Орлов Александр Сергеевич : другие произведения.

Небольшая статья о становлениии заамурского округа Окпс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Охранная стража КВЖД и Заамурский округ ОКПС

в 1897-1907гг.

   Часть 1. Охранная стража КВЖД
   Глава 1. Учреждение Оранной стражи КВЖД
  
   Конфигурация юга - восточной границы Российского государства имела форму внутреннего прогиба, что значительно увеличивало дистанцию между Приморьем и Центральной Россией. Территорией, вклинившейся между российскими регионами, была Маньчжурия. В случае войны возникала опасность потери Россией Приамурья и Приморья. Захват противником территории в излучине Амура и Уссури при отсутствии путей сообщения севернее реки отрезал владения России на востоке и ставил их в критическое положение.
   Для изменения создавшегося положения необходимо было преодолеть обособленность дальневосточных районов. В феврале 1891 г. Александр III утвердил решение Совета министров "О строительстве сплошной через всю Сибирь железной дороги" от Челябинска до Владивостока. Железнодорожный транспорт стал важным рычагом реализации геополитических интересов России на Дальнем Востоке. Строительство Россией железной дороги через Маньчжурию связано с прокладкой Транссибирской железнодорожной магистрали. Произведенные в 1894 г. изыскания свидетельствовали о больших технических трудностях в условиях сурового климата и горного рельефа по трассе от Сретенска до Хабаровска. В 1895 г. С.Ю. Витте внес на рассмотрение Государственного Совета проект, в котором речь шла о приобретении концессии на строительство железной дороги через Маньчжурию и об аренде незамерзающего морского порта на территории Кореи или Китая. "Маньчжурский проект" поддержало большинство членов Государственного Совета. В результате переговоров министра финансов России С.Ю. Витте и министра иностранных дел Б.А. Лобанова - Ростовского с главой правителя Цинской империи Ли Хуанчжаном 22 мая 1896 г. был подписан секретный русско-китайский договор, устанавливавший военный союз России с Китаем. Согласно договору Россия получала право на использование в случае военной необходимости китайских портов, а также на постройку железной дороги через Маньчжурию во Владивосток с разрешением перевозки по ней русских войск. Официально строительство КВЖД, начатое 16 августа 1897 г., практически превращало Маньчжурию в сферу русского влияния, что приводило к значительному изменению баланса сил на Дальнем Востоке. Это вызвало усиление соперничества держав в регионе.14 ноября 1897 г. Германия явочным порядком оккупировала бухту Цзяо-чжоу. В начале декабря 1897 г. Николай II приказал русской эскадре войти в Порт - Артур и Даляньвань, опасаясь захвата гаваней Англией. 6 марта 1897 г. Германия подписала с Китаем договор об аренде Цзяочжоу на 99 лет и концессиях в Шаньдуне, а 15 марта Россия заключила с Китаем конвенцию об аренде Ляодунского полуострова на 25 лет и распространении концессии Общества КВЖД на соединительную ветку до Даляньваня и Порт - Артура.
   Необходимость контроля над КВЖД вынуждала Россию содержать свои войска на этой территории. Кроме того, опасность представляли маньчжурские разбойники -- хунхузы (разоренные крестьяне и ремесленники, беглые солдаты, старатели и т.п.). Их банды насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Они облагали данью заводы, подпольные игорные дома, богатых китайцев, грабили обозы и население. За распределение "районов действий" происходили сражения между бандами. Хунхузы нападали на деревни и города Маньчжурии, охранявшиеся правительственными войсками.
   10 мая 1897 г. на заседании Правления Общества КВЖД было принято решение: "Учредить для КВЖД особую Охранную стражу, укомплектовать её вольнонаёмными чинами запаса армии". Формирование этих частей было поручено командиру 4-го Закаспийского стрелкового батальона, полковнику А.А. Гернгроссу с назначением его главным начальником Охранной стражи.
   В охранную стражу КВЖД набирали добровольцев из отставных военных или якобы вышедших в отставку, так как непосредственно военных на Восточно-Китайской железной дороге держать было невозможно (Юридически договор на постройку дороги исключал возможность ввода в Маньчжурию русских регулярных войск). Офицеров набирали на добровольных началах из армейских, казачьих и пограничных частей, которые "временно как бы вышли в отставку". При переводе они сохраняли права действительной государственной службы, причем они продолжали числиться в списках своих частей, несмотря на зачисление в запас, и имели право вернуться в свои части, даже сверх вакансии. Служба в охранной страже засчитывалась как действительная и отличалась целым рядом льгот. Например, выслуга лет засчитывалась, как два дня за три.
   Охрана КВЖД строилась по принципу войск Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС). Сотни Охранной стражи в службе и в повседневной жизни должны были руководствоваться соответствующими воинскими уставами. Начальник стражи был приравнен в правах к командиру бригады ОКПС, командир сотни (роты) - к командиру отдела, мл. офицер - к командиру отряда, урядник - к вахмистру.
   Чины охранной стражи имели российское обмундирование, но погоны и знаки различия у них отсутствовали. Имелись лишь кокарды и знаки в петлицах с изображением дракона. Дракон штамповался и на бляхе ремня.
   Первоначально было сформировано пять конных сотен: одна - из Терского казачьего войска, две - из Кубанского, одна - из Оренбургского и одна сотня смешанного состава из Оренбургцев и запасных чинов Закаспийских стрелковых батальонов, общей численностью 711 человек. Поскольку выяснилось, что имевшейся Охранной стражи недостаточно, ее состав было решено довести до 2 тысяч человек. В октябре 1897 г. началось формирование новых десяти сотен, общей численностью 1390 человек. В их состав вошли: одна - Терская, две -- Кубанских, три - Донских, три - Оренбургских и одна -- Уральская казачья сотня. Усиление Охранной стражи продолжалось по мере развития строительных работ. Согласно указу императора от 22 октября 1898 г. Охранную стражу увеличили до 5 тыс. чел. Была сформирована рота в 250 человек из чинов Приамурского военного округа. В 1899 г. в Маньчжурию прибыло еще три эшелона Охранной стражи, что увеличило ее состав на семь рот и четыре сотни.
   К 1900 году охранная стража КВЖД (со штабом в Харбине) составляла:
  -- Штаб
  -- Конвой Главного Начальника Охранной стражи КВЖД
  -- 8 рот (две тысячи штыков)
  -- 19 сотен (две тысячи штыков)
   Таким образом, общая численность стражи достигла 66 офицеров, 4858 нижних чинов и 10 гражданских чиновников. Штаб Охранной стражи был расположен в Харбине.
   Китайская Восточная железная дорога, имеет своим центром Харбин на реке Сунгари, расходится от него по Манчжурии в три стороны: на юг -- в Порт-Артур и Дальний (909 верст); на восток -- к Владивостоку, до станции Пограничной (511 верст); на запад -- к Забайкалью, до станции Манчжурия (876 верст). Всего со всеми ветками и подъездными путями дорога составляет 2400 верст.
   Вся стража делилась на "линии" соответственно участкам дороги: Сунгарийская линия - начальник полковник Петр Николаевич Денисов со штабом на ст. Имяньпо, Аргунская линия - начальник полковник Андрей Федорович Зубковский со штабом на ст. Фуляэрди, Порт - Артурская линия начальник линии полковник Павел Иванович Мищенко со штабом на ст.Телин.
   С разрастанием масштабов восстания в Китае в Приамурском военном округе 12 июня 1900 г. была объявлена мобилизация. Для увеличения личного состава Охранной стражи КВЖД 2 июня 1900 г. министр финансов С.Ю. Витте вышел с предложением увеличить состав стражи до 6 тысяч человек, а уже 16 июня -- до 7 тысяч человек. Но и этого было недостаточно, так как помимо гарнизонов для охраны дороги требовалось сформировать еще особые резервы, которые могли бы использоваться в случае осложнений в полосе отчуждения. Поэтому 22 июня Николай II разрешил довести численность стражи до 11 тысяч человек.
   Для пополнения стражи предполагалось сформировать 15 казачьих сотен в составе 2068 человек в казачьих войсках Европейской России. Однако военный министр запретил набор людей из-за уменьшения их численности. По просьбе министра финансов С.Ю. Витте, о содействии в наборе 3 тысяч человек (в том числе 500 артиллеристов) из числа солдат, подлежавших переводу в запас, он предложил "выбрать 750 пехотинцев и 200 артиллеристов из войск Московского и 1750 пехотинцев и 300 артиллеристов из войск Киевского военных округов". Но вследствие необходимости учреждения при Охранной страже горной артиллерии С.Ю. Витте "испросил разрешения" произвести набор 250 артиллеристов на тех же основаниях из горных батарей Кавказского и Одесского военных округов, поскольку "в Киевском военном округе имеется небольшое количество горных артиллерийских частей, а в Московском их вовсе нет". Кроме того, для ускорения формирования новых частей стражи он просил "отпустить из охотников Приамурских войск 1000 чел. для немедленной отправки в охрану с тем, чтобы служба в охране им засчитывалась в срок обязательной службы". Но так как в Приамурском округе была объявлена мобилизация, набор добровольцев в Охранную стражу разрешалось провести в Сибирском военном округе. Тогда же для усиления Охранной стражи С.Ю. Витте (с разрешения Николая II) откомандировал в Маньчжурию 500 нижних чинов и 20 офицеров - добровольцев из числа Пограничной стражи.
  
   Глава 2. Боксерское восстание.
  
   Приамурский генерал - губернатор Н.И. Гродеков предупреждал, что постройка Южной ветки "лишит целый класс местного населения значительных заработков от извозного промысла до содержания постоялых дворов". Кроме того, население не желало уступать своих земель под строительство железной дороги. В условиях перенаселенности этот вопрос особенно остро встал в Южной Маньчжурии. Отчуждение земель для КВЖД обездолило тысячи семейств.
   Постройку железной дороги китайцы стали считать началом конца Маньчжурии, как части Китая. В Охранной страже КВЖД они видели русскую вооружённую силу, предназначенную для захвата Маньчжурии. Маньчжурские власти считали, что за Порт - Артуром последует захват и всей Маньчжурии, а затем китайская администрация будет заменена русской и лишится обеспеченного существования. Проникновение европейцев в Китай, нарушившее вековой уклад его жизни, проведение железных дорог и занятие китайских территорий вызвали движение против иностранцев, охватившее как народные массы, так и правящие круги. Организатором этого движения выступило религиозное общество "Ихэтуань". Программными требованиями "ихэтуаней" были: освобождение страны от иностранного присутствия, борьба с христианской церковью, поддержка Цинской императорской династии. Восстание вспыхнуло в провинции Шаньдун, а затем стало распространяться на другие провинции -- Чжили, Шаньси и Маньчжурию.
   В июне 1900 г. волнения распространились на район КВЖД. Население стало нападать на Охранную стражу КВЖД, русских служащих, разрушать дорогу. Китайское правительство вступило в сговор с руководителями повстанцев и 21 июня 1900 г. заявило о состоянии войны со всеми странами, чьи войска в то время находились на территории Китая. В Манчжурии главным врагом были объявлены русские, которые были представлены охранной стражей и гарнизонами в Порт-Артуре и Дальнем. Отряды стражи начали концентрироваться в районах, имевших важное оперативно-тактическое значение. Одновременно осуществлялась эвакуация гражданского персонала КВЖД и вывоз наиболее ценного имущества, так что отход, как правило, начинался после короткой стычкой с повстанцами. На Западной ветви отступление велось от Цицикара через Хинганский перевал к Забайкалью, на Восточной -- от Шитоухэцзы к Приамурью, на Южной ветке -- от Ляояна к Порт - Артуру и Дальнему
   Практически на всем маршруте движения охранная стража была вынуждена вести бои. 22, 23 и 24 июня, возле 13-ярусной Белой башни г. Ляояна, в чумных железнодорожных бараках был осажден китайскими войсками и боксерами отряд полковника Мищенко П.И., состоявший из 104 служащих с семьями и 200 охранников. Три дня отстреливались охранники от китайцев, которые бомбардировали железнодорожные бараки пулями и гранатами. Железнодорожные служащие, их жены и дети были посажены в погреба и из них двое были убиты. Из охранников 9 человек убито, 5 ранено. Из 90 лошадей осталось 32 живых. Похоронив убитых, в ночь на 25 июня, полковник Мищенко вышел из бараков со всем отрядом, обманул бдительность китайских войск обходным движением и благополучно пробрался в Аньшаньчжань. По пути он встретил штабс-капитана Страхова В.М., который во главе 3-й сотни (состоящей из кубанских казаков) спешил к нему на помощь из Инкоу. После четырехдневного отдыха отряд продолжил движения и вышел к с.Хайчен, где был усилен ротой 7-го Восточно-Сибирского полка, получил боеприпасы и продовольствие. Хайчен к этому времени был занят китайцами и во второй половине дня отряд атаковал станцию и, потеряв 3 человека убитыми и 5 ранеными, взял станцию. На следующий день на станцию прибыли поезда и отряд получил приказ продолжить отход на юг, на станцию Дашицяо. За время отхода отряд потерял 18 человек убитыми, 28 ранеными и 6 потерявшими без вести.
   23 июня китайцы напали на с. Телин, где под командой штабс-капитана С.А. Ржевуцкого командира 16 сотни, около 200 стражников, примерно 200 железнодорожных служащих и более 250 китайцев - христиан. В течение двух дней стражники отбивали атаки врага, надеясь на помощь из Сукдена, но, узнав об отходе отряда п-ка Мищенко, штабс-капитан Ржевуцкий С.А. принял решение отходить на север в г. Харбин. В ночь на 25 июня отряд оставил станцию и направился на север вдоль железной дороги. Утром к отряду присоединилась еще одна сотня охранной стражи. Во второй половине дня китайцы атаковали отряд, но были отбиты. Ржевуцкий С.А. приказал бросить часть обоза и ускорить движение. 27 июня отряд вышел к с. Шуан-Мао-Дзи, где в его состав вошли еще 30 стражников. Во второй половине дня отряд подвергся атаке противника. Отбив атаку, отряд продолжил движение. На следующей день у д. Мяозгоу отряд снова был атакован китайцами. 2 июля отряд выбил противника из с. Чунь-Чунь. 11 июля отряд прибыл в Харбин, потеряв 10 человек убитыми и 31 ранеными.
   23 июня 1900 года на станции Шахэ отличились: машинист Чухрый, техник Диденко и охранный унтер-офицер Падалка.
   Ha этой станции 18 человек охраны и железнодорожных служащих были окружены скопищем в 200 человек разъяренных боксеров. Железнодорожники и охранники, под командою Падалки, засели в казарме и стали отстреливаться. Наконец, патроны у русских начали истощаться. Свирепые боксеры обложили казарму соломой и зажгли. В последнюю минуту раздался свисток паровоза, быстро подкатившего к станции. Это пришло подкрепление в 7 человек: машинист Чухрый, техник Диденко и 5 охранников, которые открыли такой отчаянный огонь и так заорали ура, что боксеры оторопели. Унтер-офицер Падалка и все осажденные выскочили из пылавшей казармы, пробились через толпу боксеров, сели на паровоз и благополучно укатили. Боксеры бросились в погоню, но не догнали. В этой схватке храбрый машинист Чухрый был тяжело ранен в голову и плечо, но не оставил машины и увез всех людей. 3 охранника было ранено, 6 обожжено.
   Пока сообщение по реке Сунгари не было прервано, удалось эвакуировать из Харбина женщин и детей и тех железнодорожных служащих, которые сопровождали денежную отчетность. К концу июня 1900 г. китайцы овладели всей линией за исключением Харбина, Восточного отделения дороги от р. Мудандзян до ст. Пограничной и на юге -- от Инкоу до Порт - Артура.
   10 июля китайцы атаковали г. Харбин, но были отбиты. К исходу 12 июля против Харбина было сконцентрировано около 8 тысяч китайцев с шестью пушками. Генерал-майор Гернгросс А.А. также не терял времени. К исходу 12 июля в Харбине было сконцентрировано восемь рот и двенадцать сотен охранной стражи, а также из местных полицейских, пожарных, музыкантов, добровольцев и рабочих и служащих дороги была сформирована еще одна рота. Общая численность защитников составила 3300 человек. 13 июля, переправившись через р. Сунгари, китайцы атаковали Харбин с востока, но выдвижение противника была своевременно выявлено разведкой и на угрожающее направление переброшены резервы с других направлений, в результате чего стражники не только выдержали удар, но и нанесли удар противнику во фланг. Было захвачено два орудия и зарядные ящики. Вечером в Харбин прибыли поезда, доставивших в Харбин стражников с дальних постов, железнодорожных рабочих, служащих, членов их семей и наиболее ценное имущество. 16 июля китайцы снова предприняли попытку взять город штурмом, но и он не увенчалось успехом. Осада Харбина закончилась 21 июля с прибытием на пароходах из Хабаровска отряда генерала В.В. Сахарова.
   Восстание ихэтуаней было подавлено совместной военной экспедицией восьми держав (России, Англии, Германии, Австро_Венгрии, Франции, Японии, США и Италии). Наступление русских войск в Маньчжурии осуществлялось по пяти направлениям. Китайцы, сосредоточив в районе г. Сахаляна более 9 тыс. войск с артиллерией, 2 июля начали обстрел Благовещенска. Из Сретенска и Хабаровска на судах по Амуру были посланы на выручку отряды русских, которые разгромили 22 июля при Айгуне осаждавшие Благовещенск войска.
   Сформированный в Забайкалье отряд полковника Н.А. Орлова перешел границу 13 июля и вдоль железной дороги двигался на Цицикар, туда же после деблокады Благовещенска был направлен отряд полковника П.К. Ренненкампфа. Войска под командованием генерал-майора Айгустова начали наступление 15 июля со стороны Приморья на Нингуту. К боевым действиям со стороны Ляодуна подключились войска Южно-Маньчжурского отряда под командованием генерал-майора Флейшера, перед которым ставилась задача наступать на
   Ляоян и Мукден.
   Главные силы повстанцев были разгромлены, контроль над КВЖД был восстановлен. 7 сентября 1900 г. китайское правительство издало указ, предписывавший местным властям бороться с повстанцами. Все основные районы Манчжурии были взяты под контроль российскими войсками. Бойцы Охранной стражи вошли в состав различных подразделений русских войск. К 20 августа магистраль КВЖД на протяжении 1380 верст была освобождена от восставших; 23 сентября завершилось освобождение Южной ветки дороги. Все основные районы Маньчжурии были взяты под контроль российскими войсками. Строители и Охранная стража вернулись к исполнению своих прямых обязанностей. Местные жители, состоявшие в рядах войск, разошлись по домам. Пришлое население и остатки разбитых китайских войск пополнили банды хунхузов. Задача по уничтожению этих отрядов вблизи железной дороги легла на подразделения Охранной стражи как самостоятельно, так и во
   взаимодействии с регулярными русскими войсками. Карательные экспедиции против повстанцев продолжались до 1902 г..
   За время подавление восстания 3 офицера были удостоены ордена св. Георгия, один офицер награжден Золотой (Георгиевской) саблей, 417 нижних чинов - Знаками отличия Военного ордена, 5 офицеров и 97 нижних чинов погибло, 44 нижних чина пропало без вести, 7 офицеров и свыше 200 нижних чинов получили ранения.
  
   Глава 3. Георгиевские кавалеры Охранной стражи КВЖД.
  
      -- Главный начальник Охранной стражи КВЖД генерал-майор Александр Алексеевич Гернгрос -  за умелое командование войсками был награжден орденом св. Георгия 4-й степени.
      -- Начальник Порт-артурской линии Охранной стражи КВЖД полковник Павел Иванович Мищенко - за организацию отхода был награжден орденом св. Георгия 4-й степени.
      -- Командир 16-й сотни Охранной стражи КВЖД штабс-капитан Степан Андреевич Ржевуцкий - за организацию отхода был награжден орденом св. Георгия 4-й степени.
      -- Начальник Аргунской линии Охранной стражи КВЖД полковник Андрей Федорович Зубковский - награжден Георгиевским (Золотым) оружием.
  
   9 января 1901 г. вышел Указ:
   "Государь Император соблаговолил в 4-й день декабря 1900 года даровать охранной страже Китайской Восточной железной дороги форму обмундирования Отдельного корпуса пограничной стражи.
В непрестанной заботливости своей о дальнейшем благоустройстве охранной стражи в 9-й день сего января Высочайше повелеть соизволил.
1. Причислить упомянутую охранную стражу к Отдельному корпусу пограничной стражи, образовав из нее в составе сего корпуса особый округ.
2. Установить для частей сего округа организацию, подобную существующей в Отдельном корпусе пограничной стражи, и комплектовать их на одинаковых с
названным корпусом основаниях.
   3. Содержание охранной стражи оставить на обязанности Общества Китайской Восточной железной дороги, согласно его Уставу, но с тем, чтобы при разрешении правлением сего Общества вопросов, до охранной стражи относящихся, в заседаниях правления принимали участие высшие чины Отдельного корпуса пограничной стражи по назначению министра финансов"
  
10 февраля 1902 г. командующий Приамурском округом издал приказ по итогам войны, который гласил:
"При возникновении в 1900 году беспорядков в Маньчжурии на долю бывшей охранной стражи Китайско-Восточной железной дороги выпало принять на себя первый напор превосходящих сил неприятеля. Разбросанная небольшими частями на огромном пространстве, она мужественно охраняла вверенную ей дорогу и грудью прикрыла сбор в безопасные места русских людей, работавших на дороге.
Стойкости и мужеству, проявленным охранной стражей при обороне Харбина, мы обязаны, что этот важный пункт остался в наших руках. В течение всего дальнейшего периода военных действий охрана, идя рядом с полевыми войсками, делила с ними боевые труды и способствовала всем дальнейшим успехам. Труды и заслуги охранной стражи свидетельствуются ее потерями и наградами. Трое офицеров награждены Георгиевскими крестами, а 417 нижних чинов украсились знаками отличия Военного ордена.
Уверен, что славные боевые традиции охранной стражи, как наследство молодому Заамурскому округу пограничной стражи, уже восприняты последним и послужат твердым основанием будущих его успехов на Дальнем Востоке"

Первым начальником Заамурского округа ОКПС стал генерал-майор А. А. Гернгросс.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"