Новиков Владимир Иванович : другие произведения.

Взгляд со стороны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Взгляд со стороны на российскую действительность.


Взгляд со стороны.

  
  
  
  
   Вам никогда не доводилось нечаянно подслушать разговор посторонних людей о собственной персоне, когда, не зная о вашем присутствии, говорят о вас? Мне приходилось. Это и интересно, и страшновато.
   Сейчас я живу в Санкт-Петербурге. Случилось так, что почти всю сознательную жизнь (а мне уже 60) я прожил не в России; жил и работал в Средней Азии, в Прибалтике, в Индии, побывал в других странах, поддерживаю связь с друзьями из совсем дальнего зарубежья. Всё это позволяет мне видеть нашу, российскую, действительность, скажем так, со стороны, глазами иностранца. Раза два я попадал в ситуации, когда о нас, россиянах, со мной говорили в третьем лице, принимая меня за нероссиянина. Дальше пойдёт речь о многочисленных проявлениях нашей диковатости. Иностранцы об этом говорят по-разному: одни - с удивлением и сожалением, другие - с солидной долей презрения, третьи - со злорадством - в зависимости от отношения к нам.
  
   1.Язык наш - враг наш.
  
   Ответственно заявляю, что только в одной стране нашей планеты брань, сквернословие являются обыденностью, средством общения. Вы догадываетесь, о какой стране идёт речь. Ругаются везде, но только наши граждане умеют спокойную, мирную беседу превращать в набор бранных слов. Только у нас мат звучит отовсюду - и не только из пивных, но также с трибун и с экранов телевизоров. Вдумайтесь в смысл этих паскудно-мерзопакостных словосочетаний, миллионы раз ежедневно оскверняющих наше жизненное пространство. Говорят, мат пришёл к нам от татар, с Востока. Возможно. Однако я знаю менталитет восточных людей, поэтому утверждаю, что у них это ругательство не может быть ничем иным, кроме как самым страшным оскорблением, смыть которое можно только кровью. Походя там такими словами не бросаются.
   Года два назад на одном из телеканалов прошла дискуссия - материться или не материться. Только наши люди воспринимали эту передачу всерьёз, со стороны же она выглядела умным разговором недоумков. Сквернословить не просто "нехорошо", сквернословить губительно в полном смысле этого слова. Ни одно слово, брошенное в пространство, не исчезает бесследно, мы ответственны за каждое произнесённое нами слово, потому что в том числе и словами мы творим добро или зло, здоровье или болезнь, достаток или нищету, красоту или безобразие, жизнь или смерть - каждое произнесённое нами слово имеет творческую силу, силу созидательную или разрушительную. Это замечено многими народами и отражено в многочисленных пословицах, в традициях, в ритуалах. Благословляют (говорят слова, несущие благо) молодожёнов, благословляют перед дальней дорогой, перед началом нового дела.... "Здравствуйте", "Добрый день", "Спокойной ночи", "Счастливого пути", "Будьте здоровы" - не просто вежливо-ритуальные словосочетания. Я знал одну немолодую пару. Сейчас они лежат рядышком на кладбище под Вильнюсом. Один умер от рака горла, другая - от рака прямой кишки. При жизни они постоянно ссорились, и во время очередной свары она пожелала ему "рак в горло", а он ей в отместку - то же самое в зад. Слова сработали на сто процентов. В 70-х годах прошлого века при заходе на посадку над Гаваной разбился пассажирский самолёт. В аварии в числе других погибла молодая женщина, родственница моей жены, годом раньше вышедшая замуж за кубинца. Её мать очень болезненно перенесла и брак дочери с иностранцем (было советское время), и особенно её переезд на Кубу, настолько болезненно, что однажды, незадолго до аварии самолёта, в сердцах вслух пожелала дочери смерти.
   А недавно и учёными была приоткрыта тайна силы произнесённых нами слов: оказывается, самое распространённое на Земле вещество - вода - имеет память. Мы сами на 70% состоим из воды. Может быть, святая, живая, заговорённая вода - не пустые байки?
   Не является ли наше уникальное сквернословие одной из причин наших бед? А.С. Пушкин в своё время назвал берега Невы приютом "убогого чухонца". Сегодня эти действительно в прошлом бедные чухонцы - едва ли не самый благополучный народ в Европе, а соотечественники великого поэта, проживающие сейчас "на брегах Невы", никак не могут выбраться из коммуналок и трущоб. А если и выбираются, то попадают чаще всего в дома с загаженными, вонючими подъездами, называемыми в Питере почему-то "парадными". Удивляться надо не тому, что наша земля, самая
   богатая земля в мире, не даёт живущим на ней приличного существования, а тому, что она ещё носит нас на себе, хотя и начинает помаленьку сбрасывать с себя: нас, россиян, становится всё меньше и меньше, мы вымираем. Господа сквернословы, если бы вы знали, какой вред себе, своим потомкам, близким, своему городу, своему отечеству вы наносите своим языком, вы бы скорее его откусили, чем произнесли матерную брань.
   В повседневной жизни мы то и дело бездумно бросаем фразы, которые возвращаются к нам в виде болезней, страха, сомнений, разного рода лишений: я смертельно устал, я умирала от смеха, я ужасно обрадовался, я сильно сомневаюсь и т. п. Имя Бога произносим чаще всего ни к селу, ни к городу: ради Бога, Боже мой, Господи. Произносить же Своё имя всуе Бог запретил. Если вы желаете своему отпрыску добра, то не обзывайте его обормотом, недоумком, лентяем, иначе таковым он и вырастет. Любите его и говорите о нём только хорошее. Как-то наш президент Путин давал интервью английскому телевидению. На вопрос о том, что в основном содействовало его карьере, Путин, человек, безусловно тонкий, ответил, что в детстве его очень любили родители. И больше ничего не добавил. А интервьюер, лучший интервьюер Англии, ничего не стал уточнять. Нужно почаще делать друг другу комплименты - заслуженные и полузаслуженные; мы поневоле будем меняться в лучшую сторону, у нас просто не будет других вариантов. При общении с незнакомыми людьми давно пора отбросить эти анатомические "мужчина" и "женщина" а также хамовато-небрежные "бабуля", "дедуля", "мамаша", "папаша". Почему бы ни вернуть в обиход прекрасные слова "сударыня" и "сударь"? Чем они плохи? И годятся для обращения к любой особе любого возраста. Дело не только в том, что эти слова благозвучны, а, главное, в том, что слова, которыми мы называем друг друга в общении, играют свою роль. Апостол Пётр в бытность свою рыбаком имел другое имя - Симон, что значит "тростник", и был робким, нерешительным человеком. Петром он стал тогда, когда пошёл за Христом и стал Его учеником. Имя Пётр означает "камень"; в дальнейшем он действительно был твёрдым, как камень, проповедуя учение Иисуса Христа, за что был казнён римлянами. В Библии есть множество примеров, когда Бог, ставя перед людьми определённые задачи, изменял их имена, а просто так Бог не делает ничего.
  
  

2.О свинстве.

  
   Сударь (сударыня), смогли бы Вы справить большую нужду на Красной площади? Не знаю, как Вы восприняли этот вопрос, зато точно знаю, что Вы на него отреагировали примерно так же, как отреагировал бы лондонец, рижанин, житель Сингапура или житель Токио на вопрос о том, смог ли бы он бросить окурок на тротуар или мостовую своего города. Окурки и пустые пачки из-под сигарет, вылетающие из автомашин в самых красивых местах самого красивого города планеты - тоже наш быт. Это притом, что в каждой машине есть пепельница. Пепельница тут, может быть, и не при чём, потому что тот же лондонец скорее съест окурок, чем бросит его на мостовую, потому что он по-настоящему любит свой город и не согласен выглядеть скотом. Впрочем, о причинах нашей ущербности пойдёт речь ниже. Летящий под автобус, троллейбус или трамвай окурок перед посадкой - тоже наш быт, это даже в художественных фильмах показывают. Хуже всего то, что почти все мои соотечественники, прочитав эти строки, вообще не поймут, о чём, собственно, речь, чего от них хотят. Когда я попросил одного субъекта убрать за его собакой, которая во время выгула нагадила на тротуар у канала Грибоедова, он, во-первых, не сразу меня понял, а когда понял, то посмотрел на меня так, словно я попросил у него 1000 евро без отдачи. В другой ситуации, в электричке, я предложил гражданину не плевать на пол шелуху от семечек - так вот, этот гражданин воспринял моё предложение не больше, не меньше как посягательство на его личную жизнь. Разговор вылился в дискуссию о правах человека и гражданина.
   В Индии, штат Западная Бенгалия, есть город Дургапур. Ежегодно в конце октября там с огромным размахом празднуется языческий праздник, посвящённый местному божеству - богине Дурге. Город преображается: вырастают очень красивые временные храмы из бамбука и раскрашенного полотна, играет музыка, сверкают бенгальские огни, еду готовят прямо на улице, люди целую неделю поют, играют на музыкальных инструментах, пляшут (и на улицах, и в храмах), балуют себя вкусными вещами..., они празднуют. Заканчивается праздник своеобразными ритуалами, в течение двух-трёх дней временные храмы демонтируются, и город принимает прежний вид. А теперь давайте представим нашу культурную столицу через неделю "народных гуляний". Представили? Лучше не представлять, правда?
   Когда говорят слово "азиатчина", я не понимаю, что имеется в виду. Самый чистый город на Земле, Сингапур, находится в центре Азии. Его улицы так же чисты, как пол в первоклассном отеле. Не знаю ничего духовней, тоньше, "культурней", индийской цивилизации. Гигиена, культура приготовления и приёма пищи, культура общения, культура секса, каноны Аюрведы и многое другое, присущее менталитету индусов, вызывают восхищение. Непонятно и слово "евростандарт". Если имеется в виду высокий стандарт, то почему "евро"? В Азии мне довелось увидеть такие высокие стандарты, какие европейцам и не снились. Правильнее сказать, что есть люди и государства, живущие в двадцать первом веке, и есть мы с вами.
   Особого разговора заслуживает состояние наших парков и пригородных лесов. Есть афоризм: по тому, как отдыхает человек на природе, можно определить, насколько хорошо природа выспалась на нём. На наших отдыхающих природа уснула летаргическим сном. Наверняка все видели ободранный поэтический символ России - берёзы, ведь береста очень хороша при разжигании костра. Ободранные берёзы - настолько сугубо "наше", настолько примелькавшееся, что наши отдыхающие граждане их не замечают. Не станет тот же англичанин сдирать кору с живой берёзы, разве что если будет стоять вопрос о его выживании. Не пойдёт он на это паскудное дело, ему это не позволит сделать нечто такое, чего нет у нашего народонаселения. То же самое "нечто" не позволит ему оставить в лесу пустые банки и бутылки после пикника или, тем более, вывалить втихаря машину мусора у лесной дороги. Ну не хочется, видимо, человеку ощущать себя скотом.
   А вот пример воинствующего скотоподобия. Во дворе пятиэтажного дома, в котором я живу, есть небольшой сквер. До недавнего времени он мало походил на сквер: в нём не было ни скамеек, ни урн для мусора, а деревья стали чахнуть, потому что некоторые жильцы дома приспособили сквер под стоянку для автомашин. Летом 2003 года городские власти в рамках программы благоустройства города привели сквер в порядок: поставили скамейки, урны, установили клумбы для цветов, а самое главное - огородили сквер симпатичной металлической оградкой. Последнее обстоятельство напрочь исключило возможность пользоваться сквером как автомобильной стоянкой, что, видимо, привело кого-то из автовладельцев в такую ярость, что однажды ночью он срезал автогеном(!) часть ограды и выдернул её из земли. Кто ты, человече?! Вот адрес моего дома: С-Петербург, Сестрорецк, ул. Токарева, 12.
  
  

3.Автомашины и дороги.

  
   Некоторые парадоксы в нашей повседневности нельзя объяснить ничем, даже отсутствием здравого смысла. Невольно начинаешь подозревать о наличии чьей-то злой воли, о вредительстве. Вот пример. Для совсем не знакомых с автоделом даю пространное пояснение:
      -- Для езды по обледеневшим дорогам люди изобрели так называемые шипованные шины; от обычных такие шины отличаются тем, что имеют впрессованные в резину металлические шипы, значительно улучшающие сцепление колёс с дорогой.
      -- Дорожное покрытие, асфальт - материал пластичный, следовательно, с повышением температуры его твёрдость значительно уменьшается.
      -- Учитывая изложенное в пункте 2 обстоятельство, а также то, что дороги существуют для того, чтобы по ним ездить, а не для того, чтобы над ними издеваться, во всех странах, кроме, разумеется, нашей, езда на шипованной резине в тёплое время года запрещена. Не надо быть дорожным мастером (министром, мэром, просто толковым чиновником), чтобы сообразить, что разогретый на летнем солнце асфальт беспомощен перед металлическими шипами.
   Нам ли, у кого дороги, как известно - одна из двух самых больших бед, издеваться над этими самыми дорогами?! Сам собой напрашивается вывод: наши плохие дороги - следствие первой самой большой нашей беды.
   Все водители знают, что такое пробки на дорогах крупных городов, а для С-Петербурга и Москвы дорожные заторы, без преувеличения, бедствие. Тот, кто хоть раз имел несчастье в предпраздничный вечер заехать на машине в центр мегаполиса, поймёт меня с полуслова. В Париже машин не меньше, чем в С-Петербурге, но дорожных пробок в нашем понимании этих слов (когда по 20-30 минут машины стоят на месте) там нет даже в часы "пик". Один парижский таксист - бывший наш гражданин - дал профессиональное объяснение нашим дорожным пробкам; заторы на наших дорогах - результат жлобства наших водителей. На дорогах с регулируемым движением при отсутствии дорожно-транспортного происшествия пробок не должно быть ни при каких обстоятельствах, если все водители выполняют элементарное правило дорожного движения - не выезжают на перекрёсток при жёлтом свете светофора (при красном - тоже). Есть ещё правило: нельзя выезжать на перекрёсток и при зелёном свете светофора, если едущая впереди машина остановилась на нём. Действительно, всё в высшей степени просто: перпендикулярные потоки машин поочерёдно переезжают перекрёсток на свой зелёный свет; потоки машин хоть и медленно, но двигаются. Согласитесь, нам с вами остаётся только мечтать о том времени, когда наши водители для своего же блага преобразятся. Есть ещё одна причина наших бед на дорогах: сев за руль более или менее мощной машины, наш водитель из штанов выпрыгивает, чтобы выглядеть не как все. Прежде всего, он почти никогда не едет в общем потоке, при первом удобном случае, а чаще - неудобном - он выскакивает из потока, зачастую - на встречную полосу движения. Результат - затор, а то и авария.
  
  
  

4.К мужикам.

  
  
   Мужики, если в метро (в трамвае, в автобусе, в троллейбусе) хоть для одной женщины не хватило сидячего места и если вам не больше восьмидесяти, то вы не имеете права сидеть. Позорное, омерзительное, отвратительное зрелище - сидящий в транспорте мужик рядом со стоящей женщиной. Объяснять вам, в очередной раз не понимающим, о чём идёт речь, бессмысленно, как бессмысленно объяснять дальтонику разницу между красным и зелёным цветом. Просто поверьте на слово. Не позорьте себя, не смешивайте себя с дерьмом! А вы, дамы, в подобных ситуациях не стойте молча. Можно, например, спросить у сидящего напротив мужеподобного существа, что у него в штанах, может быть, оно, это существо, только прикидывается мужиком, придуривается....
  
  
  
  

5.Тяжёлая наследственность.

  
   Средневековье от нынешних времён отличается, в частности, тем, что в городах отсутствовала канализация; не в моде тогда были и арыки, как в некоторых современных азиатских городах. Средневековые сеньоры, синьоры, фрау и мадам выплёскивали свои помои из окон прямо на улицу. Правда, прежде чем выплеснуть помои из окна, хозяйка обязана была выкрикнуть фразу, которую на наш язык можно перевести примерно как "па-а-берегись!"; если случайный прохожий попадал под помои после того, как услышал предупреждение - пенять ему было не на кого. Нетрудно представить состояние улиц того же Парижа в те времена. Великолепные ботфорты, которые мы видим в поставленных по романам А.Дюма кинофильмах, - не дань высокой тогдашней моде, а суровая необходимость: пройти по улицам Парижа в то время можно было только в очень высоких сапогах. Я это написал к тому, что не всегда западные европейцы были чистоплюями, к нынешнему лоску они шли веками.
   А теперь про нас. Прежде написания своей Истории Пугачёва А.С. Пушкин изучил, в частности, архивные материалы о быте яицких казаков и описал его в Замечаниях к своему труду. Поражаешься порядку, целесообразности, дисциплинированности, которыми пронизаны все стороны жизни людей, живших в отдалённой провинции России 400 лет назад. Даже рыбная ловля была строго регламентирована по времени и количеству пойманной рыбы - это притом, что в Яике рыбы тогда было так много, а людей на его берегах - так мало, что заметно уменьшить количество рыбы в реке невозможно было никаким браконьерством. Люди берегли среду своего обитания. За браконьерство ряпушки в допетровской России полагалась ни много, ни мало смертная казнь. "Домострой", над которым много лет зубоскалили все, кому не лень, на деле оказался в высшей степени толковой книгой. Чистота Петербурга и его рек и каналов обеспечивалась в числе прочего указами губернаторов и царей. А это я написал к тому, что не всегда россияне были такими, какими мы видим себя сегодня. Так в чём же дело? Почему мы так невыгодно отличаемся от своих соотечественников, живших в прошедшие века? Дело в том, что нынешние россияне - отнюдь не потомки тех, которые жили до двадцатого века. Мы с вами к тем россиянам имеем только некоторое отношение. Нынешнее наше народонаселение - потомки тех, кто остался после уничтожения лучшего крестьянства и казачества (в крестьянской стране!), после изгнания и ликвидации лучшей части интеллигенции, после гибели 27-ми миллионов в Великую Отечественную войну - а во всех войнах объективно погибают лучшие люди. Понятно, что от такого потомства, как говорится, "и хотеть нечего". И всё-таки не надо отчаиваться, живучесть и талант нашего народа огромны. Любая другая нация, претерпев такие потери и катаклизмы, как наша, перестала бы существовать как государство, мы же всего лишь одичали в быту.
  
  
  
  

6.Наши резервы.

  
  
  
   Никто не станет отрицать, что бывшие советские прибалты живут сегодня лучше нас. Они живут не богаче нас, но лучше. Очевидно, качество жизни определяется не только километрами съеденной сырокопчёной колбасы или машино-километрами, наезженными на дорогих иномарках, есть и другие критерии. Не прикладывая практически никаких усилий, мы уже завтра смогли бы зажить лучше, если бы вдруг все сразу перестали сорить и мочиться в подъездах, сквернословить, уродовать деревья в пригородных лесах, превращать эти леса в свалку, мусорить в транспорте и на улицах, изображать на стенах лифтов гениталии, ломать скамейки, переворачивать урны и вырубать перед Новым Годом ёлки в скверах, если бы вандализм хотя бы принял осмысленные формы, если бы собак начали выгуливать с совочком в руке, если бы наши мужчины стали ежедневно бриться, выходить из дому в глаженых брюках и начищенной обуви и уступать женщинам места в транспорте, если бы водители за рулём заменили жлобство джентльменством.... Кроме прочего многое из перечисленного дало бы и прямой немедленный экономический эффект: от непроизводительного труда освободилась бы масса уборщиков мусора, строителей- ремонтников и работников других специальностей. А сколько человеко-часов рабочего времени мы сэкономили бы только на уменьшении количества пробок на дорогах! Мы стали бы симпатичнее, притягательнее для окружающего мира - а это и инвестиции иностранцев, и прибыль от туризма; при прочих равных условиях люди предпочитают иметь дело с существами приятными. Например, вы перестанете существовать для англичанина, если в его присутствии небрежно сгоните кота с кресла, чтобы сесть самому. Вы также перестанете существовать практически для любого иностранца, если при нём будете сидя разговаривать со стоящей дамой или выбросите из окна машины окурок.
   Иногда проблема нашего человекоподобия затрагивается писателями-сатириками, выступающими с эстрады, но делается это в форме какого-то хихиканья над собой, даже ёрничанья. После их монологов становится не только не стыдно, а скорее наоборот - появляется чувство сродни самодовольству: дескать, вот какие мы особенные, не такие, как все остальные, хотите - принимайте нас такими, не хотите - не надо. В этом смысле такие сатирики оказывают неважную услугу сидящей в зале и у экранов публике. Доля юмора не мешает нигде, однако то, о чём мы говорим, не очень смешно. На наших телеканалах - масса дискуссионных передач, иногда интересных, а чаще не очень интересных, даже извращенческих типа "Окна". Почему бы ни подискутировать на нашу тему?! При этом сюжеты не надо высасывать из пальца, всё наше существование - сплошной сюжет с элементами парадокса, гротеска, сатиры и драмы. Можно при желании постепенно разбудить в людях и самоуважение, и самолюбие, и любовь к своему городу, к своей природе. Даже тогда, когда мы станем втрое богаче наших бывших соотечественников-прибалтов (а это произойдёт обязательно), мы, если не изменимся в быту, не станем жить лучше их, потому что богатый неандерталец немногим отличается от бедного.
   В отдельных случаях вполне уместно и административное воздействие на наше народонаселение. Я выше написал и это многим известно, что Сингапур - самый чистый город на Земле, но немногие знают, что за брошенный на улице окурок виновный наказывается штрафом в 500$. У нас нельзя начинать так резко, иначе недолго и до социальных потрясений. Лишите, например, жителя Краснодара возможности сплёвывать шелуху от семечек под ноги, и для него жизнь потеряет половину смысла. Но с чего-то начинать надо. Можно, например, найти компромисс между опостылевшими рекламными щитами и другими щитами, имеющими воспитательный характер. Не вижу ничего сложного в том, чтобы заставить владельцев собак убирать за ними во время выгула, тут годятся и штрафные санкции. Постепенно можно начать применять систему штрафов и за брошенные на тротуар или мостовую окурки. Врачи-наркологи говорят, что первая и самая трудная задача при лечении алкоголика - убедить его в том, что он болен. Аналогичная задача у наших власть имущих и у наших СМИ. Не верю, не хочется верить, что наш народ окончательно "сошёл с катушек"; может и должен он понять, что абсолютно бессмысленны все его самые энергичные телодвижения, направленные на улучшение его жизни, если всё вышенаписанное никак его не тронуло. Напрасны надежды отдельных индивидуумов обрести своё счастье где-нибудь в благополучных странах: в этих странах я видел много наших сытых эмигрантов, но не видел ни одного счастливого; уют, мир и порядок надо создавать в своей квартире, чужая квартира всегда будет чужой. Опыт подсказывает, что не могут россияне любой национальности полностью адаптироваться в чужой стране, никогда не станут они думать ни по-немецки, ни по-американски, ни по-китайски.
  
  
  
  

7.Заключение.

  
  
  
   В заключение - маленький сюжет. В девяностых годах нам с женой довелось лететь из Визакхапатнама (портовый город в юго-восточной Индии) в Дели с пересадкой на другой самолёт в Хайдарабаде. Мы знали заранее, что в Хайдарабаде придётся ждать рейса до Дели в течение пяти часов, поэтому как нормальные бывшие советские граждане приготовились коротать время в аэропорту. Однако индийская авиакомпания спутала все наши карты: по прибытии в Хайдарабад каждую семью на отдельных автомобилях доставили в первоклассный отель, где поселили в отдельные номера со всеми удобствами, телевизорами и кондиционерами, предложили отдохнуть в течение трёх часов, затем накормили изысканным обедом и доставили в аэропорт. На первый взгляд может показаться, что сюжет - не по теме. Но это только на первый взгляд.... Добавлю только, что Индия - небогатая страна.
  
  
   Новиков В.И. т/ф 437-46-23; E-mail:novik122@mail.ru
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"