Новиков Юрий Витальевич : другие произведения.

Судьба или свобода?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно

   Споры о том, существует ли судьба или человек свободен в своих поступках, не утихают уже не одно тысячелетие. В пользу той или иной точки зрения спорщики приводят тысячи аргументов, ссылаются на авторитетные тексты, на мнения выдающихся людей, на примеры из истории и собственной жизни. Но ясности в данном вопросе как-то не прибавляется. Поэтому всегда существовало как множество сторонников абсолютной предопределённости в жизни человека, так и тех, кто верил в полное отсутствие любой предопределённости, любой судьбы, в неограниченную ничем свободу человека. А есть ещё и те, кто считает, что данный вопрос вообще не имеет никакого значения для нашей жизни.
  
   Интересно, что доводы в пользу существования неизбежной и неизменной судьбы приводят как верующие в Бога, так и убеждённые атеисты.
  
   При этом верующие заявляют, что ничто в мире не происходит без воли Бога, что о каждом человеке у Бога есть свой особенный замысел, что Бог знает наперёд все наши мысли, слова и дела. Поэтому, мол, свобода наша - не более, чем иллюзия. Каждый наш шаг, любое решение уже заранее предопределены свыше.
  
   У атеистов - свои доводы. Они считают, что весь мир - это движение элементарных частиц. И раз поведение каждой частицы наука может предсказать с высокой точностью, значит, теоретически возможно точно описать и поведение всего мира и всех его частей. Да, это очень трудно, но возможно. А так как человек - такой же набор элементарных частиц, его поведение, всю его жизнь можно рассчитать. Пусть пока мы ещё не достигли такого уровня моделирования, но обязательно достигнем.
  
   Кстати, в пользу существования предопределённости, судьбы говорят и многие сбывшиеся предсказания различных пророков, астрологов, гадателей, писателей-фантастов. Ведь если бы не было заранее предначертанного будущего, то любые предсказания были бы невозможны. Пусть сбываются и не все предсказания, но даже некоторые точно сбывшиеся говорят о том, что будущее неотвратимо и уже рассчитано кем-то.
  
   В то же время, у сторонников полной свободы человека тоже имеется немало вполне логичных доводов. И точно так же среди них есть как верующие в Бога, так и атеисты.
   Верующие говорят о том, что Бог по своей милости даровал людям полную свободу, определив только основные желательные правила жизни в своих заповедях. Некоторые верующие при этом ещё добавляют, что у Бога есть свои, недоступные нам высшие цели, поэтому теперь ему не до нас, он уже не обращает на людей никакого внимания. Мол, живите сами, как хотите. И никаких программ жизни вам не положено.
  
   Атеисты же утверждают, что человек - царь природы, над ним никого нет. И никто поэтому человеку не указ. Как захотим, так и построим свою жизнь. Личную, семейную, общественную, государственную, общечеловеческую. И никаких ограничений, никаких предписаний, никаких вечных правил быть не может. Только человек может придумывать новые правила жизни по своему усмотрению. И каждый из нас - сам кузнец своего счастья, творец своего будущего и будущего всего человечества.
  
   Такие вот довольно убедительные доводы в пользу этих двух противоположных точек зрения. Но где же тогда истина? Кто тут прав? Или, возможно, все эти доводы - совершенно ложные? Попробуем разобраться.
  
   Прежде всего заметим, что эти две, казалось бы, прямо противоположные точки зрения сходятся в двух важных вопросах.
  
   Во-первых, обе они отрицают какой бы то ни было смысл создания мира, а также смысл и цель его существования.
  
   Ведь если всё предопределено, то мы имеем дело с неким театром марионеток, каждый шаг которых, каждый жест, каждое слово уже заранее известны. Никаких неожиданностей, никаких возможностей, никакого развития быть не может. Есть только жёсткая программа с заранее известным результатом в каждый момент времени. А такой мир не нужен никому: ни нам, ни Богу, ни природным силам.
  
   Если же существует полная свобода, если мы всё решаем сами, то опять же непонятно, зачем нужен такой мир. Снова получается, что нет никакого развития, никакой цели, никаких закономерностей. Побегали, попрыгали, подрались, померли - а зачем? Так, просто поразвлечься и пострадать? Кому нужно это бессмысленное хаотичное мельтешение от рождения и до смерти? Ни нам, ни Богу пользы от такого мира нет. Да и природа вполне могла бы обойтись без нас.
  
   Во-вторых, обе эти точки зрения отрицают существование абсолютного добра и абсолютного зла.
  
   Ведь если принять, что всё предопределено, что никакой свободы нет, то говорить о любых оценках происходящего просто бессмысленно. Какое ещё добро, какое зло? Каждый шаг жёстко определён единой программой. Кто-то убивает человека - такова его программа. Кто-то спасает человека - так ему предписано. Поэтому все заповеди бессмысленны, посмертный суд - это фарс. Все законы общества тоже предписаны свыше, как и их соблюдение и нарушение. Нет и не может быть ни у кого ни заслуг, ни прегрешений.
  
   Если же признать, что существует полная свобода, то всякие оценки происходящего опять же бессмысленны, так как критерии оценок мы можем легко менять по своему усмотрению. То, что сегодня считается правильным, завтра объявим преступным. То, что казалось незыблемым, завтра объявим глупостью. Мало того, у каждого из нас своё мнение, да ещё и меняющееся со временем, и ни малейшего преимущества ни одно мнение перед другими не имеет. И никакой разницы нет в том, поступишь ты так или совершенно иначе. И оценивать жизнь человека снова совершенно бессмысленно.
  
   Кому-то может показаться, что ничего страшного во всех этих противоречиях нет. Ну и пусть мир не имеет смысла. Ну и пусть нет добра и зла. Однако совесть-то наша говорит об обратном. Она подсказывает, что добро и зло в мире всё-таки существуют, что есть источник мирового добра, а также есть высшие критерии оценки нашей жизни. Что делать добро - это правильно, хорошо, приятно. А делать зло - это неправильно, преступно, наказуемо.
  
   И вот теперь попробуем сформулировать основные принципы мироустройства, лишённого указанных противоречий и логично объясняющего все события мира.
  
   Итак, цель создания мира всё-таки была и состояла она в том, чтобы люди, то есть самые совершенные творения, имели шанс безграничного развития. А обязательным условием такого развития является наличие у человека полной свободы выбора. Однако любой наш выбор не проходит бесследно, за каждый свой шаг все мы неотвратимо будем отвечать или при жизни, или после смерти. Причём время на наше свободное развитие чётко ограничено.
  
   Таким образом, жёсткая программа развития всего мира всё-таки существует. Она, в частности, включает в себя механизм слежения за нашим поведением и механизм расплаты за наши поступки. Она также подразумевает, что время на наше обучение обязательно закончится. А вот пока это время не закончилось, никаких жёстких программ жизни для каждого из нас не существует.
  
   Далее. Программа развития мира, заложенная Творцом, неизбежно подразумевает и возможность существования в мире зла, то есть разрушения изначально гармоничного мира. И возникает это самое зло, а затем усиливается и становится мощной силой именно вследствие нашего неправильного выбора. Иначе говоря, Бог временно позволяет нам разрушать мир, чтобы никак не препятствовать нашей свободе. Правда, Бог предписывает нам не разрушать мир, а сохранять его и укреплять, но дальше уже - наш личный выбор. А чтобы мы совсем не потеряли правильные жизненные ориентиры, Бог даёт нам совесть, разум, заповеди, а также посылает нам пророков и Спасителей.
  
   Вот такие общие принципы мироустройства, если говорить совсем кратко. А теперь посмотрим, как они работают в обыденной жизни.
  
   Итак, каждый день человек делает свободный выбор или в сторону добра, то есть гармонизации мира, или в сторону зла, то есть разрушения мира. Все эти поступки учитываются, а ответственность за них накапливается. И вот когда эти накопления превышают некий порог, наступает период жёсткой расплаты, который мы и называем судьбой. В этот период расплаты свобода человека минимальна или даже полностью отсутствует.
  
   В тот день и час, когда судьба в свои права вступает властно,
   Уже не значат ничего ни ум, ни сила, ни богатство.
  
   Но когда расплата заканчивается, снова наступает свобода выбора.
  
   Таким образом, судьба - понятие временное и различное для разных людей. У кого-то судьба играет очень большую роль в жизни, а кого-то она затрагивает довольно слабо. У кого-то периоды судьбы длительные, у кого-то - короткие. У кого-то расплата происходит при жизни, у кого-то - после смерти. Правда, всё описанное здесь происходит только в случае обычных людей, которые делают как добро, так и зло.
  
   Но вот если человек постоянно и безудержно выбирает зло, то его свобода выбора уже сильно ограничивается. Силы зла начинают формировать из него своего служителя, в идеале- настоящего раба. А своим рабам зло помогает, охраняет их, не даёт им вырваться на свободу. Вот тут уже человек действительно начинает жить по жёсткой и неизменной программе, только программа эта враждебна как ему самому, так и всему миру, тем более - Творцу. Он уже не может творить добра и не может не творить зла, считает добро неприемлемым, а зло - единственно возможным. Но как только такой человек становится бесполезным для сил зла, они его убивают.
  
   Отметим также, что в жизни любого человека порой случаются разные неотвратимые события, но при этом никак не связанные с его личным выбором. Например, войны, эпидемии, природные и техногенные катастрофы, политические потрясения и т.д. Но называть их судьбой каждого конкретного человека было бы совершенно неправильно. Потому что события эти лично человеку не предписаны, не заготовлены никем и ничем персонально для него.
  
   А что же происходит после смерти человека? Вот там уже свободы практически не остаётся, только расплата. Бессмертная душа попадает на суд Бога, который и решает её участь. Сделал человек больше добра - душа идёт в рай, сделал больше зла - идёт в ад. При этом время пребывания как в раю, так и в аду - конечное, пропорциональное накопленной ответственности. А потом возможно новое воплощение души, причём место и время воплощения определяется опять же заслугами данной души. И такой круговорот повторяется, пока длится период свободного обучения человечества. Когда же он закончится, состоится Последний Суд Бога, в результате которого абсолютно все души будут очищены от зла, получат бессмертные тела и вечную жизнь. Зла, ада, дьявола, бесов, болезней, старости, смерти уже не будет.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"