!
ДАША
Ира!
Останавливаются. Прислушиваются. Ира не откликается.
Они идут дальше.
ВОЛКОВ
Корзина!
На боку лежит пустая корзина. Они подходят к ней.
ОКСАНА
Это Степаныча корзина.
А где грибы?
ВОЛКОВ
Белки, наверное, утащили.
ОКСАНА
(прислушивается)
Словно рэп поют. В той стороне.
Оксана берет корзину. Они идут дальше.
НАТ. ПРОГАЛИНА - УТРО
Волков, Даша и Оксана выходят на прогалину.
Под сосной, скрестив босые ноги, пятками упираясь в живот,
закрыв глаза, сидит Ира. Рядом с ней валяется бейсболка.
ИРА
(ритмично бормочет)
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна
Кришна, Харе Харе...
ОКСАНА
(подходит к ней)
Ага, харя, харя.
Оксана бесцеремонно тормошит Иру.
ДАША
Может, сейчас нельзя ее трогать?
Оксана, не обращая на нее внимания, тянет Иру за руку и
поднимает.
ИРА
(жалобно лепечет)
Зачем?
ВОЛКОВ
(мягко)
Пойдем, Ира, домой.
Ира поднимает бейсболку.
ОКСАНА
Анькина бейсболка.
ИРА
(показывает на бурые
пятна на козырьке,
взволнованно)
Вот!
Оксана берет бейсболку, рассматривает пятна.
ОКСАНА
Пятна крови, похоже.
ИРА
(взволнованно)
Палец!
Оксана бросает бейсболку в корзину.
ОКСАНА
Что палец?
Ира хочет что-то добавить, но не находит слов. Лишь что-то
бессвязно бормочет.
ДАША
Надо врача вызвать.
ВОЛКОВ
Ее в психбольницу положат.
Там репрессивные методы до
сих пор не изжиты. А к
душевнобольным нужно
относиться особенно деликатно
и бережно. У ней это само скоро
пройдет. Так уже было.
(пауза)
Я ей мяту буду давать.
ОКСАНА
Вспомнила: у Аньки порез был
на пальце. Ирка, похоже, про это.
Волков берет Иру за руку, ведет собой. Девушки идут следом.
ИНТ. ИЗБА - УТРО
За столом неподвижно, подперев голову руками, сидит Анюта.
Юля сидит на скатанном спальном мешке. Руками обхватила
колени. Задумчиво смотрит в пол.
Входят Волков, Ира, Даша и Оксана. Ира испуганно смотрит на
Анюту. Юля встает.
ОКСАНА
(протягивает Анюте
бейсболку)
Твоя?
АНЮТА
(берет бейсболку)
Да. Обронила.
ОКСАНА
Пятна откуда?
АНЮТА
Не помню.
Юля смотрит на Волкова.
ЮЛЯ
Я решила вернуться к Сереже.
ВОЛКОВ
(пауза)
Юля, он нехороший человек!
ЮЛЯ
Знаю, Учитель. Зато он меня любит!
ДАША
Ты уверена?
ЮЛЯ
Да. Он признавался, что ему
нравятся только культурные девушки.
Некультурные, говорит, мне быстро
надоедают.
ДАША
Ишь ты какой ценитель культуры!
А ты-то его любишь?
ЮЛЯ
Не знаю. Может быть и люблю...
(взволнованно)
Я должна перед уходом все сказать.
Когда мы в тот день с дядей Леней
за грибами пошли, то Аньку встретили.
Она в руке совок держала.
Тут же исчезла. А минут через пять
мы вдалеке звон стекла услыхали.
Дядя Леня встревожился. Где-то там,
говорит, Учитель банку с деньгами
закопал. Схватил корзину и убежал.
Все смотрят на Анюту. Она опускает глаза.
ОКСАНА
(Анюте, жестко)
Признавайся, ты типа бабки взяла?
АНЮТА
Я не брала. Клянусь!
Внезапно Анюта вскакивает и выбегает из избы. И тут же
возвращается.
АНЮТА
А Юлька со Степанычем тогда
это... любовью занимались!
Анюта убегает.
Все смотрят на Юлю. Она краснеет.
ОКСАНА
Что же ты сразу про Аньку не
сказала?
ЮЛЯ
Боялась, что она про нас с дядей
Леней расскажет. Мы с ней обе
молчали.
ОКСАНА
Конкретно Анька взяла, Учитель!
ВОЛКОВ
(качая головой)
Не могу в это поверить.
ОКСАНА
Ну все же сходится!
Банку выкапывала, совком разбила.
О стекло палец порезала.
Потом за козырек хваталась.
Даже Ирка догадалась. Даром
что полоумная.
ВОЛКОВ
(укоризненно)
Оксана!
ОКСАНА
Степаныч осколки увидал, корзину
бросил и за Анькой погнался.
Реально, это она!
Юля со всеми прощается. Бросает напоследок на Волкова
выразительный взгляд, в котором и укор, и грусть, и
насмешка. Резко поворачивается и уходит.
Волков уходит к себе.
ОКСАНА
(тихо, с осуждением)
Да просто Юлька одна долго не
может. Сама мне призналась.
Был Степаныч - убили. С Учителем
не получилось. Вот и побежала к
своему.
ИНТ. ИЗБА - ДЕНЬ
Часы показывают 15.00.
Ира, Оксана и Даша сидят за столом. Из каморки выходит
Волков. Садится.
ВОЛКОВ
Поговорим сегодня о человеческой
личности. Каждая личность -
это чудо. Это целый мир.
Уважать ее надо, лелеять.
А у нас уважать человека
не умеют и не желают. Это наша
главная беда.
Входит Варвара с полиэтиленовым пакетом. Здоровается.
ВАРВАРА
Сергей Людку избил. Все лицо
в синяках. Есть у вас что-то
от синяков, Вадим Кириллович?
ВОЛКОВ
Делайте ей компрессы из петрушки.
(встает)
Пойду нарву.
ВАРВАРА
Не надо, петрушка у нас есть.
Волков садится. Варвара кладет пакет на стол.
ВАРВАРА
Это блинчики... Озверел Сергей в
последние дни. Юлька ваша к
нему вернулась, а он ее отлупил
и выгнал. Вроде в Красноярск
уехала. С дружками Валерку
отколошматил. Самого у нас
порядочного парня. Ни за что.
Анфиску избили.
Варвара уходит.
ДАША
(вздыхает)
Информация по теме лекции.
ИНТ. ИЗБА - НОЧЬ
Даша просыпается. Оксаны нет. Дверь в каморку приоткрыта.
Даша вылезает из спального мешка, крадется к двери,
осторожно заглядывает вовнутрь. Каморка пуста. За
окном слышится негромкий разговор. Даша проходит через
каморку, приближает лицо к стеклу. Видит Волкова и Оксану.
НАТ. ПОЛЯНА - НОЧЬ
Волков сидит у костра, задумчиво смотрит в огонь. Оксана с
взволнованным и решительным лицом, накрашенным сильнее,
чем обычно, стоит рядом, сбоку. Она нетерпеливо переступает с
ноги на ногу.
ВОЛКОВ
Как я понимаю
зороастрийцев-огнепоклонников!
Могу глядеть на огонь бесконечно.
ОКСАНА
Скажите, Учитель, почему Наташка
повесилась? Только честно.
Волков, не отрывая глаз от пламени, бесцельно тычет
хворостиной в горящие дрова.
ОКСАНА
(не дождавшись ответа)
Я видела, как вы с ней в тот вечер
из леса вышли, она вся зареванная.
Волков отбрасывает хворостину, встает.
ВОЛКОВ
Не должен мужчина об этом говорить,
но придется. Она мне тогда в любви
объяснилась. Я сказал, что люблю
другую.
ОКСАНА
А почему она ночевать осталась?
Раньше же типа того что не
оставалась.
ВОЛКОВ
Думаю, все ждала возможности
объясниться. А после уже поздно
было домой идти.
Оксана подступает вплотную к Волкову. Она почти касается его.
ОКСАНА
(как будто задорно и шутливо,
однако голос ее прерывается от
волнения)
А если я вам в любви объяснюсь,
вы тоже скажете, что типа другую
любите?
Волков смотрит на костер и молчит.
ОКСАНА
(с отчаянием)
Вы думаете, я здесь для того,
чтобы лекции слушать? Я тут
только из-за вас. Я реально вас
люблю! Никого до вас не любила,
никого у меня не было. Ну что
вы молчите? Ну скажите, что
Нину из Сосновска любите!
ВОЛКОВ
Да, Оксана, люблю.
ОКСАНА
Да не заливайте! Вы реально на эту
запали, на Дашку! Я же вижу.
ВОЛКОВ
Не будем это обсуждать!
Волков быстро идет к избе.
ОКСАНА
(идя следом за ним)
Она же двуличная! Мы таким в
детдоме темную делали.
ИНТ. ИЗБА - НОЧЬ
Даша быстро возвращается к своему спальному мешку, залезает
в него и притворяется спящей.
Входят Волков и Оксана.
Оксана садится на пол, широко расставив ноги. Тихо
плачет. Размазывает по лицу слезы, тушь, помаду.
Даша открывает глаза.
ВОЛКОВ
(ласково)
Успокойся, Оксана... Ну, успокойся.
Он стоит перед Оксаной, не зная, как ее утешить.
Наконец, бережно сжимает ладонями ее плечи.
ОКСАНА
(всхлипывая, с
детской обидой)
Я сейчас бы отсюда слиняла.
Но некуда мне идти.
ВОЛКОВ
И не надо никуда идти! Что ты,
Оксана! Все остается по-прежнему.
(протягивает Оксане носовой
платок)
Тушь потекла.
ОКСАНА
Это я конкретно для вас
всегда мазалась.
ДАША(ГЗК)
Какой она еще ребенок.
Оксана понемногу успокаивается.
ВОЛКОВ
Ложись, Оксана, спать.
Спокойной ночи!
Волков уходит к себе. Оксана залезает в спальный мешок.
ДАША(ГЗК)
Завтра объяснюсь ему в любви.
Его не удивит, что я первая
признаюсь. Ему не привыкать.
ИНТ. ИЗБА - ВЕЧЕР
В избе Оксана и Ира. На печке стоят два ведра с водой. На
одной скамье сложены спальные мешки.
Входит Даша.
ОКСАНА
(Даше)
А я воду нагрела. Типа баню решила
Ирка который день не умывается.
(заботливо)
И ты помойся.
ДАША
В сарае?
ОКСАНА
Замерзнем мы там. Здесь! Да ты
не бойся, Учитель не выйдет, пока
мы не разрешим.
Даша косится на дверь Волкова, плотно прикрытую.
Девушки раздеваются. Складывают одежду на свободную
скамью. Начинают мыться.
КРП
Голова Даши на фоне стены. Даша намыливает волосы, лицо.
Слышно, как со скрипом открывается дверь в каморку Волкова.
Ира взвизгивает.
ВОЛКОВ(ВПЗ)
(громко)
Не обуздывайте свои чувства. Живите
полнокровной жизнью. Спешите жить.
Даша торопливо смывает пену, открывает глаза.
КОНЕЦ КРП
Дашиной одежды на скамье нет. Дверь в каморку Волкова
широко распахнута. Он стоит у стола. Рядом стоит Оксана в
нижнем белье. В руке у нее телефон Даши.
На столе лежит Дашин блокнот, журналистское
удостоверение, паспорт. На полу валяется ее одежда с
вывернутыми карманами.
ОКСАНА
Никакая она не учительница!
Видите, она вас на телефон
записывала. Шпионила за вами. Я ее,
короче, сразу заподозрила.
ВОЛКОВ
(мрачно)
Ложь унижает. И того, кто лжет,
и того, кому лгут.
Внезапно входная дверь открывается, и в избу быстро входит
Маша.
МАША
(прерывисто)
Аньку хулиганы, с дядей Сергеем во
главе, в Усадьбу затащили... Велят
ей водку пить... Плачет очень. Просит
отпустить...
ОКСАНА
Родителям ее сказала?
МАША
Они никакие. Напились на радостях:
дядю Егора сегодня освободили.
ОКСАНА
Почему ты к нам прибежала?
Могла бы в Климовке людям
сказать.
МАША
Тогда бы дядя Сергей с Жоркой
узнали, что это я на помощь
позвала. Они бы меня отлупили.
Волков выходит из каморки. Ира взвизгивает. Волков
быстро шагает к входной двери.
ДАША
(прикрываясь руками,
Волкову)
Я ничего плохого не замышляла!
Я к вам очень хорошо отношусь!
(едва слышно)
Я вас люблю.
Волков, не слушая, выходит из избы.
ОКСАНА
(кричит вслед Волкову)
Да сдалась вам эта Анька-воровка!
Не ходите, Учитель!
Маша уходит вслед за Волковым.
Даша опускается на скамью. По щекам ее текут слезы. Ира,
прикрываясь полотенцем, тоже садится на скамью. На лице
ее недоумение.
Оксана закрывает входную дверь. Сует палец в ведро с водой.
ОКСАНА
Остывает. Домываемся!
(Даше)
Я так понимаю: тебе здесь делать
больше нечего.
(раздевается)
Типа утром вали отсюда.
ИНТ. ИЗБА - НОЧЬ
Часы показывают 12.10. Ира и Оксана спят. Ира - безмятежно,
Оксана - беспокойно. Даша сидит за столом.
ИНТ. ИЗБА - НОЧЬ. ПОЗЖЕ
Оксана и Ира спят. Даша то сидит, то
ходит по избе. Часы показывают 03.15.
Оксана просыпается.
ОКСАНА
Не пришел?
ДАША
Нет.
ОКСАНА
(вздыхает)
Наверно, у кого-то ночевать остался.
ИНТ. ИЗБА - УТРО
В избе Даша, Оксана и Ира.
ИРА
А где Учитель?
ОКСАНА
Не пришел Учитель.
Даша надевает рюкзак. Прощается с Ирой. Уходит.
НАТ. ДЕРЕВНЯ - УТРО
Даша подходит к Усадьбе Киргиза. У дома стоит
полицейский уазик. Возле машины Оперативник, КИРЯ(50),
Гаврилыч, Татуированный, Худой, Лысый, Продавщица, Варвара,
Маша. В глазах Маши ужас. На земле сидит Анюта. Оглядывает
присутствующих бессмысленными глазами. Она кутается в рваный
куцый мужской пиджак. Больше на ней ничего нет. Перед
ней расхаживает Участковый. Даша останавливается поодаль. Ее
не замечают.
УЧАСТКОВЫЙ
Вот народ! Как всегда: никто ничего
не видел, никто ничего не слышал...
Твой же дом рядом, Гаврилыч. Ты-то
что не вышел?
ГАВРИЛЫЧ
Он мне что, родственник? Что
не вышел! Вышел бы - и мне бы
под горячую руку досталось. И меня
бы прибили.
ХУДОЙ
(Участковому)
Еще одно тело было бы.
Оно тебе надо?
УЧАСТКОВЫЙ
(Оперативнику)
Не любили его в Климовке.
Как знахаря, может, ценили, но
не любили.
(Анюте)
А ты, красавица, арестована.
Смекаешь, что я говорю?
ПРОДАВЩИЦА
(удивленно)
За что?
УЧАСТКОВЫЙ
По подозрению в краже. И
по подозрению в соучастии в
убийстве.
Он открывает дверь уазика, помогает Анюте залезть. В
глубине машины видно неподвижное тело человека, накрытое
простыней.
Участковый и Следователь садятся в уазик. Он уезжает.
ГАВРИЛЫЧ
Напоили Аньку до бесчувствия.
Шпана наша.
ВАРВАРА
И нагишом оставили.
ЛЫСЫЙ
Киря, участковый-то что-нибудь
рассказал? Он же племяш тебе.
КИРЯ
Анька у профессора баксы стырила.
Пятьдесят кусков.
Татуированный свистит.
ХУДОЙ
Не хило.
КИРЯ
Должна была Димке передать. Тот
у моста ждал. А Степаныч просек.
Догнал ее. Тут его Димка и пришил.
Камнем по башке тюкнул... Они хотели
дом в Красноярске купить, новую
семью завести... Когда Димке тот
булыжник, с его отпечатками,
предъявили, он сразу раскололся.
ТАТУИРОВАННЫЙ
Даже стереть не додумался, недоумок.
ЛЫСЫЙ
И Аньку сдал?
КИРЯ
Ну. Она, мол, его подговорила.
ТАТУИРОВАННЫЙ
(презрительно)
Слюнтяй.
ХУДОЙ
Менты свою работу знают.
ПРОДАВЩИЦА
А где деньги?
КИРЯ
Егор их у Димки спер. А потом его
самого в Сосновске обчистили.
Некоторое время все молчат.
ГАВРИЛЫЧ
Профессор вечером сюда примчался.
(понизив голос)
Это они его... Несколько часов били...
Все вскрикивал... До смерти забили...
Даша уходит.
НАТ. ДОРОГА - УТРО
Даша быстро идет по дороге, опустив голову. По щекам текут
слезы.
ИНТ. АВТОБУС - ДЕНЬ
Даша сидит у окна, опустив голову. Перед ней сидят
ПАССАЖИР(35) и ПАССАЖИРКА(30).
ПАССАЖИРКА
Скоро Красноярск?
ПАССАЖИР
Минут через пять.
Автобус останавливается.
ПАССАЖИРКА
Что стали?
Пассажир смотрит в окно.
ПАССАЖИР
Проституток ловят. Они на этом
месте промышляют.
Даша смотрит в окно. Видит, как полицейские, бранясь,
торопя, подталкивая, сажают в уазик несколько ярко
накрашенных девушек. У одной все лицо в синяках. Но,
несмотря на синяки, несмотря на толчки в спину, голову
она держит высоко. Даша узнает Юлю.
ИНТ. КАБИНЕТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА - ДЕНЬ
Главный редактор сидит за столом. Даша сидит на диване.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
(оживленно)
Блеск! Профессионально написано,
Даша. Сколько мыслей в статье,
сколько чувств! Даша, да ты самая
талантливая журналистка среди нас!
А я, каюсь, думал: самая бездарная.
Спал твой талант, значит, спал.
ДАША
Об Ире нужно позаботиться. Только в
психушку не надо.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сделаем все, что можно.
Даша достает из папки лист, встает и протягивает его
Главному редактору.
Он читает. Недоумение, сожаление, обиду выражает
последовательно его лицо.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Заявление об увольнении? По
собственному желанию?
(пауза)
Ну что ж. Уговаривать не буду.
Журналистика - это призвание души.
Если этого нет, тогда в самом деле
лучше уйти.
Главный редактор, вздохнув, размашисто и как будто с
упреком расписывается.