Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Смелость или смирение?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



   Как известно, религии часто призывают человека к смирению. Однако те же самые религии требуют от человека смелости, объявляя страх тяжким грехом. Многие люди усматривают в таких призывах неразрешимое противоречие и потому отдают предпочтение чему-то одному. Кто-то абсолютизирует полное и безоговорочное смирение. Кто-то - наоборот решительно отбрасывает смирение и высшей ценностью объявляет безоглядную смелость. Но любые крайности всегда служат злу, поэтому правильным решением будет постараться понять, когда необходима смелость, когда - смирение, а когда - их разумное сочетание.
  
   Конечно, различных жизненных ситуаций может быть очень много, рассмотреть их тут все не получится. Но некоторые ключевые принципы правильного поведения сформулировать всё-таки можно и даже необходимо.
  
   Самое главное - надо трезво оценивать свои возможности и ограничения. Ведь любой человек не совершенен, всегда может допустить ошибку. Поэтому надо стараться не делать того, что потом нельзя вернуть назад. Наши действия не должны увеличивать количество зла в мире, поэтому надо руководствоваться древним медицинским правилом: "Не навреди!". А если гарантии безвредности нет, если исправить потом уже будет ничего нельзя, то лучше умерить, попридержать свою смелость. Это ни в коем случае не будет страхом, это будет разумной осторожностью.
  
   И второй универсальный принцип: не стоит соревноваться с Творцом мира, совершенным и мудрым. Бог никогда не ошибается, все его творения совершенны и настолько сложны, что человек понять их до конца просто не способен. Немного подкорректировать искажённый божественный замысел, вернуть творению изначальную гармонию - это допустимо, это похвально, это под силу человеку. Но попытки принципиально изменить, усовершенствовать созданное Богом неизбежно приводят к увеличению количества зла в мире. Таких вмешательств в мир надо избегать. И это тоже вовсе не страх, это мудрое смирение перед истиной.
  
   А вот то, что создано человеком, вполне допустимо критиковать, отбрасывать, подправлять, совершенствовать. То, что сделал один человек, вполне может понять другой при освоении нужного объёма знаний. И объявлять творения людей абсолютом, неприкасаемой ценностью, совершенством и святыней - довольно глупо. Это, конечно, не относится к гениальным произведениям настоящего искусства, их корректировать просто нелепо. Но это прямо относится к различным преступлениям, нововведениям, а также к теориям, идеологиям, математическим моделям и т.д. Вот здесь уже полезна смелость, решительность, недопустим страх, вредно смирение.
  
   Рассмотрим несколько примеров из жизни.
  
   Человек заходит в клетку к голодному льву. Финал предсказуем - лев станет сытым. Какой же смельчак, какой бесстрашный герой! А по сути - обычный глупец, забывший о разумной осторожности. В результате - ничего вернуть назад уже нельзя, человек навредил себе, зла в мире стало больше (человека не воскресить). В данном случае требовалось смирение, признание своей беспомощности в схватке со львом. Надо было просто продолжать жить по эту сторону решётки.
  
   Допустим, человек заболел и слёг. Какое поведение будет правильным? Смириться с болезнью, совершенно напрасно назвав её волей Бога? Или же смело и решительно бороться с болезнью, стараясь при этом не навредить себе? На самом деле, смиряясь с болезнью, мы идём против воли Бога, позволяя напавшему на нас злу необратимо разрушать себя. А вот ослабляя и уничтожая болезнь, борясь с нею, мы возвращаем гармонию своему организму, тем самым помогаем себе и Богу.
  
   Ещё пример. Человек стареет, у него появляются морщины, черты лица искажаются. И тогда он смело идёт к пластическому хирургу, вкалывает себе ботокс, вводит силикон, делает круговую подтяжку лица, вживляет поддерживающие нити, использует стволовые клетки и т.д. А потом смело врёт всем, что он так молодо выглядит, потому что гены хорошие, потому что питание правильное, потому что физкультура помогает. Нужна ли такая смелость? Нет. Все эти вмешательства в организм, созданный Богом, не проходят даром, наносят большой вред здоровью, порой приводят даже к смерти. Здесь совсем не лишним будет смирение, ведь тело наше смертно.
  
   Следующий пример. Муж и жена поругались, поссорились, подрались. Жена смело ударила мужа сковородкой по голове, муж смело всадил нож в спину жене. Оба выжили, но оба стали инвалидами. Вернуть назад уже ничего нельзя, хотя оба очень жалеют о произошедшим и, возможно, даже помирились. Но смирение нужно было раньше, до ссоры, до членовредительства. Надо было или смиренно простить друг друга, или же смиренно расстаться друг с другом. А теперь уже зла в мире стало больше, каждый совершил тяжкий грех.
  
   Ещё пример. В стране происходит вооружённый переворот, разгорается гражданская война, проводятся репрессии, возникают разруха и голод, тысячи людей бегут из страны, миллионы убиты. Ах, какие смелые и решительные люди всё это организовали и провернули, они не побоялись пойти против власти, не испугались смерти! А каков итог? Зла в мире стало гораздо больше, чем раньше (люди погибли, ожесточились, страна разорена), вернуть назад уже ничего не получится. Впрочем, отсюда вовсе не следует, что надо было трусливо смиряться с недостатками и безобразиями свергнутой власти, однако и выбранный путь - очевидно ошибочен и разрушителен, служит злу.
  
   Следующий пример. Сейчас политики, идеологи, многие известные люди призывают нас к тому, что во все времена во всех религиях считалось злом, мерзостью, тяжким грехом, глубокой деградацией. Пропагандируют и прославляют разврат, гомосексуализм, смену пола, педофилию, садизм, каннибализм, наркотики и т.д. Нужно ли смиренно принимать всё это? Ни в коем случае. Это бунт людей против Бога, против естественного мироустройства, против моральных законов мира, против природы человека. Пусть даже у кого-то и нет сил и возможностей для решительной борьбы с таким навязыванием зла, но надо хотя бы в мыслях и на словах смело и решительно осуждать все эти грехи, все эти извращения. А не смиренно и трусливо повторять, что это свободный выбор каждого, что мы к этому нормально относимся, лишь бы лично нас не трогали.
  
   Ещё пример. Допустим, во время очередной сезонной вспышки ОРВИ медицинские и государственные власти вдруг решают насильно спасать всех людей, заставляя их ходить в масках и перчатках, делая им сомнительные прививки, ограничивая в правах несогласных. И вот уже людей без масок и прививок не пускают в магазины, выкидывают из автобуса, увольняют с работы, избивают и штрафуют на улицах. Конечно, кое-кто предпочитает смиренно принять такие новые порядки, трусливо поддерживать драконовские меры, уверять, что наступила новая жизнь и возврата к старой уже не будет. Но правильным решением будет не смирение, а смелое противостояние медицинской диктатуре, отказ принимать правила, противоречащие не только моральным принципам, но и простому здравому смыслу. Не обязательно бросаться в бой с вооружёнными блюстителями нового порядка, но даже осуждать в мыслях и на словах - это уже большая заслуга человека.
  
   Следующий пример. Пусть на страну напали враги, оккупировали большую территорию, разрушили города, убили много людей. Надо ли покорно и смиренно принимать эту ситуацию? Надо ли уверять себя, что так, видимо, угодно Богу, что он нас так наказывает за грехи наши? Нет, не надо клеветать на Бога, которому любая война противна и совершенно не нужна. Здесь от нас требуется смелость, но при этом и разумная осторожность. Например, глупо бросаться с голыми руками под танк или открыто бежать со старой винтовкой на пулемёт. Но если есть силы и умение, надо смело биться с врагом. А если сил и средств нет, то нужно хотя бы не поддерживать войну, осуждать её, делать всё для возвращения к прежней мирной жизни.
  
   И последний пример. Сейчас продвигается идея так называемого трансгуманизма, то есть "усовершенствования" человека за счёт внедрения в его тело различных технических средств. В результате человек должен стать не только полностью контролируемым, но ещё и полностью управляемым. Причём контроль и управление предполагается возложить на некий искусственный интеллект, который будет способен отслеживать поведение миллионов людей. Нужно ли смиренно принимать данную людоедскую идею? Нужно ли соглашаться с таким электронным рабством, с лишением человека свободы, дарованной Богом? Ни в коем случае. Здесь нужно как смелое разоблачение этой бредовой идеи, так и активное противостояние всякому вмешательству в природу человека. Человек неизмеримо сложнее и выше любого искусственного интеллекта.
  
   Таким образом, совершенно справедливы как призывы религий к смирению, так и призывы к смелости. Просто надо научиться не слепо следовать тому или иному призыву, а думать своей головой и анализировать каждую отдельную ситуацию. Как бездумное смирение, как и бездумная смелость вполне могут служить злу, вполне могут быть направлены против Бога, то есть против нас самих.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"