Оболенская Светлана Валериановна : другие произведения.

Что значит быть русским?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это не научная статья. Это результат размышлений по поводу публицистических статей и споров в СИ в последнее время. А если не бояться пафоса - крик души.

   Что значит быть русским ?
  
  Большинство русских людей, я думаю, без особых сомнений согласятся побеседовать о русском национальном характере, выявить и описать его черты. Да это и происходит постоянно - и на экране телевизора, и в долгих спорах тех, кто причисляет себя к презираемому ныне племени интеллигенции, в неспешных беседах бабушек на лавочках, или в пьяных разговорах алкашей. Я уж не говорю о том, сколько копий сломано в СИ в сражениях по поводу того, кого нужно и можно считать русским, а кого нельзя. Уже возникло даже некое надэтническое, наднациональное понятие - русский не по национальности, а по духу. Оно привычно, к примеру, Н.Я. Чуксину и Е. В. Кондратенко (наверняка и другими авторами оно употребляется).
   А я - русская или нет? Е.В. Кондратенко давно уже спрашивал меня, почему я не хочу быть русской, и высказывал предположение, не полька ли я. Сомневается, значит, в моей национальной принадлежности - в соответствии со своими критериями. Более того, пришел к выводу, что я - русофобка. Однако на самом деле, несмотря на высказанное одной писательницей из рядов СИ, что я скорее всего даже и не женщина, а молодой человек еврейской национальности, и утверждение Т.П. Москалевой, что вообще-то я не я, а за мной стоит группа молодых людей, которые многое за меня пишут, уверяю читателей, что, если принять в качестве критерия здравый смысл, а не фантазию, то я все-таки русская женщина, и вполне реальная.
  Вообще-то я собиралась начать с вопроса о понятии национального характера, однако уклонилась от этого предмета. Но надо же и о себе, любимой, сказать. Сама не скажешь, никто этого не сделает:))))
  
  Подавляющее большинство людей считает, что каждый народ имеет свой национальный характер, причем в понятие национального характера чаще всего вкладываются не только язык, традиции, обычаи, особенности поведения, исторически выросшие представления, распространенные в народе, но и нравственные установки, духовные начала, та или иная религия, якобы имманентно присущая данному народу.
  По моему мнению (кстати сказать, я в нем вовсе не одинока), общепринятое понимание национального характера следует существенно ограничить. В понятие "национальный характер" входит язык, мифология, литература, искусство, традиции, стиль жизни, повседневные привычки того или иного народа. Но это понятие неприложимо к интеллектуальным способностям, душевным свойствам и нравственным качествам людей, составляющих тот или иной народ. Говорят: французы легкомысленны, англичане - сдержанны, немцы - педанты. Но никто еще не задавался безумной целью подсчитать, сколько среди французов людей легкомысленных, среди англичан - сдержанных, среди немцев - педантов. А без подобных подсчетов можно ли всерьез говорить о таких качествах этих народов?
  
  Понятие нации и представление о делении людей прежде всего по национальному, а не по религиозному или социальному признаку, возникло в начале Нового времени и тесно связано с великими географическими открытиями, когда европейцы узнали о существовании доселе не известных им народов. Тогда же возникли представления о национальном характере того или иного народа. Они отражены в словарях 16 века. Это отмеченные завидной устойчивостью тривиальные характеристики разных народов.
  Я думаю, что представление о национальном характере какого-либо народа первоначально складывалось у "чужих", наблюдавших этот народ как бы со стороны, а представление о самом себе, выявление своего национального характера внутри народа сложилось в процессе осмысления чужих мнений и оценок, в принятии или отрицании чужого мнения. И прежде всего в стремлении народа утвердить свою самобытность и чаще всего - возвысить себя над другими народами. Процесс самоосмысления народа, составляющего нацию, продолжался и на протяжений последующих столетий, продолжается он и поныне.
  
   По роду работы меня интересовала проблема взаимоотношений русского и немецкого народов и представления русских о немцах в 19 веке.
   Разумеется, русские наблюдали не только за немцами. Можно было бы проанализировать и высказывания русских о других народах. Существуют, кстати, исторические исследования о том, какими русские представляли себе англичан, американцев и, конечно, французов.
   Но по моим наблюдениям, особый интерес в России вызывали все-таки немцы, и это не случайно. С конца 18 и примерно до начала 20 вв. в России происходило формирование обширной немецкой диаспоры. По приглашению императрицы Екатерины II началось переселение немцев в Россию на свободные земли в разных частях страны, преимущественно в западных и южных губерниях. Часть из них занималась сельским хозяйством, часть поселилась в городах, больше всего в Петербурге и Москве. Из иностранцев, обитавших в России, немцев знали лучше всего. Они стали привычной частью повседневной жизни.
  О немцах, обитавших на своей собственной родине, сообщали в своих дневниках или путевых записках русские путешественники, побывавшие в разных странах Европы. Сведения о Германии и немцах привозили на родину русские студенты, учившиеся в германских университетах.
  Пытаясь обобщить представления русских о немцах в 19 веке, я пришла к выводу, что, говоря о немцах, их особенностях, давая оценку их свойствам и качествам, русские всякий раз оценивали и самих себя, сравнивая себя с немцами. Выявлялось не только то, что русские думают о немцах, но и что русские думают о себе, о своем национальном характере.
   Я выбрала несколько параметров, которые наиболее часто служили русским наблюдателям для оценки немцев и для сравнения их с русскими. Вот некоторые из них.
  
  Отношение к богатству и наживе.
   Это было, пожалуй, главным предметом сравнения ценностных ориентаций немцев и русских. В 18 и 19 вв. в пословицах, песнях, анекдотах немцев чаще всего изображали расчетливыми и скупыми. Да и в наше время постоянно говорят о расчетливости немцев, их методичности и педантизме в делах.
   Говоря о скупости и расчетливости немцев, русские наблюдатели неизменно подчеркивали противоположные свойства русского национального характера - щедрость, доброту и открытость. Этими свойствами объясняли и оправдывали бесшабашность, расточительность и неосмотрительность. Готовность бросить деньги на ветер часто рассматривалась как особая удаль русского человека, на которую бережливый и расчетливый немец неспособен, потому что не обладает широтой русской натуры.
  
  Отношение к труду.
  Трудолюбие немцев, их усердие, аккуратность, умение рассчитать время, стремление к научным и техническим усовершенствованиям в организации труда русские наблюдатели не подвергали сомнению. Но никогда не упускали случая сказать, что русский работник зато от природы талантлив, склонен к остроумной выдумке, к творчеству. Вл. Даль в рассказе "Русак" описывает русских мужиков, возивших товар на Лейпцигскую ярмарку и на обратном пути взявшихся окрасить большой дом в каком-то немецком городе. Немецкие ремесленники объясняли хозяину свои сложные способы побелки и окраски и соответственно запрашивали высокую цену. А русские мужики сказали, что возьмут вдвое дешевле и сделают быстрее. И употребив свои нехитрые приспособления - из верхних окон вывесили по плахе, сели верхом и все сделали быстро и хорошо.
  Заметим, что и до сих пор методичность и основательность немцев в любом виде труда - физическом ли, умственном часто трактуется, как смешной педантизм.
   Все, кто знаком был с немцами, подчеркивали, что в их трудовых обычаях нет характерного для русских "как-нибудства". Однако получалось как-то так, что в "как-нибудстве" есть свои преимущества, а немецкая манера работать решительно не подходит для русского человека.
  
  Образование и ученость.
   Всех русских, побывавших в Германии в 19 веке, поражало и вызывало у них одобрение то, что в этой стране учатся все дети, независимо от состояния родителей. Любой мальчишка, бегающий по улице, расскажет путешественнику историю своего города, а если путешественник заинтересуется, поведает, например, и о Мартине Лютере.
  В России все считали немцев учеными людьми. Правда, немецкая ученость часто почиталась за чудачество. А Достоевский, например, в сердцах утверждал, что немцы, хоть и образованны, но глупы, тупы и не могут сравниться с русскими людьми, отличающимися "широкостью ума".
   Славянофилы, чье умственное развитие началось с увлечения немецкой философией, впоследствии противопоставляли ей "верующее любомудрие" (выражение И.В. Киреевского). Оно основано не на формальном и логическом способе мышления немецких философов, оно живое и цельное, свободное от немецкой "умозрительности". Это "православное, русское" мировоззрение, включающее в себя поэтическую интуицию, внутреннее просветление.
  
  Воинские качества
  Воинские качества немцев и русских были важным предметом сопоставления. В Западной Европе прусская армия в 18-19 вв. считалась слабой. Так было до франко-прусской войны 1870-71 гг., когда немцы нанесли сокрушительное поражение французской армии. А в России представление о несовершенстве германской армии сохранялось вплоть до войны 1914 года и было поколеблено лишь на втором году войны, когда русским войскам пришлось отступать под натиском немецкой армии.
   О прусских, а затем немецких солдатах говорили, что они неповоротливы, не умеют быстро оценить ситуацию, трусоваты и очень ценят внешнюю форму. А русскому солдату, как и вообще русскому человеку, свойственны удаль, храбрость, безрассудство, верность воинскому долгу и боевым товарищам, естественный и скромный повседневный героизм.
  
  Хозяйство и быт. Стиль жизни.
  В России признавали умение немцев рационально вести хозяйство и добиваться отличных результатов. Русские, побывавшие в Германии, восхищались прекрасным состоянием пахотных земель, содержанием крестьянского скота, удивлялись особой чистоте в крестьянских домах и стремлению хозяев украсить свое жилище. Особо все русские путешественники отмечали отличное состояние дорог.
   Отличительной чертой немцев считали то, что они придают важное значение семье и видят в ней опору и основу своей жизни.
   И в то же время в России потешались над скромным немецким уютом. Немецкой экономности в быту противопоставлялась склонность русского человека ничего не жалеть при устройстве праздника. Широкой натурой русского человека оправдывалось и то, что на деревенских праздниках или сходках водку мерили ведрами, и готовность купца в один вечер спустить целое состояние на кутеж с приятелями.
  
  Нравственные качества.
   Немцев постоянно обвиняли в холодности, слепой приверженности установленным правилам, тупом следовании задуманному, грубости, бесчувственности, высокомерии, в пренебрежительном отношении к другим народам, прежде всего, к русским. И, говоря об этом, утверждали - а русский человек - простая душа, пусть он грешен, но он готов признать свое несовершенство и свою греховность. Жертвенность, бесконечное терпение, готовность послужить ближнему - таковы его лучшие нравственные качества. Русские живут для всего мира, немцы - для себя.
  
  Таким образом, представления русских о немцах, об их особенных национальных чертах служили как бы зеркалом, глядя в которое, русские осмысливали собственный образ, оттачивали представления о "русскости", о "русском".
  Какие же выводы делали русские, наблюдая за немцами, о собственном национальном характере, о "русскости" как совокупности особых свойств и качеств русских ? Вот эти выводы.
  Русский человек по природе талантлив, наделен особой интуицией, изобретательностью и смекалкой, обладает необыкновенно восприимчивым умом, и все это компенсирует недостаток образования, профессиональности и методичности в труде. Русский человек не способен к накопительству, бескорыстен и щедр, готов все отдать другим или же в порыве страсти все бросить на ветер. Русский человек простодушен, в нем нет самодовольства, самомнения, он самокритичен, понимает и признает свою греховность и несовершенство, всегда готов к искреннему покаянию и живет не столько по закону, сколько по совести. Лучшая в мире православная вера с ее идеалами любви, смирения и соборности наделяет русского добротой, милосердием, жертвенностью, гуманным отношением к врагам, отсутствием национального и личного эгоизма, готовностью подчиниться коллективу.
   И все это выделяет русский народ среди других и наделяет его особыми преимуществами. Такое представление о природе русского человека, о "таинственной русской душе" - в народной культуре инстинктивное и размытое, в ученой культуре обдуманно противопоставлялось обобщенному образу западных европейцев с их эгоизмом и "началом особняка" (Достоевский).
  
  Любая нация обладает этноцентризмом, это естественно и вполне понятно. Представители любого народа, сравнивая свой народ с другими, чаще всего ищут преимущества своих перед чужими. Но особенности исторического развития России рождали нечто большее, а именно неосознанное стремление компенсировать "отставание" от европейских стран. Существовало ли это отставание в действительности? В 16-17 вв., когда первые западные путешественники побывали на Руси, познакомились с русской действительностью и взахлеб говорили о русском варварстве, они были глубоко неправы. Просто самобытная русская культура была чужда и непонятна западным людям. Реформы Петра I изменили ситуацию. Западная культура проникала в Россию. И в 19 веке, когда расширились связи между Россией и Западной Европой, в их культуре было уже очень много общего, правомерно было уже сравнивать и говорить об отставании России. Ибо западноевропейские страны выдвинулись вперед в экономике, в устройстве повседневной жизни. И тогда, размышляя о людях западноевропейских стран, в России распространились постоянные заверения в особом превосходстве русских над другими народами - в чем-то, что выше богатства, успеха, книжной учености.
  Такой взгляд на особенности русского характера и противопоставление его характеру западного человека часто приводило к мысли о непреодолимой враждебности европейцев по отношению к русским, о неизбежном в будущем столкновении России и Западной Европы. Такого взгляда придерживались российские панслависты в конце 19 века (Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, Н. Страхов и др)
   Западники и славянофилы - неизбывная проблема в истории русской мысли, проблема, теоретически осмысленная в начале 19 века, в новом обличье живая и сейчас ...
  .
  Лично я (и, слава Богу, я не одинока) придерживаюсь мнения, что процветание России не может быть достигнуто путем обособления от Запада. Это вовсе не означает отрицания самобытности России и русского народа. Разумеется, на всем протяжении своей истории она идет своим собственным, особым путем. Но это не должно исключать контакты и взаимодействие с окружающим миром. Или опять захотелось нашим "патриотам" воздвигнуть железный занавес, за которым мы просидели десятки лет? Убеждена, что наш путь лежит не через поиски врагов, а через обретение друзей на Западе и признание их достижений.
  
   Все те национальные черты, о которых говорили русские писатели, публицисты, наконец, российские путешественники, побывавшие в Западной Европе и сравнивавшие русских с немцами, мы действительно наблюдаем в русском человеке. Но я не сомневаюсь в том, что все те качества, о которых говорят, что они составляют нашу национальную особенность, можно обнаружить у большого числа представителей других национальностей. А те качества, которые русские находили у немцев и у европейцев вообще, присущи очень многим русским. И пропорции, думается, в общем-то, одинаковы. А статистика здесь невозможна и смешна была бы.
  Сравнивать и противопоставлять интеллектуальные, душевные и нравственные качества русских и западноевропейцев неправомерно. А у нас иногда ведь не просто сравнивают и не только противопоставляют, а основывают на этом противопоставлении унизительные характеристики других народов. В нашем просвещенном 21 веке, зараженном злокачественной болезнью ксенофобией, это распространено, вероятно, повсюду.
  Но я-то живу в России и наблюдаю с горечью, с какой страстью наши современные национал-патриоты, да и не только они, обвиняют, к примеру, американцев во всех мыслимых и немыслимых нравственных пороках и, прежде всего, в душевной тупости и недостатке интеллекта. А ведь американцы добились - никто не может этого отрицать - огромных успехов в экономике, в демократическом устройстве своей общественно-политической системы, в самобытной культуре. Если это не так, то почему еще с 30-х гг. в нашей стране звучал лозунг "Догнать и перегнать Америку"? И хотя вы не услышите его сегодня, вообще-то он по-прежнему актуален. Все еще не догнали и не перегнали! Я не касаюсь внешней политики США, которая очень часто вызывает у меня крайне отрицательную реакцию. Но нравственные, душевные качества американцев здесь при чем?
  Я уж не говорю о том, какие нравственные, душевные и социальные пороки обнаруживают наши русские националисты в евреях. Отрицая существование антисемитизма в России, они в действительности его исповедуют и протаскивают, где только можно, это и по самиздатовским публикациям видно.
   А "лица кавказской национальности"? А теперь и вообще "чурки" - тут и таджики, и узбеки? Какими только эпитетами не награждают их русские люди, какие только дурные качества не приписывают им всем поголовно!
  Убийства иностранных студентов, погром рыночных лавок, принадлежащих кавказцам, требования выселить инородцев - и все это осуществляют русские, наделенные нашей знаменитой щедростью и душевной широтой? А лозунг "Россия для русских"? Это ли не проявление губительного национального эгоизма? А ведь Достоевский провозглашал: европеец для себя, а Россия - для всех. И все это под унижающие нас уверения, что нами правит пресловутый Чуксинский Вашингтонский обком! На фоне роста ксенофобии, происходящего во всем мире в последние десятилетия, хотелось бы видеть побольше проявлений прославленной сотни лет назад особой русской душевной широты.
  
  
  Кого же следует считать русским? Отвлечемся от проблемы этнической принадлежности, мы о ней и не говорили. Поставим вопрос шире: кого следует считать настоящим русским патриотом, особенно в наше трудное время?
   Мы любим свою родину и хотим видеть Россию процветающей, изобильной, могущественной, уважаемой во всем мире. Русский патриот, несомненно, желает этого (как впрочем, человек любой национальности желает того же своей родине). Но этого мало. Нельзя же, успокаивая себя, ограничиваться пустыми уверениями, что - пусть нас не любят за границей - мы все равно лучше всех, мы особенные, все преодолеем и поразим всех возможных врагов. Настоящий русский патриот - это тот, кто понимает, что созидание силы неотделимо от признания собственных недостатков, их критики и преодоления. Надо же, наконец, вспомнить, что именно об этом писал Достоевский (только словами своего времени), считая одним из лучших свойств русского человека способность осознать свою греховность и способность к покаянию ( а что греческое слово "покаяние" значит "изменение" - всякий знает).
  
  Мне хочется, чтобы все выше перечисленные душевные и нравственные качества, составляющие, как говорят, достоинства русского человека, не переходили, как это часто бывает - не с русскими, а вообще в жизни бывает, - не переходили в недостатки и чтобы эти недостатки не оправдывались, не изображались, как достоинства.
   Самокритичность, готовность признать свои ошибки ради того, чтобы исправить их - где эти качества, уважаемые "патриоты"? Они нам очень нужны, и русский должен их в себе воспитывать.
   Это не русофобия, это просто трезвый взгляд на существующее состояние умов..
  
  
  Скажут, и совершенно справедливо: все это слова, слова, слова... А на извечные русские вопросы - Кто виноват? Что делать? - автор ответа, как обычно, не дает. Националисты уверены, что они знают ответы. Я думаю, что их ответы ложные. Сама же я точных ответов не знаю. Но я не ради ответов на сакраментальные вопросы написала эти заметки. Мне хотелось подчеркнуть, что причины всего того негативного, что мы видим вокруг себя в России, объясняются не только недостатками и, может быть, пороками существующего режима. Очень важный источник негатива - в нашей собственной ментальности, в выработанной столетиями ментальности русских, изменить которую невероятно трудно. Я часто думаю так: единственное, что может в этом помочь - неустанное просвещение граждан нашей страны, снизу доверху, в городах и деревнях, от мала до велика. Особенно же - просвещение молодых людей, потому что, на мой взгляд, только новые поколения, кое в чем уже освободившиеся от пороков прошлого, могут изменить самосознание русских, что является непременным условием движения в будущее.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"