Оири Ката: другие произведения.

Упражнения для проработки колоды

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
Оценка: 7.66*16  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Только упражнения в одном месте, без схемы проработки


   Для слива яда и объяснения мне того, что я ничего не понимаю, есть почта: oiri.kata@yandex.ru - обращайтесь
  
   Задание N1: просмотр колоды.
   В колоде надо выбрать 5 "хороших" карт, которые нравятся, 5 "плохих" карт, которые сразу фу и нет. Дать описание, почему карты нравятся или не нравятся.
   Что это задание дает:
   Ученик просматривает ВСЕ карты осмысленно. Будете смеяться, но некоторые из тех, что уже отучились у бабыглаши, не могут по картинке из проработанной колоды определить номер и масть карты, равно как и не могут на память описать изображение определенной карты проработанной колоды. Это фу и позор, дамы и господа. В изображениях и нумерации ученик должен ориентироваться идеально.
   Ученик четко поляризует свои нравится/не нравится. Сопоставляя эти карты, обучающий может выявить личное отношение в трактовке. Если ученику не нравится 2 мечей, а нравится 8 жезлов, то есть большая вероятность, что все "стабильные" карты будут трактоваться в минус, а "активные" в плюс. Учитывая первую прикидку, можно сразу начать выправлять точку зрения ученика (на основании этого задания дается задание N4)
   Задание N2: кто я в этой колоде?
   Надо сосредоточиться и вытащить карту из колоды в ответ на этот вопрос. Также ученик должен написать, в чем похож на выпавшую карту, и в чем не похож. Карта-сигнификатор позволяет "поделить на себя" позитивные и негативные карты. Если сигнификатор 4 мечей, то 2 мечей в нелюбимых становится совершенно непреодолимой, а 8 жезлов в позитиве - внешним воздействием и событиями (люблю, когда меня несет в потоке), а не внутренней потребностью ученика.
   Задание N3: погружение в мир колоды.
   В этом задании от ученика требуется написать эссе на тему, освещенную в колоде (в 78 дверей - образ дверей и порогов, в манаре я даю тему границ публичного и интимного, в вампирах - тему бессмертия). В идеале все это должно быть дополнено подборкой картинок. Если ученики согласятся, выложу примеры подобных коллажей.
   Задание N4: исправление перекосов.
   В зависимости от того, что ученик навыбирал и наописывал в задании N1, а также от его сигнификатора в колоде, я даю задание на описание проявления позитивных карт в негативный момент жизни ученика и наоборот. Например, если ученику очень нравится 8 жезлов, я даю задание выбрать несколько моментов, в которые активное движение привело к провалу или проблемам. Для нелюбимой 2 мечей я прошу также подобрать ситуации, в которых ее проявление пошло на пользу и было выигрышным. Если тенденция не прослеживается явно или же описывает слишком болезненные на данный момент вопросы (тема одиночества, отсутствие самовыражения итд), то лучше не ковырять, т.к. толку от этого не будет. Просто принимаем к сведению.
   Задание N5: эссе о цветах.
   Обязательным пунктом проработки каждой карты является описание цветов. Для того, чтобы подготовиться к более сложному (сочетание цветов и формы), начинаем с простого - описание цвета в различных традициях (я беру геральдику, "запад" - золотую зарю, и любой восток - ближний, дальний, китай, япония - на выбор ученика).
   Обычно к проработке даю цвета радуги + белый + черный + коричневый + к каждому цвету идет изменение его значения, если он разбелен или зачернен.
   Что требуется в этом задании: подойти к анализу цвета творчески, получить финальное "итого" по цвету. Например, красный - это кровь, соответственно, характеризует все, с чем кровь связана. Приливы крови: ярость, стыд, гнев. Кипящую кровь: страсть, мужество. Пролитая кровь: опасность, угроза жизни. В разных традициях разное отношение к крови, отсюда и разные трактовки красного. Внимательно следите за расшатывании "шаблонов", вроде красный=любовь, зеленый=деньги. В Египте зеленый - цвет загнивания и умирания (ну еще бы - у них из зеленого только плесень в гробницах, все остальное - коричневый песок). Пусть ученик соотнесет цвет с тем, что является прообразом символа цвета (желый=солнце, оранжевый=огонь итд.), и приведет разные трактовки к общему знаменателю. Приводите как можно больше противоположных примеров. Желый=золото, достаток, но в то же время болезни (желтый флаг при карантине), в т.ч. душевные (желтый дом = психбольница), цвет разлуки и измены (на языке цветов). Чем больше противоположностей вы интегрируете, тем лучше.
   ВНИМАНИЕ: пока не получено удовлетворительное эссе по цветам (первые пару-тройку раз присылают выжимки из википедии без единой своей мысли), дальше идти бессмысленно. В идеале цветами надо бы позаниматься хотя бы месяц, но все настолько рвутся вперед, что обычно после пары-тройки хорошо разобранных цветов, я даю задания дальше.
   Задание N6: ассоциации и составление цепочек.
   Из колоды надо выбрать 10 карт, которые похожи друг на друга по какому-то признаку (общие элементы, продолжение одного действия в другой карте итд). Это подготовительный этап к чтению карт совместно и к чтению раскладов. Обращаем внимание на ассоциативный ряд ученика: если ряд визуальный, то больший упор надо в дальнейшем делать на логику, если ряд логически выверенный - на визуалку.
   Задание N7: докажи обратное.
   Обычно я его даю в процессе проработки карты, но в отдельных тяжелых случаях (для людей, у который черное всегда черное и не имеет оттенков, для учеников "с опытом" и уже скособоченными мозгами, а также для очень уверенных в своей правоте) выношу его отдельно. Выбираем любую карту из колоды и определяем "хорошо" она или "плохо" (пример: 10 кубков - свадьба, все счастливы, машут руками - "хорошо", а 5 мечей - победителей в войне нет, разруха - "плохо"). После получения подобного анализа просим доказать ученика, что карта означает диаметрально противоположное (10 кубков - составление одного целого из нескольких человек, никакой индивидуальности и распределенная ответственность - "плохо" для тех, кто привык отвечать только за себя и рисковать; 5 мечей - война закончена, впереди есть спокойная минутка - "хорошо" для тех, кто уже откровенно заебался воевать). Данное упражнение лечит всевозможное "чоооорная карта - будешь счастлииивой" и "башня - и пиздец тебе, грешник".
   Все подготовительные задания, кроме задания на цвета, обычно идут легко и весело. На что надо обратить внимание:
   Не столь важна правильность выполнения и трактовки, сколько умение думать. Можно составить отчеты размером с БСЭ, которые совершенно не содержат собственных мыслей, а можно в двух строках создать что-то свое.
   На первых этапах не надо давать подробного разбора заданий и ошибок, стоит давать лишь оценку работе в целом (хорошо или плохо). Это, во-первых, заставит ученика хотя бы прочитать, что он накопипастил, а во-вторых, позволит выработать структуру и логику анализа карт. Когда ученик таки найдет, где и что у него в отчете плохо, он уже сильно подрастет над собой.
  
  
   Упражнения для коррекции искажений в восприятии.
   У каждого из учеников есть свой "глюк", на котором его зацикливает настолько крепко, что весь прогресс останавливается. Раньше я прибегала к "перерыву" в обучении на 2-3 месяца, что было достаточно действенно. За это время в голове все укладывалось как следует, и дальше бывшая непреодолимая стена превращалась в маленькую кочку. Однако в последние два года я нашла несколько более эффективных способов выхода из ступора.
   Упражнение N1.
   Для ленивых. Рекомендовано всем на начальном этапе обучения, когда каждый ученик идеалом работы считает отрывок на тему "что вижу, то пою". Думать не хочет, работать над собой не хочет, на замечания сильно обижается. Этот заскок проявляется в двух противоположных плоскостях: простыни текста на свободную тему, к которым зачем-то присоединена карта, или описание карты своими словами (зеленое небо, синие муравьи, все хорошо).
   Вводим в лексикон два вопроса "и что?" для второго случая и "откуда это взялось?" для первого. Приучаем ученика к мысли, что за каждое написанное слово он должен будет отчитаться, а каждый тезис - обосновать. Пишет про синее небо и лягушечки - и что? И вот зачем ты это написал? Это простое описание и без сути. А что это значит? А зачем оно на этой карте? А как это связано со всем перечисленным далее?
   Пример: ученик пишет про то, что посмотрел на карту и заплакал, ибо она печальна, а в углу изображен кусочек земли, похожий на мертвого дятла, который символизирует смерть и боль и все умрут, и все это по 7 пентаклей. Вводим второй вопрос: "почему?" Почему ты решил, что все умрут? Да, дятел умер, но может, это на счастье? Как этот символ совмещается с другими? А почему ты так решил? Приведи похожие примеры? Прогнать по цепочке "почемучек" раз 5-7 до окончательнего выстраивания логической цепочки.
   Оба этих упражнения служат для тренировки линии "дом-который-построил-джек", описанной ранее.
   Упражнение N2.
   Для учеников с полным отсутствием гибкости мышления. Упражнение изобретено Катюсиком (elaguerde), за что передаю ей огромное спасибо.
   Каждая карта может иметь сотни две-три различных значений, а если говорить о сочетании карт, то число бесконечность не кажется таким уж преувеличением. Некоторые ученики, однако, всеми силами стремятся к "простым и элегантным" (МБК) трактовкам, и если в какой-то ситуации карта "отыграла" отлично, то во всех других раскладах ее будут читать точно так же и никак иначе. Особенно этим грешат те, кто из рун пришел в таро. Для развития гибкости мышления рекомендовано выполнять это упражнение хотя бы неделю-две ежедневно.
   Вытаскиваем карту из колоды и каждый день в течение 7 дней отмечаем следующие моменты:
      -- Каким образом карта проявилась в сегодняшнем дне? Какое событие можно хотя бы примерно притянуть к ее значению (первые пару дней на ее счет будет списываться одно и то же, но на 3-4 происходит сбой, и ученик таки выясняет, что можно применить и другое событие)
      -- Что делает человек на карте? Каждый день придумываем ему новое дело. ВАЖНО: другим должен быть ГЛАГОЛ. Вариант "сегодня он печатал монетки, а завтра печатает камушки" не подходит. Приемлемо "сегодня он печатал монетки, а завтра тренирует бицепсы".
   Упражнение N3.
   Для тех, кто "ничего не понимает". Бывают такие ученики, которые уходят в глухую несонанку "ничегонепонимания" и начинают по этому поводу истерить. Что конкретно они не понимают, сказать не могут, однако дальше написания названия карты в проработке дело не идет. Чтобы преодолеть это, беремся не за описание карт, а за сравнение. Выбираем из нескольких колод (нормальные колоды, а не красивые картинки с номерами) одну и ту же карту, выкладываем в ряд и сравниваем. Не важно, о чем эта карта (ничего же не понятно!), важно то, чем они друг от друга отличаются. На карте 1 - небо синее, на карте 2 красное, поэтому обстановка в карте 2 более напряженная, чем в карте 1. Таким образом, через сравнение ученик выходит уже на значение карты. ВАЖНО: не стоит давать это упражнение в начале проработок (в первые 2 месяца точно не стоит), т.к. у людей, чей алгоритм проработки еще не дошел до автоматизма, это упражнение вызывает неконтролируемый словесный понос, остановить который не представляется возможным.
   Упражнение N4.
   Для тех, кто только начинает прорабатывать расклады. В тренировке на знакомых или совсем незнакомых людях на самом первом этапе есть много подводных камней. Если со знакомыми велика вероятность включения "знания" поведения этого человека, и, как следствие, отсутствия грамотного анализа, то гадание незнакомым вызывает ступор и шок, искажающие результат и добавляющие еще больше страха перед дальнейшими прогнозами. Упражнение это я вычитала на каком-то форуме (вроде бы у Сумеречной): гадание на книжные сюжеты. Расклады можно тренировать разные, главное правильно выбрать книгу. Для всевозможного экшна и приключений хорошо подходит кельтский крест: раскладываете его перед каждой главой и смотрите потом, что и как отыгралось. Для тренировки чакрового расклада или других раскладов на личность хорошо подходят книги с множеством персонажей ("Игра престолов" Мартина, "Сага о Форсайтах" Голсуорси и т.д). Для тренировки вокзала для двоих хорошо идут пьесы чехова (не обязательно же раскладывать его на любовь, можно и просто на взаимодействие людей). Книжка должна быть нечитанной, надеюсь, понятно почему. Эта практика позволяет читать расклады уверенно и "набить руку" на вопросах с мгновенной обратной связью .
   Упражнение N5.
   Путь героя. Это упражнение хорошо проиллюстрировано в книге Банцхафа, поэтому подробно расписывать его не буду. Обычно я начитываю лекцию по основным принципам прохождения героя по СА, а потом прошу наложить на них любую историю из жизни. Для диагностики (особенно для "сложных" клиентов, у которых "болит" все подряд) можно идти от противного: попросить клиента рассказать свою историю, основываясь на изображениях СА, и посмотреть, каком этапе повествования заклинит и пойдет по второму кругу. Упражнение полезно всем, позволяет "приземлить" рассуждения о высоком значении великих арканов и начать спокойно гадать на "пойти в магазин за кефиром".
   Упражнение N6.
   Снятие максимальной информации с карты. Очень полезно для тех, кто окидывает печальным взглядом простыню расклада из 50 карт и говорит "ну все понятно", после чего их быстренько собирает. Это упражнение подготавливает к "послойному" толкованию расклада (когда одна и та же карта в одной и той же позиции читается по-разному в зависимости от направления чтения) - у Асгет в журнале можно увидеть прекрасный пример многослойного цыганского расклада. Суть упражнения в том, чтобы по одной карте развернуто ответить на все вопросы преподавателя. Вопросы задаются в рамках одной истории (любит ли меня вася? А как мы с ним познакомились? А за что он меня любит? А я его за что? И т.д. и т.п.) ВАЖНО: это тренировочный вариант. Не пытайтесь таким способом гадать на практике.
   Упражнение N7.
   Выявление новых закономерностей. Выберите в колоде карты по определенному признаку (например, карты с одним персонажем или карты с изображением воды), расположите их в порядке увеличения проявления этого признака (больше воды, больше эмоций у персонажа). Определите, какую историю рассказывают эти карты. Таким образом составьте 5-7 линеек в рамках одной колоды. Линейки в рамках одной масти или одного номера брать не надо. Это упражнение рекомендую как подготовительное к чтению раскладов. Оно позволяет начать воспринимать колоду как единое целое, а не как 78 разрозненных картинок.
   Упражнение N8.
   Образ колоды. Это и следующее упражнение рекомендуются людям со слабо развитой интуицией. Давать его в первый месяц обучения не стоит, т.к. может посыпаться бред сивой кобыли даже у, казалось бы, адекватных людей. Колоду перетасовать, положить в руки и представить, как она могла бы выглядеть, если бы была живым существом. Запомнить этот образ и в дальнейшем при возникновении проблем в гадании вызывать его в голове и разговаривать с "воображаемым другом". ВАЖНО: это упражнение только для законченных логиков и прагматиков, выполнять следует под присмотром кого-то адекватного. У творческих и стоящих одной ногой в астрале учеников вызывает полный бардак в голове и зверски убивает зачатки любого здравого смысла.
   Упражнение N9.
   Оно рекомендовано всем, но особенно - тонко чувствующим натурам В случае, когда в раскладе фигурирует несколько персонажей на одной карте, бывает сложно определить, какую роль играет клиент. Если расклад делается на несколько человек, то потеряться еще легче. Логики с проблемой справляются довольно легко, т.к. могут выстроить единственно верную цепочку прочтения, а вот у творческих личностей возникают проблемы.
   Представьте себе, что герой расклада стоит на вашей вытянутой ладони. Почувствуйте его тепло, вес и любые другие параметры. Дальше "спускаем" героя с ладони на карту и смотрим, в изображение какого героя на картинке приземлится клиент.
  
   Упражнение N10.
   Бесценно при проработке придворных карт. Почему-то я вижу с ними много проблем, хотя никак не пойму, чем они так отличаются от других. Упражнение называется "Когда (человек) - (карта)".
   Выбираете себе карту, например, пажа пентаклей (можно не придворную, вообще любую, включая СА), держите ее в голове, а дальше в течение дня для каждого встречного человека отвечаете себе на вопрос "Когда этот человек паж пентаклей?". Когда мой дедушка паж пентаклей? - когда я учу его пользоваться вацапом. Когда моя сестра паж пентаклей? - все время, что не в школе. Когда моя мама паж пентаклей? - когда идет работать менеджером начального звена. И так далее, и тому подобное.
   Следующий уровень: "Что в этой комнате паж пентаклей?" Переходите, как только вам становится все понятно с предыдущим этапом
  
   Какие упражнения я делать не рекомендую:
      -- Составление истории с помощью карт таро (как, например, в книге Итало Кальвино "Таверна скрестившихся судеб"). Упражнение полезно только для придания мистики и хотя бы малейшего смысла вываливаемым картам, но на деле оно ни интуицию не стимулирует, ни в развитии не помогает. Зато может вызвать неконтролируемые потоки бреда. Обратное же упражнение (когда карты уже выложены и из них надо составить историю) я настоятельно рекомендую - очень полезно.
      -- Структурная проработка оракульных колод. Я против классики в качестве первой колоды, но еще больше против попыток классической проработки оракулов. Безусловно, в рамках каждой масти есть свое развитие, равно как и схожесть карт разных мастей с одинаковым номером. Считаю, что ученику стоит прочитать это один раз на примере классики, понять и забыть, т.к. подобный способ мышления создает большой соблазн опереться "на костыли" значений и отрубить интуицию совсем. Для логиков упражнение может быть интересно, но все-таки слабо полезно в прикладной части.
  

Оценка: 7.66*16  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"