Оленин Владимир Петрович : другие произведения.

Литература в школе и дома

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ И ДОМА

. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Может это вышло случайно, но я большой любитель такого вида искусств как художественная литература. Галька Прохорова - соседка по парте в начальных классах (в 1960 году) принесла мне однажды почитать две толстые книги. Одна из них оказалась "20 тысяч лье под водой" вот из этого собрания сочинений Жюль Верна0x01 graphic

Эта книга произвела на меня огромное впечатление и я записался в городскую детскую библиотеку на улице Кирова (в Новокузнецке).

А записался потому, что в те времена в магазинах книги Жюль Верна не продавали. Да и в библиотеке он редко встречался на абонементе. Приходилось читать его в читальном зале - небольшой комнате с высоким потолком. Абонемент посещал постоянно - там сердились если книги не сдашь через две недели. Дорога в библиотеку имела мостик с деревянным и кривым настилом в метре над водой. Весной из-за паводка мостик исчезал и дорога в библиотеку удлиннялась в три раза. Много чего читал в той библиотеке - стал начитанным.
Тот мир, что нарисовал Жюль Верн прочно и надолго захватил меня. Пришёлся мне по душе своей красотой и необычностью. Людьми там движут благородные цели, замыслы и благородные чувства - такие как дружба и взаимовыручка. В жизни так этого не хватает!...0x01 graphic




Второй яркий, необычный и интересный мир подарил мне своим вдохновенным творчеством Александр Беляев
.
0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic


А был ещё в те школьные годы и третий красивый, фантастический мир Ивана Антоновича Ефремова. Его проза была для меня очень авторитетной - принимал её полностью - возражений при чтении не возникало.
0x01 graphic
0x01 graphic


В последнем классе (1967год) открылись для меня, как сейчас говорят, миры Аркадия и Бориса Стругацких. Их книги читал и потом перечитывал всю жизнь. Когда обыденная жизнь надоедает - чтобы устроить праздник для души погружаюсь в миры братьев Стругацких. Если книгу перечитываешь, и при том не один раз - значит это литература очень высокого качества. Это хоть и субъективный, но надёжный и практичный критерий литературного шедевра. И таких произведений у братьев Стругацких не одно и не два - их около двух десятков!
0x01 graphic


Прекрасны их новеллы
0x01 graphic



0x01 graphic
0x01 graphic

А в это время, по другую сторону баррикад, происходило вот что:
1.В старших классах уроки литературы вела Валентина Петровна (далее в тексте В.П.) - миниатюрная, с сильным и уверенным характером дама. Соответственно и работу свою любила безоглядно - можно сказать фанатично. Например, того, что в основе преподавания лежит гнилой принцип социалистического реализма не замечала. Не замечала, потому что, вероятно, была коммунисткой - занимала должность завуча старших классов. Имела свой кабинет на первом этаже который делила с завучем младших классов Сафошкиным Владимиром Анатольевичем - мужчиной с почти квадратной фигурой, о котором ходили слухи, что в школу он перешёл из НКВД.

2.Изучение книги Н.Островского "Как закалялась сталь" проходило у нас на высокой пафосной ноте. В.П. несомненно искренне верила, что Павка Корчагин герой с которого следует брать пример а не горемыка. Что стало с этим пафосом через 50 лет? Кто такой Н. Островский с его Павкой? Образец для подражания? Или он лох которого образцово показательно кинули? Поясняю мысль: были три товарища по партии - Н.Островский (с его лирическим героем Павкой), Б.Ельцин, М.Горбачев - три строителя коммунизма. И два последних наглядно и убедительно предали первого. Несчастный человек которого надо жалеть - а В.П. восхищалась им (и приглашала нас восхищаться).
3.На такой же пафосной ноте проходили мы и поэму "Евгений Онегин". Очень уж энергично В.П. убеждала нас в том, что эта поэма нечто очень большое красивое и существенное. До сих пор вспоминаю поэму с неприязнью и даже с некоторым ужасом. Ну да - Пушкин любил сочинять стихи, и это у него хорошо получалось. Да - талант! Но "Евгений Онегин" не более чем сказка среди других сказок Пушкина, например, сказка о царе Салтане. Герои в Евгении Онегине - сказочные герои - сказочно далёкие от той реальности в которой жил я. А вот стихи из сказки Руслан и Людмила - это да!. По моему это самые красивы стихи в мире: у Лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и день и ночь там кот учёный всё ходит по цепи кругом...
4.Стремясь привить любовь к поэме "Евгений Онегин" В.П. дополнительно к программе задала на дом учить наизусть кусочек этой поэмы - не очень большой, но и не маленький. Проверяла исполнение не на уроке литературы и не выборочно, а поголовно у всего класса и в своём кабинете. В кабинет весь класс, конечно, не влазил и В.П. водила нас в него группами. В моей группе была и отличница Танька Байдикова. Домашнее задание Танька выучила твёрдо: декламировала громко, без запинок, с большим чувством и В.П. тоже громко и с большим чувством говорит ей: спасибо!... Порадовала Танька свою учительницу.
5. Помнится ещё один случай на эту тему. Проходим письмо Татьяны Онегину. В.П. проверяет домашнее задание - выучить наизусть это письмо. Вызывает Наташку Рыбкину - рыжую тихую ученицу. О таких сейчас говорят: тёлка. Во время урока всегда идёт небольшой шум - всё таки в классе около 40 человек. И вот Рыбкина встаёт и своим тихим неуверенным голоском начинает: я к вам пишу- чего же боле? что я могу ещё сказать?... и так это у неё проникновенно и хорошо получилось, что весь класс замер и воцарилась абсолютная тишина...Концовку письма Наташка выучила не твёрдо, стала путаться в рифмах и смазала впечатление.
6.Точно не помню "Тихий дон" мы, кажется, проходили. Этот герой Мелехов - тоже мне - образец для подражания - дурак- дураком. А был бы он умным - не стал бы героем книги - о нём бы нечего было написать Шолохову. А "Поднята целина" мы точно проходили. Там три дурака учат жить людей по новому. Сами все трое - заметьте - бездетные. Нагульнов вообще припадочный. Что они понимают в жизни? Каков их жизненный опыт? Первая мировая война, потом гражданская война. К этой категории людей можно отнести и Гитлера. Он тоже получил воспитание в окопах первой мировой войны и тоже учил людей жить по новому. Дома есть книга "Поднятая целина". Вся нашпигована закладками тех страниц где описан Щукарь. Яркий и интересный персонаж. С удовольствием иногда перечитываю те страницы.
7.Много проходили М.Горького. Согласен - при советской власти он деградировал. Не хватило сил сопротивляться ей. Жизнь вообще штука бессмысленная - этот железный факт разрушает идеалы человеколюбия. Не всем до конца жизни хватает сил сохранить эти идеалы. На мой взгляд Горький полноценный и большой писатель, создавший несколько шедевров мировой литературы, например, "Страсти мордасти". Великолепны и зарисовки той России в которой ему пришлось жить в молодости. Я ему благодарен. Цитата: - Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и всё!
8.Всё что надо было сказать школьнику Лев Толстой сказал в своём романе "Война и мир". Кое-что хорошо повторил в романе "Анна Каренина". А "Воскресение" у него совсем не получилось. Эту книгу вообще не надо было издавать, а не то, что проходить в школе. В зрелые годы решил разобраться: может я в школе чего не понял? Пробовал перечитать - не смог - мура.
9.На уроках истории СССР выдавали нам больше вранья. Но враньё на уроках литературы сильнее цепляло за душу - было более токсичным. Сейчас я бы писал для Валентины Петровны (В.П.в тексте) большие и красивые сочинения. А в те времена (середина 60х) чётко сформулированных мыслей о литературных произведениях у меня не было. Было смутное недоверие и недовольство уроками литературы - как, впрочем, и другими уроками. Это потом - со временем - возникнет и укрепится в голове мысль, что школьные годы чудесные... Но уроки ведь были противной и тяжелой обязанностью. Учёба доставляла много неприятных переживаний. Интересными уроками для меня - о которых вспоминаю всегда с благодарностью - были ботаника Надежды Михайловны и география Екатерины Васильевны.
ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА Директор школы Дмитрий Петрович
0x01 graphic
0x01 graphic

ПОСЛЕ ШКОЛЫ

После школы у меня состоялись крупные открытия в классической литературе.
0x01 graphic


0x01 graphic


У Хемингуэя больше всего понравилась "Фиеста"; у Ремарка - "Три товарища" и "Черный обелиск"; у Бунина - "Далёкое" и "В поле". Состоялись не только открытия, но и "закрытия". Отец подписался на Библиотеку всемирной литературы, и я несколько лет ходил в магазин подписных изданий - выкупал эти 200 томов.

0x01 graphic



Конечно, я их пытался читать - две трети из 200 томов меня не заинтересовали. Например, Бальзак не понравился, ну и многие другие.

После школы постепенно открыл для себя жанр литературы: мемуары о путешествиях. Этот жанр и содержателен и полезен. Он интересен описанием мира в котором мы живём. Он очень разнообразен. Школьная программа, озабоченная социалистическим реализмом, его как то не коснулась (как и жанра фантастики). Нобелевский комитет по литературным премиям эти жанры тоже не замечает. Впрочем, не следует преувеличивать авторитет этого комитета. Не следует принимать всерьёз и литературоведов, которые пытаются своё личное мнение представить как абсолютную истину. Объективных критериев качества художественной литературы не существует - поэтому следует опираться на своё впечатление.
Приглашаю вспомнить замечательные литературные произведения из жанра мемуары о путешествиях:
0x01 graphic


0x01 graphic


0x01 graphic


0x01 graphic


0x01 graphic


0x01 graphic


0x01 graphic


Жанры детектив и роман про любовь слабо интересовали - поэтому не упомянуты. Например: детектив - это когда первый человек (преступник) нагадил второму человеку (жертве), а третий человек под названием сыщик пытается нагадить первому, который нагадил второму. Можно понять не желание читать про это.

ЭССЕ
Среди обширного и пёстрого множества литературных произведений выделю, с чувством почтения и благодарности, малую их группу. Пройдя до конца путь к совершенству своей манеры изложения и создав литературный шедевр автор упирается в вывод: жизнь прекрасна и безсмылена.

Лев Толстой КАЗАКИ
Проспер Мериме КАРМЕН
Василий Шукшин ВЕРУЮ
Константин Паустовский КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ
Иван Бунин ДАЛЁКОЕ, ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО, ЧАША ЖИЗНИ, В ПОЛЕ...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"