Мне хочется поговорить о такой вечной теме, которая всегда интересовала людей, доказательством чего является, помимо прочего, художественная литература, в которой, может быть, главное содержание составляют именно отношения между людьми. Да вообще - стоит ли доказывать вечность и важность этой темы!
В данном случае меня интересует, изменились ли человеческие отношения в наше время и как именно.
Недавно один друг написал мне: чтО все о деньгах да о деньгах! О душе надо подумать. И, хотя принято считать, что когда денег нет, как раз и начинают о душе думать, я, наполовину в шутку, наполовину всерьез, ответила ему, что и о душе думать легче, когда деньги есть.
А совсем недавно очень молодой человек, хорошо мне знакомый, совершенно серьезно сказал, что в наше время деньги решают абсолютно все. Ну, такие слова не новость, меня они удивили только в устах именно этого человека. На языке у меня уже вертелся вопрос насчет любви - можно ли ее приобрести за деньги, но он, предупреждая мои старомодные откровения, продолжил: и любовь, конечно, можно купить за деньги. Богатый поклонник может не только вскружить голову любой девушке, но своими действиями типа "миллион, миллион алых роз" может покорить сердце женщины по-настоящему, и она его полюбит. Я. конечно, не могу с этим согласиться. Но мой молодой собеседник тоже не соглашался с моими романтическим бреднями, был уверен в своей современной правоте и говорил, что нынче все по-другому.
Я тоже думаю, что "нынче все по-другому". Отношения между людьми действительно изменились. Например, наблюдаю постоянно: даже самая, казалось бы, горячая дружба внезапно, или, напротив, не внезапно, а постепенно, выливается в непонятно (для меня, конечно) холодные, спокойные отношения, чаще всего уже не нужные либо одной, либо обеим сторонам.
Друзья стали не нужны друг другу. Почему? Дело, мне кажется, не только в меркантильности нашего века и не в том, что возобладал прагматический подход ко всему на свете, в том числе и к людским отношениям. У людей резко возросло сознание собственной идентичности, особости, ценности, и они очень заботятся о ее сохранении. Современный человек, особенно молодой, отстаивает эту идентичность и связанную с ней независимость. С одной стороны, это очень хорошо. Но с другой - не привело ли это к обесценению чувств, которые принято обзывать теперь розовыми соплями и оттеснять на задний план?
Это хорошо видно, по-моему, на примере любовных отношений. То, что раньше называли страстью, теперь обозначается словом "секс", и сама страсть упрощается, низводится до секса. Вспоминаю строки из любимого стихотворения Пастернака:
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.
Это что - про секс? Да, и про него тоже, но только секс, возведенный на высоту страсти, о которой поэт хотел бы написать "восемь строк". И вот мне кажется, что такое упрощение, "снижение" страсти до секса вызывает странную холодность в любовных отношениях.
Вот пара молодых людей, хорошие ребята. Когда сходились, полагали, что предназначены друг для друга, и не то, чтобы мечтали, - мечтания не в их духе, - но думали, или надеялись, что всегда будут вместе. Поселились вместе, любили друг друга. А потом что-то сломалось. Что именно - не знаю, и не о том хочу сказать. Но, пройдя недолгий острый период переживаний, теперь - вы думаете, разбежались? Ничего подобного! Стали почти друзьями, продолжают пока жить вместе. Почему? Потому что это обоим удобно. Нет, так вечно продолжаться не будет, разъедутся в конце концов, но пока что могут разговаривать на посторонние темы, смеяться, у каждого свои друзья, но и вместе участвуют в дружеских тусовках... Не понимаю! Мне кажется, что тут имеет место обесценивание чувств. Что же это было-то, если после того, как все осталось в прошлом, продолжать видеть друг друга ежедневно без сердечной боли? Может быть, так оно и лучше? Но только как это возможно?
А они говорят: ты не понимаешь, это совершенно обычное дело в наше время. Хочется вспомнить смешные слова из кинофильма "Покровские ворота": "Высокие, высокие отношения!" Правда, там совсем другое.
А вот другая характерная черта современных отношений. Мужчина и женщина. Смешно было бы отрицать достигнутое в 21 веке равноправие мужчины и женщины. РавноПРАВИЕ. Но отнюдь не равенство, прежде всего в семейной жизни.
Молодая женщина с экрана телевизора говорит, что она не вовремя забеременела. Потому что в ее жизненном плане стояло "сделать карьеру", а потом все остальное. Между прочим, что такое "карьера"? Можно ли под этим понимать, что у нее есть идея заняться каким-нибудь делом, которое - ну, не скажу любимое, - но ей по душе? Может быть, она хотела выучиться и стать врачом? Или педагогом? Или архитектором? Или дизайнером? Мне кажется, она не это имела в виду. Возможно, речь идет о карьере секретарши в какой-нибудь процветающей фирме, где хорошо платят. Или о карьере фотомодели.
Но почему ей приходится так ставить вопрос? Мужчина перед собой такого вопроса никогда не ставит. Карьера жены его чаще всего не интересует. А ребенок - ну, естественно, что это дело женщины - и не только родить, выкормить, а и взять на себя абсолютно все заботы о ребенке. В обществе все более возрастает убеждение, что, подобно немцам прошлых столетий, которые считали, что дело женщины определяется понятием трех "K" - Kinder, Kueche, Kirche, самое лучшее и даже, вероятно, единственное дело женщины - дом и дети.
Но неужели борьба женщины за независимость и равные права с мужчинами, которая шла во всем мире в 19 и 20 веках, не привела к пониманию того, что у женщины может быть любимое дело, и занятия этим делом сами по себе дают ей удовлетворение, а карьерный рост в таком случае идет пусть медленно, но естественным путем.?
Я представляю себе, как станут в меня плевать за это предположение. И даже представляю себе, что именно будут говорить. Это, скажут, совковая позиция человека, которого учили, что женщина может быть и летчиком, и машинистом и вообще может все мужские профессии освоить и мужские работы выполнять. Вот и имеем теперь то, что имеем: нация вымирает, рождаемость падает. Нет, про занятия женщин мужскими профессиями, освоить которые им не под силу, я вовсе не говорю
Я понимаю, конечно, что тут встает ряд социальных проблем. Если бы, скажем. учителям и врачам платили человеческую зарплату, может быть, некоторые девушки отказались бы от идеи стать фотомоделями, а пошли бы детей учить? Конечно, это очень существенное соображение.
Но все-таки: возможно ли для женщины совмещение правильного исполнения роли жены и матери с занятием любимым делом или вообще серьезной работой ? А это - тоже вопрос отношений между людьми.
Мне кажется, что в принципе это возможно, если удается преодолеть сопротивление мужчин, их недоверие к способностям женщин и, главное, если они займут равное с женщиной положение в семье. Конечно, возможно бесчисленное количество вариантов, но теоретическая установка на признание равенства женщин и мужчин должна находить практическое выражение в семье. Да ведь такие семьи существуют, и именно они, и только они, по моим наблюдениям, действительно гармоничны.
А отношения между поколениями? Мне кажется, они изменились почти катастрофически. Старики - деды и особенно "бабульки" - часто вообще за нормальных людей не признаются, и забота о том, чтобы их старческая жизнь носила человеческий характер, почему-то считается делом исключительно государства. Вот, проклятое государство, не обеспечивает оно их. Не стану спорить, что говорить - пенсии ничтожны, это правда.
Но необходимая родителям еще больше забота детей, честное слово, стала большой редкостью. Один молодой человек развивал мне такую теорию: каждый человек имеет право проживать собственную жизнь. Старики прожили свою, молодые проживают свою. И не надо уродовать ее делами, которые можно решить с помощью денег: существуют ныне приличные дома для престарелых, вот и решение вопроса.
И последнее. Изменились ли отношения между людьми в Самиздате? В последнее время в них появились новые черты. Одна из них - благое стремление выйти из виртуального пространства в реальное, встретиться и познакомиться лично. Это очень хорошо, хотя я знаю примеры, и на собственном опыте убедилась, что личная встреча иногда кладет конец виртуальной дружбе. Но это так, к слову. Не говоря уже об очень многочисленных встречах, проходивших, скажем так, на местном или региональном уровне, состоялась даже международная встреча во Франкфурте-на-Майне и готовится вторая - осенью в Санкт-Петербурге. На этих встречах, как можно представить себе из отчетов, люди знакомятся, читают друг другу свои сочинения, поют, пьют и едят, проводят время в приятных беседах, фотографируются, как добрые друзья, и, конечно, не ссорятся. Не ссорятся так, как бешено ссорятся и ругаются на своих страничках в СИ и на общих форумах.
Вот эти бесконечные ссоры, мелкие перебранки и крупные скандалы стали характерной чертой СИ, хотя постоянно видишь (или, как сказать - слышишь?) сладкие уверения в том, какое замечательное дружеское сообщество этот Самиздат! И я замечаю, что после того, как пару лет назад из СИ практически ушли те, кого считали главными возмутителями спокойствия (да они таковыми и были, причем некоторые из них были замечательные авторы и интересные люди), скандалы не только не утихли, но разгораются постоянно с новой силой. Да это и понятно - пришли новые люди, и среди них новые возмутители спокойствия.
Ну, ладно, возмущать спокойствие - это, вообще-то хорошо! Верно? А то в болоте потонем, и ряской нас затянет!
Но уровень баталий и способы их ведения, мне кажется, изменились в худшую сторону.
Вот один предмет споров - социально-политическая публицистика. Предмет понятный и, конечно, достойный дискуссий. Я не касаюсь рассматриваемых проблем и не веду речь о существе собственных и противоположных взглядов. Я о способах ведения спора. Замечаю: очень быстро теряется представление, о чем, собственно, начат был спор, и высказывания участников уходят в сторону. В этом ничего страшного нет - ну, разветвление рассуждений - дело обычное и, бывает, интересное. Дальше. Участники спора почти моментально переходят на личности, вспоминают прошлые грехи друг друга, что называется, до третьего колена, и начинают с упоением поливать друг друга грязью и награждать друг друга разнообразными ярлыками. Применение ненормативной лексики, конечно, имеет место, но это не самое страшное.
Юлий Ким пишет в стихотворении "Клевета":
"Если надо человека
Съесть без вилки и ножа,
Это надо делать тихо, не спеша.
Тут словечко, там словечко,
И пошло, пошло, пошло,
Глядь - и нету человечка,
Что-то с ним произошло.
А то, что от рожденья
Для всех нас, сколько есть,
Нет выше наслаждения,
Чем человечка съесть!"
Честное слово, иногда кажется, что в спорах на СИ царит именно это сладостное стремление "съесть человечка" - "опустить" противника с помощью клеветы, ложного толкования его высказываний... Да много есть способов!
А что творится на бесчисленных конкурсах? Вы читали конкурсные обзоры и отзывы? Среди них, конечно, есть и серьезные критические разборы. Но сколько ерунды пишут авторы некоторых разборов, сколько в них мелких уколов, желания покрасоваться своим остроумием и не более того! Об объективности речь не идет, да она и невозможна. Мне приходилось читать отзывы, состоящие из трех-четырех строк, не более: цитата из рецензируемого произведения и дальше - насмешка над автором. А в комментариях к этим отзывам авторы, естественно, начинают отыгрываться, и открываются такие перебранки, что читать тошно.
Гадости все это, господа, ужасные гадости! Нет границ желанию смешать с грязью товарища. Вспоминаю приснопамятный Союз писателей СССР, где братья-писатели так любили уничтожать друг друга, и думаю - да неужели это свойство всех людей, наделенных жаждой творчества?
Но я вам вот что хочу сказать.
Ничто не проходит бесследно. Я уж не знаю, как сказать, чтобы и атеистам не было обидно, но в каких-то неизвестных, небесных или не-небесных скрижалях все наши грехи или просто дурные поступки тщательно записываются и запоминаются. А, может, мы их сами записываем в нашей памяти с помощью совести, если она, конечно, у человека есть. И наступает время, когда приходится платить по счетам - никуда не денешься, не избежишь. Для этого вовсе не нужен ад, преисподняя, где черти нас на сковородках поджаривать станут. Расплата наступает здесь, на нашей прекрасной земле, которую мы так усердно загаживаем своим злом. Я это знаю по собственному опыту и по наблюдениям за жизнью и смертью многих людей.
И расплата производится не обязательно в виде каких-то событий - постигающих нас неприятностей или несчастий, а и виде душевных мук, мук совести, если она у вас, конечно, еще жива.
Но все же нужен happy end этой заметке. Ну, ладно, не так все страшно. Муки совести - не только наказание, а и путь к внутреннему покаянию, которое может стать искуплением греха, исправлением. Вы не забудете дурное, оно не уйдет из памяти, но память будет не так мучительна, как прежде.
А вот тот, кто этого не понимает, не хочет понять своего греха или просто собственной несправедливости, - тот и есть скупец, который платит дважды - ибо то, что, казалось ему, он давно пережил, забыл, тем самым приобретя себе отпущение, рано или поздно, обязательно всплывет в памяти - особенно с возрастом, поверьте мне, - совесть непременно его настигнет. Она не умирает.