Аббат Д Эрбле : другие произведения.

Неоязычество - одна из главных угроз 21 века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Духовно-просветительский журнал "ДРЕВО", г. Самара.


   Неоязычество - одна из главных угроз XXI века.
  
   На открытии Архиерейского собора 2004 года святейший Алексий II, патриарх Московский и всея Руси, в своём обращении к архипастырям назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века. Что же такое неоязычество, кто такие неоязычники и правда ли, что вера наших далёких героических предков вернулась из небытия, чтобы вновь завоевать сердца и умы наших современников? Исчерпывающе ответить на эти вопросы невозможно в рамках короткой статьи, но мы попытаемся поразмышлять над ними, а для этого необходимо заглянуть в прошлое.
   "Historia - magistra vitae", - заметил некогда римский мыслитель Марк Туллий Цицерон: "История - учитель жизни". И действительно, изучая историю, можно учиться на ошибках прошлого, прогнозировать последствия тех или иных событий, вдохновляться героическими подвигами наших предков на новые свершения. Напротив, народ, не знающий своего прошлого, обречён снова и снова делать одни и те же ошибки, - как верно отметил американский философ Дж. Сантаяна. Но, чтобы знать прошлое, необходимо уметь читать, сравнивать, анализировать, проверять источники, а это довольно трудоёмкий процесс: сотни грамот и летописей, поучений и хронографов, свидетельств иностранных дипломатов, купцов и миссионеров, не говоря уже о серьёзных и, зачастую скучных, монографиях учёных историков с мировыми именами. Не у каждого из нас на такую работу хватит сил и мотивации. Ведь вдохновляться можно не только героями прошлого, но и героями никогда, кроме как в чьей-то фантазии, не существовавшими. И Бетмен со Спайдерменом тому яркий пример.
   Интерес к родной истории появился в нашем Отечестве давно. В одном из первых произведений древнерусской литературы, написанном в первой половине XI века, "Слове о законе и благодати", автор, митрополит Киевский Иларион, особое внимание уделяет истории не только Евангельской, но и земли Русской. В начале XII века преподобный Нестор Летописец пишет "Повесть временных лет", размышляя "откуда есть пошла Руская земля". И едва ли не каждый из древнерусских хронистов пытается заглянуть и в дохристианское прошлое, вспоминая языческих богов и духов, легенды и традиции с ними связанные. Из-за отсутствия собственной письменности* жрецы восточнославянских народов не оставили сборников гимнов, восхваляющих своих божеств, сложных космогоний и мифологий как это было у древних народов Египта или Греции, поэтому христианским летописцам даже в Домонгольский период в большей степени приходилось скорее реконструировать языческие верования, нежели фиксировать живую традицию. Что же говорить о Новом и Новейшем времени?
   Впрочем, в реконструкции дохристианских верований в условиях острого дефицита фактического материала нет ничего постыдного, если эта реконструкция не преследует иных целей кроме научных. Так мы видим во II томе "Истории" Геродота Галикарнасского (484-425 гг. до Р.Х.) попытку осмыслить древнюю религию Египта, или в "Церковной истории народа англов" св. прп. Беды Достопочтенного (672-735 гг.) размышления о христианской Пасхе и Остаре (Эостре), древнегерманском празднике весны.
   Огромный интерес к дохристианской религии восточных славян появляется среди российской интеллигенции и аристократии в XIX веке. Это было вызвано патриотическим запросом, увы, окрашенным во вполне эпигонические цвета: Хотим как в Просвещённой Европе! У них Юпитер, Марс и прочие Юноны и Дианы, требуем и нам таких же. Но у нас таких же не было. Этнографы и фольклористы объезжали сёла и хутора, собирая упоминания о древних богах и духах, пронесённые через тысячу лет крещённым, но непросвещённым народом*, историки изучали ветхие манускрипты, но мифов, гимнов и описания культа наиболее важных божеств, как в просвещённой Европе, найти не сумели. И пришли сказочники. Мастера фантазий. Для интеллигенции и аристократии XIX века этого было достаточно. Строить капища Перуну-громовержцу и приносить жертвы Велесу-скотьему богу никто не стал, в моде были другие, европейские забавы: медиумизм, спиритизм, столоверчение.
   Новый всплеск интереса к дохристианским верованиям произошёл в среде русской эмиграции. Тоскуя по потерянной Родине, многие офицеры царской армии и бывшие аристократы, профессора и студенты устремились к самому родному - к Святому Православию. Буквально голодая, они последнюю монету отдавали на строительство церквей в Тунисе, Франции, Китае и Латинской Америке, куда забросило их Провидение. Но были среди эмигрантов и те, кто искал утешение не в Боге, а в удивительных историях о глубочайшей древности, когда легендарные герои, дети богов, совершали подвиги, достойные песен Гомера и Гесиода. Тогда как на Родине серьёзные учёные - Б. А. Рыбаков, В. В. Иванов, В. Н. Топоров, Д. К. Зеленин - изучали немногочисленные артефакты и фольклор, далеко за её приделами рождалась грандиозная фальшивка, соблазнившая тысячи искренних, ищущих людей, но, увы, не имеющих достаточных навыков, чтобы разоблачить довольно посредственную в лингвистическом плане подделку. "Велесова книга" - ВЛЕСКНИГО, или "Дощьки Изенбека".
   Наиболее вероятным автором "самой древней" и авторитетной для неоязычников книги, описывающих историю и мифологию восточных славян, был Юрий Петрович Миролюбов (1892-1970 гг). Сын священника, впоследствии расстрелянного в застенках ЧК в Киеве, обучавшийся в духовном училище и Варшавском медицинском университете, начал писать в эмиграции повести и рассказы по мотивам сказок, услышанных им в детстве от девяностолетней прабабушки. При жизни Миролюбов не смог опубликовать ничего из своих многочисленных книг. Только "Велесову книгу", якобы найденную полковником Ф. А. Изенбеком во время отступления Добровольческой армии в 1919 году и переданную Юрию Петровичу в 1925 году уже в эмиграции, в Бельгии. Правда, историю эту Миролюбов вспомнил только в 1952 году, и через несколько лет опубликовал в США пространный текст, у специалистов - историков и лингвистов - не вызывающий сомнений относительно его древности. Академик РАН Андрей Анатольевич Зализняк (род. 1935 г.), доктор филологических наук и крупнейший специалист по новгородским берестяным грамотам, убедительно доказал, что язык "Велесовой книги" не является древнерусским, а автор-фальсификатор даже не потрудился ознакомиться с грамматическим строем древних славянских языков, закономерностями построения правильных осмысленных речевых отрезков, сравнительной лингвистикой.
   Однако, как мы уже заметили, изучение истории и, тем более, теоретической лингвистики - дело сложное и не всем доступное, поэтому и среди русской эмиграции второй волны, и среди наших современников в Отечестве, книги, подобные ВЛЕСКНИГО, находили отклик в сердцах. В конце 80-х и 90-е годы один за другим появляются "древние" сакральные тексты, хранившиеся тысячу лет у потомственных русских волхвов, зачастую имеющих еврейские фамилии, справку о прохождении продолжительного лечения в психиатрической больнице или наполненное поиском особой духовности в сатанинских, неоориентальных и оккультных сектах прошлое.
   Не подлинное восточнославянское язычество, о котором мы практически ничего не знаем, даже не научная реконструкция того древнего язычества, основанная на довольно слабой фактической базе, но авторские фантазии на тему народных сказок предлагаются неприхотливому потребителю как древнейшая религиозная традиция некогда величайшего народа. Народа победившего Китайского дракона, одомашнившего мамонта и построившего летучие корабли... однако, позволившего уничтожить абсолютно все свои капища с истуканами, библиотеки с мудрыми книгами, аэродромы с вайтманами христианским проповедникам, пришедшим с вестью о воскресшем Спасителе.
   Есть ли в подлинной истории нашего Отечества подвиги и герои, которыми можно гордиться, на которых можно равняться? Множество! Почему же некоторые погружаются в мутные воды неубедительных фантазий в поисках сомнительного повода для гордости? Кроме невежества могу предположить ещё лишь одну причину. Лютая ненависть к христианству. Ведь по-настоящему великие победы и завоевания свершены героями, в чьих сердцах горела лампадка веры во Иисуса Христа. Святые великие князья Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, выдающиеся мыслители святители Иларион Киевский и Кирилл Туровский, великие и бесстрашные полководцы Александр Невский, Димитрий Донской и Феодор Ушаков, великие просветители, понёсшие веру Христову даже до края земли Герман Аляскинский и Николай Японский, великие женщины удивительной внутренней силы святая великая княгиня Киевская Ольга и Анна (до крещения Ингигерда), княгиня Новгородская - герои, которым хочется подражать, тысяча лет великой истории, которой не грех и гордиться.
   В завершении хотел бы задаться таким вопросом, а не преувеличил ли святейший патриарх Алексий II, назвав неоязычество - чудачества в чистом поле с куклой Ярилы, прыжками через костёр и игры в потешную лингвистику, - "одной из главных угроз XXI века"? Думаю, ответ на этот непростой вопрос можно попытаться найти в словах, приписываемых выдающемуся манипулятору, пропагандисту и нацистскому преступнику, доктору философии Йозефу Геббельсу: "Отними у народа историю - и через поколение он превратится в толпу, а ещё через поколение им можно будет управлять как стадом".
   Что ж, Господь никого не понуждает к вере, Он стоит у дверей сердца и стучит, и если кто услышит голос Его и отворит дверь, Он войдёт в жизнь этого человека и преобразит её (см. Откр. 3:20). О тех же, кто избирает для себя туман чьих-то фантазий, а не познание Истины, можно только молиться: "Отступивших от православной веры и погибельными ересями ослеплённых светом Твоего познания просвети и к Святой Твоей Апостольской Соборной Церкви причти".
  
   ------
   *Согласно свидетельству Черноризца Храбра (трактат "О письменах", начало X века), славяне письменности не имели, а "черты и резы" использовались для счёта и гаданий, а не для записей. Пока не найдут и не задокументируют хотя бы один письменный источник говорить о дохристианской письменной традиции невозможно.
   *По мнению архиепископа Макария (Булгакова), автора многотомной "Истории русской церкви", многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли обряды Святой Церкви, но сохраняли обычаи и верования языческих предков

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"