Один Современный Автор :
другие произведения.
Церковь. Заметки начинающего. Ч. 2
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Оставить комментарий
© Copyright
Один Современный Автор
(
gala@isras.ru
)
Размещен: 30/05/2001, изменен: 30/05/2001. 96k.
Статистика.
Повесть
:
Религия
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
МОЛИТВА
Я завершил первую часть моих заметок. В ней я описал первые шаги
начинающего верующего, то, какие обстоятельства он на этом пути встречают,
какие тревоги испытывает. Я мог бы сейчас продолжать о том, на чем закончил
— т.е. описывать эту центральную духовную школу. Но все это в моей голове
еще не устоялось, еще не пришло к виду, когда это может быть связно и внятно
другим рассказано. Попробую поэтому несколько сменить тему. Попробую
выразить свои взгляды по некоторым Церковным вопросам, которые меня
волнуют — помимо тех, которых я уже касался. Теперь я уже, как-никак,
слегка образован, "кустарный" и одинокий период моей церковной жизни
кончился — и я размышляю о некоторых важных вопросах, которые год назад
мне, может быть, в жизни не пришли бы. Попробую для начала коснуться одой
темы — на мой взгляд, самой важной, той, на которой стоит Церковь, которая
выражает самую ее суть. Итак, первые мои размышления — о молитве.
Как кажется вам, что самое главное в духовной жизни? Я с первых своих
шагов это заметил — это молитва. Я говорю о том внутреннем искреннем
разговоре с Богом, который и составляет основу внутренней жизни всякого
настоящего верующего. Я говорю сейчас не о молитвослове. Молитвослов —
это всего лишь учебник, который помогает обрести навык молитвы, но вслед за
этим должна начаться настоящая молитва — от всей души, своими словами,
совершенно искренняя. Я говорю о том, что узнал уже в последний год, в
церковной школе. Здесь у нас очень ценят искренность, чистоту духовного
чувства. Молитвослов это тоже хорошо, но ведь это каждый может — просто
затвердить молитвы.
Перейду к следствиям молитвы. Я описал уже в рассказе о посещении
старца о некоторых результатах, к которым приводит даже и "заученная"
молитва. Помните мягкость очертаний предметов, таинственность освещения,
особая глубина и насыщенность всего вокруг, особая ясность слуха и зрения —
а главное, чувство "открытых небес", живое ощущение Бога в небесах. Так вот,
это, оказывается, не единственные ее следствия. Вообще, результаты молитвы
могут быть очень и очень различны. Они могут касаться не только тайных
внутренних ощущений, но даже наружного поведения человека. Что скажете
вы о собранной, быстрой походке, которая появилась в этом году у меня, когда
я уже здесь, прямо на улицах города пробовал практиковаться в молитве?
Сопутствовала этому и внутренняя собранность, какое-то особо ясное
ощущение своего назначения и места среди людей? Так, раньше я часто на
улицах города был рассеян, как бы терял ориентировку, так что даже натыкался
на людей — а в этом году хожу совершенно собранный, всегда точно знаю,
куда я иду, всегда достигаю своей цели. Но это еще не все. Я снова скажу о
внутренних следствиях — на этот раз уже свободной молитвы. Еще раз
повторю, что это такое. Это — неслышная внутренняя беседа с Богом о том,
что человек сейчас считает для себя самым важным. Можно о чем-то Его
просить, можно благодарить, можно просить прощения. Можно желать что-то
доброе сделать для твоих близких, духовных братьев, можно просто радоваться
Ему и восхвалять Его, можно даже просто размышлять перед Ним. Здесь
главное только серьезность и искренность. Бывает, что человек даже почти
кричит, мысленно обращаясь к Богу - в момент особо сильного чувства, особой
потребности или нужды. Такая молитва, такая мольба, предание всего себя в
Божью волю не остается никогда без ответа. Человек непременно в свое время
получит желаемое, найдет нужный для него ответ — вообще, такая молитва
непременно принесет свой добрый плод.
Но я говорю о внутренних, даже почти физических следствиях такой
молитвы. Одно из главных следствий — то, что она рождает некий внутренний
огонь. Вы после такой молитвы чувствуете себя исполненными горения, силы,
могущества, как будто перед Вами открыто все, как будто Вы способны на все.
Обычные тревоги, сомнения, скованность уходят. Я сам это много раз испытал.
Я также описывал и другие ощущения. Упомяну опять об особой
ясность зрения, которая рождается вследствие молитвы, когда Вы видите все
удивительно четко, и в целом, и в деталях, включая самые удаленные предметы.
При этом реально этого никак не могло быть, ведь у меня от природы плохое
зрение — а тем не менее ощущение было чрезвычайно отчетливое. Как это
происходило - для меня загадка.
Другое следствие я тоже описал, когда рассказывал о своем пребывании
у старца. Оно выражается в ощущении особой своей уместности в мире,
особой значимости — и опять же в чувстве могущества. Основано это на
живой связи с Богом-Отцом и внутреннем стремлении творить Его волю. В
такие моменты вокруг все видится как-то сразу, целиком, как единый мир,
сотворенный по великому и мудрому замыслу, в котором Человек поставлен,
чтобы исполнять волю Творца. Так иногда и кажется, что все вокруг тебе
подвластно, что протяни руку, и до всего достанешь — до тех вон далеких
деревьев у горизонта, до неба, до облаков — да что достанешь — а будто бы
даже сможешь произвести в них какие-то добрые изменения по воле Творца.
Конечно, все это на самом деле не так. В реальном мире положены
определенные пределы возможностям человека. Но то, что эти чувства
возникали, тем более такие яркие, быть может, все же о многом говорит. Быть
может, здесь речь идет о скрытых возможностях Человека, заложенных в Нем
при творении, которые после грехопадения были подавлены и в нашем мире не
проявляются. Особенно здесь важно то, что человек их вновь начинает
ощущать и сознавать именно с приходом к вере. Приход к Спасителю дает нам
как бы залог этого могущества — хотя, конечно, при этой жизни нам многое
остается недоступным.
В рассказе о поездке к старцу я также упоминал о чувстве, когда вокруг
все кажется будто из какой-то доброй сказки, из собственного детства, когда
все представляется таким уютным и милым. Это тоже одно из следствий
молитвы. Уже потом, в другое время меня опять посетили эти чувства. Куда-то
уходили иногда все тревоги, заботы, горести - и мне приходилось наслаждаться
чувством какой-то полной, глубокой жизни — по крайней мере на некоторое
время, когда я бывал один.
Еще одним следствием молитвы является чувство как бы своей
"приподнятости" над миром, "изъятости" из него. Бывает чувство, что ты будто
больше не принадлежишь к этому миру, будто поднялся над ним. Такое бывает
редко, но чувство очень яркое и несомненное. Такое очень трудно объяснить —
но я все же попробую привести пример из своей жизни.
Однажды, как-то зимой я, помню, молился в своем дворе. Молитва
вообще, особенно для начинающего только этим заниматься, особенно хорошо
идет на улице. Вдруг я в какой-то момент почувствовал, что больше не стою на
земле, а как бы поднялся в воздух. На самом деле я, конечно, стоял на земле —
это было ощущение чисто внутреннее. Я как бы находился высоко над землей,
на уровне крыш домов и высоких деревьев. Смущенный этим ощущением, я
продолжал молиться — и скоро почувствовал, что поднялся еще выше — куда-
то далеко над крышами домов. Все стало каким-то непонятным образом вокруг
видно — и крыши домов, и окрестные кварталы. Я совершенно не понимаю,
как это могло случиться. Я продолжал подниматься все выше — и вот оказался
у самых Небес, откуда был виден весть мир. Я не могу объяснить, как это
получилось, и что я на самом деле видел — но впечатление было, повторяю,
самое яркое и несомненное.
Конечно, все это время я оставался телом на земле. Закончив молитву, я
спокойно пошел домой, слегка удивляясь, что же могло значить это странное
впечатление. Сильно удивляться я уже не мог, поскольку привык уже к самым
неожиданным следствиям молитвы.
Быть может, вы увидите здесь богатое воображение, какое-то
заблуждение — но я вам на это вот что скажу. Не видим ли мы в истории
Христианства примеры подобных же человеческих свойств? Не связан ли этот
случай каким-то образом с тем, когда преподобный Сергий узнал на расстоянии
своего духовного брата, который проезжал в это время за стенами дома и за
лесом, в 12 километрах? Не близко ли это хотя бы отчасти тем случаям в жизни
Ксении Петербургской, когда она предсказывала людям события, которые в
этот день с ними произойдут недалеко от места, где было совершено
предсказание? Конечно, здесь, может быть, нет полного сходства. Боюсь также,
что обо мне плохо подумают, из-за того, что я косвенно сравниваю себя с
великими святыми. Я не хочу ничего особенного о себе сказать, а просто
размышляю. Мне кажется, что, может быть, сходство есть — но это показывает
стоящую за этим какую-то реальность. Я не о себе здесь пишу, а о Церкви — и
снова хочу сказать, что здесь что-то есть!
Такой вот пример "приподнятости" над миром, "перемещения точки
взгляда". Такие явления приносят один главный результат. Я это заметил в
моих отношениях к людям — не столько с людьми, а именно к людям. Все
чаще стал я замечать в последнее время (последствие моего прихода к вере),
что я иногда смотрю на всех людей — на всех без изъятия, хороших и плохих,
знакомых и незнакомых — не как на отдельных людей, а как на единое целое.
Они все, независимо от их качеств, от свойств характера, мне видятся иногда
как "единое стадо", которое надо любить и о котором заботиться. Основано
это на вере в небесного Бога, на взгляде на мир как бы с Небес. Согласен, что
это взгляд немного "сверху" — но уж никак не "свысока". В конце концов, не
этот ли главный пример принес нам Христос? Я думаю, это должно быть
естественным свойством каждого верующего человека.
Тут кто-то, может быть, скажет — к чему эти странные переживания и
ощущения? Какое кому дело, что чувствует человек внутри — снаружи-то это
никому не видно! Конечно, все главное происходит внутри, но кое-что
поддается и наблюдению. Характеры многих людей, пришедших к вере,
заметно меняются. Такие люди становятся и мягче, и собраннее, и более
уверенными в жизни. Но подлинные основы этих изменений — именно
внутренние. И главная из них — молитва, со всеми внутренними ощущениями,
которые с ней связаны. Меняется изнутри сознание, открываются новые
свойства души — и это приводит впоследствии к внешним изменениям. Ведь в
самом деле — сумеет ли человек, который однажды обозрел весь мир с небес,
потом жить как прежде, кому-то делать зло?..
Закончить эти мысли я хочу одной картиной. Мы все же живем в городе
— поэтому и картина эта городская, а не деревенская. Представьте себе
человека, идущего по одной из оживленных центральных улиц. Он, кажется,
внешне ничем не примечателен — такой же, как и сотни других — но что у
него внутри... Над головой его небеса будто распахиваются; в открытых
небесах поют Ангелы; весь мир вокруг как-то особенно ясен и чист, как будто
бы только что возник. Все, что ни видит глаз, кругом как бы оживает и
расцветает - и стены домов, и асфальт; он сам будто не идет, а летит; все люди
вокруг кажутся близкими и родными; они будто его дети, и к каждому он готов
подойти, улыбнуться ему, заговорить, понять и поддержать. Он будто здесь, на
земле — и в то же время на Небесах; он головой, кажется, достает Небес — и
не понятно, то ли он так вырос, то ли они вдруг опустились. Не думайте, что
это фантазия — такое состояние со временем, но достигается настойчивой
горячей молитвой — не только в деревне, а и в городе. И вот уже некоторые
прохожие как-то особенно вглядываются в этого человека, как будто замечая в
нем что-то невиданное, особое...
Но стоп! Не буду продолжать эту картину! Боюсь невзначай что-то
ошибочное сказать, посеять в вас какие-то преждевременные надежды — к
тому же не все следует писать словами на бумаге. Я лучше перейду к своим
наблюдениям о церковной школе.
ШКОЛА.
Итак, я остановился на церковной школе. Вернее — на том моменте в
жизни новоначального верующего, когда самостоятельный, "кустарный"
период его церковной жизни закончился, и он стал искать возможностей
серьезного церковного образования. Для этого он поступил в одно из массовых
церковных учебных заведений. Теперь его ждут там новые впечатления.
Начну с внешности. Прекрасный белоснежный храм в центре Москвы.
Не слишком чистый, как ни удивительно, двор — валяется какой-то мусор,
бумажки... Это на первый взгляд это кажется странным — не этого мы, вроде
бы, ждали от столь серьезной церковной школы. Но время проходит —и все
становится понятным. Оказывается, здесь очень развит молитвенный дух. Все
прихожане и ученики школы все время молятся — и ни на что внешнее просто
не обращают внимания. Ученики здесь в основном молодежь. Такие же
горячие и увлеченные люди, как я. Итак, похоже, я попал куда надо.
Здесь в самом деле есть все, что необходимо верующей душе. Есть и
молитва, и учение, и общение, и совместные дела. Прийти сюда можно
независимо от возраста. Учиться, не отрываясь от работы, поскольку занятия
нечастые и вечерние. Образование же серьезное — в сравнении с другими
церковными учебными заведениями здесь все отличается как небо от земли.
Приятный контраст со всем, что я видел прежде в Церкви — в обычных
приходах и в высших учебных заведениях!
Не буду подробно описывать систему образования - надеюсь, она вам
уже более-менее ясна. Лучше опишу результат. Да, люди здесь действительно
спасаются. Числа нет обретшим здесь новый смысл жизни, познавшим
Спасение и Истину, расставшимся со многими прошлыми проблемами и
заблуждениями. Все это сделало учение Христа, преподанное и проповеданное
здесь беспрепятственно и широко, со смелостью и размахом, всем желающим.
Помимо этого люди нашли и круг общения. У нас в Москве так
распространено одиночество, для многих это проблема — особенно для тех,
кто уже в возрасте. Так иногда и кажется, что если бы даже эта школа
преследовала только эту цель — объединять и знакомить людей — то и тогда
это было бы уже великое дело. Но здесь дается неизмеримо большее, здесь все
делается на основе вечного учения Христа.
... И вот уже по всей Москве появляются люди, интересующиеся верой,
серьезно занимающиеся изучением Священного Писания, стремящиеся жить по
его Истине и заветам. Вот их все больше и больше, они собираются,
объединяются, несут эту веру дальше - таким же, как они, простым людям,
стремящимся к Истине и спасению. Но если так — то, значит, Христианство,
наконец, пришло на нашу землю! Значит, разорван, наконец, круг порочных
идей — воссоздания "святой руси", или "прошлого века", или "нашей
национальной истории", а попросту говоря — определенного клана людей,
которые вновь смогут в свое удовольствие жить, не видя теперешних
потребностей и ни о чем больше не думая и не заботясь — и, наконец,
Спаситель смело шагает по Москве. Об этом мы все мечтали, этого, может
быть бессознательно, ждали все эти годы начавшегося церковного
"возрождения".
Да, может быть, это лучшее, что может предоставить нам наше время.
Но я далек от желания что-то идеализировать, мои стремления — лишь
непредвзятость и объективность. Везде есть свои неприятные явления.
К примеру, сегодня у нас большой праздник. С утра ученики все на
литургии, усердно молятся. Поскольку Литургия — это священное дело, то
двери храма, конечно, закрыты.
Но кто это? Кто это, ковыляя, бредет к нашей утренней службе?.. Какая-
то старушка — пожалуй, лет 90. Дрожащая, сгорбленная, усталая...
Подходит, хочет войти в храм. Путь ей преграждает молодая дежурная.
— Вы это куда, бабуля?
Та еле сипит.
— На службу, дочка, на службу!
— Вы опоздали. Сейчас уже нельзя.
Огромное удивление.
— Это почему же?
Дежурная не находит ничего лучшего, и, будто по бумажке, объясняет:
— У нас сейчас "литургия верных", для тех, кто с самого начала пришел,
теперь посторонних никого не пускаем.
Глубокое изумление.
— Какие чудеса... Никогда такого не встречала...
— Вы подождите здесь часок - потом можно будет войти в храм..
— Да как же так, дочка!.. Сегодня же такой праздник!..
— Конечно, праздник! Вот нужно подготовиться и приходить к 9 часам.
— Да я уж старая... И так еле дошла... У нас один храм во всей округе —
дай, думаю, хоть на праздник схожу...
— У нас здесь не обычный храм, а апостольский.
— Да мне бы только свечку поставить... Я уж умру скоро...
— А свечки ставить Вы ходите в другой храм. А к нам приходите только
молиться.
Несчастная старушка ничего не может понять. Она стоит некоторое
время у дверей — старенькая, согбенная — а потом поворачивается и идет
прочь от храма.
Меня этот случай так взволновал, что я решил привести его здесь и даже