Q-15 работал в провинциальном институте курьером, уборщиком, грузчиком, дворником и ночным сторожем, на всякий случай дублируя охранную систему. Собственно, Пятнадцатого и собрали на испытательном стенде этого института. Предыдущие четырнадцать оказались неудачными, но от модели к модели сборщики и установщики ПО набирались опыта, в итоге пятнадцатый андроид был признан соответствующим требованиям. Пашка Соколов, молодой начальник ВЦ, потирал руки и объявил бета-тестирование. Поскольку Соколов обладал в известной степени юмором, Пятнадцатого обрядили в синий комбинезон из ультраткани с эмблемой института и вышитой надписью "Q-15. Курьер" на груди.
Как выяснилось, Пятнадцатого лучше всего было использовать в режиме "подай-принеси", и директор окончательно свалил на него курьерские обязанности. Отправить и принять ценную корреспонденцию, сходить по делам бухгалтерии, если вопросы не решались по телефону, отнести и принести приборы с экспериментального завода и обратно - этим Пятнадцатый и занимался, на большее его ПО не хватало. За два с половиной года к андроиду привыкли, а одна из его программ, разработанная лично Соколовым, позволяла Пятнадцатому воспроизводить любую подпись от директора до начальника метрического отдела. На это дело смотрели сквозь пальцы, понимая, что на подлог у робота не хватит искусственного интеллекта, да и незачем ему это делать.
Если бы андроид умел мыслить категориями "нравится - не нравится", то сказал бы, что ему нравится дорога на завод и обратно, конкретно короткий участок подземного перехода. Люди там ходили редко, зато сидел гитарист и играл. Поначалу Пятнадцатый не обращал на него внимания, тем более, что играл он плохо, порой у него лопались струны, гитара стонала и выла, но со временем андроид стал замедлять шаги, проходя мимо: игра гитариста заметно улучшилась, звук перестал плавать, переходы стали четкими, ритм не сбивался. Гитара начинала петь. Одевался музыкант просто - ботинки из потертой замши, брюки, куртка с капюшоном, постоянно глубоко надвинутым на лицо, однако открытые кисти рук не были руками человека. В неярком свете ламп на пальцах поблескивал металл.
Робот? Но Пятнадцатый не слышал о роботах-музыкантах.
Новая модель?
Однажды он спросил об этом Соколова. Пашка покачал головой:
- Таких еще не придумали.
Пятнадцатый записал бы мелодии, которые играл в переходе гитарист, если бы в него встроили микрофон, но увы, разработчики позаботились лишь о записи видео без звука, к тому же видео писалось в черно-белом формате, а что касается угла съемки, то камера была встроена не очень удачно.
Андроид позволял себе задерживаться в переходе, гитарист с удовольствием играл для единственного слушателя. Некоторые вещи он уже исполнял мастерски. Музыкант и слушатель ни разу не обменялись словами, но Пятнадцатый был убежден, что в переходе играет робот - металл явственно блестел на пальцах и ладонях.
Поскольку Пятнадцатый после остановки в переходе изрядно добавлял скорость, то никуда не опаздывал, и ни у кого не возникала мысль, что андроид где-то теряет время.
По пути он анализировал музыку. Было в ней нечто привлекательное, какая-то логика, связность, стройность. Лучше всего этот ряд понятий обобщало слово "гармония".
- Существует ли программа игры на гитаре для андроида? - задал вопрос Пятнадцатый, зайдя в ВЦ и обнаружив там одного начальника.
- Спятил, - уверенно сказал Соколов. - Внеплановое ТО тебя вылечит.
Пашка так шутил. Пятнадцатый это знал, поэтому ждал ответа.
- Кому в голову придет написать такую программу? - вздохнул Соколов. - Вы же струны перервете и гитары переломаете. Ты вон давеча свинцовый контейнер при разгрузке продавил.
- Контейнер падал, я его поймал, - ответил робот. - В противном случае он задавил бы Никифорова.
- А тому вообще нечего было делать на разгрузочной площадке! - рявкнул Пашка. - В следующий раз гони его в шею. Тоже мне, спаситель человечества.
- Робот не может причинить человеку вред. Робот не может допустить, чтобы человеку был нанесен вред...
- Пятнадцатый, не будь занудой, - Соколов демонстративно уселся за свою БЭВМ. - Сходи лучше в бухгалтерию, спроси, что там по поводу счета-фактуры.
Поскольку локальные вопросы Пашка предпочитал решать по внутреннему телефону, его фразу следовало понимать так: "Сходи в бухгалтерию, им надо куда-то отнести счет". Пятнадцатый пошел и оказался загружен курьерской работой.
На завод его отправили только через неделю.
Как всегда, Пятнадцатый остановился послушать гитариста. Тот начал было играть какую-то мелодию, потом внезапно оборвал перебор, встал и упаковал гитару в чехол.
- Много сегодня заработал, кореш? - раздался голос.
Пятнадцатый повернулся - перекрывая оба выхода, стояли четверо.
Низкий ровный голос из-под капюшона ответил:
- Я не собираю деньги.
- Тогда дай гитарку на вечер поиграть, - ухмыльнулся второй из четверки, протягивая руку к инструменту.
Пятнадцатый развернулся с намерением спросить, что происходит, но ему нетерпеливо сказали:
- Топай отсюда, железка. Если хоть одного из нас заденешь - разберут на составляющие. И тебя, - обратились к музыканту, - тоже это касается. Вали отсюда, а гитарку оставь.
- Я не робот!
Рука, завершающаяся металлическим кулаком, нанесла молниеносный удар в челюсть стоящему ближе всех грабителю. Раздался неприятный хруст, тот упал. Второй удар отшвырнул того, кто тянул руки к инструменту.
- Атас! - двое бросились к выходу.
Следом, потирая плечо, метнулся третий. Четвертый остался лежать.
- Плохо дело, - наклонился к нему гитарист и сдвинул капюшон с головы, открыв затылок с аккуратной стрижкой и щеку. Через щеку шел глубокий шрам, напомнивший андроиду отпечаток витого кабеля. - Драться-то мне нельзя.
Он выпрямился. Перед Пятнадцатым стоял мужчина, сильно изуродованный этим шрамом и рубцами от ожога.
- Я ему, кажется, челюсть сломал, - продолжал гитарист, - к тому же он ударился головой. Ох, плохо дело. Можешь мне помочь?
- Могу, - реакции Пятнадцатого почему-то были сильно заторможены.
Человек бы сказал, что это от удивления, но может ли удивиться машина?
- Подними его, отнесем в больницу, - гитарист вздохнул. - Влип я.
Андроид поднял грабителя, понес.
- По какой причине влипли? - спросил Пятнадцатый. - Их было четверо, вы защищались.
- Четверо, да без оружия. Предел необходимой обороны, черт бы его побрал, - проговорил музыкант. - Мне драться нельзя, видишь? - он протянул руку, не занятую гитарой, на яркий свет: они выходили из перехода.
Титановый сплав с сервоприводом. Не рука - живой кастет, и вторая кисть такая же. Понятно, почему вначале струны лопались при попытке играть: музыкант не умел рассчитывать силу.
- Я мог бы сказать, что нашел его в переходе, - сказал Пятнадцатый, обдумав ситуацию.
Резко остановившись, гитарист посмотрел на него с надеждой и благодарностью, однако спустя минуту покачал головой.
- Нет, все равно найдут, - обреченно произнес мужчина. - Идем вместе. Как к тебе обращаться?
- Пятнадцатый, - сказал андроид.
- А я Андрей, - назвался гитарист.
Спустя два дня в институт пришел мужчина в штатском, зато с красным удостоверением, и попросил записи с камеры андроида. Начальник ВЦ привел Пятнадцатого, снял блок карт памяти, подключил к ЭВМ. Совместными усилиями Соколов и человек в штатском, представившийся капитаном Денисовым, нашли карту с нужным фрагментом. Денисов просмотрел его несколько раз, недовольно щурясь, затем попросил дать карту под расписку и, пока Соколов возился с техникой, обратился к андроиду.
- Давно ты знаешь Мезенцева Андрея Георгиевича?
- Не знаю такого, - честно ответил андроид, за долю секунды обработав свою базу данных.
- Мезенцев? Андрей? - вдруг отвлекся Пашка. - Гитарист, который года три назад на машине разбился? Елки-палки, я на его концерты ходил! Вот виртуоз был, сказочные аранжировки для гитары делал.
- Почему "был"? - удивился Денисов, вытаскивая из внутреннего кармана пиджака фотографию.
Со снимка на Пятнадцатого смотрело знакомое лицо со шрамом и ожогами. "А я Андрей".
- Да, я видел этого человека, - сказал Пятнадцатый, - он играл на гитаре в подземном переходе между Строительным переулком и Заводским шоссе.
- Ух ты, живой! - воскликнул темпераментный Пашка. - Отчего он не выступает?
- Потому что ему руки раздробило, - пояснил Денисов, - поставили титановые протезы.
Пятнадцатый не отрываясь смотрел на экран, где проигрывался зацикленный кусок видео. Запись велась под таким углом, что было непонятно, чья рука нанесла удар: молниеносный взмах - и человек отлетает в сторону. Другой взмах отшвыривает второго. Робот медленно перевел взгляд на свои руки. Пальцы блестели в ярком свете. Тоже титановый сплав.
- Что он в переходе делал? - допытывался Пашка.
- Играл, тренировался: в квартире маленький ребенок, не пошумишь. Ну и доигрался, - Денисов улыбнулся своему каламбуру, - ударил человека в переходе. Итог - черепно-мозговая со всеми вытекающими, пострадавший, когда очнулся, написал заявление.
- Их было четверо, - сказал Пятнадцатый.
Ему вспомнились гитарные переборы так явно, словно он прокрутил их в записи.
- Они ему не угрожали, - заметил Денисов и повернулся к Соколову: - Павел Александрович, я забираю карту.
И тогда Пятнадцатый сказал:
- Человека в переходе ударил я.
Соколов не находил себе места: раздражался, наделал ошибок в последовательности команд, наорал на лаборанта. Накануне он трижды проверил системы и программы Пятнадцатого. Не было сбоя, не мог андроид ударить человека, но Пятнадцатый упорно твердил, что бил он. Мезенцев на допросах молчал. Пашка всей душой сочувствовал музыканту, понимая, что от четверых в подземном переходе добра не жди, в то же время он искренне жалел Пятнадцатого: робот, намеренно причинивший человеку вред, подлежал уничтожению. На перепрограммирование не надеялись.
Не было сбоя - значит, андроид действовал по своему усмотрению. Значит, нашел обход главных директив. Значит...
Зазвонил телефон.
- ВЦ, Соколов! - крикнул в трубку Пашка.
- Капитан Денисов, - ответила трубка. - Я по поводу заключения.
- Отдайте независимому эксперту, - недовольно сказал Соколов.
- Павел Александрович, дорогой, - зажурчал Денисов, - нет в нашем городе экспертов по робототехнике, кроме вас и вашего заместителя. Делайте заключение, сроки горят.
- Ты не бил, - сказал Соколов, - я знаю, что ты не бил.
- Их было четверо, - проговорил Пятнадцатый, - они хотели отнять гитару.
- Дурак, - подвел итог Пашка и отдал роботу конверт с заключением. - Искусственный недоинтеллект... черт. Отнеси документы в Следственный отдел капитану Денисову.
Через месяц по решению суда Пятнадцатого с отключенными системами отправили на стенд для полного разбора. А еще через две недели в зале консерватории состоялся первый после аварии концерт гитариста-виртуоза Андрея Мезенцева.