Широко распространено убеждение, что жить для себя - это плохо, а жить для других - это прекрасно. На первый взгляд, это действительно так, более того, это кажется бесспорной истиной.
Ведь какого человека мы представляем себе, когда говорим: "Живёт для себя"? Правильно, того, который думает только о своём обогащении, о своих удовольствиях, о своём карьерном росте, о получении власти и известности. Он расталкивает всех локтями, идёт по чужим головам, плюёт на интересы окружающих, на моральные заповеди, на голос совести и законы своей страны. То есть это махровый эгоист в худшем смысле этого слова. И такой человек, конечно же, не заслуживает не только одобрения и уважения, но даже и безразличного к нему отношения. Это негодяй и мерзавец, свободу которого надо ограничивать, а после смерти его наверняка ждут муки ада. И в результате получается, что такую жизнь совершенно неправильно называть жизнью "для себя". Она в конечном счёте оказывается жизнью против себя, во вред себе. Такой человек проживает свою жизнь напрасно, не выполняет своего предназначения.
Но ведь жить "для себя" можно и по-другому. Вот представим человека, который стремится к самосовершенствованию. Он постоянно работает над повышением своего интеллектуального уровня. Он глубоко изучает культурное наследие человечества: литературу, музыку, живопись, архитектуру и т.д. Он развивается духовно, познаёт моральные законы мира и старается применять их в жизни. Он исследует свои способности, выбирает и глубоко осваивает ту профессию, которая не только приносит радость ему самому, но и очень нужна людям. Он заботится о своём здоровье и о здоровье своей семьи. Наконец, он борется со своими грехами и пороками, то есть старается стать ближе к Творцу. Ну, и что же плохого в такой жизни "для себя"? Если бы таких людей было побольше, жизнь на Земле стала бы гораздо лучше. Вот именно такую правильную жизнь можно смело назвать настоящей жизнью "для себя".
Теперь посмотрим, всегда ли хороша жизнь "для других".
Вполне понятно, что каждому человеку хочется, чтобы о нём заботились, чтобы ему помогали добиться всяческих благ. Хочется, чтобы другие люди обеспечивали ему хорошее образование, крепкое здоровье, безопасность и комфорт. Поэтому ничего удивительного в том, что все мы склонны нахваливать и возвеличивать тех людей, которые живут "для других", а не "для себя". При этом нам, конечно, представляются неутомимые труженики, которые, забывая о своих интересах, день и ночь приносят пользу людям, улучшают жизнь на Земле, приближают светлое будущее. Они даже могут отказываться от материальных благ, рисковать своей жизнью для других людей. И нам кажется, что к таким людям не может быть никаких претензий, более того, они достойны высочайших похвал и наград, а после смерти они обязательно попадут в рай.
Но есть ведь и такие "благодетели", которые несут другим людям вовсе не добро, а самое настоящее зло. Да, они самоотверженны, трудолюбивы, хотят осчастливить людей любыми средствами. Они даже готовы погибнуть ради своей высокой цели. Вот только другим людям от такой заботы жить становится совсем плохо, невыносимо, а зачастую и смертельно опасно.
Простейший пример - "великие" завоеватели всех времён и народов. Они отказываются от спокойной жизни в своей стране и отправляются покорять другие народы. При этом они могут превыше всего ставить величие своего народа, который, по их мнению, просто обязан стать властелином мира. Они могут также считать, что несут высочайшую культуру тёмным и забитым народам других стран. Короче говоря, они ограничивают свои интересы и заботятся исключительно о других людях. Хотя этим самым другим людям такая забота совершенно не нужна. Населению своей страны такой завоеватель наносит огромный вред из-за гибели многих тысяч молодых и сильных мужчин. А про жителей захваченных стран и говорить не приходится. Даже если культура захватчиков вдруг оказывается выше их собственной, это слабое утешение, когда вокруг царят смерть, порабощение и разрушения. И было бы гораздо лучше, если бы эти завоеватели умерили свой пыл и никого не пытались насильно сделать счастливыми.
Ещё один пример - это разрушительные идеологии, обещающие на основе некой "науки" быстро улучшить жизнь людей, освободить их и осчастливить. Фанатики таких идеологий очень часто всецело отдают себя другим людям. Они много работают, мало спят, гробят своё здоровье, иногда живут в лишениях. Но ни на минуту не забывают о благе людей, о светлом будущем, на алтарь которого, как они считают, можно бросить всё. И они решительно бросают на этот алтарь убийства, грабежи, репрессии, непроглядную бедность, голод, несвободу, истину, моральные заповеди, совесть, честь и т.д. Лишь бы только людям и их потомкам жилось хорошо, свободно, лишь бы они ни в чём никогда не нуждались. Вот только эти фанатики забывают спросить народ, нужна ли ему такая неустанная забота. Может быть, лучше бы они не стремились так упорно жить "для других". Лучше бы оставили людей в покое, позволили бы им жить собственным умом без всяких идеологических догм.
Последний пример - это агрессивная забота о здоровье населения. Да, есть такие деятели медицины, которые готовы жизнь положить, лишь бы победить болезни, сделав всех здоровыми. И вот уже навязываются и широко внедряются новые лекарства и методы лечения, которые, как вскоре выясняется, приносят гораздо больше вреда, чем пользы. И вот уже предлагают вырезать младенцам аппендикс и нёбные миндалины, якобы бесполезные части организма. И вот уже под страхом сурового наказания заставляют всех людей прививаться наскоро созданной вакциной от сезонного ОРЗ и проходить бессмысленные тесты. Сюда же можно отнести и запирание людей в домах, и запрет на прогулки, и бесполезные медицинские маски, и выдуманная "социальная дистанция", и халтурное дистанционное обучение детей. Ещё стоит упомянуть навязывание детям смены пола и раннего сексуального воспитания якобы для их здоровья. Старикам же предлагают эвтаназию, чтобы не мешали остальным молодым и здоровым людям. А в результате оказывается, что люди, игнорировавшие все подобные требования заботливых медиков, живут гораздо лучше тех, кто покорно соглашался на любые непотребства. То есть все потуги таких медиков жить "для других" не имеют никакого смысла, они только вредят людям.
Таким образом, прежде чем начинать жить "для других", нам всем не мешало бы сначала серьёзно и основательно пожить "для себя". То есть самим научиться различать добро и зло, понять природу человека и его место в мире, уяснить моральные законы мира и истинные потребности людей, научиться слышать голос своей совести. А иначе может оказаться, что вся наша беспрестанная и настойчивая забота о людях, все наши самоотверженные усилия, все наши умственные построения будут служить вовсе не улучшению мира, а только его разрушению, то есть злу. И получится, как в басне И.А. Крылова "Пустынник и Медведь":