Аннотация: Кукушата встречаются не только среди птиц
В дверь постучали.
- Профессор Спенсер?
На пороге стояли двое молодых людей. Первый нервно потирал пальцы, второй переминался с ноги на ногу.
- Здравствуйте, профессор. Мы практиканты с кафедры этологии и зоопсихологии. Нас направили...
Профессор развернулся на крутящемся стуле и встопорщил бороду в улыбке.
- О-о, практиканты! Здравствуйте, здравствуйте! Всегда рад видеть коллег, особенно молодых и подающих надежды! Проходите сюда, присаживайтесь. Направления кладите на стол, я оформлю вас сегодня после обеда. Кто у вас читал эволюционные стратегии поведения?
- Э-э... Доцент Мнихов.
- Помню, да... Кшиштоф ещё не оставил преподавание? Впрочем, ладно... Давайте не тратить время на вступления и сразу перейдём к делу. Ну-ка скажите мне: что показывает нам эта камера?
Экран большого монитора показывал гнездо среди листвы. Вытянувшись на цыпочках на краю гнезда, маленькая птичка кормила червяком птенца. Птенец превосходил её размерами вдвое.
- Кукушонок, - сказал первый практикант.
- В гнезде малиновки, - добавил второй.
- Совершенно верно, - одобрительно кивнул профессор. - А знаете ли вы, что адаптивная тактика кукушат ещё досконально не изучена?
- Н-нет...
- Тем не менее, это так. Подумайте только! Птицы множества разных видов выращивают этих птенцов - очевидно не своих собственных, чересчур крупных, чересчур прожорливых - и даже не пытаются избавиться от них! Приёмные родители доводят себя до истощения непосильной нагрузкой, но продолжают старательно носить им корм. Некоторым за свою жизнь доводится выращивать даже нескольких кукушат - но и тогда они ни о чём не догадываются! Такой глубокий контроль поведения людям и не снился... Так вот, темой вашей практики будет тщательное наблюдение за птенцами и их приёмными родителями. Ваши предшественники в прошлом году установили в лесу камеры и датчики телеметрии, этой весной мы получили в поле зрения троих кукушат. В конце практики, когда гнёзда опустеют, вы...
Профессора перебил телефонный звонок. Не оборачиваясь, он снял трубку.
- Профессор Спенсер... да... Да, Джоунс, я заполнил формы ещё на прошлой неделе. Формуляры отчётности 13, 15, 16-А, 21-бис... Что значит - не всё? Строго по инструкции! По вашей, должен напомнить, инструкции! Какая ещё дополнительная отчётность? Директива министерства? А не пошли бы они, Джоунс?.. Что вы говорите? Финансирование на следующий квартал? - профессор вздохнул. - Ну ладно. Сколько их там?.. Сколько?! Послушайте, за этими бумажками я и так еле справляюсь с программой исследований! Если их станет вдвое больше, на плане работ можно ставить жирный крест! Как вы сказали?.. Ежедвухнедельно?! Послушайте, это уже... Да! Да... Понимаю... Ну чёрт с вами, Джоунс, присылайте...
Профессор уронил трубку на рычаг и устало потёр ладонями лицо.
- Да... Так, на чём я остановился... Ах да, наблюдения. Инструкции и результаты прошлой группы собраны в этой папке. Приступайте сразу, как только ознакомитесь. А я, как видите, занят, ужасно занят...