Новосельцев Виктор Иванович : другие произведения.

Что такое информация?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дополненный и исправленный текст интервью воронежскому телевидению от 26.11.08.

  Здравствуйте! Вы смотрите программу "Вести-Интервью" на круглосуточном телевизионном канале "Вести 24". В студии Оксана Красных и мы начинаем нашу беседу.
  26 ноября в календаре красных дат отмечен как "Всемирный день информатики".
  На самом деле, уважаемые телезрители, мы уже давно вместе с вами живем в условиях информационного взрыва. А он порождает порой самые неожиданные эффекта. Об этом и пойдет сегодня речь в нашей программе.
  У нас в гостях доктор технических наук, профессор Воронежского института высоких технологий Виктор Новосельцев.
  Готовясь к нашей передачи я заглянула во всезнающий Internet и вот что там прочитала: "Информация в широком смысле - это сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом, а так же сам процесс передачи и получения этих сведений". Так ли это?
  
  На самом деле, то определение, которое вы привели, соответствует информации в ее узком смысле. Такое понимание информации долгое время господствовало не только в умах простых людей, но и в среде ученых. Основываясь на нем, Шеннон для количественной оценки информации ввел так называемую негоэнтропийную функцию, характеризующую степень снижения неопределенности при получении сообщения. Образно говоря, информации тем больше, чем меньше неопределенности возникает при принятии решения. Однако шенноновская мера никоем образом не связана со смыслом передаваемого сообщения и инвариантна по отношению к сущности функционирования системы. Тогда как при анализе конкретных персонифицированных ситуаций смысловая (содержательная) информация зачастую имеет первостепенное значение, а понимание "существа дела" решающим образом определяет характер принимаемых решений.
  Используя шенноновский подход, можно только в среднем оценить влияние информации на состояние системы. Безусловно, есть ситуации, допускающие управление по усредненным оценкам и без учета смысла информации. Они имеют место, когда отклоняющие воздействия представляют собой "шум" - хаотические флюктуации. Например, при управлении кораблем в шторм. Но нас интересуют другие ситуации, когда среда преднамеренно и целенаправленно оказывает воздействие на управляемый процесс, стараясь развернуть его в свою сторону. Это - ситуации противоборства. В них управление, опирающееся на усредненные оценки и без учета смысла поступающей информации, ведет к верному проигрышу.
  В целом шенноновский подход к информации следует назвать физикалистическим, отражающим господствующую научную парадигму начала и середины прошлого века. Работы Шеннона оказали огромное влияние на развитие средств связи, но не приблизили к глубинному пониманию сущности информации. Шеннон помог нам разобраться с сообщениями, но не с информацией, которую несут в себе эти сообщения.
  И только в последние десятилетие, благодаря прорывному развитию компьютерных технологий, было осознано, что информация - это не только сведения и процесс их обработки, но прежде всего субстанция, стоящая в одном ряду с веществом и энергией.
  Итак, мы имеем триаду материальных субстанций: вещество, из которого все состоит, энергия, которая всем движет, и информация, которая всем управляет. Скорее всего, есть и другие субстанции. Они материальны не в меньшей степени, чем те субстанции, о которые я только что говорил, но пока трансцендентны, то есть скрыты от нас и наших приборов.
  Таким образом, я исхожу из того, что материя - это все то, что человек ощущает и не ощущает. Все, что есть - есть материя, и нет ничего кроме материи, проявляющейся в бесконечном разнообразии форм и видов. А разделение всего сущего на материальное и идеальное - это грубая и весьма неудачная попытка построить модель мироустройства на основе дуалистического детерминизма, потребовавшаяся лишь для того, чтобы прикрыть собственное незнание.
  
  Какие же особые качества позволяют выделить информацию из всего многообразия материальных субстанций?
  
  Первым отличительным признаком информации как субстанции выступает ее управляющая роль, которую она играет в структуре мироздания. С середины ХХ века после работ Норберта Винера стало очевидным, что все процессы, происходящие в природе и в обществе так или иначе управляемы. При этом механизм управления универсален и реализуется с помощью так называемых контуров управления, в простейшем случае включающих: того, кто управляет; того, кем управляют, а также информационные каналы прямой и обратной связи между этими объектами.
  При анализе объектов живой природы эти контуры выделяются сравнительно легко. Иная ситуация имеет место при изучении объектов неживой природы. Для большинства из них пока не ясна структура контуров управления. Но это вовсе не означает их отсутствие.
  Все наблюдаемое многообразие живых, неживых, микроскопических, планетарных и галактических систем создано, сохраняется, движется и разрушается благодаря информации. Конечно, в этих процессах участвуют различные физические силы, но программа их действий задается информационной средой, являющейся, являющейся по образному выражению Хакена своеобразным "спусковым крючком" для механических, электромагнитных, ядерных и других сил.
  Удивительно, но об этом говорится в начальных строках Библии. Вначале было слово (читай - информация) и слово (информация) было Богом (то есть тем, кто все создал).
  Таким образом, информация составляют основу управления в системах любой природы. При этом важно различать: носитель информации (любой вещественно-энергетический объект), форму информации (символ, текст и т.д.) и смысл информации, выражающий целевой эффект, который возникает вследствие информационного воздействия.
  Если рассматривать информацию как новый вид субстанции, не нуждающийся в вещественно-энергетическом носителе, и инвариантный к форме своего представления, то второй ее отличительный признак заключается в том, что при информационных взаимодействиях нарушаются законы сохранения, те краеугольные столпы, на которых строится вся физическая наука. Информацию можно передать получателю, но нельзя изъять. У субъекта, передающего информацию, она не уменьшается, а может даже и увеличиваться.
  Третий признак: в информационных взаимодействиях отсутствуют привычное нам время. Точнее, оно не играют той особой роли, которая характерна при вещественно-энергетических взаимодействиях. В вещественно-энергетическом мире время - это вектор, направленный от прошлого к настоящему и в будущее. Возврат в прошлое - невозможен, время не "течет" вспять. Образно говоря, колесо истории вещественно-энергетического мира крутится в одну сторону. Иное наблюдается в информационном мире, в котором мы без труда перемещаемся по оси времени, возвращаясь назад, останавливаясь и заглядывая в будущее.
  Четвертый характерный признак мира информационных взаимодействий - это отсутствие привычных нам пространственных координат: высоты, ширины, длинны. В сообщениях могут присутствовать данные о пространственных координатах, но для осуществления информационных преобразований они не нужны. То есть ни евклидовой, ни римановой геометрии в информационном мире нет. Может быть в нем существует какая-то своя особая "геометрия", но она не связана с пространством, характерным для мира вещественно-энергетических преобразований.
  Пятый признак информации (в ее субстанциональном понимании) заключается в том, что человеческие органы чувств, построенные на вещественно-энергетических механизмах, не способны непосредственно (напрямую) воспринимать информацию. Более того, если мы вооружимся любыми самыми экзотическими приборами, построенными из вещества и приводимых в движение энергией, то все равно не воспримем информацию, так сказать, в чистом виде. Проведем такой мысленный эксперимент. Возьмем в руки CD-диск, на котором записан текст романа "Война и мир", и попробуем найти в нем эту информацию. Вооружившись микроскопом, мы увидим на диске концентрические круги с длинными и короткими бороздками. Что они означают? Ясно, что это носители информации. Но какую информацию они несут? Сколько бы мы не бились над диском, ответить на этот вопрос не сможем. Но, достаточно взять кодировочную таблицу, и мы увидим, что короткие бороздки соответствуют нулю, а длинные - единице. Восемь бинарных позиций образуют число в восьмеричной системе исчисления, группе чисел соответствует буква, из букв складываются слова, из слов - фразы, а из фраз, компонуется текст. Таким образом мы вышли на информацию, прочитали роман "Война и мир". Но для этого нам потребовался особый информационный инструмент - кодировочная таблица. В современных компьютерах такая "таблица" выполнена в виде программ, встроенных в драйвер CD-привода, в Office или в прилагаемых утилитах (проигрывателях, просмотровиках и т.п.).
  Шестая особенность информации определяется мерой информационного взаимодействия. Как известно, мерой вещественно-энергетических взаимодействий выступает сила или точнее энергия. В информационных процессах нет ни сил, ни энергий (естественно если исключить из рассмотрения носители информации). Поэтому в качестве меры информационного воздействия используется эффект, который возникает в системе в результате информационного воздействия. То есть "сила" информационного воздействия измеряется опосредовано через те изменения, которые возникает в вещественно-энергетической сфере вследствие поступления той или иной информации. Поскольку системы разные, то и эффекты разнятся по своему содержанию. Так, например, в экономических системах эффект информационного воздействия может измеряться в увеличении или снижение объемов прибыли. В военных системах типа ракетно-зенитных комплексов эффект информационного воздействия со стороны противника выражается снижением вероятности поражения цели.
  И, наконец, седьмым отличительным признаком информационной субстанции выступают ее характеристики. В вещественно-энергетическом мире в качестве субстанциональных характеристик используются масса, вес, объем, плотность, напряжение, ток, частота и др. Все они количественные, то есть выражаются числами. При изучении же информационных процессов используются качественные характеристики, в частности такие, как актуальность, своевременность, доступность, достоверность, скрытность, защищенность и др.
  В целом следует заключить, что информационная субстанция еще мало изучена. Здесь все еще впереди. Но бесспорен тот факт, что мы стоим на пороге, за которым находится интереснейший и необычный мир, познание которого выведет человечество на новый виток эволюции, подобно тому, как это произошло после изобретения паровой машины, появления рукотворного электричества и открытия ядерной энергии.
  
  Возникает естественный вопрос: если в информационном мире нет привычного нам времени, то как же тогда измерить скорость передачи информации?
  
  Мы привыкли измерять скорость передачи информации в байтах или в битах - количеством переданных за единицу времени восьмеричных или двоичных символов. Тем самым мы измеряем скорость передачи носителей информации, но не скорость передачи собственно информации. Мы можем, скачать из Интернета очень много байтов, но при этом получить минимум информации, нужной нам для решения какого-либо вопроса. Высокая или низкая скорость передачи носителей информации, еще ничего не говорит о скорости передачи информации. Так как же измерить скорость передачи информации? Ответа на этот вопрос пока нет. Но можно высказать следующую гипотезу: без учета носителей физическая константа с - скорость света, неприменима к информационным процессам. Мысль, в общем-то не новая. Так, в радиотехнике существует понятие фазовой скорости, значения которой могут превосходить скорость света. И при этом не нарушаются законы электродинамики.
  
  Так как же все таки мы воспринимаем информацию, общаясь друг с другом и с окружающим миром?
  
  При взаимодействиях "человек-человек" и "человек-природа" основными носителями информации выступают звуковые и электромагнитные волны. Информация "садится" на них путем так называемой модуляции, то есть за счет изменения частоты, амплитуды, фазы или какого-либо другого параметра основного(несущего) колебания. Мы воспринимаем волны-носители с помощью зрения и слуха, затем их детектируем (ссаживаем информацию с носителя), и далее, применяя кодировочные таблицы - программы, получаем информацию. У каждого из нас своя "кодировочная таблица", формируемая в процессе обучения и социализации. Поэтому, в отличие от компьютера, одна и та же информация воспринимается каждым субъектом по-своему.
  
  Наблюдается ли информационное взаимодействие между объектами неживой природы. Если "да", то каковы механизмы этого взаимодействия? Ведь у этих объектов нет ни зрения, ни слуха, ни каких других органов чувствования.
  
  Безусловно, что информационное взаимодействие - это универсальное взаимодействие, существующее между всеми объектами, живыми и неживыми. Однако его механизмы пока не вскрыты и, соответственно, не изучены.
  Изучением взаимодействий между объектами неживой природы занимается физика. В этой науке нет фантазий, но есть законы. Физические законы формулируются в количественных категориях. Использование качественных шкал неприемлемо по определению. В этом кроется одновременно как сила, так и слабость физического подхода к изучению явлений. Стремление оперировать количеством придает физическим теориям устойчивость, однозначность и определенность, а также позволяет широко использовать математический аппарат для описания изучаемых объектов. Вместе с тем, это же стремление сужает область действия физических теорий и концепций, поскольку все то, что не измеряется числом, автоматически исключается из сферы интересов физики. Так произошло с информацией. Ограничившись по существу ее негоэнтропийным (шенноновским) представлением, физика изгнала информацию в ее субстанциональном понимании из объектов своего исследования. Фактически, изучая вещественно-энергетические носители, но не саму информацию В результате все процессы, происходящие в объектах неживой природы, начиная с элементарных частиц и, заканчивая, галактиками, оказались неуправляемыми. Во всей своей совокупности физические теории не способны вскрыть источники активности изучаемых систем и объяснить механизмы, приводящие в движение все то многообразие объектов, которое наблюдается в нашем мире. Такое положение во многом объясняется тем, что еще со времен Ньютона в физике господствует принцип: знание законов, управляющих явлениями, не предполагает раскрытия их причин.
  Я думаю, что уже в скором времени физики изменят свое отношение к информационному взаимодействию. И поставят его в один ряд с механическим, гравитационным, электромагнитным и ядерными взаимодействиями. Может быть тогда удастся создать единую теорию поля, о которой мечтал Эйнштейн.
  
  Почему появилась необходимость защищать информацию?
  
  Если говорить общё, то во всех экосистемах, помимо вещественных и энергетических связей, присутствуют информационные связи. Намеренное или ненамеренное нарушение этих связей ведет к экологическим катаклизмам, которые негативно отражаются не только на природе, но и нас с вами. Возникает проблема информационной экологии, то есть защиты природных экосистем от вредного информационного воздействия со стороны человека, и соответственно, - человека от негативных информационных воздействий со стороны природы. В настоящее время эта проблема пока не осознана и соответствующих научных исследований практически не ведется.
  Что касается защиты информации в человеческих сообществах, то эта проблема возникла и стала актуальной как только появился человек разумный. Суть дела в следующем. Для нормального функционирования социальных систем нужно чтобы в них действовали замкнутые контуры управления, то есть обеспечивалась своевременная циркуляция достоверной информации от управляющего объекта к управляемому процессу и обратно. А, как известно, люди постоянно конфликтуют, все время стараясь узнать, что же делает противник или конкурент, и использовать эти знания себе на пользу. Другая сторона, понимая важность вопроса, старается защитить свои информационные ресурсы и потоки от несанкционированного доступа, или же наоборот, использовать каналы утечки информации для дезинформации (обмана) противника. Возникают информационные войны, цель которых обеспечить превосходство в управлении и тем самым способствовать победе над противником или конкурентом.
  Зачастую, сами того не замечая, мы в обычной жизни, общаясь друг с другом, ведем информационные войны. Например, макияж. Его можно рассматривать как способ достижения женщиной своих целей путем изображения своего внешнего облика, несоответствующего действительности.
  Если говорить без шуток, то уже сегодня мы должны обратить самое серьезное внимание на предупреждение и недопущение информационных войн, в контексте которых должна решаться и проблема защиты информации.
  Некоторым представляется, что эти войны происходят где-то там, вдалеке от нас. Это не так. Они уже у нас дома. Причем, по мере внедрения информационных технологий, они разрастаются подобно снежному кому. Простейшим примером этому служит мобильная телефония. Посмотрите, сколько различного рода шарлатанов и проходимцев пытаются обмануть абонентов, предлагая позвонить на так называемые "короткие" номера. Доверчивые люди набирают эти номера, а потом получают сногсшибательные счета. Телевидение так же стало использовать этот простой путь наживы, предлагая нам отгадать слово в каком-нибудь примитивном ребусе. А сколько хакеров и спам-мэнов трудятся не покладая рук в Интернете? Даже представить трудно.
  Конечно, в нашей стране есть органы, которые обязаны защищать наше информационное поле. Но они слабы, не скоординированы и практически не способны выявлять, ликвидировать и упреждать информационных злоумышленников.
  У информационных войн есть обратная сторона медали, когда надо их не предупреждать, а уметь в них выигрывать. Речь идет об информационных войнах в военной сфере. Уже сегодня почти всё оружие: самолеты, танки, зенитно-ракетные и артиллерийские комплексы, компьютеризированы. В недалеком будущем каждый солдат будет иметь персональный микрокомпьютер, помогающий ему вести боевые действия. Это означает, что война становится информационно-зависимой. Стоит нарушить работу управляющего компьютера, как мощное оружие превращается в груду металла, а солдат становится беспомощным. Но для того, чтобы оказывать такое воздействие необходимо иметь специальное информационное оружие. Это новый чрезвычайно наукоёмкий вид вооружения, в создании которого мы не имеем права отставать от вероятного противника.
  
  Информация в человеке. Где она у нас находится? И, что с ней происходит, когда человек умирает?
  
  Для ответа на первую часть вашего вопроса нам придется заглянуть в строение человека. Если бы меня попросили обрисовать устройство человека как системы, то я бы изобразил: атлас тела (то есть те вещественные части нашего тела, из которых мы состоим); атлас физиологии, показывающий, каким образом происходит взаимодействие частей нашего тела, и информационный атлас, отражающий анатомию и физиологию нашей психики. Наглядно, сказанное можно проиллюстрировать на примере компьютера - творения человека не по образу, но подобию своему. Как известно компьютер состоит из трех частей: "твердой" части - харда, электрической части и "мягкой" части - софта. Так вот, для того чтобы понять свою информационную сущность, мы должны понять свой "софт". То есть разобраться в том, какие у нас есть алгоритмы обработки информации, с помощью каких алгоритмов мы распознаем образы и ситуации, какие алгоритмы помогают нам принимать решения и т.п.
  
  То есть информация в человеке - это не только наши мысли и наши знания?
  
  Мысли и знания - это только часть информационной составляющей человека. Вся информация, циркулирующая в человеке образует нашу психику или, как говорили раньше, душу. Главное назначение психики - управлять через тело поведением человека и регулировать его внутреннее состояние. Для этого у нас есть многочисленные датчики информации, например, зрительные, слуховые, тактильные. Информация от этих датчиков поступает в специальный раздел психики, который можно назвать "решателем". В нем с помощью системы алгоритмов и критериев принимается решение и формируются команды. Эти команды поступают в органы и части тела, меняющие наше положение и внутреннее состояние. Замечу, что описанное выше - чисто информационный процесс, носителем которого являются нервные ткани, в том числе и головного мозга. Так что мыслим мы не мозгами, как это многим представляется, а алгоритмами и другими информационными процедурами.
  Естественно, что центральным разделом психики является тот раздел, который я назвал решателем. В нем можно выделить четыре информационных слоя: интуитивный, интеллектуальный, рефлексный и инстинктивный.
  Инстинктивный слой - это начальная ступень психического развития человека. Он характерен тем, что при его полном доминировании мыслительный аппарат практически не используется. С информационной точки зрения - это совокупность алгоритмов принятия решений, обеспечивающих нашу бессознательную, сенсомоторную реакция на внешние раздражители. Такие алгоритмы называются инстинктами. Их носителями выступают генные структуры, передаваемых от родителей к детям. С каждым последующим поколением инстинкты постепенно и очень медленно меняются, пополняясь и модифицируясь. Текущие события включают в них новую информацию - она переносится на прошлое, объединяется с ним, корректируя инстинктивные алгоритмы по мере смены поколений.
  Рефлексный слой представляет собой вторую ступень эволюции психики. Образно его можно назвать сферой машинального, привычного, заученного, автоматического. Внешне механизм принятия рефлексных решений весьма прост. В процессе социализации в психике человека происходит формирование и фиксация эталонных (типовых) ситуаций и связанных с ними решений. Связки "ситуация-решение" постепенно накапливаются, сортируются и обобщаются, образуя своеобразный банк знаний. Получая через чувственные органы текущую информацию о ситуации, человек обращается в этот банк, отождествляет ее с наиболее близкой эталонной и сразу "без раздумий" вырабатывает решение.
  Интеллектуальный слой является третьей ступенью в эволюционной лестнице развития психики. По-видимому, первым, кто не только обратил внимание на наличие в психике человека такого слоя, но и описал его алгоритмы в виде логических правил дедукции (умозаключений "от общего к частному"), был Аристотель. В последующем Френсис Бэкон и Джон Стюарт Милль существенно расширили понимание механизма работы интеллекта, разработав логические правила построения индуктивных ("от частного к общему") и традуктивных ("от частного к частному") алгоритмов. В ХIX веке Джорж Буль, исследовавший законы рационального мышления, разработал алгебру логики, которая еще полнее описывает механизмы логических умозаключений и послужила основой для создания современной компьютерной техники.
  Интуитивный слой представляет собой четвертый шаг в эволюции психики. Интуиция - это способность человека непосредственно постигать проблемную ситуацию и принимать решения без использования логических или каких-либо других доказательств. Для современной науки алгоритмы и механизмы интуиции пока скрыты "за семью печатями". Вместе с тем установлено ее основное свойство: наиболее ответственные и важные решения, связанные со значительной неопределенностью, большой размерностью и существенным риском, принимаются, как правило, на основе интуиции.
  Помимо слоев принятия решений, наша психика включает еще целый ряд информационных компонентов. В частности, темперамент, эмоции, память.
  Как видите, информационный или психический мир человека многообразен и весьма сложен. Пока отсутствует модель психики, способная ответить на все то множество вопросов, которые мы задаем себе, пытаясь понять собственное устройство.
  Теперь вернемся к вопросу о том, что происходит с информационной частью человека после его смерти.
  Еще древние говорили, что смерть - это разъединение тела и души. Сегодня эта фраза из разряда метафорических, перешла в разряд научных. Она означает, что в момент смерти вещественно-энергетическая часть человека (его тело) теряет способность нести информационную составляющую (его душу). Это может происходить по разным причинам: из-за травмы какого-либо органа; в результате нарушения какого-либо жизнеобеспечивающего процесса; в следствие того, что сама информационная часть дала "сбой" и стала неправильно управлять своим вещественно-энергетическим носителем.
  Потеряв свое управляющее начало, вещественно-энергетическая составляющая реструктуризируется, превращаясь в иную структуру, поведением которой управляют уже другая информационная структура, реализующая физико-химические или какие-либо другие законы. В результате тело человека постепенно трансформируется в то, что называют прахом.
  
  Куда же перемещается информационная составляющая после того как она потеряла свой носитель?
  
  Если мыслить вещественно-энергетическими категориями, то эта составляющая должна куда-то перейти, трансформироваться, но обязательно сохраниться в той или иной форме. Но давайте проведем такой мысленный эксперимент. Возьмем все тот же CD-диск с романом "Воина и мир" и сожжем его. А пепел развеем. Попробуем теперь найти информацию, которая ранее была на нем записана. Очевидно, что сделать этого мы уже не сможем. Куда же она подевалась? Никуда - в информационном мире не выполняются законы сохранения.
  С информационной составляющей человека происходит нечто подобное, с той существенной разницей, что еще при его жизни она распространяется на другие носители. В частности, вносится в генные структуры, фиксируется в текстах книг, отражается в художественных творениях. Таким образом, исчезая в никуда, она остается "жить" в потомках, в мыслях великих людей, в творениях художников, скульпторов и архитекторов. В этом смысле можно говорить о бессмертной сущности нашей с вами души.
  Вот, что писал по этому поводу философ Петров М.К.: "...понять человека как существо социальное, значит допустить, что рядом со смертным человеком располагается некая внешняя ему, долгоживущая бессмертная и практически вечная сущность, что человек есть симбиоз биологического и социального, смертного и бессмертного. Если отказаться от этого допущения, станет совершенно непостижимым, каким образом люди преодолевают биологический разрыв между неравными системами индивидов, оказываются в состоянии наследовать накопленный предшественниками опыт, не представленный в собственных генах. Не будь такой долгоживущей сущности, человек оказался бы в положении обычного животного, каждый начинал бы свою особую историю с того фундамента врожденных умений и навыков, который заложен в биокоде".
  
  Зачем нам все это знать? Ведь, как говорится, все беды от знаний.
  
  Когда-то, давным-давно, люди полагали так: не надо знать внутреннее устройство человека, мы его и так вылечим. Будем подавать ему "на вход" некое вещество и смотреть: лучше ему стало - хорошее лекарство, умер - не годится. Записываем в книжечку. Я, конечно утрирую, но применяя такой способ и обобщая результаты греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачевателей Ибн Сина составил "Канон медицины" - справочник по болезням, лекарственным средствам и способам их применения. Некоторые им пользуются и сейчас. Такое изучение человека называется методом "черного ящика": мы не смотрим внутрь, не выясняем механизмы функционирования изучаемого субъекта, а наблюдаем лишь его реакцию на некоторое "входное" воздействие, в частности на лекарство. Так сейчас работают психологи. Они не знают какова анатомия и физиология психики, но подавая на нее раздражающее воздействие, фиксируют реакцию. Психология накопила огромный опыт, но не занималась: анатомией и физиологией психики. В результате по уровню своего развития она находится на начальной отметке. Истинной психологии - психологии, начинающейся с анатомии и физиологии психики, еще только предстоит появиться на свет.
  Справедливости ради надо сказать, что в психологии такой шаг был намечен Зигмундом Фрейдом. Как вы помните, он разделил психический комплекс человека на три части: сверхсознательное, сознательное и подсознательное. Уже эта, достаточно примитивная модель, была прогрессом по сравнению с методологией "черного ящика".
  
  А психиатрия в этом плане продвинулась вперед?
  
  Я не специалист в этой области, но те работы, с которыми я знаком наводят на меня тоску и вызывают недоумение. Попытки "лечить" или точнее корректировать психические, то есть информационные процессы химическим путем воздействуя на клетки головного мозга, у меня ассоциируются с ремонтом телевизора путем нанесения ударов по его корпусу. Конечно, иногда такая процедура способна привести аппарат в чувство, но нельзя же эту манипуляцию считать ремонтом.
  Отказал компьютер. Это может быть вызвано двумя причинами: вышли из стоя какие-то электронные схемы или неправильно работает софт - информационная часть. В первом случае для восстановления работоспособности компьютера следует обнаружить отказавшую электронную схему и заменить ее на новую. Во втором случае необходимо "вылечить" софт. Сделать это с помощью отвертки невозможно. Нужно применять специальные программные средства: антивирусные, чистящие, восстанавливающие и другие.
  Вывод такой: для того, что бы лечить психику и вообще воздействовать на нее, надо использовать не вещественно-энергетические, а информационные лекарства. Это новый класс лекарственных средств, механизм действия которых основан не на физическом или химическом воздействии на нервные клетки - носители информации, а направлен на прямую корректировку информационной части человека.
  
  Не тот ли это случай, когда продают обычный чай и говорят, вы его выпьете и похудеете? Люди покупают, пьют и худеют, потому, что верят.
  
  Зачастую здесь имеет место самовнушение, но может быть и информационное воздействие. Трудно сказать. Нужно внимательно разбираться в каждом конкретном случае. Однако, чаще всего в подобных ситуациях проявляется так называемый эффект Эдипа (не путать с эдиповым комплексом - любовью к матери и ненавистью к отцу, введенным в психологию Зигмундом Фрейдом) или, по другому, самосбывающийся прогноз. Этот эффект заключается в том, что определение цели (в нашем случае - похудение) и вера человека в ее позитивные качества вызывают поведение, ведущее к выполнению этой цели. Наука неоднократно приступала к изучению этого феномена. Но получить каких-либо значимых результатов пока не удалось, за исключением одного утверждения: сбывающиеся сами собой прогнозы - это ошибочная концепция, постоянно кажущаяся правдой.
  
  Как генная инженерия связана с информацией?
  
  Сейчас методами генной инженерии клонируют все: сою, картошку, барана... Надо полагать, скоро будут клонировать человека. Спрашивается, что клонируют? Клонируют тело, вещество. Но никогда не задают себе вопрос, а информационная сущность при этом передается или нет? Я с недоумением наблюдаю как постигают гены. Ученые-генетики изучают молекулы, их состав, особенности, связи и все прочее, но не изучают информационную сущность процесса передачи наследственности. Ведь, по сути дела, гены - это только "лошади" которые несут информацию, которая передается от родителей к детям, от клонируемых к клонируемым. А если наследуемая информация обладает свойством мутации. Что тогда? Неизвестно. Следовательно, изучив человека только на молекулярно-генетическом уровне, нельзя считать научно обоснованными рекомендации по его клонированию. Последствия такой операции непредсказуемы - генетики забыли про информацию, которую несут в себе гены, передавая ее из поколения в поколение. Точнее, они ее не забыли, а просто выкинули из поля своего зрения, спеша "обрадовать" мир новыми генно-инженерными технологиями. В некоторой степени, я их понимаю. Во-первых, они не умеют считывать, и соответственно не понимают, какую информацию несут в себе генные структуры. Во-вторых, очень трудно продать новую генно-инженерную технологию, про которую сам же говоришь: она хорошая, но применять ее пока нельзя.
  
  Вы открыли необычную сторону информации. Но вернемся к более привычному ее пониманию как к информационной технологии. Почему, например, в тот период, когда мы переходили с двадцатого века в двадцать первый, все человечество с напряжением следило за компьютерами, боясь сбоев?
  
  Действительно, в конце 1999 года весь мир был серьезно озабочен так называемой "проблемой 2000". Суть в том, что в компьютерных программах год записывается только двумя последними цифрами, которые с наступлением 2000 года могли восприняться неоднозначно: например, как 1900 или 1800. Такое положение могло нарушить работу компьютеров и привести к различным катастрофам. Авиационным и железнодорожным авариям. Нарушению опасных технологических процессов в химической и атомной промышленности. Несанкционированным запускам боевых ракет и т.д. Для исключения таких последствий были предприняты срочные и весьма дорогостоящие меры (по некоторым источникам затраты составили миллиарды долларов). Катастроф удалось избежать. Существует ли гарантия, что в будущем не произойдет нечто подобное? Ответ на него отрицательный.
  Обсуждая информационные технологии хочу высказать следующую мысль. В философском аспекте информационные технологии - это ответ человечества на вызов, брошенный ему конфликтами. Их смысл заключается в переводе конфликтов из сферы физического действия в сферу информационных процессов, где они приобретают менее разрушительный характер. Это - хорошо. Но есть и негативный аспект нашего все более полного вхождения в мир информационных технологий. Раньше мы жили на природе, наслаждались увиденными реалиями. А теперь мы с естественного фона переместились в информационное поле. Все больше и больше времени проводим у телевизора. Уже немыслим свою жизнь без мобильного телефона. Ночами просиживаем в Интернете. Такой образ жизни ведет к тому, что сами того не замечая, мы становимся все более и более информационно-зависимыми субъектами. К чему это приведет? Неизвестно. Но трансформация нашей психики неизбежна, как неминуемы и информационные войны, о которых мы уже говорили.
  
  Говорят, что если Интернет будет развиваться такими же темпами, какими он развивается сейчас, то, где-то к 2020 году, он остановится в своем развитии. Так ли это?
  
  Прогресс остановить нельзя, поэтому за Интернет волноваться не стоит. Я выскажу мысль, которая может быть покажется вам неожиданной. Что такое Интернет в общефилософском плане? Интернет - это попытка человека усилить свои интеллектуальные и интуитивные механизмы мышления за счет использования информационных технологий. Разве можно остановить движение в этом направлении к 2020 году?
  По поводу же предсказаний подобного рода могу сказать следующее. В такой стремительно развивающейся отрасли как информационные технологии - любые прогнозы бессмысленны, а вот пофантазировать можно. Предельной, но недостижимой, точкой развития информационного общества является превращение человечества в "мыслящий океан", описанный Станиславом Лемом в рассказе "Солярис".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"