Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

По вере или по заслугам?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



   Как известно, существует два основных мнения о том, по какому принципу оценивается жизнь человека: по его вере или по его заслугам, то есть по поступкам. Есть ещё и третье довольно примитивное мнение, что человек оценивается исключительно по количеству полученных им денег. Но о нём - в других статьях.
  
   Итак, одни люди считают, что главное в жизни человека - это его вера. При этом исключительно важно, во что и в кого человек верит, насколько правильно и глубоко он верит, не изменял ли он своей вере и т.д. А всё остальное - не так уж и важно. Если твоя вера - в кого надо, твёрдая и правильная, то заслуживаешь ты за свою жизнь высочайшую оценку. А вот если ты не верил или верил не так, как нужно, сомневался, то ничто тебя не спасёт от осуждения и наказания.
  
   Другие люди полагают, что главное - не то, во что и как человек верит, а то, как он поступает. Если живёшь правильно, всегда выбираешь добро, отказываешься от зла, улучшаешь себя и мир, то ты выполняешь свою задачу на Земле и твоя жизнь оценивается высоко. А вот если выбираешь неправильный путь, активно работаешь на зло или пассивно ему способствуешь, предпочитаешь деградацию развитию, то никакая вера не сможет тебя оправдать и тебе помочь.
  
   Какая же точка зрения правильная? Или обе они правы по-своему? Доказательств в свою пользу сторонники обеих версий приводят массу, но убедить друг друга никак не могут. Давайте попробуем разобраться.
  
   А для этого представим себе следующую ситуацию.
  
   Вы - мудрый и справедливый учитель и учите своих многочисленных учеников какому-нибудь по-настоящему нужному и полезному делу. Например, медицине, архитектуре, музыке и т.д. Все ваши ученики разные по характеру и по способностям, но вы их всех любите, радуетесь их успехам и огорчаетесь их неудачам. И вот среди этих учеников особенно выделяются двое.
  
   Первый ученик обожает вас, ходит за вами по пятам, ловит каждое ваше слово, превозносит вас при каждом удобном случае, ругает тех учеников, которые с вами недостаточно почтительны, клянётся, что никогда с вами не расстанется, постоянно вас благодарит, дарит вам подарки. Вот только успехов в обучении у него особых нет. Лечит этот ученик людей неважно, умирают у него пациенты. В домах, которые он строит, жить неудобно и даже просто опасно. Музыку, которую он сочиняет, невозможно слушать, уши вянут.
  
   Второй ученик особой почтительностью к вам не отличается, а иногда и вообще делает вид, что не замечает вас. Слов благодарности и подарков вы от него не дождётесь. Зато он прекрасно усваивает все ваши уроки и успешно применяет их на практике. Он излечивает самых безнадёжных больных. Он строит такие дома, из которых не хочется уходить, настолько они комфортны и красивы. Он сочиняет гениальную музыку, которую распевают люди на каждом углу.
  
   Так вот теперь вопрос. Кто из этих двух учеников заслуживает более высокой оценки? Напоминаю, что вы любите всех учеников, вы мудры и справедливы.
  
   Да, наверное, некоторые ответят, что первый ученик им симпатичнее. Но какой же от него прок миру, людям, учителю? Он потратил время своего обучения напрасно и нисколько не стал лучше. То есть подвёл своего учителя, учителю от него одни огорчения.
  
   Зато второй ученик добился больших успехов, он прославил как своё имя, так и имя своего учителя, он сделал счастливыми многих людей. Его благодарность за учёбу - это не славословия учителю, а реальные дела, правильное применение полученных знаний. Так что мудрый учитель должен больше радоваться именно за него, и именно ему полагается самая высокая награда.
  
   Вот точно так же и наша жизнь. Её цель - обучение и развитие нас для приближения к мудрому Творцу и Учителю. Только учимся мы здесь не каким-то конкретным частным профессиям, а жизни, мудрости, то есть умению различать добро и зло и выбирать добро. Впрочем, и профессии, если они нужные и полезные, тоже очень важны. И оценивается наша жизнь, в первую очередь, по результатам этого самого обучения, по тому, насколько мы усвоили уроки и смогли применить их на практике. А всё остальное - вторично.
  
   Но неужели вера совсем уж не имеет значения? Неужели те, кто доказывает важность веры, совсем неправы? Конечно же нет, вера тоже играет большую роль. Но только не основную, а вспомогательную.
  
   Ведь что такое вера? Это основа мировоззрения любого человека, а именно - та часть мировоззрения, которая не подтверждена личным опытом. А вот та часть, которая подтверждена опытом - это знания. Понятно, что знаний всегда меньше, чем веры, потому что опыта у всех нас очень мало. Так что вера ничуть не менее важна, чем знания. Другой вопрос, во что человек верит, кому верит, как верит и как применяет веру на практике.
  
   Здесь стоит отметить, что наша вера всегда неполна, ограничена, упрощена по сравнению с действительностью. Почему? Да потому, что сознание человека гораздо проще как любой части мира, так и мира в целом, тем более, намного проще Творца. Но даже такая неполная вера может быть как правильной, истинной, так и ошибочной, ложной. Так вот, правильная вера очень даже полезна.
  
   И, конечно, неотъемлемой частью веры является наше представление о Боге, о том, есть он или нет, а если есть, то какой он и что хочет от нас. Эта часть веры может быть оформлена в виде какой-нибудь религии, принятой человеком, но может быть и не связанной ни с какой религией. И данная часть веры тоже может быть как истинной, то есть зовущей к добру и отказу от зла, так и ложной, то есть зовущей к злу или просто к отказу от добра.
  
   Каждый человек всегда свободен в выборе между добром и злом. Однако при свободном принятии решений он обязательно обращается не только к своим знаниям, но и к своей вере. Если вера подсказывает правильное решение, выбор добра, а не зла, развития, а не деградации, то её значение огромно. Правда, надо ещё учесть, что человек может и не послушать подсказок своей веры, поступить неправильно, выбрать зло. Но вера тут уже ни при чём. И ответственность человек будет нести не за свою веру, а за то, как он поступил. Хотя, несомненно, имеет определённое значение и то, какую веру он для себя выбрал и насколько правильно он использовал её подсказки, ведь это тоже поступки.
  
   Поэтому совершенно неверны представления о том, что выбор той или иной веры, религии, выполнение тех или иных обрядов, чтение тех или иных книг может стопроцентно гарантировать правильную жизнь человека и её высокую оценку. Как помощь при выборе решения всё это повлиять может, но вот оценка будет всё-таки по принятым решениям, по действиям, по поступкам. Вера без дел мертва.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"