|
|
||
Рассуждения об иммунитете, критичности, вирусах, мемах, религиях и их сходстве. |
Я начну с упрощённой аналогии, чтобы затем развить её до неожиданного вывода.
Иммунная система в живом организме следит за правильным функционированием всех остальных систем. Уничтожаются как внешние инфекции, так и "неправильные" собственные клетки (например, раковые). Иммунная система - это своего рода шаблон организма, который непрерывно прикладывает сам себя ко всем системам и отсекает лишнее. Иногда отсекает даже чересчур активно - так возникают аллергии на безвредные вещества.
К сожалению, иммунная система не способна защитить сама себя от искажений, проникших за первый рубеж обороны. Это всем известный вирус иммунодефицита.
Аналогом иммунной системы в психике человека является критичность. Точно таким же образом критичность отсекает внешние вредоносные идеи и собственные заблуждения человека, если эти идеи противоречат аксиомам в основе критичности.
И иммунная система, и критичность преследуют одну и ту же цель: обеспечить наилучшее функционирование организма, чтобы тот сохранил, приумножил и распространил в мире свою информацию - генетическую и сознательную.
Подобно иммунной системе, критичность может быть поражена. В простейшем случае, аналогичном СПИДу, критичность просто разрушается, и человек заболевает шизофренией.
Но в психике есть куда более хитроумные опасности. Это религии. Не только основные мировые религии, но и любые верования, культы, некоторые политические идеи (вроде коммунизма) и некоторые жизненные философии (например, скептицизм или научное мировоззрение). Ричард Докинз, автор понятия "мем", уже давно отмечал мемовирусную природу религий. О том же, но в красивой художественной обёртке, рассказал Нил Стивенсон в романе "Лавина" ("Snowcrash").
Сильно различаясь внешними вторичными эффектами, все религии одинаковы в главном: они подавляют и вытесняют критичность, занимая её место и начиная использовать психику носителя для саморепликации. Это - вирусная стратегия в чистом виде. Некоторые религии выглядят жёсткими и ограничивающими (ислам, иудаизм, православие), некоторе - мягкими и толерантными (буддизм), но когда дело доходит до защиты репликаторного ядра мемовируса, буддизм становится столь же жёсток и бескомпромиссен, как и самый ортодоксальный ислам.
Заражение религиозными мемовирусами происходит в детстве, от родителей и воспитателей. Когда мемовирус закрепляется в психике, он, выполняя функции критичности, начинает отсекать все аргументы, которые могут поколебать его позиции. Поэтому большинство людей наследуют религию родителей до конца своей жизни; поэтому так трудно обратить человека в другую веру. Незараженных людей практически нет - и слово "практически" я употребляю только из осторожности. Лично я думаю, что незараженных людей нет совсем.
Теперь я сделаю обещанный парадоксальный вывод. Я уже обмолвился, что то, что принято считать "нормальной", здоровой критичностью - рациональный скептицизм и научный подход к фактам и теориям - суть такие же религиозные мемовирусы. В самом деле: они не присущи человеку с рождения, им нужно обучать ребёнка с детства (то есть инфицировать); они защищают себя, отсекая противоречащие им идеи как вредные и абсурдные. Да, скептицизм, следуя своим аксиомам, подвергает сомнению всё, включая себя самого - но отметьте: сколько бы он ни сомневался в себе, он всегда выходит победителем из этих игрушечных самонападений.
Итак: Религии - не синдром приобретённого дефицита критичности. Религии - это и есть разновидности критичности (для программистов: разные реализации одного интерфейса). Критичность вообще - не базовая часть психики. Это внешний мем-симбионт, развившийся в культуре человечества и передающийся из поколения в поколение.
Вернёмся к аналогии с иммунной системой. Как известно молодым родителям, у новорожденного ребёнка в первые часы жизни собственная иммунная система ещё не работает. Она запускается постепенно, и немалое значение имеют "заготовки" антител, полученных от матери во время беременности и получаемых затем с грудным молоком. Напрашивается аналогия: иммунная система - тоже не естественная часть организма, а симбионт, просто такой древний, что стал уже практически неотделимым от носителя.
Более того. Проводились эксперименты по пересадке иммунной системы. Заканчивались они печально: если в организме реципиента оставались части его собственной иммунной системы - они вступали в конфликт с донорской; если же собственная иммунная система подавлялась полностью, то донорская иммунная система, прижившись, уничтожала весь организм-носитель как чужеродное образование.
С критичностью дела обстоят не так фатально: люди, как правило, выживают. Критичность тоже можно "пересадить", подавив активную критичность экстремальными жизненными обстоятельствами или направленным психологическим воздействием. Именно так обращают людей в другие религии. Чаще всего личность обращённого, переболев переходными процессами, сильно изменяется: новая критичность, прижившись в психике, уничтожает всё "лишнее" и частично отпускает пределы развития, которые устанавливала прежняя критичность.
Я надеюсь, что эта статья поможет некоторым активным борцам с инакомыслием скорректировать свои стратегии. По крайней мере, тем, чья критичность пропустит высказанные здесь идеи.
(Обсуждение этой статьи в моём LiveJournal - есть кое-какие дополнительные мысли.)
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"