Олорэ : другие произведения.

Нарисованное счастье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано для МОСК

Рецензия Олорэ aka Olortukine

  
( в тексте были использованы цитаты из "Некромерона" Виктории и Олега Угрюмовых )
  
  Мыслей в его лобастой голове роилось великое множество, но приятных среди них пока не наблюдалось.
  Признаюсь честно, начинала писать о трилогии в самом прескверном настроении и первые черновые наброски представляли собой "Полный перечень недостатков и технических конфузов пейсателя". Это я поясняю еще и по причине того, что лично для меня все книги Лукьяненко разделяются на две категории: "до" и "после", где в роли своеобразного пограничного столба выступает "Спектр". Большинство книг, попадающее в категорию "до" являются если не шедеврами, то вполне достойными произведениями. Далее - сплошная коммерция. Одно время я еще надеялась на лучшее, но каждая новая книга все более немилосердно возвращала к реальности, представляя собой классический пример писанины ради гонорара. Без души.
  По поводу столь категоричного заявления можно спорить до бесконечности. Но в итоге автор пишет ради читателя - то есть ради нас с вами. Значит, мы имеем полное право заявить о своих впечатлениях от прочитанного, выразить восторг или разочарование.
  
  Верить стоит только в невероятное. Остальное и так само собой разумеется.
  Жильбер Сесброн
  Мне сейчас за тридцать и можно начинать с ностальгией вздыхать о "старых добрых временах", когда в сети еще жила романтика. А это значит, что я еще застала Фидо, DOOM, модемные соединения, самодельные демки на асме , программу-заставку "Калейдоскоп", дискеты и мечты о новом "железе", чьи характеристики сейчас способны вызывать смех и искреннее недоумение у нового поколения ( "Три мегабайта и все забиты под завязку"), фильмы "Сеть", "Хакеры", на которые нынче без улыбки не взглянешь. И все это - малоинтересно тем, кто этого не застал.
  Сейчас трилогия уже не вызывает такого восторга, как при первом прочтении. Так ведь и читала я ее не раз и не два. А тогда книга практически сводила с ума, заставляя поверить что Глубина есть. Реальность тесно переплелась с виртуальностью, заставив почти всерьез сомневаться что более вымышлено. Тогда мне казалось, что книга для меня и обо мне и постепенно приходило осознание ужасной мысли, что уже не уверена, кем могла бы стать: дайвером или еще одним обитателем Диптауна. Как студент факультета вычислительной техники, я не могла не заметить кое-каких неточностей и ошибок. Но геймер со стажем, надежно обосновавшийся в подсознании, до сих пор вопит от восторга при каждом прочтении. И я все также мучаюсь вопросом: смог Лукьяненко самостоятельно так безошибочно угадать развитие on-line игр (в том числе и переход от одиночной к командной игре) или эта идея уже настолько явно витала в воздухе, что он без особого труда лишь точно передал это общее ощущение?
  
  Надо отдать автору должное - сюжет выдержан довольно точно, повествование логично и не изобилует ненужными подробностями. Но четко (именно четко) выраженной идеи в трилогии нет, каждый трансформирует ее под себя и собственное мировоззрение. Есть лишь размышления на множество тем, а основная мысль выглядит эдаким неясным расплывчатым сгустком, словно маска Дибенко.
  Это не киберпанк, как можно было бы подумать. И тема "бога из машины" отнюдь не нова. Трилогия о нас. Людях, живущих в сети, в глубине. Идея "Лабиринта" отнюдь не оригинальна. На подобные темы до Лукьяненко уже писали такие мэтры жанра, как Гибсон, Стерлинг, Шелли, Суэнвик. Да и "Матрица", снятая братьями Вачовски добавила свои "пять копеек" в общую копилку. На их фоне "Лабиринт" может сперва показаться мемуарами игрока, предающимся сладостным грезам о былом. Но это совсем другая книга, она в первую очередь о человеческих чувствах. Красивая сетевая легенда, одновременно завораживающая и пугающая.
  
  Все начинается с того, что случайно была написана небольшая программка, действующая на подсознание и позволяющая упростить вход в виртуальность. Deep.... и человеческий мозг сам создает из плоской, примитивной картинки живой, осязаемый мир, начинает воспринимать его как единственно реальный. Краски, запахи, вкус, шелест ветра, дождь. То, что мы до сих про не в силах ощутить, несмотря на значительный технический прогресс.
  В этот самый момент появилась Глубина и люди сделали свой первый шаг в неизвестность. Но трагедия в том, что они оказались к ней не готовы. По собственному желанию из нее не выплыть, слишком уж старательно мозг "додумывает" нарисованный мир, принимая его за настоящий. И если таймер не включен, то надежда лишь на дайверов - людей, обладающих способностью воспринимать Глубину как реальный мир, не забывая при этом, что они в виртуальности.
  Диптаун завораживает и манит. Настоящий рай, он рядом, надо только протянуть руку к клавиатуре и набрать короткую команду. Здесь нет различий между стариками и детьми. Не важен пол. Ведь можно стать кем угодно всего лишь сменив личину и получить то, что в реальной жизни недоступно. Сегодня ты король, завтра - наемник, послезавтра - маг. И так до бесконечности. Большинство жителей Диптауна в реальности - ущербные люди, которые не смогли найти себя и потому ищут забвения в виртуальном мире, а жизнь дайвера Леонида - это своеобразный пример того, как они бегут туда от своих проблем.
  В книге экшн перемежается романтическими сценами виртуальной любви. Согласитесь, подобное сочетание не часто встречается. Были и моменты когда невозможно оторваться, например, когда ГГ начинает проходить уровни виртуальной игры Лабиринт Смерти, но "Сверх сила" Леонида и непонятное происхождение Неудачника смазали концовку.
  
  Настоящий враг тебя не покинет.
  Станислав Ежи Лец
  По сравнению с первой, вторая часть трилогии более легковесная, но при этом динамичнее. Своеобразный коктейль из виртуального боевика и детектива. В то же время она жестче, писсемистичней. Детство закончилось, пришла пора взросления. Разбиты розовые очки. В сети поселились коммерция и расчет, а романтика тихо доживает последние дни. Вот уже произошло первое убийство в глубине. Игра перестает быть игрой. Это - реквием по наивной детской мечте, не выдержавшей столкновения со всем тем, что человечество долгое время прятало от посторонних глаз в самых темных уголках души. На смену таинственному Неудачнику приходит Император - искусственный интеллект, осознавший себя как личность, пытающийся понять - как это, быть человеком. И еще один момент - Темный Дайвер. Наш настоящий, верный и самый страшный враг всегда рядом. Это мы сами, наше второе "я". От него нельзя отказаться, иначе мы перестанем быть собой, потеряв часть души. Но и слепое потакание его устремлениям делает слабее.
  
  Надежды - это обручи, которые не дают лопнуть сердцу.
  Томас Фуллер
  Третья часть первоначально сильного впечатления не произвела. Она показалась больше похожей на фанфик. Хотя история с пазлом и оживленная лисичка просто потрясли. Прочитав "Витражи" еще раз, я вдруг с удивлением обнаружила, что ошибалась. А еще два финала. Здравствуй, мой милый и такой знакомый дип-психоз. Глубина не отпустит без жертвы, она потребует замену и обязательно ее получит. По сути, "Диптаун" - дилогия. Третья часть является тем самым последним кусочком пазла "прозрачным с тремя выступами, вовсе не главным", который все расставит по местам.
  
  Что я могу сказать о действующих лицах. Злодеи тут порой бывают слишком карикатурны. Создается впечатление, что все силы ушли на создание главных героев, образы которых прописаны без излишних подробностей, но настолько яркие, что поневоле веришь в их реальность. Леонид, Маньяк, Падла, Зуко, Роман, Чингиз, Вика... Даже Дибенко и Кепочка - верится, что у них существуют реальные прототипы. Да и среди моих знакомых, старых и новых, есть такие.
  Не буду перечислять всех полюбившихся персонажей. Они достойны стать вечным упреком и ночным кошмаром для расплодившихся графоманов.
  
  Каждый миф есть одна из версий правды.
  Марго Атвуд
  Человечество подсело на чудовищный наркотик. И имя ему - Интернет. Как любой наркотик или яд, он может принести пользу либо навредить, а то и убить. Дело в дозе.
  Когда-то описываемый мир казался необычным, сейчас стал пугающе реален и узнаваем. Он пророс в нашу с вами жизнь, пуская корни все глубже. Нам осталось сделать последний шаг и уйти в глубину. Что мы выберем? Безграничные возможности сети, сулящие новые перспективы, возможности и соблазны или же реальность. Порой унылую, безысходную и однообразную.
  
  Написаны все книги нормальным русским языком. Без корявых фраз образца выходцев с СИ, без ненормативной лексики, чернухи и уличного жаргона. Далеко не "простецкий". Да и юмор совсем не плох. "Упокой, Господи, душу честного хакера", или же "курящие эльфы - зрелище не для слабонервных. Кажется, что он помрет после первой же затяжки, наглядно иллюстрируя вред никотина... Черт!", "Гиннес" в потрепанной канистре - было и у нас такое, и не даёт мне покоя жутко неприличный пароль Падлы, продиктованный Пату по телефону (хотя примеры, быть может и не самые удачные). А за памятник Последнему Спамеру низкий поклон автору от меня лично. Недостижимая мечта миллионов.
  
  Все основные недостатки трилогии относятся, в основном, к описаниям "железа". Как, пардон, вы представляете стирку костюма, напичканного электроникой, в стиральной машинке? Несколько минут стирки (а если еще и отжим по ошибке включить) и прощай чудо техники. А работа таймера? Вы верите, что "винда" смогла бы проработать столь долгое время (до полного истощения организма) обрабатывая большие объемы данных и не зависнуть, не дать сбой? И стоило ли конкретизировать характеристики компьютеров? Ведь прогресс в этой области идет семимильными шагами и то, что вчера казалось верхом совершенства, завтра будет вызывать снисходительную улыбку.
  
  Окончание первой части вызывает некоторое недоумение. Спасенный из лабиринта Неудачник. Кто же он на самом деле? Зачем и откуда пришел в наш мир, куда ведет его дальнейший путь? И стоило ли его спасать, прилагая колоссальные усилия? Придем ли мы однажды к подобному одиночеству или уже бежим от него в сеть? Однако в целом оно вполне ожидаемое, как всегда у Лукьяненко.
  Во второй части порадовала сцена с Императором. Когда Глубина осознает себя? И кем станет? Чему мы сможем ее научить - жестокости и агрессии или все же состраданию? Она еще так молода, а детство - это счастливое, беззаботное время, когда ничего не боятся и не отягощены злобностью, стереотипами и недоверием
  И все ли можно отдать за власть? Не важно, какую именно - реальную, или власть над умами. Причем последний вариант наиболее страшен.
  Финал третей части остается открытым. Такое окончание вполне уместно и логично. Вам выбирать, Но. "У каждой настоящей сказки должен быть счастливый финал. Это обязательно грустный финал". Ганс Христиан Андерсен. И каким бы воображением не обладал человек, все это меркнет рядом с жестокими реалиями мира.
  
  Лабиринт - место, где каждый может себе выбрать тупик по душе.
  Ю. Базылев
  "Глубина, глубина, я не твой...". Можно бесконечно повторять эту фразу, словно заклинание. Бесполезно. Она уже заключила нас в свои объятья, отравила разум и забрала кусочек души. Навсегда. Каждый день она заглядывает нам в глаза, пробуя на крепость, искушая. В сети уже живут люди. Сайты знакомств, одноклассников, игровые - все они подменяют действительность и вербуют в свои ряды все новых и новых адептов. Уже есть свой бог и дьявол. Мы выплеснули в виртуальность все зло и пороки реального мира. Может, пора остановиться и сделать попытку принести туда хоть чуточку добра? Глубина остается порождением человеческого сознания, измененного программой. Настоящий лабиринт находится внутри нас самих. Сеть дает возможность каждый раз начать все заново, создать новую личность, примерить новый образ. Но в один прекрасный момент человек может потерять самого себя. Созданная маска намертво прирастает, стирая или до неузнаваемости уродуя тебя настоящего, надежно пряча сознание в череде бесчисленных отражений. А в каждом лабиринте обязательно обитает свой Минотавр, и не всегда рядом оказывается Ариадна со спасительным клубком.
  
  Ностальгия - это желание вернуть то, чего мы никогда не имели.
   Итог: плашка "ХОРОШЕЕ ЧТИВО". До звания шедевра не дотягивает. Не стоит даже пытаться искать сверх идею там, где ее нет и никогда не было. Трилогия неплохая, оставляющая след в душе. С хорошим сюжетом и героями, но так и не сумевшая стать откровением. Она осталась сказкой, добротно и профессионально сделанным продуктом, не дотянув до лучшей плашки совсем немного. Что явилось причиной - не знаю, да и не вижу особого смысла гадать. Но все же я твердо уверена в том, что это одно из произведений Лукьяненко, которое действительно надо прочесть.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"