Окнер Ольга : другие произведения.

Уличный художник подстать рыболову!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Уличный художник подстать рыболову! И может даже выловить крест от сына Сальвадора Дали.


Уличный художник подстать рыболову и может даже выловить крест от сына Сальвадора Дали.

  
   Когда вы гуляли по Невскому, вас никогда не хватали за руки художники? Меня довольно часто, посему и прицениться успела: шарж обойдется вам от 50 до 80 рублей, а портрет потянет на все 200. Однако меня интересовали не столько цены, сколько сами эти странные люди, кто со всклоченной бородой, кто с нечесаными вихрами, а кто и очень даже приличного вида... И вот я решила на очередное "Девушка, давайте я вас нарисую!" ответить согласием. Моим уличным художником оказался Игорь Кириллов, которого ничуть не смутило мое наглое журналистское заявление: а давайте-ка я возьму у вас интервью.
   - Меня-то понятно, что заставило присесть на этот складной стульчик. А что же двигает остальными?
   - Прежде всего, люди хотят увидеть себя другими глазами и немного идеализированно, потому что восприятие их внешности художником неадекватно тому, какими они привыкли себя видеть. И человек должен быть готов к тому, что может увидеть совершенно не то, что хочет. И есть личности, которые при каждом удобном случае приходят на Невский, чтобы посмотреть, как в момент показа произведения, меняется лицо человека. Они впиваются в него взглядом, как вампиры, и получают, наверное, от этого какое-то наркотическое удовольствие.
   - Так людей, прежде всего, волнует сходство?
   - В основном, да, но чтобы увидеть себя документально похожим, нужно много времени: такой портрет создается за 10-20 часов, а не за сорок минут. Но есть такие заказчики, в основном это женщины, которых мало интересует сходство: нарисуйте меня красиво, пусть не очень похоже... И если художник действительно Художник с большой буквы, то он сможет утрировать преимущество какой-нибудь определенной черты в лице, и обыграть его светом, тоном, цветом...
   - А чем в основном пишут портреты?
   - Чаще всего работают соусом (коричневый, серый, черный), сепией, сангиной... А цветные портреты, для которых используется пастель, заказывают значительно реже. Выбор материала обычно доверяют художнику, но иногда заказчик просит черно-белый портрет или в теплых тонах. Недавно девушка заказала мне портрет в голубых тонах.
   - И кого труднее рисовать: женщин или мужчин?
   - Дело не в этом. Просто есть такие лица, когда очень сложно зацепиться за какие-то характерные черты, как-то акцентировать на этом внимание. Ведь что самое трудное в таком краткосрочном портрете - сделать отбор. Художнику не надо все перерисовывать, как учат в Академии, он отбирает наиболее характерные черты. И получается то, что наиболее важно в искусстве: минимум средств, максимум выразительности, то есть эффектный красивый портрет. И в нем присутствует не только красота, но и характер человека - смысл его взгляда, выражение лица в целом. Но, конечно, большинство художников волнует рисование именно женщин, потому что у мужчин костная основа явно выражена, а у женщин прикрыта неопределенной пластикой, и есть возможность для творчества.
   - А задам-ка я обывательский вопрос: как у вас это получается, рисовать-то?
   - Ко мне как-то подошли мальчишки и спросили то же самое. Ну как, провел-размазал, провел-размазал... Через некоторое время они вновь прибегают: Дяденька, вот размазывать получается, а проводить не очень. Этот жанр очень сложный и не каждый может за короткое время нарисовать так, чтобы людям понравилось, и они не пожалели ни о потраченном времени, ни о деньгах.
   - Значит, не каждому дано, даже профессиональному художнику?
   - Да, хотя бы судя по тому, что на протяжении десяти лет рисуют одни и те же ребята. Питер - многомиллионный город, где каждый год выпуск из Академии. Некоторые пытаются поработать, но их хватает лишь на пару дней, потому что они пытаются рисовать академические портреты, а это очень долго. А сейчас время деньги, и того и другого не хватает. Здесь каждый штрих продуман досконально, и только очень опытный человек может это сделать. А неопытный будет долго в поте лица что-то выводить, бороться за сходство... Такой портрет мало интересен - в нем видно слишком много трудов. А все должно быть эффектно и красиво!
Знаешь, я однажды в Севилье принял участие в фестивале уличных художников. Там оценивают оригинальность: бесстрастная публика считает, что данный художник (причем каждый рисует свою модель) сделал наиболее интересную работу по сравнению с другими. И к мнению публики прислушивается авторитетное жюри из знаменитых художников. Я вот получил первое место. Видишь крест - мне его вручил сын Сальвадора Дали, правда незаконнорожденный.
   - Это интересно, а поподробнее?
   - Его зовут Энрике Гарига, раньше он преподавал в Барселоне рисование, а теперь живет в небольшом городке недалеко от Севильи и рисует лишь от случая к случаю, а так собирает картины, которые в основном создаются в академиях.
   - Но вернемся к западным уличным художникам. В Праге я заметила, что их портреты сводятся к одному, двум штрихам.
   - Правильно, потому что они не знают, как нужно провести третий. Я вообще считаю, что в Севилье незаслуженно получил первое место, потому что у меня просто не было конкурентов - уровень западных уличных художников намного ниже нашего.
   - А уличному художнику нужно обязательно иметь профессиональное образование?
   - Чаще всего на Невский выходят с образованием, но есть и просто талантливые от природы. Быть может, с точки зрения грамотности построения они примитивно мыслят, но умеют сделать отбор. И люди тянутся к их творчеству, не задаваясь вопросом, есть у них образование или нет.
   - А как заполучить клиента?
   - Нужно уметь в два счета определить, стоит ли подходить к человеку или нет. Прежде всего художник смотрит, быстро ли человек идет... Если идет спокойно, то к нему подходят. Если человек бежит - "желтый-зеленый" - раздраженный, к такому бесполезно подходить. Нужно быть коммуникабельным, чтобы уговорить человека, да и поддерживать разговор во время работы. Есть люди, которые сидят невозмутимо, а для некоторых это пытка. Нужно считаться с этим и стараться быстрее сделать работу, а пока отвлекать заказчика разговорами, анекдотами... И много талантливых ребят не могут найти клиентов, потому что скромненько стоят за своими рекламами и не могут два слова связать - преподнести себя.
   - Вот мы плавно и подошли к рекламному портрету. Это ведь лицо художника, к его выбору ведь тщательно подходят?
   - Рекламный портрет прорисован от и до: он делается несколько дней и, как правило, с фотографии. И люди на это покупаются и ждут, что их также нарисуют. Но если их даже рисуют иначе, они про все это, как правило, забывают, очарованные тем, что их вообще нарисовали.
   - А если же нет, что тогда?
   - Мы сразу оговариваем: нравится - покупаете, не нравится - нет. И заказчик будет судить о портрете на равных с окружающими людьми, и с тем же художником, и заказчик может корректировать художника и попросить исправить что-нибудь. Человек, может быть, и не прав, но он хочет увидеть то, что хочет увидеть. Как говорится, заказчик не всегда прав, но он всегда заказчик. И в случае если портрет ему не понравится, он ничем не рискует. И некоторые садятся просто ради любопытства, а потом ищут деньги и через некоторое время выкупают портреты.
   - А если портрет очень понравится художнику, и тот не захочет его отдавать?
   - Бывают портреты, которые сделаны на одном дыхании. Чувствуешь, что такое тебе уже сложно повторить. Но приходится считаться с тем, что человек потратил время, доверился тебе... И как бы не было жалко, находишь в себе мужество отдать... Но встречаются не очень уравновешенные художники, которые действительно отказываются отдавать свою работу: извините, приходите в другой раз, а эту работу я вам не отдам.
   - А так, если честно, это ремесло прибыльное?
   - Наша работа похожа на рыбалку: не знаешь, сколько поймаешь... Как повезет.
   - И кто же "клюет"?
   - В основном приезжие. Для многих это оригинальный сувенир. Для кого-то сделать портрет - давнишняя мечта. Кому-то просто интересно, как я уже говорил, увидеть себя другими глазами.
   И я тоже увидела... Впечатления словесно не передаются, только лишь советы по хранению сего шедевра: в рамочку под стекло. Пастель под стеклом постепенно впитает в себя влагу и сама закрепляется, а уголь нужно обязательно закрепить хотя бы лаком для волос.

Излияния по поводу портрета соседствующих художников прервало появление молодого человека в форме: ну сколько можно повторять, чтобы вы шли рисовать на улицу (мы расположились в переходе станции "Невский проспект",в так называемой "трубе"). Чтобы через пять минут вас здесь не было
!
   - Ну вот, - сказал Игорь, собирая свой нехитрый скарб, - прошу отразить это в статье. Хотя что там... У художников с властью всегда были болезненные отношения. Власть не заинтересованы в том, чтобы люди были интеллектуально развиты, потому что стадом всегда легче управлять. Нам официально разрешено рисовать у собора св. Екатерины, но мы спускаемся в переход в плохую погоду. И тут менты: Мы ничего не знаем - нам дали указание, чтобы вы здесь не работали. Хоть вы и свободные художники, но вам отвели место, там и рисуйте.
  

Зима 2001 года, Невский проспект, Санкт-Петербург, Россия
для газеты "Профессия"

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"