Сегодня Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы 80 лет.
Когда я слышу, что в советской литературе, кроме проклятого соцреализма, ничего хорошего не было и быть не могло, я удивляюсь и, по правде говоря, жалею авторов таких высказываний, которые не в состоянии выйти за пределы намертво укрепившегося стереотипа "совок", почитать кое-что из тех темных времен, трезвым взглядом окинуть культурный пейзаж той эпохи и увидеть там такие вещи, какие не сыщешь в нашей современной российской бесцензурной культуре.
Я очень далека от того, чтобы считать ненавистную мне советсую власть покровительницей талантов, и никогда не забыть всех страшных расправ, которые она учиняла над писателями, поэтами,художниками, композиторами. Но, видно,культура обладает такой волшебной силой, что никогда и никому не удавалось ее задушить до конца.
В недавнем "Подстрочнике" Лилианны Лунгиной, в ее удивительно простом и мудром монологе мы увидели, что жизнь в те страшные времена не была плоской, одномерной, что все дело было в людях, в талантах, в честности, достоинстве, простой порядочности, позволявших выжить и остаться самими собой - если, конечно, не арестовали и не расстреляли!
И вот Василий Шукшин в романе(или сценарии) "Я пришел дать вам волю" устами Разина говорит: я не понимаю, как рабы могут радоваться, любить, рожать детей. Добавлю: и как они могут творить? Загадка... Но, как трава упорно пробивается через щели асфальта, так сквозь толщу страха и покорности пробивались ростки живой жизни.
Но я ушла от того, что хотела написать.
Василий Макарович Шукшин. Он появился на нашем горизонте в темную пору 60-х годов, появился негромко, сдержанно и не прилагал специальных усилий для завоевания читателей и зрителей. Помню, впервые я прочитала его рассказы в "Новом мире", смеялась и грустила и ждала новых, потому что это было так интересно, так подлинно и ни на что не похоже. Он описывал простую, понятную каждому жизнь - в деревне и в городе, в его рассказах вставали, как живые, люди, которых встречаешь каждый день и не обращаешь на них внимания, а он увидел в каждом из них что-то неповторимое. И чувства его были так понятны - страх перед чиновниками и продавцами, например. И язык простых людей он слышал, как никто другой, и, думаю, многим показал, что такое настоящая деревня, не то, что мы видели в фильмах о колхозной жизни. А его фильмы! "Живет такой парень" - без конца могу смотреть, и сегодня посмотрю. "Калина красная", "Печки-лавочки" - разного достоинства вещи, но все в них настоящее.И в каждой его вещи как будто дрожал вопрос: Ну, как же так? Ну, что же это? Он все понимал в этой жизни и в этой стране, и боль за всех нас жила в его душе и выливалась в рассказы, в фильмы... Мало успел он сделать, как сказал, не помню, кто, - сгорел под тяжестью своего таланта, своих неосуществленных замыслов, но то, что сделал, - останется.
Теперь мало кто читает Шукшина, а некоторые молодые люди не знают, кто это такой, не знают и того, что его современниками были замечательные писатели - Трифонов, Владимов, Войнович, Виктор Некрасов, Казакевич, Паустовский, Юрий Казаков, И.Грекова, Ф.Абрамов - назвала навскидку, список, конечно, можно продолжить. В эпоху соцреализма этим писателям наплевать было на тот соцреализм и на его охранителей - Гладкова, Панферова... - да и кто этих монстров теперь помнит?
Я вовсе не собиралась писать сочинение о советской литературе, это только память о впечатлениях того времени. И дань памяти Василию Шукшину.