Аннотация: Наконец-то дописала методичку для проработки колоды. Комментарии, предложения и прочее - приветствуются.
Оглавление
Введение. Для чего нужна эта книга? 2
Часть 1. Изучение колоды как оракула 3
Этап первый: знакомство с колодой. 3
Работа с символом на примере цвета. 5
Проработка карты. 7
Цвета карты. 9
Предметы на карте. Символизм предметов. 10
Персонажи. 11
Что происходит на карте. 12
Что было до этого и что будет потом 13
Что чувствуют персонажи? Что думают? 13
Где на карте дверь? Где на карте порог? Какое значение имеет дверь в данной ситуации? 13
"Позитивное" и "негативное" значения карты. 14
Выводы и итоги. 15
Упражнения для коррекции искажений в восприятии. 15
Кризис при проработке колоды. 17
Часть 2. Системное чтение карт. 18
Чтение Старших Арканов. 19
Придворные карты. 20
Младшие арканы. 21
Часть 3. Чтение раскладов. 22
Упражнение 1. "Слово из трех букв" 22
Упражнение 2. "Слово из четырех букв". 22
Упражнение 3. Взаимное влияние карт. 23
Упражнение 4. В лекарстве яд и в яде лекарство. 23
Упражнение 5. Взаимовлияние персон на примере "Вокзала для двоих". 25
Упражнение 6. Расклад "Кельтский крест". 26
Работа с клиентом. 30
Формулировка вопросов. 30
Акции. 32
Консультации. 35
Структура консультации. 35
Набор раскладов для консультации. 36
Введение. Для чего нужна эта книга?
Популярность таро растет с каждым годом, и это, с одной стороны, не может не радовать, а с другой стороны, в связи с отсутствием какой-либо стандартизации в изучении или требований к тому, кто называет себя тарологом, приводит к появлению большого количества информации сомнительного качества. Я видела, как под видом обучения продавали медитации на арканы, обучение системе RWS на таро белых кошек, обучение "уникальной собственной системе таро" и прочее, прочее, прочее. Отделить зерна от плевел, бред от революционных идей можно лишь постфактум, потеряв время, силы и приобретя большое количество ценного опыта.
Безусловно, самостоятельно изучить таро не только возможно, но и наиболее эффективно, так как именно вы проверяете всю поступающую информацию, а не принимаете на веру то, что вещают вам учителя. Мне хотелось бы дать вам инструмент, который позволит пройти этот путь эффективнее. В книге не будет готовых решений, в ней не будет ни одной трактовки карты (если вам нужны продукты чужого воображения, вы легко найдете его в любой другой книге), но только способы, с помощью которых вы сможете получить свои личные трактовки наиболее быстро и эффективно. Если вы видите какие-либо готовые трактовки в книги, знайте, что все они взяты исключительно из моего сознания и должны быть выведены вами в вашей колоде лично для вас.
Я надеюсь, что благодаря этой методичке здравого смысла в тарологическом сообществе станет больше.
Как работать с книгой:
Воспринимайте эту книгу не только как методические указания, но и как некую карту, следуя указаниями которой, вы придете к пониманию колоды, которую держите в руках. Наиболее целесообразно, на мой взгляд, выполнять упражнения по мере прочтения, шаг за шагом, не убегая мыслями вперед по карте, но и не оглядываясь назад, "просто ставить одну ногу впереди другой".
Если у вас уже есть некоторый опыт работы с картами, я все же рекомендую вам проделать все упражнения по порядку хотя бы на примере одной или нескольких карт, потому что некоторые нюансы можно понять лишь из практики. Даже если моя теория или объяснения кажутся вам понятными и обоснованными, пока вы не сделаете упражнение и не получите личный опыт, вы не продвинетесь в изучении, но лишь увидите то, что вас ждет впереди.
Успехов Вам на Вашем прекрасном пути!
Часть 1. Изучение колоды как оракула
Почему мы начинаем не с изучения каких-либо догматов, систем, а с изобретения велосипеда? Казалось бы, умные люди уже все сделали за нас, осталось только пожинать плоды их трудов. К сожалению, такой подход не работает.
Возможно, это связано с обилием информации вокруг современного человека, и как следствие, стремление упростить все, что поступает извне: ухватить суть текста, не обращая внимания на детали, навесить ярлык на человека с первого взгляда, не давая ему времени проявить себя как-то иначе и тому подобное. Возможно, это связано с отсутствием символов и символизма в обычной жизни и, как следствие, неразвитым символическим мышлением. В обиходе не используются символы, но только знаки: "осторожно, горячо", "не кантовать", "разрешен поворот направо", "радиоактивная опасность", "проезда нет". Каждый из знаков несет в себе единственное значение, более того, множество современных наук (UI, дизайн-мышление итд) сфокусированы на том, чтобы донести какую-либо информацию до человека, напрягая его мозг по минимуму. Единственное, где хоть как-то используется символизм, - это в сочинениях по литературе, и мало кому они не внушили отвращения в свое время. В связи с этим, нам придется разбираться с символами с нуля, и это не самая простая задача не потому, что она интеллектуально сложна, но потому, что мы в обычной жизни не думаем так.
Представьте, что вы едете по дороге, и видите дорожный знак - ключ без всякой опознавательной окантовки (разрешающей, запрещающей или информирующей). Что хотел этим сказать автор? Зачем тут этот ключ? Мозг будет пытаться обработать этот символ как знак, и присвоить ему какое-то одно контекстуальное значение из множества (например, "гостиница") и, пользуясь уже наработанными нейронными путями, будет подстраивать дальнейшую обработку этого символа в этом контексте, до тех пор, пока не получит реальное опровержение. Если ключ означал "дальше проезда нет" (вроде как "заперто"), то только тогда, когда водитель упрется в конец дороги, он может начать думать, что трактовал знак как-то не так, однако большая же часть водителей подумает что-то вроде: "Понарисовали всякой ерунды". Если же ключ означал "граница через 200 метров", то водитель может даже не связать появление этого знака и границы, и не откорректирует значение "гостиница" в голове.
Как вы догадались, это была аналогия с совсем неправильным гаданием или же гаданием, которое было прочитано неверно, но по нему не получена обратная связь или же эта связь протрактована неверно, в угоду своего гадания, но не с целями корректировки своих трактовок на будущее.
А теперь представим, что есть некие системы таро, которые позволяют трактовать вообще любые колоды с любой прорисовкой однозначным образом. И это все можно выучить, логически понять и дальше использовать как мерило собственного превосходства. Мозг, заточенный под однозначное мышление, радостно хватает "костыли" системы, и рождает нам гадателей-кадавров с предсказаниями в стиле "черная карта-будешь счастливой". В силу особенностей российского общества гадателей, характеризующегося обязательным мерянием достижениями и стремящегося объявить всех еретиков (ересь для каждого своя) вне закона, следование системе таро, с одной стороны, является своеобразной индульгенцией (я точно не еретик, я в рамках международной догмы!), а с другой стороны, убивает развитие гадателя как предсказателя или аналитика на корню.
Таким образом, я вижу основную проблему в неумении работать с символами и отсутствием символического мышления, и именно поэтому рекомендую начинать с прочтения колоды как оракула, а потом уже укладывать эти значения в какую-либо из существующих систем.
Этап первый: знакомство с колодой.
Прежде, чем начинать прорабатывать карты по шаблону, тянуть карту дня или гадать, начнем со знакомства с колодой. Вот она перед вами. Вы ее за что-то выбрали, купили и полюбили, и теперь нужно вытащить на поверхность, за что именно.
Хорошо перетасуйте колоду и просмотрите все карты по одной. Выбирайте те карты, которые вам особенно нравятся или не нравятся, отложите примерно по 5 "положительных" и 5 "отрицательных" карт. Запомните или запишите их. Это займет некоторое время, скорее всего, вы устанете, и где-то на сороковой карте появится желание "быстренько долистать" оставшееся. Отложите карты, займитесь другими делами, вернитесь к просмотру позже. Также велика вероятность, что мозг, стремящийся к системе, предложит вам просмотреть карты в организованном порядке (сначала СА, потом МА по мастям). Я не рекомендую так делать, потому что цель данного упражнения - получить некий эмоциональный отклик на каждую карту. Нравится она вам? Не нравится? Смущает? Восхищает? Вызывает любопытство? Брезгливость? Позвольте себе пережить все эти чувства в связи с каждой из карт колоды, позвольте себе их увидеть и почувствовать, поместите их в некоторое эмоционально окрашенное пространство своего внутреннего мира.
Для чего это нужно:
-вы просмотрите всю колоду. Как бы смешно это ни звучало, я знаю людей, которые этого не делали вообще (это те люди, которые на чем бы ни гадали, все равно трактуют по Уэйту).
-информация, окрашенная эмоционально, дольше задерживается в голове и быстрее извлекается на свет.
-вы сможете увидеть и, возможно, осознать, в какую сторону у вас настроено мышление "по умолчанию". Все 78 карт - это просто карты с некоторой информацией, и если к одной вы относитесь с позитивом, а к другой - наоборот, это даст вам понимание о том, что творится в вашем внутреннем мире.
Сосредоточьтесь и вытащите карту на вопрос "кто я в этой колоде?". Выделите несколько основных моментов, почему это точно вы и почему это точно не вы. Карта-сигнификатор позволяет рассматривать колоду не с точки зрения абстрактного, нейтрального наблюдателя, а буквально "глазами клиента". Использование сигнификатора позволяет откалибровать проблему от "есть нечего" до "бриллиантики мелковаты". Чем же это поможет лично вам, ведь вы же уже "в своей шкуре"? Карта-сигнификатор позволит вам откатиться обратно в позицию нейтрального наблюдателя. Например, если ваш сигнификатор - 4 пентаклей, то 8 жезлов может восприниматься чересчур трагически (переезд хуже пожара), а 2 мечей - вполне философски, в то время как человеку с сигнификатором 7 жезлов в восьмерке жезлов будет очень комфортно (все побежали - и я побежал, а что такое?), а в двойке мечей просто невыносимо (по восприятию ближе к 8ке мечей). Поделите значения на сигнификатор, осознайте, что и 2ка мечей, и 8ка жезлов остаются все теми же явлениями, и то, что невыносимо для вас лично, для другого человека может быть легкой прогулкой. Это очень важное упражнение, так как оно позволяет сделать первый шаг к осознанию того, что другие люди отличаются от вас. К сожалению, эта простая истина не так проста для понимания, и как только вы ее усвоите, качество гадания улучшится в разы.
Напишите небольшое эссе на основную тему, освещенную в колоде.
Мы начинаем путь к пониманию символов, и первый важный навык - умение их видеть. В некоторых колодах символ очевиден: в 78 дверей это "ключ-дверь-порог", в вампирах - кровь, несущая бессмертие, в Ллевеллин - яблочный Авваллон, земля обетованная, где нет смерти и болезни, и все смеются и пируют день за днем. В некоторых колодах основной символ трактуется не очевидно, например, в Манаре, несмотря на явный эротический окрас, основной мотив не про половые органы и их репродуктивную функцию (хотя основные символы - это они, да), а про границы публичного и интимного, причем совершенно не обязательно в эротическом аспекте (очень люблю на манаре смотреть "здоровые рабочие коллективы").
Возьмите 5 "любимых" и 5 "нелюбимых" карт из первого задания, и найдите в "любимых" картах отрицательные значения, а в "нелюбимых" - положительное. Это продолжение серии упражнений на выработку нейтрального "взгляда наблюдателя", который сильно поможет вам при гадании для совсем непохожих на вас клиентов. Ваша любимая карта 8 жезлов? Увидьте в ней развитие "поспешишь - людей насмешишь". Не нравится 2 мечей? Но "пойми, чего ты хочешь, и свернешь горы" - это как раз про нее. Ищите единство противоположностей в каждой из карт, сохраняя при этом понимание о том, что каждая из карт не нейтральная сама по себе и не означает "совсем что угодно". В 8 жезлов в любом случае присутствует или движение, или хотя бы направление движения, в двойке мечей - покой и уход в себя, но при этом каждое из этих явлений не может быть однозначно "хорошим" или "плохим", и лишь применимо к конкретной ситуации, конкретному раскладу можно сделать вывод о том, препятствие это или помощь, награда или наказание.
Составьте ассоциативные цепочки из 7+ карт. Выберите из колоды 7 или более карт, объединенных каким-то общим признаком или сюжетом. Не идите по очевидному пути (масти или СА), выбирайте что-то другое, например, карты, на которых есть изображение дома, или те, на которых изображен один и тот же человек и так далее. Во-первых, это упражнение поможет вам еще лучше разобраться в колоде, а во-вторых, добавит "объема" в ее восприятие: к линейным связям внутри масти добавятся ассоциативные и смысловые.
Ищите противоположности. Это задание интересно делать с кем-то вдвоем, но и в одиночку оно не теряет своей пользы. Выберите 10-15 карт из колоды и разложите на две одинаковые стопки "хорошо" и "плохо". Критерии выбирайте сами, главное, чтобы стопки были ровные. Далее берете стопку "хорошо", и придумываете ситуации, когда данная конкретная карта - самое плохое, что может случиться с человеком. Потом то же самое проделываете со стопкой "плохо": каждая карта должна стать манной небесной и избавлением от проблем. Обратите внимание, вы придумываете ситуации, а не значения карт! К трактовке мы еще не приступали, поэтому не надо домыслов на тему "6 мечей - подарок, а 2 кубков - секс", отталкивайтесь от изображения карты и достраивайте ситуацию до какого-либо завершения. По мере вашего развития как гадателя, задание можно усложнять: абстрактный бинар хорошо-плохо заменять на развитие-упадок, близость-дистанция и так далее. Еще раз подчеркиваю, что в этом упражнении вы работаете с возможными ситуациями, похожими на сюжет карт, а не трактовками!
Работа с символом на примере цвета.
Это самый сложный и самый нелюбимый этап у всех моих учеников, однако без него сложно пройти дальше.
Основные цели, которые достигает ученик при проработке цветов:
1. Обучение работе с символом. У меня нет никаких сомнений, что любой из нас накидает с десяток ассоциаций с любым из цветов радуги, однако это совершенно не означает, что человек умеет эффективно и четко работать с символом. Мы встречаем цвета на протяжении всей своей жизни, и понимание цвета основано на большой насмотренности и начитанности. Если вы начнете учиться на незнакомом символе, то обнаружите, что работать с ним не так просто, как кажется.
2. Обучение переводу с символического языка на внятный русский. "Трефовый интерес", "марьяжная постель", "бубновый валет" - все это следствие того, что человек не имеет навыка по переводу символов в знаки. "Трефовый интерес" - это и денежный, и просто человечески-бытовой, и то, что вас кто-то толкнет от того, что вы встали в толпе посреди дороги поглазеть по сторонам. Выбрать правильный оттенок смысла и правильно интерпретировать его клиенту не так просто, поэтому тренировка на цветах позволит вам правильно перевести "бубнового валета" в "того Василия из отдела доставки, о котором вы сейчас говорили". Те, у кого символы цветов определяются также через символы, "красный - кровь, синий - небо и море", как раз впоследствии грешат формулировками в стиле "казенная дорога".
3. Вычищение собственных тараканов и жизненного опыта из контекста гадания. Очень, очень часто встречаются ситуации, когда гадатель переносит какой-либо свой опыт на клиента, сначала не обращая внимания на некоторые особенности развития ситуации, а потом просто подтягивая за уши выпавшие карты к тому, что он внутри себя нарисовал. На проработке цветов такие вещи всплывают в первую очередь. Если в вашем тексте появляются слова "в древние времена" (интересно, это когда?), "общеизвестно" (кому?), "древние племена" (без уточнения места обитания племени все это полная ерунда) и тому подобное, то вам цвета надо прорабатывать с особой тщательностью, обязательными сносками на любое утверждение и списком литературы в конце. Это очень опасный путь, и если не остановиться, то вы скоро можете обнаружить себя в синей бархатной шторе вещающим о древней мудрости атлантов.
4. Формирование навыка определения причинно-следственных связей. Если вы видите в одном абзаце "вопрос выживания - острейший вопрос того периода" и "появился примитивный символизм цвета", то зачеркните все это немедленно. Представьте в современной ситуации работающего человека без высшего образования, который работает по 12 часов в день, при этом его постоянно пугают, недокармливают и ставят на грань выживания. Как вы думаете, когда именно этот человек будет создавать с нуля примитивный символизм цвета? Никогда, правильно, потому что базовые его потребности не удовлетворены и на творчество времени и сил нет.
Итак, прорабатывать цвета важно, но почему же так сложно? Я связываю это с тем, что цвета - это самые привычные и понятные современному человеку символы, которые повсеместно используются как знаки. "Красный" - не едь, опасно, отойди, "зеленый" - разрешено, хорошо, деньги и так далее.
Переключиться на восприятие цвета как символа очень сложно также потому, что все окружающее нас воспринимается как "нормальное" и "единственно верное". Например, первое, что я слышу от всех учеников при проработке красного цвета, "красный - это знак опасности, например, красный сигнал светофора", однако еще никто не догадался посмотреть, почему именно красный стал знаком опасности. Очень легко гуглится, что еще сто лет назад светофор был бело-зеленый, однако довольно быстро мутировал в красно-зеленый. Почему так произошло? Это связано с тем, что красный цвет обладает наибольшей длиной световой волны и виден на самом большом расстоянии по сравнению с любым другим цветом той же интенсивности.
Как мы видим, в светофор изначально не заложено никакого символизма "красный-опасный", и вся эта история совершенно бытовая и прикладная. Можно было бы поспорить, что на данный момент красный свет светофора - это совершенно конкретный знак, и исключать опасность из спектра значений красного цвета нельзя, даже если этот смысл изначально и не был заложен. Я вынуждена не согласиться, так как тот же принцип "видно издалека" заложен в красный цвет многих зрелых плодов (те растения, у которых зрелые плоды были другого цвета, хуже размножались и уступили место растениям с красными плодами). В данном конкретном случае "красное яблоко" не несет в себе смысл "опасность", а совсем наоборот, посыл "съешь меня!". Из этих двух примеров можно вынести первое важное значение красного цвета как символа: привлекающий внимание. Красный говорит нам: "Посмотри на меня!", - а все остальное - это уже надстройки на сам символ ("купить сейчас", "яблоко созрело", "отключение горячей воды", "проезда нет" и так далее).
Всегда задавайте вопрос "почему?" при проработке цветов, и вы откроете для себя удивительные факты. Если вернуться к тому же красному, то он ранее использовался для обозначения "мира людей" (триада черный-красный-белый), и казалось бы, все логично: красная кровь, красное мясо, красный цвет для обозначения среднего мира, однако зададим вопрос "почему?" Были ли доступны в тот период другие краски? Насколько свободно можно было их купить? Насколько стойкими были краски других цветов, доступные в тот период? Кто диктовал "канон" на использование цветов?
Задавайте вопросы, потому что хороший вопрос - это половина ответа. Почему зеленый в Египте - это символ умирания, а в Европе - рождения, богатства? Почему желтый одновременно и богатство (золото), и карантинный флаг на корабле? Как люди реагируют на разные цвета в разные эпохи? Почему? Что дает добавление белого и черного цветов к оттенкам смысла? Почитайте про ассоциированные с группами людей цвета: королевский пурпурный, исламский зеленый, оранжевый у буддистов.
Это задание очень важно проделать со всей тщательностью, на которую вы способны, так как именно тут мы приближаемся к символическому мышлению. Именно в проработке цветов видно, что символ - это не просто некая абстракция, которая может значить вообще-все-что-угодно, а исторически обусловленный спектр конкретных значений. Иногда бывает сложно отделить обоснованное от наносного, и именно в этом задании вы наработаете инструменты для дальнейшего разбора символов на карте. Я надеюсь, что благодаря этому буду видеть гораздо меньше проработок в стиле "на карте изображены бензопила, ведро и ёж, бензопила символ оружия, ведро символ чаши, а еж - символ запасливости", потому что в процессе поиска сути символа, вы постигаете гораздо больше его значений, чем можно перечислить словами, и как следствие, взаимовлияние символов для вас не будет набором несвязанных понятий, но историей, за которой стоит еще один, более сложный символ.
Проработка карты.
Этот этап довольно сложен на начальном уровне, так как важно все, и любая ошибка может привести к противоречиями или неправильным выводам. Со временем вы научитесь делать это буквально "с листа", связывая в единое целое цвета, символы, персонажей, значение карты в колоде и в системе в целом, но поначалу будет довольно сложно.
План проработки карты выглядит следующим образом. Пожалуйста, сделайте хотя бы первые несколько карт четко по перечню вопросов, не пропуская ("и так понятно!") ни одного из этапов. Это позволит вам, во-первых, увидеть, где конкретно у вас пробелы в проработке, и затем ликвидировать эти пробелы, а во-вторых убедиться, что ваши мысли легко и четко превращаются в слова.
Изображение карты (удобно, если колоды под рукой нет) Ответы на вопросы (я тут поясняю, для чего это нужно) Проявление в жизни
Цвета карты. Проработка цветов карты дает 50% трактовки. В случае, если она выполнена верно, остальная часть не вызывает затруднений.
Требования к трактовке
• Цвета должны быть связаны в одну картину. Если они на одной карте, то между ними явно есть еще какая-то связь, кроме топографической.
• Отдельно должны быть отмечены цвета "не на своем месте" (коричневое небо, черное море, фиолетовое солнце, зеленые человечки и так далее) с предположениями, что это может значить Вы учитесь видеть не сферическую карту в вакууме, а вполне конкретный прикладной инструмент. Пренебрегать примерами из жизни не стоит.
Предметы на карте. Символизм предметов. Эта графа создана для колод, перегруженных символикой (когда желтый зайчик в углу matters), а также помогает ученику куда-то слить свои данные из википедии.
• Орнаменты - это тоже символы. Смотрите внимательно!
• "Вот та неведомая фигня" ищется поиском по картинке в яндексе или гугле
• Если вы чего-то не знаете - ищите, а не выдумывайте из головы. Помните, что "сдохни, тварь" арабской вязью выглядит очень красиво, и если вы начнете ориентироваться на личные впечатления, то уедете далеко, надолго и собственной крышей. ВАЖНО! Примеры из жизни надо писать по каждой из строк!
Персонажи. Кто они? Вырабатывает навыки вхождения в карту и эмпатии, вскрывает личные заморочки человека. Включает образное мышление, фантазию, позволяет интегрировать интуицию и логику. Вырабатывает навык мышления "за пределами карты", динамический просмотр ситуации. Т.е. Вы ищете в памяти случаи с красным небом, черным морем, зелеными человечками и желтыми зайчиками.
Что происходит на карте?
Что было до этого и что будет потом?
Что чувствуют персонажи? Что думают?
Где на карте дверь? Где на карте порог? Какое значение имеет дверь в данной ситуации? Позволяет оценивать каждую карту как замкнутый мир, вызов или событие. В совокупности с предыдущим пунктом помогает увидеть причинно-следственные связи (4 пентаклей - персонаж скряга, поэтому нет движения денег, стабильность и застой), вычленить качества, необходимые для успешного прохождения данного препятствия, удерживающие в данной ситуации обстоятельства, спрогнозировать возможные завершения ситуации (все сгниет и обесценится).
"Позитивное" значение карты Приближает к конкретике. Вы уже делали подобные упражнения в первой части, теперь закрепляем навык. Обратите внимание, в этих разделах мы уже используем значения карты, а не ситуации.
"Негативное" значение карты
Выводы и итоги. В этой графе резюмируется все вышесказанное.
• Не должно быть повисших хвостов. Если какой-то из цветов встречается в проработке только в графе цвета, символ - в символах итд - это плохая проработка. Все связано со всем!
• Должна быть сформирована некоторая "медаль" значений, позитивные и негативные стороны которой вы рассмотрели в предыдущих пунктах. Если плюсы и минусы не приведены к общему знаменателю, считайте, что и не делали ничего А здесь у нас должен быть конкретный пример (Люсе выпала 4 пентаклей, и она кошелек дома забыла). Если примера нет - оставьте пустым до появления примера
А теперь подробно по каждому из пунктов.
Цвета карты.
Я уже не один раз говорила о важности работы с цветами и выработке навыка поиска значений символов. Не буду повторяться, и приведу в данной главе примеры того, что не является проработкой.
По моему опыту преподавания, 90% всех полученных проработок в этом пункте выглядят вот так: "Бледно-красный, коричневый, бежевый, болотно-зеленый. Пассивные, унылые, инертные, оттенок зеленого, как символ не роста, а зарастания." И это еще неплохо. А могут выглядеть и так: "Цвета карты в коричневой гамме".
Чем может вам помочь такая трактовка в дальнейшей проработке? Что вам дает "коричневая гамма"? Могут ли цвета быть "пассивными, унылыми, инертными", или же это только ваш опыт взаимодействия с подобными оттенками цветов? Чем отличается "рост" от "зарастания" вообще и в случае с зеленым цветом в частности? По такой проработке видно, что карта ученику не очень нравится, прорабатывать ее тяжело, и "все понятно", хотя на самом деле не понятно ничего.
После получения комментариев, пункт мутирует в приблизительно такую форму: "Цвета карты - коричневый, зеленый, голубой, белый, красный. Коричневый - основа, незыблемость. Зеленый - возрождение, молодость, много сил. Голубой - размышления, мудрость. Белый - чистота, невинность. Красный - активность." А дальше на меня смотрят с выражением: "Ну? И что? Что дальше? Что еще сказать?"
Это очень плохая проработка. Во-первых, для описания цветов используются абстрактные понятия "активность", "незыблемость", "много сил", и они лишь добавляют вопросов, но не решения. Каким цветом, например, обозначить "мозговую активность"? Вряд ли красным. А "незыблемость законов"? А "силы разрушения"? А "чистота океана"?
Что с этим делать:
1. Уберите абстракции и добавьте конкретики.
2. Соотнесите цвет и форму. Синее небо - норма, синяя земля - не норма, коричневая земля - норма, коричневое небо - не норма. Если вы возьмете синий как "глубина", а коричневый как "основа" во всех случаях, то в двух из четырех вы сядете в лужу.
3. Для каждого цвета должно быть выбрано 1-2 значения (лучше одно), и эти значения должны вам дальше помогать.
Примерный формат описания цветов должен быть таким: Цвет - прилагательное - обоснование.
Пример: синий - одиночество, уединение - потому что темно-синяя вода занимает все возможное пространство карты, и синий не разбавлен вкраплениями других цветов.
4. Начинаем сочетать цвета: коричневый+зеленый. Это может быть произрастание, реализация потенции (энергия земли преобразуется травой для роста). Это может быть расшатывание основы (например, плесень на стенах гробницы - камень разъедается новой жизнью). Это может быть загнивание растений (активное теряет свои свойства и портится). Коричневый+зеленый+голубой. Тут уже надо смотреть на карту, что это - цветущее озеро, деревья, тянущиеся ввысь. Третий цвет добавляет динамику: в случае озера голубой добавляет пассивности (стоячая вода зарастает), в случае неба - активности. Добавляем смежные цвета еще и еще.
На что обязательно обращать внимание:
• не допускать шаблонного мышления. Красный=любовь, желтый=деньги, коричневый=стабильность. Я, когда получаю что-то подобное, очень расстраиваюсь. Если у вас проскальзывает что-то подобное, пожалуйста, отложите трактовку и вернитесь обратно к проработкам цветов карт.
• динамика цвета и объектов важна. Насколько они сочетаются? Молящаяся монашка в красном будет сильно отличаться от своей соседки в той же позе в черном. Или серая летящая стрела? Или горящий дом? Ищем, смотрим. Все это в разделе цвета.
Предметы на карте. Символизм предметов.
Это тоже довольно сложный пункт, и его сложность связана с тем, что вычислить символику изображенного предмета довольно трудоемко. Мало того, что все что угодно может значить все что угодно, так еще и художник может заложить в картинку что-то свое. Хорошо, когда есть пояснительные книги от автора, например, Патрик Валенца написал довольно интересную сопроводительную книгу к Девиант Мун. Нигде нельзя нагуглить и никак догадаться, что на 4 пентаклей часы показывают 9-40, и это время смерти отчима автора колоды. В общем, читаем источники, смотрим, комбинируем и задаем вопрос "почему?".
Бывает так, что символы, изображенные на картах, вообще не соответствует ни эпохе, ни мифам, и являются "я так вижу" от художников. Например, Ллевеллин таро - это не колода по мифам и легендам Аваллона, а по тому, как художники-авторы колоды себе представляют эти мифы. В колоде нет исторически достоверных одеяний, цвета тоже выбраны исходя из эстетики, а не чего-то более глубокого, сложного. В этом случае вы откладываете "Плавание святого Брендана" подальше и открываете википедию и какую-нибудь фантастику по мотивам, проникаетесь духом сказки и прорабатываете колоду дальше, как вам ваше "я так вижу" диктует. Всех, кто скажет что-то против, отправляете в книги по истории костюма с пожеланием поучить матчасть.
Если же в колоде символизм проработан авторами, или же они поймали какое-то очень верное вдохновение, то описание символов чем-то напоминает стишок "Дом, который построил Джек". Я приведу вам пример совсем абстрактный для того, чтобы вы поняли структуру, но не цеплялись за мои трактовки (они неверные).
Сначала описываем только форму. Если предметов несколько, то описание идет по принципу: первый предмет - его положение относительно второго предмета - второй предмет - его положение относительно третьего - третий предмет.
письмо - которое лежит на столе - который стоит слева в комнате.
Добавляем значений:
письмо-символ новостей - которое лежит на столе, т.е. доставлено, но не распечатано - на столе в виде львиной головы, которая дает отсылку к главенствующему положению, т.к. лев-царь зверей, новости имеют большое значение в рамках более широких, чем нарисовано на карте, или же имеют далеко идущие последствия - который стоит слева в комнате - имеет отношение к эмоциям и восприятию - что лишний раз подчеркивает важность этих новостей - но оно не распечатано, т.е. или герой пропускает какой-то удар из-за неинформированности, или может существенно изменить свое положение.
Добавляем цвета:
Красное письмо - символ новостей - срочных, важных, горящих - которое лежит на столе, т.е. доставлено, но не распечатано - новостей, уже устаревших и известных для большинства людей, но не для получателя - на столе в виде золотой львиной головы, которая дает отсылку к главенствующему положению: т.к. лев-царь зверей, новости имеют большое значение в рамках более широких, чем нарисовано на карте, или же имеют далеко идущие последствия - сочетание красного и золотого - двух активных цветов - может давать как конкуренцию, так и взаимодополнение (красный мужское, золотой женское) и наложение (сочетание красного и золотого на гербах) - в данном случае красное письмо вступает в противоречие с золотым столом - новости в любом случае (даже если приятные) могут нанести ущерб текущему статусу получателя - который стоит слева в комнате - имеет отношение к эмоциям и восприятию - что лишний раз подчеркивает важность этих новостей - но оно не распечатано, т.е. или герой пропускает какой-то удар из-за неинформированности, или может существенно изменить свое положение.
Еще раз подчеркну, что я выдумала и картинку, и значения цветов, и значение символов для того, чтобы вы поняли суть и вывели свою формулу на конкретных примерах.
Таким образом, слой за слоем наращивается "глубина" трактовки карты. Если первый этап с проработкой цветов шел по принципу "соберем все, уберем лишнее и останется то, что нужно", т.е. синтезирования какого-то результата путем добавления новых элементов, то в части разбора символизма предметов действуем по алгоритму наращивания значения вокруг одного смысла. "Вот дом, который построил Джек. А это пшеница, Которая в темном чулане хранится. В доме, который построил Джек". На основной стержень (название предметов) наслаиваются дополнительные "украшения" (местоположение относительно друг друга и в композиции карты, символизм в рамках различных традиций, цвет предметов и т.д). Обратите внимание на то, что все значения должны концентрироваться вокруг "джека", т.е. основного мотива карты.
Ошибочным будет мешать значение символа в разных традициях в одной трактовке, или же давать сразу несколько значений цвета (желтый - это и богатство, и болезнь, и много чего еще). Не превращайте проработку в нагромождение информационного мусора, пишите лишь то, что действительно имеет смысл. Можно совершить 5-10-20 итераций по наращиванию значения, добавляя или убирая слова (ВАЖНО! Не забывайте вычищать то, что в итоге остается невостребованным), главное, чтобы в итоге получился ограненный алмаз, а не горстка битого стекла.
Персонажи.
Эта часть существенно проще, чем все остальные, ведь у вас уже есть 60-70% от общего значения карты, но, вероятно, именно из-за этой легкости ученики проскакивают этот раздел, не прорабатывая его глубоко. Все, что было сделано до этого, по какой-то причине отвергается, и персонажи как будто вырастают на карте из вакуума.
Основные принципы описания персонаже й:
• Одежда и ее цветовые и смысловые соответствия. По смыслу все просто: голова=мысли, руки=действия, ноги+обувь = основа, ресурсы, туловище=состояние человека на данный момент. В случае многослойности одежды, верхнее=демонстрируемое, социальное, осознаваемое, нижнее=тайное, интимное, бессознательное. Оголение какой-либо части тела=беззащитность, неприспособленность или даже чуждость, доверие, единение (в зависимости от контекста). Закрывание части тела=броня, отгороженность, сокрытие чего-либо или, наоборот, акцентирование внимания. Обращаем внимание также на стиль одежды и, как следствие, социальный класс героя. Про цвета не забываем! Раздел простой, однако почему-то неизменно вызывает вопросы.
• Соответствие одежды эпохе и общему духу колоды. Нищий в коричневом в колоде по мотивам 18 века не потому, что у него "приземленные мысли и существование", а потому что это самые дешевые из доступных цветов, плюс в некоторых странах были регламентированы цвета, допустимые для ношения разными классами людей. Тут я позволю себе заметить, что если вы выбираете колоду, посвященную какой-либо теме, то изучите для начала тему. Вряд ли ваше гадание на картах по мотивам Лавкрафта будет точным, если вы даже не знаете, мужчина это, женщина или явление. Скорее всего, вы упустите большую часть смыслов в колоде по 18-19 векам, если не разбираетесь в истории костюма, языке цветов и поз. В Bohemian Gothic tarot заложено так много отсылок к фильмам и книгам ужасов, что не имея достаточной насмотренности и начитанности, вы даже не поймете, о чем речь. Художники очень любят эти темы и скрупулезно переносят на изображения карт. Будет обидно, если вы этого не увидите.
• Направление движения. В некоторых традициях левая сторона и направление спины героя (в случае расположения в анфас) считается "прошлым", правая и направление лица - "будущим". Если герой расположен другим образом, смотрим, что это дает (например, в 5 кубков герой оглядывается на прошлое и не видит будущего за спиной). Бывает так, что положение героя не значит ничего, и определить это можно в процессе проработки карты (см. Выше "дом-который-построил-Джек").
• Поза. Испытывает ли герой физическое напряжение или расслаблен, в динамике или в статике, полностью поглощен действием или нет. После ответа на каждый вопрос мысленно спрашиваем себя "и что нам это дает?" и добавляем ответ. "Девушка на карте стоит расслабленно, смотрит вдаль - в будущее, находится в статике" - это не проработка карты! Задумайтесь: "Девушка на карте стоит расслабленно (ну и что стоит? Ждет? Забыла, что хотела сделать? Зачем она вообще тут нужна? Почему расслабилась? Способствует ли окружение расслаблению или ее поза на контрасте с сюжетом?), смотрит вдаль (вдаль куда? Что она там ищет/видит? Или она ничего не видит перед собой, и на самом деле смотрит "внутрь себя"? Зачем ей может быть это нужно? Почему не уходит по своим делам?) - в будущее (в чье будущее? Почему в будущее, а не в горизонт? Почему не занимается повседневными делами?), находится в статике (и что это дает? Какое значение карта бы приняла, если бы девушка была в динамике?)". Все эти, а также многие другие вопросы Вы должны задавать себе самостоятельно и искать на них ответы.
Для чего нужна такая подробная проработка героя? В конце-концов, герой - это всего лишь часть карты, и зачастую очень малая часть. Во-первых, вы тренируете навык выявления причинно-следственных связей, и при консультировании клиента сможете легко простроить логику происходящих событий, а также то, каким образом они отображаются в будущем. Во-вторых, обычно герой карты олицетворяет клиента (бывает, что и не так, вы научитесь определять это позднее).
Что происходит на карте.
Раздел "что происходит на карте?" включает в себя объединение информации о персонаже, окружающего пейзажа и проработанных до этого предметов. На этой стадии у вас должно появиться первое более-менее конкретное понимание общего значения карты. "Девушка смотрит у моря вдаль" - не ответ на любой из вопросов клиента, и это не трактовка карты.
Структура проработки раздела: выводы - обоснование героем - обоснование предметами - обоснование цветом. На карте изображено ожидание девушкой близкого ей человека, который чрезвычайно дорог для нее. Т.к. одежда у девушки довольно удобная и теплая, она заранее приготовилась к длительному ожиданию. Корзинка с едой, стоящая рядом, также говорит об этом. И одежда, и еда достаточно бедные, в связи с чем делаем вывод о несамостоятельности девушки (без детей и замужем, либо ждет отца//старшего брата): в рабочее/светлое время суток она сидит у моря, а не занимается рядом своими делами. О том, что сейчас рабочее время, также говорит отсутствие других людей на берегу (это не выходной, когда отдыхают всем селом). Так как цвета карты неяркие и разбеленные, делаем вывод о том, что тенденций к изменению сюжета не видно.
Что было до этого и что будет потом
Это НЕ раздел для ваших фантазий на свободную тему. Здесь вам потребуются логика и некоторая дедукция.
На что важно обращать внимание в разделе:
• Время. Когда было положено начало этому действию (день-месяц-год-давно-действие регулярно). Определение времени позволяет при гадании различать острые и хронические проблемные ситуации. Тренируемся! Даже в карте с одной несчастной монеткой посередине можно вычислить время.
• Спонтанность события. Прогнозируемо ли оно? Отличается от предыдущего пункта тем, что при определении времени мы смотрим, когда возникли предпосылки, а при определении спонтанности, насколько герой был готов к событию, как быстро оно началось.
• Тенденции к изменению ситуации. Любое "потом" имеет отражение в "сейчас". Особенно хорошо это видно по цветам карты и предметам - именно они дают подсказки к прошлому и будущему. Как бы ни хотелось, к вышеописанной девушке никто не приедет, т.к. ничто на карте не указывает на возможность этого. Может быть, ветер уже замел песком ей ноги. Может, она потеряла кого-то давным-давно и сошла с ума (смотрим на цвета карты и одежды). Не обязательно ожидание заканчивается чем-либо, иногда оно заканчивается ничем.
Этот раздел крайне полезен как тренировка перед консультациями: очень часто люди не понимают, как оказались там, где они есть сейчас, и "временная" и причинно-следственная связь между картами позволит вам из того же кельтского креста вытащить гораздо больше, чем банальное "прошлое-ближайшее будущее-итог".
Что чувствуют персонажи? Что думают?
А вот это как раз раздел для ваших фантазий. В проработку карты он включен для тренировки эмпатии и подготовки к консультированию. Также вам будет интересно почитать свои записи по проработке карты в этом разделе через год: вы удивитесь тому, насколько выросли над собой.
Где на карте дверь? Где на карте порог? Какое значение имеет дверь в данной ситуации?
В этом разделе мы сможем наконец-то оценить ситуацию в целом. Карта уже рассмотрена с учетом динамики во времени и пространстве.
Теперь выделим те характеристики героя и окружения, которые являются ключевыми и ведут к описанному выше итогу.
Что такое "дверь", "порог" и иногда "ключ" в контексте любой из карт? Дверь - описание возможного выхода из ситуации, развития персонажа. Порог - изменения, которые необходимо принять для выхода из ситуации, ключ - то, что поможет начать процесс изменений.
Это могут быть:
- черты характера героя или его поведение (не смотрит в будущее в 5 кубков - потому и нет выхода)
- особенности местности: неприступные стены, отсутствие изменений в пейзаже и т.д.
- время действия ситуации (идет дождь, поэтому всем мокро и печально).
После выявления основополагающих факторов, ищем порог (каким образом можно изменить уже намеченный итог): вести себя по-другому, сделать что-либо, найти брешь в стене, спрятаться от дождя или переждать его и т.д. По сути, это первые шаги к проведению аналитики расклада и ситуации, поиску путей выхода из проблемных ситуаций.
ВАЖНО (очень!): некоторые полагают, что для поисков варианта выхода из ситуации, достаточно вытянуть 1...20 карт-советов, и этого достаточно. Это не так. Карта-совет показывает, каким образом можно максимально эффективно нажать на уже имеющийся в проблеме рычаг, но если вы даже этого рычага не видите, то очень велика вероятность, что и совет не сможете трактовать верно. Пример: в раскладе беспросветная тьма, корень зла - в бездействии клиента. На совет выпала тройка кубков. Дилетант от Таро скажет: расслабьтесь, получайте удовольствие, все пройдет само. На самом деле это означает: найдите единомышленников и занятие по душе. Выберите компанию единомышленников, в которой вам приятно, и таки начните что-то делать! Тройка не пассивная карта, она содержит в себе действие, и хотя оно приятное, это в первую очередь действие, а во вторую - приятное. Подробнее о диагностике я напишу в разделе чтения раскладов.
Обратите внимание, что любая из "позитивных" карт тоже имеет и двери, и пороги, хотя их иногда сложно найти. Например, какая дверь может быть в 9 пентаклей? Это изобилие, плоды трудов своих (и чужих) и все такое. Зачем может быть нужным куда-то выходить оттуда? И куда выходить? Если вы достаточно потренировались в упражнениях на поиск противоположностей ("хорошо - плохо"), то найти и дверь, и выход вам не составит труда: во-первых, урожай созрел, но еще не собран, а во-вторых, все, что мы держим в руках, держит наши руки занятыми. Порог в этой карте - изменения самого человека: для начала сменить одежду на удобную для уборки урожая или же нанять людей, которые сделают это за него.
Таким образом, дверь и порог не обязательно являются реально физически прорисованными деталями карты. Дверь - это способ выхода из ситуации, порог - то, что нужно изменить в себе или окружении (но в итоге все равно в себе, хотя бы для изменения окружения) для улучшения ситуации.
И для дополнительной тренировки поиска равновесия и контрастов выполните следующее задание: усильте негативную сторону вопроса по максимуму. Что должен делать или не делать герой карты, чтобы с гарантией никогда не найти дверь и остаться в этой карте сначала с тем, что у него сейчас есть, а в конечном итоге ни с чем. Это упражнение также очень важно..
"Позитивное" и "негативное" значения карты.
Этот самый простой раздел проработки, но только в том случае, если вы тщательно выполнили все предыдущие пункты. "Позитивное" и "негативное" значения взяты в кавычки, так как на самом деле значение у карты одно - совершенно нейтральное. Позитивным или негативным оно становится только в приложении к ситуации. На начальном этапе проработки ученикам сильно мешает их собственный жизненный опыт. Любая ситуация сначала примеряется на себя, а потом, через призму своей морали или нравственных устоев, трактуется клиенту. Это приводит как к минимум затруднению понимания между клиентом и гадателем, а зачастую и к неверной трактовке.
В этом разделе сначала вы выбираете ситуации, в которых значение карты может быть позитивным и негативным. Пример: отшельник означает изоляцию от общества и фокусировку на внутреннем. В случае, если от общения вы устали (30-50 звонков в день, у друзей вечные проблемы, о которых им надо поговорить, одновременно несколько задач, требующих решения и т.д.), отшельник будет для вас манной небесной. В случае если у вас затишье в жизни, и даже в толпе людей вам грустно и хочется общения, отшельник вас добьет и будет восприниматься негативно.
После подбора ситуаций ищем, что карта дает и отнимает отдельно в позитивном и негативном случае (именно поэтому для описания выделено две отдельные строки). Обратите внимание, это не одни и те же вещи! Отшельник дает время разобраться в себе, послушать внутренний голос и сделать какие-то свои дела, и отнимает (или минимизирует) возможность налаживания новых контактов, дает возможность пролить свой свет в мир и отнимает возможность увидеть его отражение. Важно: именно это упражнение наиболее наглядно показывает, что значение карты содержит не диаметрально противоположные вещи, но лишь стороны одной медали. Попробуйте нащупать их все, а потом, если все выполнено верно, найдете и медаль.
И теперь переходим к самой "медали": значению карты. У вас есть некий список ситуаций, когда карта может трактоваться вами "позитивно", у вас есть перечень того, что карта дает и отнимает. Резюмируем! У вас должно получиться два значения карты, по одному в позитивном и в негативном.
Выводы и итоги.
Это не просто техническая графа при проработке карты, у нас осталась еще работа, которую требуется проделать.
• Собираем "медаль": смотрим на "позитивное" и "негативное" значения карты и ищем, что же она на самом деле значит. Сначала ищем то, вокруг чего формируются полюса значений карты. Ошибкой было бы пытаться выразить значение одним словом, так как это приведет к слишком большому упрощению. 2 пентаклей можно было бы назвать "балансированием", но в таком случае под это определение подходят и сложные переговоры (стороны балансируют свои интересы и приводят к некому общему знаменателю), что не является значением 2 пентаклей, и при этом значение "ситуация еще не сформирована до конца, еще ничто не решено" под слово "балансирование" не попадает, хотя это как раз про 2 пентаклей.
• Проверяем "подвисшие хвосты": фиолетовое дерево в углу осталось не описанным нигде, кроме разделов "цвета" и "символы" и никак не влияет на трактовку? Надо переделать работу, и мы откроем для себя еще один нюанс значений карты.
• Сопоставляем разделы про двери и пороги и позитивное и негативное значения карты. Приходим к выводу о том, что в зависимости от того, кому мы гадаем, даже позитивные и негативные ситуации, которые мы перечисляли, могут поменять свою полярность. Попавший в 8 мечей интроверт будет переживать ее мягче, чем экстраверт, так как имеет большой опыт проживания в своем внутреннем мире, однако вернется из путешествия во внутренний мир очень нескоро. В то же время экстраверт переживет это событие очень остро, так как редко спускается в глубину своей души, но при этом вернется очень быстро, так как не склонен к длительному пребыванию в изоляции. *В данном случае понятия экстраверт и интроверт взяты из соционики. Если коротко: экстраверт - тот, кто в отражении внешнего мира видит себя, интроверт - тот, кто отражает наружу свой внутренний мир.
Упражнения для коррекции искажений в восприятии.
Вы проработали несколько карт, но чувствуете, что "не идет". Или же вы застопорились на одной и не можете продвинуться дальше какого-то раздела. Или вам кажется, что "все понятно", и не понятно только, зачем вы тратите на это время, а потом при гадании ошибаетесь раз за разом. Или вы просто решили делать все по очереди в этой книге, и вам интересно, что я вам еще приготовила.
Упражнение N1.
Для привыкших мыслить в рамках знаков, но не символов. Упражнение изобретено elaguerde в процессе обучения, за что передаю ей огромное спасибо.
Каждая карта может иметь сотни две-три различных значений, а если говорить о сочетании карт, то число бесконечность не кажется таким уж преувеличением. Некоторые люди, однако, всеми силами стремятся к "простым и элегантным" (МБК) трактовкам, и если в какой-то ситуации карта "отыграла" отлично, то во всех других раскладах ее будут читать точно так же и никак иначе. Особенно этим грешат те, кто из рун пришел в таро, или же первым делом начал учить систему (не важно, какую). Для развития гибкости мышления я рекомендую выполнять это упражнение хотя бы неделю-две ежедневно.
Вытаскиваем одну карту из колоды и каждый день вечером в течение 7 дней отмечаем следующие моменты под одной и той же карте:
• Каким образом карта проявилась в сегодняшнем дне? Какое событие можно хотя бы примерно притянуть к ее значению (первые пару дней на ее счет будет списываться одно и то же, но на 3-4 происходит сбой, и ученик таки выясняет, что можно применить и другое событие)
• Что делает человек на карте? Каждый день придумываем ему новое дело. ВАЖНО: другим должен быть ГЛАГОЛ. Вариант "сегодня он печатал монетки, а завтра печатает камушки" не подходит. Приемлемо "сегодня он печатал монетки, а завтра тренирует бицепсы".
• Кто из моего дня похож на эту карту? Внешне, по поведению - не важно. Эта часть упражнения позволит в дальнейшем не стопориться в том случае, если сигнификатором человека выпадает номерная карта.
Упражнение N2.
Для тех, кто "ничего не понимает". Бывает так, что при проработке отдельные слова вам вроде понятны, но при этом в общем "ничего не понятно". Картина не складывается, что написать в конкретном разделе проработки вам не ясно, и вообще все не так! Что конкретно не понятно или что именно не так, сформулировать вы не можете, однако дальше написания названия карты в проработке дело не идет. Чтобы преодолеть это, откладываем проработку и описание карт и беремся за сравнение.
Выбираем из нескольких колод (в рамках одной и той же системы, и не оракулов) одну и ту же карту, выкладываем в ряд и сравниваем. Не важно, о чем эта карта (ничего же не понятно!), важно то, чем они друг от друга отличаются. Они должны быть примерно об одном и том же, так как имеют одинаковый номер в рамках глобальной системы, но они совсем другие. На карте 1 - небо синее, на карте 2 красное, поэтому обстановка в карте 2 более напряженная, чем в карте 1. И так далее. Таким образом, через сравнение вы постепенно выйдете на анализ и определитесь, с чем именно у вас были проблемы.
ВАЖНО: это не метод для проработки колоды и не то, что повысит ваш уровень гадания. Это просто способ обмануть свой мозг и выйти из тупика, в который вы по каким-то причинам зашли. Если вы не в тупике, не делайте это упражнение.
Упражнение N3.
Снятие максимальной информации с карты. Очень полезно для тех, кто окидывает печальным взглядом простыню расклада из 50 карт и говорит "ну все понятно", после чего их быстренько со вздохом собирает. Это упражнение подготавливает к "послойному" толкованию расклада (когда одна и та же карта в одной и той же позиции читается по-разному в зависимости от направления чтения) - у asgeth в журнале можно увидеть прекрасный пример многослойного цыганского расклада. Суть упражнения в том, чтобы по одной карте развернуто ответить на все вопросы своего оппонента. Вопросы задаются как в рамках одной истории (любит ли меня вася? А как мы с ним познакомились? А за что он меня любит? А я его за что? И т.д. и т.п.), так и вразнобой (Какая будет завтра погода? Кто на работе мне завидует?)
ВАЖНО: это тренировочный вариант. Не пытайтесь таким способом гадать на практике. Тем не менее, пользу упражнения сложно переоценить.
Упражнение N4.
Образ колоды. Это упражнение рекомендуются людям со слабо развитой интуицией. Делать его в первый месяц обучения не стоит, так как вы еще не изучили колоду настолько, чтобы сделать выводы.
Колоду перетасовать, положить в руки и представить, как она могла бы выглядеть, если бы была живым существом. Запомнить этот образ и в дальнейшем при возникновении проблем в гадании вызывать его в голове и разговаривать с "воображаемым другом".
ВАЖНО: это упражнение только для законченных логиков и прагматиков, выполнять его следует аккуратно и не злоупотреблять. Не стоит одушевлять колоду, приписывать ей какие-то особенные свойства, вселять в нее духов и так далее. Профессионал сможет вам погадать в час пик в метро по перхоти на пиджаке впереди стоящего человека с той же точностью, как и на супер-освященных одушевленных картах. Ваша сила - интуиция, и карты - это только подсказки.
Упражнение N5
Составление историй из выложенных карт. Выберите из колоды 5-7 карт, разложите их в линию и составьте историю, в котором первая карта будет началом, а последняя - окончанием. История должна быть логичной, последовательной, связной внутри и каждая предыдущая карта должна оказывать влияние на следующую. Это упражнение полезно
Что я не рекомендую делать:
• Тянуть карту дня. Убийственное упражнение. Начинающий гадатель пытается привязать карту к самому эмоционально окрашенному событию в течение дня, однако карта могла показывать самое важное событие или же общее настроение/значение дня. Пока вы не разбираетесь в нюансах трактовки, вы вряд ли разберетесь, как именно в вашем разнообразном дне отыгралась конкретная карта. Вместо этого вы навешаете на нее рандомных значений, которые потом же и будут вам мешать
• Составление истории с помощью карт таро (как, например, в книге Итало Кальвино "Таверна скрестившихся судеб"): вытаскивать карты по одной и придумывать продолжение экспромтом, без понимания, что будет дальше. Упражнение полезно только для придания мистики и хотя бы малейшего смысла выкладываемым картам, но на деле оно ни интуицию не стимулирует, ни в развитии не помогает. Обратное же упражнение (когда карты уже выложены и из них надо составить историю) я настоятельно рекомендую - очень полезно, подробно я описала его выше (упражнение Љ5).
Кризис при проработке колоды.
В какой-то момент вы испытаете сложности при проработке какой-либо одной карты. Она "не пойдет", не сложится воедино, и даже упражнения, которые даны выше, не принесут ясности в трактовку этой карты или всех карт вообще. Не волнуйтесь, это нормально. В рамках моей практики, я обычно прибегала к перерыву в обучении на 2-3 месяца, и дальше мы продолжали с новыми силами и энтузиазмом. При самостоятельном обучении такой перерыв может быть губительным, так как наработанные навыки забудутся, а энтузиазм погонит вас уже "знакомыми тропами", а не в неизведанные дали.
Что следует делать при кризисе:
1. Помните, что это важный этап развития. Вы наткнулись на то, о чем не подозревали, вы не знаете, как вести себя и как трактовать нечто, таким образом, ваш внутренний мир обогащается.
2. Помните, что карта, с которой возникают сложности, очень важна. Не прячьте ее обратно в колоду, не пытайтесь начать прорабатывать что-то другое, чтобы "переключиться". Встретьтесь лицом к лицу со своей проблемой.
3. Помните, что необходимая информация может находиться не только снаружи, но и внутри. Как правило, затруднения с трактовками вызваны тем, что обучающийся не думает таким образом, не ходит такими путями и не разделяет указанных на карте ценностей.
Например, человеку с низким доходом может показаться странной и непонятной "6 пентаклей". Как это - отдать то, что получил? Это глупо. Заплатить за услугу - да, а отдать просто так? Зачем? Все рассуждения на тему "мирового баланса", которыми грешат эзотерики, воспринимаются как урок по выходу из зоны комфорта от жителя Майами жителю Магадана. Отбросьте эзотерические источники и почитайте финансистов. Скорее всего, фраза "деньги - кровь экономики" добавит понимания и касательно 6 пентаклей, и касательно того, как работают деньги вообще. Возможно, со временем понимание расширится и до круговорота добрых дел в природе и желания делиться от имеющегося избытка, а не от нужды просящего.
Часть 2. Системное чтение карт.
Это будет очень короткая глава, так как я не хочу углубляться ни в одну из существующих систем. Не упомянуть об этом, однако, также будет ошибкой, так как изучение систем таро - важный шаг в развитии гадателя, который все-таки стоит сделать каждому, кто работает с таро. Я не буду останавливаться подробно ни на одной из них, так как, по большей части, не имеет значения, к какой именно системе принадлежит ваша колода. Вы сможете легко найти массу литературы и учителей по всем существующим системам таро (с марсельским придется побегать), моя же задача - показать, зачем вообще нужна система, как ограничено ее применение, рассказать о плюсах и минусах системного чтения карт, а также дать некий набор инструментов, который позволит вам выявить, действительно ли вам рассказывают про систему таро или же это набор ничем не подкрепленных утверждений.
Я надеюсь, что вы проработали какое-то значительное количество карт по предложенному в предыдущей части плану, и теперь готовы погрузиться в прочтение карт в рамках какой-либо системы.
Самое важное: изучение карт как системы возможно ТОЛЬКО на колоде, которая лежит в основе системы. Если вы изучаете систему Кроули, то делаете это на таро Тота, если Уэйта - на таро Райдер-Уэйт-Смит. Курсы и литературу, призывающие освоить систему Уэйта на таро пушистых зверюшек/дикого знания и так далее, можете смело пропускать мимо своего внимания. Это не то, что вам требуется.
Второе важное: в результате изучения у вас в голове должна сложиться именно система, а не набор разрозненных знаний. Каждый элемент должен занять свое место, взаимосвязи между ними должны быть выстроены четко и однозначно, не должно остаться карт, которые "ни к чему не относятся". В идеале, вы должны взять любую карту и, исходя из знания системы, достроить ее окружение. Какое место занимает карта? Кто ее предшественники? Во что она переходит и каким образом? Какие карты ее окружают? Как выстраиваются связи между ними.
Пример: Если вы берете абстрактную 5 пентаклей, то это не только какое-то значение само по себе. Ее предшественник - 4 пентаклей, развитие - в 6 пентаклей. Каким образом она перерождается из 4 в 5? Из 5 в 6? Как соотносится с другими пятерками колоды? Какие СА имеют влияние на эту карту? Каким образом? Что должно произойти, чтобы 4 не переродилась в 5? Что должно произойти, чтобы 5 зафиксировалась и не переродилась в 6? Возможно ли обратное движение?
Если вы легко отвечаете на эти вопросы и можете накидать еще десяток подобных для раскрытия сути и динамики 5 пентаклей, систему вы поняли. Если же какие-либо из них вызывают затруднения (это возможно, и в некоторых случаях - нормально), задайте вопрос своему учителю, автору книги-учебника, по которой вы изучаете систему, по форме обратной связи или в соцсетях, в сообществе единомышленников.
Что дает чтение карт через призму системы или для чего она вообще может пригодиться:
• Общее направление трактовки. При "оракульном прочтении" возможна ситуация "смотрю в книгу - вижу фигу", системное прочтение позволит этого избежать. 2 пентаклей может иметь множество нюансов трактовки и различное видение художника, однако она при этом останется двойкой пентаклей. Используя систему, вы вряд ли попадете пальцем в небо при ответе на вопрос, так как сможете верно рассказать хотя бы основное направление развивающихся событий. Помните, однако, что крайне точные трактовки, от которых клиенты вздыхают в восторге, вам может дать только оракульное прочтение карты. Система слишком универсальна для того, чтобы быть конкретной.
• Определение развития ситуации. Вы можете не знать, как развивается ситуация, если ее развитие занимает годы от текущего момента, или же при оракульном прочтении уйти далеко в конкретику, потеряв лес за деревьями. Системное прочтение карт позволит сразу при взгляде на расклад определить общие тенденции: развивается ситуация или деградирует, принесут ли усилия плоды или же все тщетно. Какие именно усилия, как именно они будут нивелированы - вы сможете вынуть этот слой данных из оракульного прочтения, но направление и закономерности лучше всего видны при прочтении в рамках системы.
• Определение взаимосвязи между людьми, событиями, обстоятельствами. Король и королева жезлов могут быть нарисованы так, что, кроме жезла в руке, не будут иметь ничего общего, однако принадлежность их к одной масти явно указывает на общность характеров/ценностей/паттернов поведения. Эти люди могут быть не знакомы в реальности, но действовать похожим образом. Системное прочтение карт позволит вам увидеть скрытые ранее связи (начиная от мастей и заканчивая положением на сефиротическом дереве).
Каждая карта в любом гадании читается в следующих аспектах:
• Позиция в раскладе
• Оракульное прочтение
• Позиция в колоде
• Позиция в системе
Подробно о каждом из них.
Позиция в раскладе. Как правило, карта не вынимается просто так, без вопроса, даже в случаях "карта дня" или "карта-совет" каждая конкретная карта, которую мы рассматриваем, отвечает на какой-то вопрос, поэтому первое прочтение карты связано непосредственно с контекстом вопроса. Определяем, какой частью речи должен быть ответ, и начинаем формировать ответ, отталкиваясь от этого. Ответом на вопрос "Что мне делать?" будет глагол, "Какая я в его глазах?" - прилагательное, "Какие последствия вызовет поступок?" - существительное.
Оракульное прочтение. Из предыдущего пункта вы знаете примерную структуру ответа, и теперь, пользуясь наработками, сделанными в предыдущей главе, сможете дать развернутый ответ.
Позиция в колоде. Вы сможете повысить точность ответа, если будете воспринимать выпавшую карту не только как самостоятельную единицу, но и как определенную ячейку, имеющую связи с другими, в колоде. Если для описания ситуации выпала, например, 3 кубков, то мы дополнительно понимаем, что так как тройка - это самое начало масти, то во-первых, ситуация может иметь большой потенциал впереди, а во-вторых, развитие этой ситуации можно предугадать не только в рамках масти кубков, но и в рамках нелинейных связей внутри колоды, которые вы устанавливали в упражнениях по написанию историй и составлению ассоциативных цепочек. Вы сможете увидеть позицию более объемно, отследить причинно-следственные связи даже там, где они кажутся неочевидными.