Орлов Александр Леонидович : другие произведения.

Методика измерения социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

  

Орлов А.Л., психолог, научный исследователь

orlov.sash@gmail.com

METHOD OF MEASUREMENT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION FIRST-YEAR STUDENTS

Aleksander ORLOV

psychologist, researcher

   Аннотация. В реферате описывается методика измерения социально-психологической адаптации студентов первого курса, которая проводится групповым методом исследования, позволяет выявить студентов, предположительно нуждающихся в психологической помощи.
   Annotation. Abstract describes the method for measuring the socio-psychological adaptation of first-year students. conducted students who are expected to need psychological help.
  
   Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптация студентов, скрининговые методы, психологическое тестирование, психологическая помощь, социально-психологическая служба.
   Keywords. Psychosocial adaptation, adaptation of students, screening methods, psychological testing, psychological support, psychosocial service.
  
  
  
   Перед социально-педагогической и психологической службой вуза стоит ответственная задача - психологическое сопровождение участников учебного процесса, наиболее массовой группой которых являются обучающиеся (студенты).
   Одна из задач службы - необходимость отслеживать уровень социально-психологической адаптации студентов первого курса и способствовать ее улучшению.
   Нами разработана и описана (Орлов А.Л., Червякова Е.Ю., 2008) методика группового измерения социально-психологической адаптации учащихся 6-7-х классов под названием "Мониторинг социального и психологического благополучия" (МСПБ). На базе МСПБ в 2012-2016гг. создана методика "Скрининг социально-психологической адаптации студентов первого курса" (ССПА).
  
   Назначение методики. ССПА позволяет подойти к одной из важнейших задач в работе социально-педагогической и психологической службы учреждения образования: раннему выявлению учащихся с социально-психологическими проблемами. На практике обучаемые со скрытым или неявным социально-психологическими неблагополучием попадают в поле зрения специалистов СППС со значительным опозданием, нередко - после совершения деликта. ССПА позволяет сократить время на реализацию этой задачи, получить больше достоверной психодиагностической информации за один подход.
  
   Описание методики. Методика ССПА предназначена для группового обследования студенческих учебных групп и позволяет обнаружить студентов с низким уровнем социально-психологической адаптации. ССПА представляет собой анкету, отпечатанную способом полноцветной печати на одной стороне листа формата А4. Анкета состоит из социально-психологического блока, в который входит 9 пунктов (вопросы и задания). В данном блоке исследуется уровень психологического комфорта, депрессивные тенденции, мотивация к обучению, структура ценностей, взаимодействие и атмосфера в группе. Дополнительно к анкете прилагается опросник "Д-шкала" (Орлов А.Л., Червякова Е.Ю., 2008). Анкета может содержать дополнительный блок: измерение социальных установок и социальной активности; этот блок включается в анкету по решению администрации вуза.
  
   Методика проведения ССПА и обработка данных. Обследование проводится групповым методом и занимает около 30 мин. Первичные данные кодируются и в цифровом виде вносятся в таблицы Excel. Результаты групп, факультетов обрабатываются методами описательной статистики (средние значения, стандартное отклонение, разбиение диапазона данных на интервалы).
   Изложенный материал поможет практическим психологам применить на практике данную методику для более эффективного решения задач, возложенных на СППС вуза.
  
   Настоящим подтверждаются исключительные авторские права создателя методики "Скрининг социально-психологической адаптации студентов первого курса" (сокращ.название ССПА) Орлова Александра Леонидовича (г.Минск), 2016 г.

(C) Орлов, А.Л. 2016

  
   Примечание:
1. Любая часть данной статьи может быть процитирована только при условии указания названия этой статьи и ее автора со ссылкой на адрес статьи в сети Интернет.
2. Текст статьи опубликован в сети Интернет 02.02.2017г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"